14:13 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
Почти месяц спустя я решила все-таки написать о еще одном увиденном спектакле Королевского Датского балета - программе Giant Steps. Мне удалось зацепить последний прогон шестого апреля - и тем приятнее знать, что лучшие балеты из этой программы я смогу увидеть и в грядущем сезоне. Одного раза мне было мало. Хотя надо признать, что тройчатка Giant Steps была сделана по наилучшему принципу: от худшего к лучшему, от слабого к сильному. Первый балет понравился мне меньше всего - и судя по реакции зала, не только мне: его принимали вежливо, но не так горячо, как другие балеты. Это была Infra Уэйна Макгрегора - балет 2008 года, поставленный Макгрегором под влиянием террористических атак на Лондон в 2007 году. На темном заднике сцены высвечиваются движущиеся фигуры, в кульминационном моменте балета мимо немо рыдающей солистки (Джейми Крэндалл) движется равнодушный кордебалет, в общем, одиночество в замкнутом пространстве, подавленность, страх - вот, наверно, основные идеи этого балета. Танцуют в нем шесть пар, не считая кордебалета, и хоть все участники мне знакомы, всех я люблю, всеми интересуюсь - но даже они не расположили меня к этому балету. Возможно, Infra - это просто not my cup of tea. Я не могу сказать того же о Макгрегоре, его Woolf Works мне понравились, но Infra оставила меня равнодушной. На мой вкус - прошу заметить, я не говорю, что мой вкус безупречен, - в Infra было слишком много очень агрессивной гетеросексуальности в дуэтах. Вернее, даже так - много эротически окрашенной агрессии по отношению к женщинам в гетеросексуальных дуэтах. И эта агрессия была раздражительно однообразна и скучна, даром что сами дуэты, конечно, хореографически отличались друг от друга, да и настроенчески тоже, но в конце концов партнеры снова и снова принимались швырять и ломать своих партнерш и манипулировать ими, как куклами, и меня это в конце концов просто достало. Что еще? Когда на авансцене шесть пар танцуют одновременно, но танцуют каждая свое - очень тяжело смотреть, внимание размывается, пытаешься охватить взглядом всех, в итоге не запоминаешь ничего. Мне понравились - более-менее понравились - сольные вариации Андреаса Коса и Джейми Крэндалл, проблеск женского дуэта Крэндалл и... ой, я забыла, с кем именно, кажется, с Холли Доргер. А вот заключительный дуэт Иды Преториус и Грегори Дина стал антиклимаксом балета: вроде бы все уже было сказано, а они продолжали дотанцовывать-пережевывать одно и то же. Ну, нет, я понимаю, что могла не разглядеть достоинств Infra, что вообще эта вещь не на один просмотр, что это сложный для восприятия балет. Проблема в том, что больше одного раза смотреть мне его не хочется. Так что я совсем не расстраиваюсь из-за того, что в следующем сезоне его не будет.
Вторым номером программы шли Falling Angels Иржи Килиана - балет для восьми танцовщиц, постоянно присутствующих на сцене, на музыку Стива Райха. Я помнила рецензию Евы Киструп на всю программу: она хвалила Infra, а вот Falling Angels считала слабым звеном, - и мы с Киструп опять не сошлись: "Ангелы" показались мне офигительным, а главное - очень освежающим балетом после макгрегоровских выкрутасов. Ноль эротики, ноль агрессии, голый ритм Райха, головокружительно прекрасная, жесткая и насмешливая хореография Килиана. Киструп писала, что килиановский балет выглядит старомодным - вот совсем не согласна, это Infra показалась мне старомодной, с ее чрезмерной агрессивностью и гетероцентризмом. В Falling Angels не было ничего подобного, никаких заигрываний с эротикой - но много заигрываний с танцем и музыкой, легкое поддразнивание, вплетенное в хореографический текст: как будто Килиан дразнил и публику, и танцовщиков, и себя самого. И балет пролетает на одном дыхании: забываешь о времени, глотаешь его как завороженный. Никаких декораций, никаких излишеств, ничего отвлекающего от танца - только черные купальники, женские тела, изумительный свет, изумительная работа всего ансамбля. И при кажущейся акробатичности "Ангелы" были прекрасны именно как танец: неклассический, зверски выматывающий, элегантный, ироничный, очень "килиановский", очаровательный. В то время как Infra, на мой взгляд, гораздо сильнее попахивала акробатикой (все эти манипуляции с женскими телами, в которых было больше чего-то атлетически-циркового, чем балетного). И конечно, весь ансамбль в Falling Angels выкладывался по полной - и все были великолепны, но мне хотелось бы отметить восхитительную Киззи Матиакис, которая сияла и в балете, и на поклонах. Вот прекрасная фотография с нею в Falling Angels. Но я еще раз повторяю - там все были потрясающие: Джи Мин Хон, Лена-Мария Грубер (прелесть, обожаю ее), Киззи, Эми Уотсон, Бригитта Лоуренс, Хизер Данн, Эми Бейл, Каролин Бетанкур.
И зал принимал "Ангелов" намного горячее, чем балет Макгрегора. А в грядущем сезоне Falling Angels войдут в состав all-Kylian программы Silk & Knife 2 - вместе с 27’52”, Sarabande и "Симфонией псалмов". Очень интересно будет посмотреть и пока не знакомые мне килиановские балеты, и уже знакомую "Симфонию псалмов". Я ее видела в БТ - и тогда она на меня не произвела большого впечатления. Но я полагаю, это было не из-за хореографии, а из-за исполнителей. Надеюсь, датчане станцуют это лучше. Одно плохо - пока никак не выходит у меня попасть на эту программу больше одного раза.
А вот на программу Dans2Go в следующем сезоне я планирую попасть минимум два раза - и не в последнюю очередь из-за того, что там снова пройдет Vertical Road Акрама Хана, последний балет в Giant Steps. Это было ошеломительно прекрасно, я готова даже сказать: гениально. Или, по крайней мере, очень близко к гениальности. На фоне белого занавеса встречались одиночка (Себастьян Хейнс) и одиннадцатиглавое кочующее племя (Астрид Эльбо, Вильма Гиглио, Стефани Чен Гундорф, Джи Мин Хон, Альба Надаль, Джонатан Хмеленски, Тобиас Преториус, Лиам Редхед, Гильерме де Менезес, Маклеан Хоппер, Дамир Эмрик), в тишине рассматривали друг друга - вернее, одиночка Хейнс их рассматривал, заходил то с одной, то с другой стороны, а племя было неподвижно. А потом что-то неуловимо изменялось, как будто раскат грома проносился над ними, кочевники резко опускались на одно колено (вот он, этот момент) в клубах взметнувшейся белой пыли - и начинался танец, который я описать не смогу, его видеть надо. Хореография, музыка, свет, исполнители - все были невероятны, все были великолепны. Ансамбль становился то армией, то чудовищным насекомым, то безжалостным механизмом, а Хейнс-одиночка пытался то встроиться в этот ансамбль, то подчинить его, и переходил от отверженности к агрессии - абсолютно не сексуальной, даром что эта агрессия была направлена на женщин из племени чаще, чем на мужчин. Но в том, как он выдергивал их из ансамбля, в том, как он пытался сломить их, пришпилить к земле (придерживая за голову, сдавливая пальцами череп, зажимая рот рукой), - в этом не было именно сексуального насилия, нет, он просто выбирал тех, кто физически слабее, тех, кого он - как ему казалось - может себе подчинить. Но не тут-то было: они сопротивлялись, они вступали с ним в противостояние - и возвращались обратно, к своему племени. А он оставался один, извивался на земле - чувственно, хищно, злобно, не желая ни мужчин, ни женщин, желая только быть с ними, двигаться в их ритме, - и пытался то перенять их движения, то руководить их танцем, но ему не удавалось ни то, ни другое, его отталкивали снова и снова. И в финале все племя уходило за занавес, а Хейнс оставался один и подходил к этому занавесу, прикасался сквозь ткань к протянутым к нему рукам, теням, силуэтам ладоней (вот еще одна иллюстрация), и эти тени уходили все дальше, исчезали, растворялись за занавесом. И он дергал занавес изо всех сил, тот падал вниз, и за ним не было ничего - только тьма и пустота. В пересказе все это звучит невнятно, но в спектакле от этого перехватывало дыхание. И еще дыхание перехватывало от ансамбля - и, конечно, от Себастьяна Хейнса. Он не перестает меня удивлять, он невероятно талантливый мальчик, пластичный, прекрасный, с потрясающе сильным сценическим присутствием. И... ну что там говорить. Я, конечно, пристрастна, у меня к нему слабость. Но он вправду прекрасен - как и прекрасен весь балет Vertical Road: история без истории, внятная и невнятная, сюжетная и бессюжетная, наполненная страстью, упоением, жестокостью, отчаянием и танцем. Одно из лучших моих балетных впечатлений в этом сезоне, а может быть, и вообще - в жизни.
Ну и напоследок - фотография после Vertical Road: а ну, угадайте, с кем обнимается Хейнс? Я предполагаю, что с Гильермо де Менезесом, но на сто процентов не поручусь. Но очень уж хорошо обнимается.

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Sebastian Haynes, Royal Danish Ballet

URL
Комментарии
2017-04-28 в 18:31 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, классный рассказ - то, что надо, очень внятный, зря ты беспокоишься - и фотоилюстрации хороши! Vertical road даже в пересказе звучит крайне соблазнительно - тот самый современный балет, где отсутствие привычного либретто и сюжета заменяет очень внятный смысл действа. Хотела б и я увидеть этот балет, и Килиана тоже. А пожалуй, и слабенькую Инфру тоже, мне все надо! ) Спасибо за рассказ, я его ждала.

2017-04-28 в 18:36 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, на здоровье, рада, что тебе было интересно.)) Наконец-то я закрыла и этот гештальт, а то меня раздражало, что я об этом спектакле так и не написала. Но Инфру все-таки, наверно, не посоветую. Разве что в комплекте со всеми остальными балетами этой программы.)) Vertical Road - это было обалденно, сумасшедший драйв, и Ангелы - тоже очень драйвовый балет.)
Ну и Хейнс - ах, Хейнс меня так порадовал в Vertical Road. Хотя там все были великолепны, чего уж там.

URL
Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Черновики и черт

главная