01:30

Живи, а то хуже будет
Давно хотела выложить здесь пару цитат из Ивана Надя (Ivan Nagy, американский танцовщик венгерского происхождения, танцевал в том числе в АБТ - и в том числе с Наталией Макаровой и с Карлой Фраччи). Надь очень трогательно отзывался об Эрике - и его коротенькие рассказы добавляют пару штрихов к портрету Эрика и к его отношениям с коллегами - например, с самим Надем. Первая цитата - из интервью Надя в Dance Magazine (сентябрь 1971 года):

If I am to dance in Bournonville ballets I must make my technique very pure, very clean. Erik Bruhn can teach me more in one hour than if I struggle for ten hours by myself. He is very great artist - the greatest dancer of his type. He is also very beautiful person. When I was going to dance Giselle last year I was sitting in the dressing room on tour one day when Erik knocked at the door and asked me if I had new costume for Albrecht. I said to him: "You must be kidding. I am sharing same costume with everybody who dances Albrecht". And then Erik says: "Here is brand new costume. Now you have one for yourself, Ivan". It was costume made specially for him... He is like that: generous and always helping other dancers.

Прочитали? Прониклись? Тогда перейдем к второй цитате - из книги моего обожаемого Джона Грюна The Private World of Ballet. Среди всего прочего там есть и интервью с Надем - и там он добавляет любопытные подробности, которых не было в интервью в Dance Magazine. Например, выяснилось, что в 1965 году на Международном балетном конкурсе в Варне, где Надь выиграл серебряную медаль, в составе жюри был не только Фредерик Фрэнклин, отметивший Надя и пригласивший его танцевать в Национальном вашингтонском балете (тем самым фактически вытащив Надя на Запад), но и Эрик. Был, оказывается, и такой эпизод в его биографии: судейство в Варне. Я об этом раньше не знала.
Ну и вот что Надь говорит в интервью в книге Грюна (это примерно 1973 или 1974 год):

Actually, the dancer who inspired me the most was Erik Bruhn. When he retired, I felt very empty - I lost so much interest in dancing. There was no one to look up to. I cannot tell you what Erik meant to me. He was the most intelligent dancer I ever met. He was absolutely fantastic from the barre to the stage. He was the most helpful in terms of my career with ABT. When he left, I was the first person to know it. When he told me that he was retiring, I just went to pieces. He talked to me, and I cried. I was lost. The trouble with Erik was that he was such a perfectionist. When a legend gets bigger and bigger, you finally feel that you cannot live up to the public's expectations. You almost become paralyzed. I think that was what finally made Erik decide to retire.

Вот так почитаешь эти признания и поймешь, что во время ухода Эрика плач и стон в балетном мире стояли не в переносном, а в самом что ни на есть прямом смысле. И Надь здесь говорит об Эрике почти как о мертвом. Помню, когда-то я выкладывала статью Клайва Барнса, тоже посвященную отставке Эрика, - и там тоже был откровенный плач по покойнику. Зато уж когда Эрик вернулся на сцену - то зря иронизировал и пожимал плечами, заявляя, что все, мол, так радовались, будто он вернулся с того света. Ничего смешного, все радовались именно так. И черт меня побери (и черт побери самого Эрика), если ему не было это приятно.

@темы: Erik Bruhn, Erik Bruhn - articles

Комментарии
29.04.2016 в 12:57

Так здорово читать, как все любили Эрика и восхищались им, потому что невозможно не :heart:
29.04.2016 в 13:35

Живи, а то хуже будет
norakura, только Баланчин и отбивался от дружного балетного коллектива: он не любил Эрика.:gigi: Впрочем, это было вполне взаимное чувство.))
29.04.2016 в 13:39

М-ль Люсиль, а Баланчин то самое пресловутое исключение, которое лишь подтверждает) Баланчин и сам Эрик х)
29.04.2016 в 13:46

Живи, а то хуже будет
norakura, поэтому они друг друга и не любили - для сохранения равновесия, потому что все остальные вокруг их любили, а безоговорочная любовь развращает.:alles:
29.04.2016 в 13:53

а безоговорочная любовь развращает.:alles:
М-ль Люсиль, да-да, и позволяет объекту такой любви вытворять что попало, всё равно никто сильно не обидится :gigi:
29.04.2016 в 13:57

Живи, а то хуже будет
norakura, никакой дисциплины!:crznope: Интересно, ну неужели в балетном мире не существовало ни одного человека (Баланчин все-таки не в счет, там все сложнее), который просто не любил Эрика, не выносил, терпеть не мог и вообще ненавидел? Прям захотелось узнать, наверняка же были люди, которые его на дух не переносили, тем более что Эрик с его характером вполне располагал к нелюбви.))
29.04.2016 в 14:02

М-ль Люсиль, уверена, таких можно отыскать в Швеции)) возможно, в Дании среди каких-нибудь однокашников-завистников)
помнится, в комментариях к одному видео на ютубе, кто-то расписывал, каким бездарным танцовщиков Эрик был :facepalm:
29.04.2016 в 14:08

Живи, а то хуже будет
norakura, такое чувство, что в Швеции ненависть к Эрику в основном испытывали журналисты и администрация. Но это была настоящая ненависть, такая, что испытывающие ее даже кушать не могли.:alles:

помнится, в комментариях к одному видео на ютубе, кто-то расписывал, каким бездарным танцовщиков Эрик был

Да, что-то такое припоминаю, но очень смутно. Интересно, комментатор видел танцующего Эрика вживую или - что вероятнее - судил только по видео? Хотя ума не приложу, в каком видео Эрик выглядит бездарным танцовщиком, по-моему, он наоборот - возмутительно прекрасен.:crazylove:
29.04.2016 в 14:16

М-ль Люсиль, насколько я помню, человек видел вживую, но тоже воспоминание смутное, а искать никакого желания нет)) дурак какой-то :gigi:
Хотя ума не приложу, в каком видео Эрик выглядит бездарным танцовщиком
потому что нет таких в природе :crzfan:
29.04.2016 в 14:19

Живи, а то хуже будет
norakura, ну его вообще, дурака безглазого.)) Вся рота шагала не в ногу и считала Эрика как минимум талантливым танцовщиком, один этот тип шагал в ногу и считал Эрика бездарностью. Ну и вольно ж ему. Нам больше Эрика достанется!:crazylove:
29.04.2016 в 14:44

М-ль Люсиль, кстати, про шведов. периодически открываю статью в шведском журнале, нашла там Эрика: "Каждый раз, когда Нуреев впадает в ярость, его друг Эрик Брун, руководитель балетного театра, поднимается на сцену, чтобы успокоить его. Рядом с татарским полубогом он выглядит человеком с другой, более прекрасной планеты".
так что и среди шведских журналистов ценители имеются :chups:
29.04.2016 в 14:51

Живи, а то хуже будет
norakura, по-моему, этот журналист не просто ценитель, а ценитель пейринга.:eyebrow: Интересного такого пейринга: прекрасный инопланетянин/татарский полубог, НЦ-столько-не-живут.)))
Эх, требую подробностей: как именно Эрик успокаивал разбушевавшегося Рудольфа? Обнимал и гладил по голове? Предлагал водички? Угрожающе рычал: "Дома поговорим!"?:crzfan:
29.04.2016 в 14:56

М-ль Люсиль, обнимал, гладил по голове, точнее по шапке, и рычал в ухо про предстоящие домашние разговоры читать дальше
29.04.2016 в 14:59

Живи, а то хуже будет
norakura, как бы от таких обещаний (и от такого поглаживания по шапке) Рудольф совсем не распустился...:crazylove: Впрочем, нет, он не распустится, он профи, без повода скандалить не станет. Зато шведы предоставляют ему столько поводов, что только успевай скандалить. Так что лучше Эрику вовсе со сцены не уходить и успокаивать Рудольфа нон-стоп.)))
29.04.2016 в 18:37

Прочитали? Прониклись? Прочитали. прослезились. Эрик Рождественский. Отдает сироткам-танцорам свои новые костюмы, татарским мальчикам - свою отбивную, танцует как ангел... а потом уходит в ночь с сигаретами, сигареты он никому не отдаст ))
Но, серьезно говоря, они все действительно так писали об уходе Эрика, будто он уходил в мир иной, просто потрясающе!
29.04.2016 в 18:42

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, сигареты он никому не отдаст, потому что курить вредно, дети! И не только не отдаст, но и у курящего Константина отберет и сам скурит. Ибо нефиг.)))
Ну вот скажи: плачут все, как по покойнику. Бедный Эрик, почему-то из-за этого оплакивания начинаешь его еще сильнее жалеть.
29.04.2016 в 19:07

М-ль Люсиль, а с другой стороны, приятно ему, наверное, было эти "похоронные" статьи читать. Как Том Сойер, который слушал речи на собственных похоронах )) Сразу видно, как тебя все любят, знают, восхищаются. Ничего так, хорошая поддержка для чувства самоуважения )
29.04.2016 в 20:04

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хехе, балетные критики в роли тетушки Полли.))) Но Эрик... все-таки, боюсь, его даже такие статьи не могли до конца убедить и утешить. Знаем мы, каким он был монстром самогрызения.))
А я сейчас в театре, смотрю "Манон". После первого акта прочно зашипперила де Грие с Леско, братом Манон. Страшно подумать, что будет дальше.:alles:
29.04.2016 в 21:01

М-ль Люсиль, да, Эрику явно такие статьи могли помочь лишь частично. Но, надеюсь, хотя бы так они его порадовали )
Ой-вэй! Хороший, видно, балет, развесистый. Потом расскажешь? )
29.04.2016 в 21:17

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, если Эрик их прочитал. Насколько я понимаю, немногие балетные читали и читают статьи о себе. Впрочем, Эрику все это критики могли высказать в лицо, утираясь полосатыми носовыми платками. "Безвременно, безвременно! Ты туда, а мы здесь! Мы здесь, а ты туда!" В общем, вот вам и покойничек.))
Непременно расскажу. Хотя во втором акте гомоэротики уже почти не было, а Леско вообще убили, но все равно я намерена шипперить его с кавалером де Грие, невзирая ни на что.)) Один акт остался. Вообще довольно бодренько так идет.
30.04.2016 в 08:11

М-ль Люсиль, "как шутят в Торонто" ))) К Эрику подходили разные балетные люди и зачитывали ему черновики некрологов в его честь. Эрик сперва курил, потом пил, потом начал бить всех, кто подходит близко. А ведь они просто хотели сделать большому артисту приятное...
Классный пост про Манон, вечером поболтаем там в комментах ) Меня влекут на дачу.
30.04.2016 в 11:56

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ой! Эрик, ну зачем же драться, это нехорошо. Надо было просто дать по трешке каждому такому чтецу - чтоб отстали раз и навсегда.) Хотя... мда, Эрик, конечно, не скупец, но денежка и у него счет любит, а если каждому с черновиком некролога трешку давать, так придется на сцену возвращаться, потому что надо будет снова зарабатывать на жизнь.)))
Удачи на даче (практически в рифму).)) И приходи, конечно, я всегда рада потрындеть.)