Живи, а то хуже будет
Давно хотела выложить здесь пару цитат из Ивана Надя (Ivan Nagy, американский танцовщик венгерского происхождения, танцевал в том числе в АБТ - и в том числе с Наталией Макаровой и с Карлой Фраччи). Надь очень трогательно отзывался об Эрике - и его коротенькие рассказы добавляют пару штрихов к портрету Эрика и к его отношениям с коллегами - например, с самим Надем. Первая цитата - из интервью Надя в Dance Magazine (сентябрь 1971 года):
If I am to dance in Bournonville ballets I must make my technique very pure, very clean. Erik Bruhn can teach me more in one hour than if I struggle for ten hours by myself. He is very great artist - the greatest dancer of his type. He is also very beautiful person. When I was going to dance Giselle last year I was sitting in the dressing room on tour one day when Erik knocked at the door and asked me if I had new costume for Albrecht. I said to him: "You must be kidding. I am sharing same costume with everybody who dances Albrecht". And then Erik says: "Here is brand new costume. Now you have one for yourself, Ivan". It was costume made specially for him... He is like that: generous and always helping other dancers.
Прочитали? Прониклись? Тогда перейдем к второй цитате - из книги моего обожаемого Джона Грюна The Private World of Ballet. Среди всего прочего там есть и интервью с Надем - и там он добавляет любопытные подробности, которых не было в интервью в Dance Magazine. Например, выяснилось, что в 1965 году на Международном балетном конкурсе в Варне, где Надь выиграл серебряную медаль, в составе жюри был не только Фредерик Фрэнклин, отметивший Надя и пригласивший его танцевать в Национальном вашингтонском балете (тем самым фактически вытащив Надя на Запад), но и Эрик. Был, оказывается, и такой эпизод в его биографии: судейство в Варне. Я об этом раньше не знала.
Ну и вот что Надь говорит в интервью в книге Грюна (это примерно 1973 или 1974 год):
Actually, the dancer who inspired me the most was Erik Bruhn. When he retired, I felt very empty - I lost so much interest in dancing. There was no one to look up to. I cannot tell you what Erik meant to me. He was the most intelligent dancer I ever met. He was absolutely fantastic from the barre to the stage. He was the most helpful in terms of my career with ABT. When he left, I was the first person to know it. When he told me that he was retiring, I just went to pieces. He talked to me, and I cried. I was lost. The trouble with Erik was that he was such a perfectionist. When a legend gets bigger and bigger, you finally feel that you cannot live up to the public's expectations. You almost become paralyzed. I think that was what finally made Erik decide to retire.
Вот так почитаешь эти признания и поймешь, что во время ухода Эрика плач и стон в балетном мире стояли не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. И Надь здесь говорит об Эрике почти как о мертвом. Помню, когда-то я выкладывала статью Клайва Барнса, тоже посвященную отставке Эрика, - и там тоже был откровенный плач по покойнику. Зато уж когда Эрик вернулся на сцену - то зря иронизировал и пожимал плечами, заявляя, что все, мол, так радовались, будто он вернулся с того света. Ничего смешного, все радовались именно так. И черт меня побери (и черт побери самого Эрика), если ему не было это приятно.
If I am to dance in Bournonville ballets I must make my technique very pure, very clean. Erik Bruhn can teach me more in one hour than if I struggle for ten hours by myself. He is very great artist - the greatest dancer of his type. He is also very beautiful person. When I was going to dance Giselle last year I was sitting in the dressing room on tour one day when Erik knocked at the door and asked me if I had new costume for Albrecht. I said to him: "You must be kidding. I am sharing same costume with everybody who dances Albrecht". And then Erik says: "Here is brand new costume. Now you have one for yourself, Ivan". It was costume made specially for him... He is like that: generous and always helping other dancers.
Прочитали? Прониклись? Тогда перейдем к второй цитате - из книги моего обожаемого Джона Грюна The Private World of Ballet. Среди всего прочего там есть и интервью с Надем - и там он добавляет любопытные подробности, которых не было в интервью в Dance Magazine. Например, выяснилось, что в 1965 году на Международном балетном конкурсе в Варне, где Надь выиграл серебряную медаль, в составе жюри был не только Фредерик Фрэнклин, отметивший Надя и пригласивший его танцевать в Национальном вашингтонском балете (тем самым фактически вытащив Надя на Запад), но и Эрик. Был, оказывается, и такой эпизод в его биографии: судейство в Варне. Я об этом раньше не знала.
Ну и вот что Надь говорит в интервью в книге Грюна (это примерно 1973 или 1974 год):
Actually, the dancer who inspired me the most was Erik Bruhn. When he retired, I felt very empty - I lost so much interest in dancing. There was no one to look up to. I cannot tell you what Erik meant to me. He was the most intelligent dancer I ever met. He was absolutely fantastic from the barre to the stage. He was the most helpful in terms of my career with ABT. When he left, I was the first person to know it. When he told me that he was retiring, I just went to pieces. He talked to me, and I cried. I was lost. The trouble with Erik was that he was such a perfectionist. When a legend gets bigger and bigger, you finally feel that you cannot live up to the public's expectations. You almost become paralyzed. I think that was what finally made Erik decide to retire.
Вот так почитаешь эти признания и поймешь, что во время ухода Эрика плач и стон в балетном мире стояли не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. И Надь здесь говорит об Эрике почти как о мертвом. Помню, когда-то я выкладывала статью Клайва Барнса, тоже посвященную отставке Эрика, - и там тоже был откровенный плач по покойнику. Зато уж когда Эрик вернулся на сцену - то зря иронизировал и пожимал плечами, заявляя, что все, мол, так радовались, будто он вернулся с того света. Ничего смешного, все радовались именно так. И черт меня побери (и черт побери самого Эрика), если ему не было это приятно.
М-ль Люсиль, да-да, и позволяет объекту такой любви вытворять что попало, всё равно никто сильно не обидится
помнится, в комментариях к одному видео на ютубе, кто-то расписывал, каким бездарным танцовщиков Эрик был
помнится, в комментариях к одному видео на ютубе, кто-то расписывал, каким бездарным танцовщиков Эрик был
Да, что-то такое припоминаю, но очень смутно. Интересно, комментатор видел танцующего Эрика вживую или - что вероятнее - судил только по видео? Хотя ума не приложу, в каком видео Эрик выглядит бездарным танцовщиком, по-моему, он наоборот - возмутительно прекрасен.
Хотя ума не приложу, в каком видео Эрик выглядит бездарным танцовщиком
потому что нет таких в природе
так что и среди шведских журналистов ценители имеются
Эх, требую подробностей: как именно Эрик успокаивал разбушевавшегося Рудольфа? Обнимал и гладил по голове? Предлагал водички? Угрожающе рычал: "Дома поговорим!"?
Но, серьезно говоря, они все действительно так писали об уходе Эрика, будто он уходил в мир иной, просто потрясающе!
Ну вот скажи: плачут все, как по покойнику. Бедный Эрик, почему-то из-за этого оплакивания начинаешь его еще сильнее жалеть.
А я сейчас в театре, смотрю "Манон". После первого акта прочно зашипперила де Грие с Леско, братом Манон. Страшно подумать, что будет дальше.
Ой-вэй! Хороший, видно, балет, развесистый. Потом расскажешь? )
Непременно расскажу. Хотя во втором акте гомоэротики уже почти не было, а Леско вообще убили, но все равно я намерена шипперить его с кавалером де Грие, невзирая ни на что.)) Один акт остался. Вообще довольно бодренько так идет.
Классный пост про Манон, вечером поболтаем там в комментах ) Меня влекут на дачу.
Удачи на даче (практически в рифму).)) И приходи, конечно, я всегда рада потрындеть.)