14:02 

М-ль Люсиль
Живи, а то хуже будет
А еще мы с gr_gorinich наконец-то добрались до BBCшной телеверсии "Билли Бадда" 1966 года - с Питером Пирсом, первым Виром, для которого, собственно говоря, Бриттен и написал эту оперу (и много чего другого). Как и в случае с устиновским фильмом - оказалось, что эта версия намного лучше, чем я думала. Разумеется, в первую очередь благодаря Пирсу. Он поразителен, конечно, и голос у него изумительный - чистый, свободно льющийся, как будто полностью лишенный ограничений. И при этом поет он не монотонно, не дудит в одну дуду, выезжая только на силе голоса, о нет, в его пении тоже много оттенков - хотя, честно сказать, получающийся у него образ капитана Вира мне не так близок, как, допустим, Вир Дашака или - тут миллион сердец - Вир Лангриджа. Но что любопытно: Пирс - не знаю, сознательно ли, - полностью уходит в своей трактовке образа Вира от темы вины и раскаяния, иногда даже противореча пропеваемому тексту. Его Вир не чувствует себя виноватым ни в прошлом, ни в настоящем, он уверен, что поступил верно, и угрызения совести его не мучают. Он вообще - цельная натура, боевой капитан с орлиным профилем, нет в нем, допустим, нервности и хрупкости Вира-Лангриджа или интеллигентности Вира-Дашака. Но при этом и можно понять, почему команда за него пойдет в огонь и в воду: с таким капитаном и вправду начнешь безоговорочно верить в то, что наше дело правое, победа будет за нами, набьем французам рыла, чтоб они и думать не смели казнить нашего короля. И еще Вир Пирса по-своему очень обаятелен, на него приятно смотреть, не говоря уж о том, как приятно его слушать (что забавно: "старый Вир" в прологе и эпилоге кажется моложе "молодого Вира": паричок с косицей и мундир придают "молодому Виру" прямо-таки старческую солидность, а в халате и с подрезанными волосами он как будто молодеет). И он не вызывает жалости - и не потому, что думаешь злорадно: вот, сам натворил дел, теперь раскаиваешься, да так тебе и надо (привет фильму и капитану в исполнении Устинова), а потому, что он сам ни в чем не раскаивается и не считает, что в чем-то ошибся, так с какой же стати я буду его жалеть?
На youtube лежит эта версия целиком, а я хочу оставить здесь только эпилог в исполнении Пирса (честно скажу: других отдельных отрывков на youtube не нашла, а хоть что-нибудь из этой версии показать надо):



Но в "Билли Бадде", как известно, есть не только капитан Вир, там еще есть сам Билли Бадд, да и каптенармуса Клэггарта не стоит забывать. И вот тут уже начинаются сплошные "да, но". Вот, например, Питер Глоссоп - Билли Бадд. У него сильный и красивый голос, но увы, он периодически начинает "трубить": мол, слушайте, как я сейчас спою вот это и вот это, ух, я молодец. И все же в целом слушать его намного приятнее, чем многих других слышанных-виденных Билли (кроме Самойлова, но Самойлов вообще идеал). Многое ему удается, многое он поет так, как надо, и прощаешь ему какие-то неудачные моменты, чрезмерную форсированность в некоторых местах. А еще у него отличная фигура: он такой стройный, крепкий, ладно сложенный, приятно на него посмотреть... по крайней мере, приятно смотреть именно на его тело. Вот с лицом хуже: он круглолицый, шея у него довольно толстая, и поэтому лицо часто кажется как будто оплывшим. Но в целом - могло быть и хуже. А еще - хе-хе, еще у него в этой версии пейринг с Датчанином. Шучу, конечно, но там такой Датчанин - еще вполне привлекательный, интеллигентный, с косичкой, с - last not least - прекрасным голосом (и играет он тоже здорово), и надо видеть, как в финале первого акта Билли ложится на спину рядом со стоящим на коленях Датчанином - мол, бери меня, я твой, а в конце второго акта Датчанин душераздирающе прощается с Билли, бросается к нему, сжимает его руки, чуть не плача. Правильная у них химия, очень правильная, одобряю. И нужен же Билли хоть какой-то хороший человек в этой истории, потому что ни на Вира, ни на Клэггарта надежды нет. Вир - ну, он вообще дженовый капитан (хотя можно ему что-нибудь сочинить с мистером Редбёрном, но о мистере Редбёрне я еще скажу попозже), а Клэггарт... Клэггарт - это тяжелый случай.
Я смотрела на Майкла Лэнгдона - Клэггарта в этой версии - и думала, что же меня в нем напрягает? И голос у человека есть, хоть он тоже иногда, как и Глоссоп, "трубит", но все же не так монотонен и скучен, как, допустим, Клэггарт в метовской версии, нет, он все же играет голосом, и если его только слушать - это будет, скорее всего, очень приятно. Но его внешность настолько неблагодарна, что это действительно беда. У него абсолютно бабье лицо, да и фигура тоже бабья. И мне он напомнил - я где-то на середине оперы поняла - мою покойную классную руководительницу Инну Ивановну, царствие ей небесное, хорошая была женщина. Но Клэггарт с внешностью пожилой учительницы - это, воля ваша, что-то странное получается. И это притом, что играл он довольно интересно, и Клэггарт у него испытывал влечение к Билли и из-за этого страдал, и все это могло бы производить более сильное впечатление, если б не внешность. И если б не странные идеи режиссера, заставившего Клэггарта, например, перед арией O beauty, o handsomeness, goodness идти по пятам за Билли и угрожающе дудеть: "Handsomely done, handsome indeed", - прям как в ужастике: бу! берегись, Билли, страшный Клэггарт у тебя за спиной! Билли уже и в гамак лег, а Клэггарт прям над ним стоит и продолжает свое: "Handsome, handsome". Неудивительно, что вид у Билли был не слишком довольный: ему спать охота, а как уснешь, когда над тобой поют? Вообще нельзя не посочувствовать матросам в кубрике в ту ночь: сначала там Клэггарт завывал, потом они с Новичком начали разговор на повышенных тонах, а потом еще и Новичок разбудил Билли и они тоже беседовали отнюдь не шепотом, а под конец еще и Датчанин пришел. А тут уже и утро наступило. Никто не выспался, и сдается мне, джентльмены, вот это и была трагедия.
А теперь о мистере Редбёрне. Редчайший случай, джентльмены: в этой версии мистер Редбёрн моложе и мистера Флинта, и мистера Рэтклиффа. Он вообще очень молод и хорош собой (его роль здесь исполнял Джон Ширли-Квирк, как выяснилось - еще один любимый певец Бриттена, ну, после Пирса, естественно, и в профессиональном смысле). И свою маленькую арию о Норе, плавучей республике, он поет с юношеской горячностью, явно принимая все это очень близко к сердцу. И еще забавная деталь: все остальные - и капитан, и Флинт, и Рэтклифф - обуты в сапоги, а вот мистер Редбёрн, щеголь этакий, ходит в чулках и туфлях. Ну и правильно делает, грех скрывать от общественности такие ноги. И вот еще - то, чего мы с gr_gorinich не поняли: после суда над Билли, выговорив свое: "Gentlemen, the court rises", - мистер Редбёрн вынимает свою шпагу из ножен, кладет ее на стол капитана и уходит вместе с Флинтом и Рэтклиффом. Жест очень эффектный, не спорю, но к чему он тут? Есть ли у него какой-то потайной смысл, или это было сделано просто так - именно потому что эффектно выглядит? Не знаю.
Что еще? О хорах надо пару слов сказать. Хоры хорошие, но их, к сожалению, иногда так снимали, что они как будто распадались на отдельные голоса, не хватало мощности там, где мощность была очень нужна (например, после казни Билли, когда общий звук должен угрожающе нарастать - тут не было этого общего звука, не было ожесточенной толпы). Но, например, сцена с шанти была очень хороша - там хор звучал так, как надо, и солисты тоже радовали слух. Дональд, кстати, в этой версии замечательный, обаятельный такой. И как раз в сцене шанти он прям сиял.
И в целом, мне кажется, эту версию стоит смотреть и слушать. Да, она неидеальна, она, можно сказать, специфична во многом, но она лично мне кажется куда крепче и интересней, чем, допустим, относительно свежая глайндборнская постановка (2010 год). Мы с gr_gorinich попробовали ее пересмотреть, но до конца не осилили, потому что а) нельзя столько ржать; б) хоть и ржешь, а все-таки становится скучно. А вот над BBCшной версией и ржать не хочется, и скучно не становится. Зачот ей.
А все-таки самая лучшая существующая видеоверсия - ENOшная. Ну и пусть там Билли подкачал - да и то подкачал чисто внешне, с голосом у него все окей. Зато там Лангридж и Ван Аллан, которые прекрасны по отдельности, а вместе - ну и вовсе ОТП. Чем больше пересматриваю эту версию, тем сильнее убеждаюсь в том, что там каптенармус плюс капитан равно такая-очень-странная-любовь. Вернее, еще не любовь, но предпосылки к любви можно найти и использовать, главное - Билли, не бей каптенармуса кулаком в висок, не надо. Или бей, но не до смерти, а там разберемся.

@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd)

URL
Комментарии
2018-09-06 в 17:09 

gr_gorinich
О! Вот я копалась-копалась со своим оперным постом, и ты меня обогнала. Теперь мне уже не надо писать про Билли Бадда с Пирсом! Потому что все уже написано, и куда подробней, че было бы у меня ) И под всем хочетя подписаться? Единственное забытое: это как режиссер внес в ленту элементы ужастика во время последнего симфонического куска: туман, пустой корабль, ходит по кораблю капитан, и куда б он не пошел, на нго все время с разных точек каптенармус смотрит ))

2018-09-06 в 17:50 

М-ль Люсиль
Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, чего это тебе не надо писать о версии с Пирсом, очень даже надо! Потому что ты наверняка напишешь что-нибудь интересное, так что пиши, пиши, не отлынивай.)) И вообще я твой оперный пост очень жду, среди всего прочего мне очень интересно, что ты напишешь о "Микадо".) Ну и о всевозможных Тосках и Биллях.)
О, ты права, я благополучно забыла о том, что каптенармус наводил ужас не только на Билли, но и на капитана. Точно режиссеру хотелось снять ужастик.:ghost:

URL
2018-09-06 в 19:00 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, вот насчет интересного - вряд ли ) Но все равно пойду сейчас, попишу пост еще немножко. А про Микадо можно сказать только: дайте два! ))

2018-09-06 в 19:40 

М-ль Люсиль
Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, пиши, аффтар, пиши исчо, я к тебе в комменты потом приду, так и будем друг к другу ходить и угорать по кругу.))
А два "Микадо" - это уж чересчур! То есть, скажем так: два Нанки-Пу и две Ям-Ям - это хорошо. Но две Катиши - это же катастрофа. А два Пу-Ба - это экономический и управленческий апокалипсис.)))

URL
2018-09-07 в 18:02 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, пишу-пишу, а оно все не кончается, блин! Много букофф, аффтар ниасилил )) Но когда-нибудь...
Две Катиши - это действительно катастрофа, а вот два Пу-Ба - нет. Они тихо замкнутся друг на друге и и будут друг у друга выманивать деньги за госуслуги, друг с другом язвить и преприятно проводить время: этакие близнецы Зарецкие, только без пистолетов, но с тросточками )

2018-09-07 в 18:32 

М-ль Люсиль
Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а ты, аффтар, разбей пост на две части, например, сразу станет легче.)) Хотя ты основательно пишешь, и видео вырезаешь наверняка, это мне лень подробно все иллюстрировать. Но как бы то ни было - пиши, я его жду.)
Ах, зачем ты мне напомнила о Зарецких? Пойду теперь плакать, что Стасик так и не вернул Татьяну в репертуар, а ведь обещал. Так обидно! И трансляцию золотомасочную так и не слили в сеть. Пусть состав там был не мой любимый, но Зарецкие-то были те же, что и в любимом составе, я бы так хотела увидеть их снова, хнык.((

URL
2018-09-07 в 19:14 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, что я и сделала! Первая часть вон, лежит уже )
Эх, не говори! Татьяны и Зарецких всегда мало.

2018-09-07 в 19:24 

М-ль Люсиль
Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, слушай, ты бы подняла этот оперный пост. А то он почему-то у тебя помечен аж позавчерашним днем, и в ленте его не видно.))
Он крутой, я приду в комменты, только попозже, ладно?) Но здорово, что ты его дописала. Теперь буду ждать вторую часть.)

URL
2018-09-07 в 19:35 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, О. спасибо, подняла. Он у меня случайно выложился позавчера недописанным, ошиблась я кнопкой - ну, я его прикрыла от читателей и допиливала, и он так и остался со старой датой по умолчанию.
Да не к спеху, приходи, когда время будет )

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Черновики и черт

главная