15:39

Живи, а то хуже будет
Мейнерц у меня совсем завис. Я даже знаю, в чем причина, просто не хочу ее озвучивать публично. Не знаю даже, доведу ли теперь дело до конца. Кое-как сделала маленький отрывок, но с огромными пропусками и без всякого увлечения. Тоска. Никуда я не гожусь.
Сьюз Уолд, с которой Эрик познакомился примерно в 1962 году, незадолго до смерти своей матери, и с годами очень крепко с нею сдружился, вспоминала, что Эрик на самом деле был невероятно тревожным человеком. В одном из постов я уже пересказывала историю о том, как они вместе летали на Ибицу, где Эрик купил дом (когда он его купил - кажется, точно неизвестно, может быть, где-то в начале семидесятых). Сьюз призналась тогда, что боится летать, на что Эрик заявил, что он не боится, и предложил Сьюз держать его за руку - чтоб тоже не бояться. Вот только во время полета Сьюз заметила, что его руки стали совершенно мокрыми от пота. Он был испуган, но прятал страх, и если б Сьюз не держала его за руку в этот момент, то и не догадалась бы, что он так сильно боится.
Мейнерц никак не комментирует этот рассказ Сьюз Уолд, так что можно лишь предполагать, действительно ли Эрик страдал аэрофобией, или просто данный конкретный полет был каким-то нервным, поэтому он и испугался, но постарался спрятать свой страх, чтобы не пугать Сьюз еще сильнее.
Сьюз вспоминала, как Эрик по пути в ресторан выбирал длинные обходные пути, подальше от людей, "просто потому что он не любил идти сквозь толпу". Они прекрасно проводили время вместе, часто не обмениваясь ни единым словом, понимая друг друга молча. А иногда принимались хохотать до упаду. У Эрика было огромное чувство юмора, часто довольно вульгарное, но прекрасно сочетавшееся с "плотоядным дьявольским смехом" - и контрастировавшее с его эфирной внешностью. Еще Сьюз часто казалось, что у Эрика могли бы быть психические отклонения - если бы он не был "человеком искусства" и если бы у него не было возможности существовать на сцене, "по-настоящему присутствовать" на сцене. "Альбрехт, дон Хосе, Ян - это были маски, за которыми он скрывался". И благодаря этим маскам, как считала Сьюз, он мог "проживать" свои чувства так, чтобы это "проживание" не становилось опасным.
Среди близких друзей Эрика следует назвать еще супругов Ингрид Глиндеманн и Леннарта Пасборга. С Ингрид Глиндеманн Эрик подружился еще в начале шестидесятых годов. Она танцевала в Королевском датском балете, и Эрик очень уважал ее за "недатское" отношение к работе - видимо, такое же серьезное, какое было у него самого. Когда Ингрид вышла замуж за Леннарта Пасборга, молодого врача, они вдвоем (втроем - плюс их сын Стефан) стали для Эрика еще одной "приемной семьей", наряду с семейством Шрам. После операции Эрик какое-то время жил с ними, приходя в себя и набираясь сил. Все-таки Эрик был немножко кот.
Пасборг считал, что в Эрике было что-то "трансцендентальное", что Эрик имел доступ к чему-то сверхъестественному, к чему-то "на другом уровне". По мнению Пасборга, Эрик был меланхоликом (имеется в виду именно меланхолический темперамент), склонным, в силу этого, к депрессиям. Но несмотря на все кризисы, он был очень сильным человеком, и большинство его поступков были вызваны поисками чего-то, чего он не мог найти у других людей. "Ему приходилось искать это в самом себе. <...> Он нуждался в приватности". "Но он мог и проводить время с другими людьми. Он был очень общительным. Так что можно было гадать, притворяется ли он. И да, и нет". "У него было очень развитое черное чувство юмора".
Почему-то у меня совершенно не идет пересказ. Поэтому, пожалуй, я пока пропущу рассказ Эббе Мёрка о его знакомстве с Эриком и перейду к событиям в жизни Эрика. Может, пойдет чуточку повеселее.
После операций Эрик решил, что больше не хочет постоянно жить в Дании. В феврале 1973 года он сказал в интервью канадской газете Globe and Mail, что планирует переселиться в Торонто. "Канада подходит человеку вроде меня. Я немного цыган...<...> но я хочу осесть в Канаде". Он планировал укрепить свои связи с Национальным балетом Канады и обсуждал с Селией Франкой возможность занять должность resident producer в НБК (что и произошло в сезоне 1974/75).
Летом 1973 года, еще до операций (почему-то Мейнерц немного нарушает хронологию), Эрик написал Рудольфу, что хорошо проводит лето. Вероятно, одним из признаков хорошего отдыха являлись "семейные скандалы", которые Эрик, по его собственному признанию, сам же и устраивал "от скуки". Хитрый Мейнерц не пишет, кому Эрик устраивал эти скандалы, и почему скандалы были "семейными", так что остается только догадываться, кто был пострадавшим. Сдается мне, что речь шла о Константине Патсаласе. В том же письме Эрик еще признавался: "Мне надоела жизнь, и я сам себе надоел", - и добавлял, что очень хочет "найти себя", выразить себя в какой-нибудь работе. У него были возможности для самовыражения: его пригласили сниматься в фильме "Девятнадцать красных роз" ("Nitten røde roser"), где он должен был сыграть главную роль, и играть самурая Такэхиро Канадзаву в театральной версии "Расёмона" (со Сьюз Уолд в роли Масако, жены Канадзавы). К сожалению, из-за невылеченной еще язвы Эрику пришлось отказаться от съемок в "Девятнадцати красных розах". Что касается "Расёмона" - то и репетиции, и премьера этой постановки откладывались несколько раз - тоже из-за болезни и восстановления Эрика после операций (режиссер не хотел брать на роль Канадзавы другого актера), и в конце концов премьера "Расёмона" состоялась лишь осенью 1974 года, практически одновременно (ну, не совсем, конечно) с возвращением Эрика на балетную сцену.
Ладно, хватит. Может быть, когда-нибудь продолжу. А если нет - ничего страшного, все самое интересное из последних глав я уже пересказывала раньше так или иначе.

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Erik Bruhn

Комментарии
14.06.2016 в 18:06

М-ль Люсиль, спасибо большое за пересказ :kiss: именно этот отрывок очень много добавляет для представления, каким был Эрик или, по крайней мере, был в глазах близких людей.
14.06.2016 в 18:16

Живи, а то хуже будет
norakura, пожалуйста.))) Мне кажется, если б не ваши отзывы, я бы давно бросила этот пересказ. Спасибо, что продолжаете его читать.))
Но мне стыдно, потому что тут у меня пересказ очень сильно буксовал. Я многое выкинула, а несколько абзацев, посвященных Эббе Морку и его отношениям с Эриком, вообще оставила до лучших времен.( Какой-то затык, причем прежде всего - с Пасборгом. Сьюз Уолд у меня не вызывала никаких проблем, а над Пасборгом я прямо вся извелась.)) И рассуждения самого Эрика о том, что Национальный балет Канады страдает от комплекса неполноценности, и это, мол, очень опасно, я тоже выбросила, поленившись пересказывать подробно. Да они, эти рассуждения, пожалуй, не слишком важны.
14.06.2016 в 18:41

что-то в дайри опять пошло не так
М-ль Люсиль, а как же не читать) я, кажется, подсела на вашу манеру изложения/подачи информации))да и не то чтобы есть большой выбор разной литературы))
но конечно, в любом случае пойму, если обстоятельства личного характера помешают это дело продолжать, главное, чтоб эта ситуация не создавала вам лишних мозгодробительных проблем)
14.06.2016 в 19:20

Живи, а то хуже будет
norakura, а дайри сегодня то и дело подвисают, мне кажется.
Мне еще начинает казаться, что я пересказываю то, что уже и так известно без всякого Мейнерца.)) И вот тут опять здорово мешает его манера не указывать источники. Иной раз "переводишь" с датского то, что есть на нормальном английском, и получается какая-то мартышкина работа.))
Кстати, недавно нашла в сети датскую рецензию на Мейнерца - так рецензент тоже осуждал Мейнерца за отсутствие библиографии и нормальных ссылок на источники.))
А препятствуют пересказу чисто психологические заморочки, с которыми я пытаюсь бороться.)) Ничего страшного, но они очень расхолаживают. А может быть, мне просто не очень нравится эта глава, вот я ее и пересказываю через пень-колоду.)
14.06.2016 в 20:03

М-ль Люсиль, ну, вас же с переводом нет официальных обязательств) а читать/пересказывать про Эрика и не испытывать психологических проблем - так нельзя)
14.06.2016 в 20:55

Живи, а то хуже будет
norakura, о боже, я и не подумала, что это побочный эффект от косвенного контакта с Эриком.:alles: Почти профессиональная болезнь.)))
15.06.2016 в 09:39

М-ль Люсиль, не опускай руки, Мейнерца, кроме тебя, пересекать некому! Я, напрмер, очень ждала рассказа про Пасборга, и получила его, жалко, что мало. Но тут уж, понимаю, сколько Мейнерц написал столько и... ) Ишь ты, трансцедентальное в Эрике нашел! )) А со Сьюз можно только согласиться: не будь сцены, Эрик и правда был бы больше изломан своими психическими травмами.
15.06.2016 в 11:49

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да я все боюсь, что пересказываю уже известные вещи или что-то не слишком интересное. Вот и ною.)) Пасборга я немного подсократила, он у меня все-таки очень туго шел. Так что дело не только в Мейнерце, но и во мне.)
А Сьюз, мне кажется, вообще очень хорошо и тонко понимала Эрика. Вот не устаю умиляться его дружбам с женщинами - со Сьюз, с Соней, с Инге Санд, с Ингрид Глиндеманн, с Карлой, наконец. Помню, в Копенгагене в одном книжном нашла мемуары Сьюз Уолд, покупать не стала, потому что там про Эрика было совсем немного (и фотографий не было), но полистала и нашла, что Эрик - насколько я поняла - всегда ее очень поддерживал (особенно в период ее очень трудных отношений с актером Эриком Морком). И Сьюз приводила письмо Эрика к ней, очень теплое, дружественное и нежное, подбадривающее такое, в котором он рассказывал, что Сьюз - чудесный человек и все такое.)
15.06.2016 в 14:41

М-ль Люсиль, мне кажется, что зря ты этого боишься. Это для тебя там много "перекрестной" информации, потому что ты сколько уже начитала про Эрика и его окружение и из Мейнерца, и из Грюна, а главное - из прижизненных газет. Информация складывается и кажется. что нового - ничего. А мне так почти все - новое )) Кроме того, что ты раньше в бессистемных отсылках к Мейнерцу и давала. Но система и порядок - это тоже нужно, кстати, так что пошаговый пересказ все равно рулит!
Ну, все-таки Эрик вырос в женском обществе, хорошо женщин понимал и нисколько не боялся ) И, наверное, был с ними помягче, чем с мужчинами?
15.06.2016 в 14:59

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну ладно, тогда, с помощью такой-то матери, буду продолжать пошаговый пересказ.)) Может быть, к концу года все-таки его и закончу.) Прям самой смешно, как у меня все это растянулось. Может быть, отчасти и из-за того, что я то и дело отвлекаюсь на поглощение другой информации об Эрике.

И, наверное, был с ними помягче, чем с мужчинами?

А вот тут даже не берусь судить, не знаю. Не уверена, вообще говоря. И судя по словам самого Эрика - наоборот, это чудо, что после того, как он вырос в женском обществе, он не стал законченным женоненавистником.) Кажется, в книге Грюна он признавался, что в юности и ранней молодости ему было очень не по себе в женском обществе. Потом уже это как-то сгладилось... и если уж ему и было плохо - то вообще с людьми, вне зависимости от их пола и гендера.)))
15.06.2016 в 15:39

М-ль Люсиль, и если уж ему и было плохо - то вообще с людьми, вне зависимости от их пола и гендера. Вот она, истинная и столь редкая гендерная толерантность! )))

А Мейнерца ты не бросай, хоть он и пристрастен, и библиографии к делу не приложил! Все-таки он добросовестно накопал много всего об Эрике и, думаю, даже не врал нигде (ну разве что позволял себе верить в то, во что ему нравилось верить, но это уж не факты, а Мейнерцовская интерпретация фактов шалит).
15.06.2016 в 16:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вообще говоря, Мейнерц, как мне кажется, довольно-таки беспристрастный и разумный биограф, он и к своему герою, и к людям, окружавшим его, относится трезво, но в то же время с симпатией. Только по отношению к Константину вся его беспристрастность куда-то исчезает, а почему так - ума не приложу.:nope:
15.06.2016 в 17:33

М-ль Люсиль, ну, мы ж решили, что то было глубоко личное чувство )))
15.06.2016 в 17:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, инспирированное коварным Пасборгом.:alles:
04.10.2017 в 21:41

Сьюз призналась тогда, что боится летать, на что Эрик заявил, что он не боится, и предложил Сьюз держать его за руку - чтоб тоже бояться. Вот только во время полета Сьюз заметила, что его руки стали совершенно мокрыми от пота. Он был испуган, но прятал страх, и если б Сьюз не держала его за руку в этот момент, то и не догадалась бы, что он так сильно боится.

Опять такие милые бытовые детальки. Обычно сильные и уверенные в себе мужчины ни за что не выдадут ни словом ни жестом, что страдают какой-нибудь фобией. А ведь так легко спалиться, сидя рядом с таким же боящимся перелетов человеком. Но чтобы поддержать даму - рискнул.

Извините за некропостинг, это я пошла по тэгу.
04.10.2017 в 21:46

Живи, а то хуже будет
Kaisa., хех, на самом деле, я не знаю, можно ли назвать Эрика таким уж сильным и уверенным в себе. Он умел производить такое впечатление, это многие отмечали (та же Вера Волкова, например), но похоже, на самом деле он был очень хрупким, уязвимым, склонным к сомнениям и самогрызению. Но в данном случае, конечно, он здорово держал себя в руках, чтоб не напугать Сьюз, это верно.))
06.10.2017 в 00:40

Хрупкие и чувствительные мужчины это всегда интересно. Но вот про вашего Эрика не ожидала. Ведь балет это такая конкурентная, жестокая и лишенная сантиментов среда. Не для хрупких и впечатлительных душ. Как же Эрик смог сделать такую карьеру?
06.10.2017 в 00:58

Живи, а то хуже будет
Kaisa., ну, балет - это не то чтобы среда совсем не для хрупких и впечатлительных душ, другое дело, что хрупким, нервным и нестабильным людям там, разумеется, будет труднее, чем натурам выносливым и толстокожим. Впрочем, это верно, по-моему, не только для балета, а для жизни в целом.) Но что касается Эрика - во-первых, он обладал природным талантом, это несколько облегчало его путь в балете. Во-вторых, он был мужчиной - у мужчин, насколько я могу судить, не такая острая конкуренция в балете, как у женщин, ну и опять же, Эрик был талантлив и очень трудолюбив, и это ему помогало (на одном таланте в балете не выедешь точно, тут нужно еще и адское трудолюбие, и преданность балету, - все это у Эрика было). Ну и в-третьих, Эрик, насколько я понимаю, не был именно что нежной фиалкой и чувствительной мимозой, увядающей от каждого грубого слова. Это был невротик, меланхолик, склонный к серьезным депрессиям, человек, способный устроить себе адскую жизнь без всякой помощи окружающих. Не истерик, не мямля, но не лишенный серьезных психологических, а то и психических проблем - как унаследованных, так и приобретенных.
07.10.2017 в 18:04

Какой интересный складывается образ! Просто герой фильма (психологической драмы) или добротного романа. Про Бруна ещё не писали романов? Я знаю, что есть роман про Нуреева ("Танцовщик", но я читала его очень давно и плохо помню содержание).
А почему психические проблемы?
Извините, а можно и меня добавить в список? Не совсем поняла, о чем речь, но у вас в дневнике так интересно, только времени не хватает прочесть пересказ книги с чувством с толком с расстановкой, но обязательно прочту. Хочу быть во всех списочках, если можно )))) Обещаю ваши фотоматериалы и прочие ценности никуда не утаскивать без разрешения!
07.10.2017 в 18:51

Живи, а то хуже будет
Kaisa., ну, вот как раз в "Танцовщике" появляется Эрик - и хоть я раньше фыркала и на этот роман в целом, и на образ Эрика в частности, теперь, после знакомства с некоторыми другими, кхм, художественными осмыслениями отношений Эрика и Рудольфа я понимаю, что зря катила бочку на Маккэнна.)) Ну и собственно про Эрика, мне кажется, романов не писали. Зато ставили спектакль - и я на нем была весной, и это было очень приятно.)
Хех, ну, в список я вас могу добавить, но там все очень злое и малоцензурное.)
07.10.2017 в 19:41

Жаль, что нет приличной литературы. Насколько я помню, в "Танцовщике" очень много развесистой клюквы, даже в простых деталях советского быта. Возможно, из-за этого я его даже не дочитала. Мне прямо захотелось увидеть хороший, честный фильм про него. Почему-то именно английский )))
Спасибо за доверие )