17:18

Живи, а то хуже будет
Прочитала некролог Эрика в Торонто Стар: там сказано, что он "мирно скончался во сне". Может быть, газетное преувеличение, а может, и нет, по книге Мейнерца не поймешь: Леннарт Пасборг не присутствовал при смерти Эрика, а Константин, бывший с Эриком в последние минуты, уже никому ничего не расскажет. Ладно, предположим, что в газете не соврали, и он действительно умер во сне. И хоть эта смерть была легкой, но не хочу даже думать о том, каково было Константину, который сидел рядом и смотрел, как Эрик умирает, и ничего не мог с этим поделать. Ничего удивительного, что он был "совершенно раздавлен". И как будто он чувствовал, что его ждет теперь, после смерти Эрика.
Но сегодня я не буду выкладывать некролог Эрика, а выложу некролог Константина, написанный Уильямом Литтлером, балетным критиком Торонто Стар.

Exotic Constantin Patsalas rode out rocky dance career


Constantin Patsalas, former first soloist and resident choreographer of the National Ballet of Canada, died Friday night at the age of 45.
A major contributor to the National Ballet's repertoire during the 12 years beginning 1974, Patsalas suffered a near-fatal blow to his career when he was dismissed in September, 1986, for refusing to step down as artistic advisor.
That position was given him on the recommendation of, and following the death of, artistic director Erik Bruhn, earlier the same year.
Threatening suit for wrongful dismissal, he left the company to undertake a freelance career, unsuccessfully seeking an Ontario Supreme Court injunction to prevent the company from performing his ballet Piano Concerto during its November, 1986, O'Keefe Centre season.
Piano Concerto had earlier been instrumental in establishing his reputation as a dancemaker, winning the Boston Ballet's Choreographer's Showcase prize over an international field of 253 entrants in 1979.
Three years and several ballets later, Mr. Patsalas was appointed resident choreographer, eventually contributing 10 of his more than 30 works to the National Ballet repertoire. Some of them also were performed in an all-Patsalas program presented by Balleto Classico in L'Aquila, Italy in 1982.
His pas de deux, Poemes Intimes, was also danced by the National Ballet's Kimberly Glasco and Kevin Pugh as part of their medal-winning participation in the 1981 International Ballet Competition in Moscow.
Other major works of his included Black Angels, The Rite Of Spring, Canciones (originally choreographed for the Ballet Contemporaneo de Camara in Venezuela), Angali, Nataraja, L'Ile Inconnue, Oiseaux Exotiques and Lost In Twilight.
He also created works for the Stratford Festival, Hamilton Philharmonic Orchestra, National Ballet School and Canadian Opera Company. And in the season following his departure from the National Ballet he mounted a program titled Constantin Patsalas And Friends at Harbourfront's Premiere Dance Theatre, with a cast of dancers including some of his former colleagues.
The National Ballet itself has ceased performing his work.
Born in Greece, the son of a military officer, he began to study ballet and modern dance in Germany in 1964, graduating from Kurt Joos' Folkwang Hochschule in Essen before spending three years with the ballet of the Deutsche Oper am Rhein in Dusseldorf.
Joining the National Ballet in 1972, at Erik Bruhn's suggestion, he became a second soloist in 1976 and first soloist in 1979.
Not primarily a classical dancer, he excelled in character roles, including Widow Simone in La Fille Mal Gardee, Madge the Witch in La Sylphide, Dr. Coppelius in Coppelia and the Duke of Verona and Friar Laurence in Romeo And Juliet.
As a choreographer, and an avocational painter, he tended toward the flamboyant and the exotic, claiming to take inspiration from nature and numbering gardening among his hobbies.
Recipient of the Banff Centre's Clifford E. Lee Award for Choreography in 1985, he seemed destined for a long and successful career, when the rupture with the National Ballet came.
"In looking back," he commented the year after his departure from the company, "dance has been a tough life. But I don't regret a thing . . . I'm putting this past year and a half from my memory, pulling myself together and using Erik's death as an inspiration for life."

Произнес он эти слова в октябре 1987 года, а через полтора года его не стало.

@темы: Erik Bruhn, Constantin Patsalas

Комментарии
09.11.2015 в 21:17

Что-то я даже не знаю, что сказать. Грустный пост, и про Эрика сразу, и про Константина - а куда денешься?
Но интересно, что в некрологе не пошли по принципу "о мертвых либо хорошо, либо ничего": не сгущали красок, но честно изложили, что знали, об истории "развода" в НБК после смерти Эрика. Никого не обвиняя и не принимая чьей-то стороны. А портрет Константина получился не приукрашенный, но все равно симпатичный.
09.11.2015 в 21:35

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да я понимаю, что ж тут скажешь? Все-таки в истории с разводом Константина и НБК правых, по-моему, не было вовсе, обе стороны были хороши. Но проблема в том, что даже в очень объективной и сдержанной книге Нойфельда изложено мнение только одной из сторон - Уайлдер и Уоллес - и невозможно понять, кто же все-таки был сильнее виноват. И пусть я буду пристрастна, но мне кажется - по имеющейся информации - что Уайлдер и Уоллес (и совет директоров за ними) выглядели в этой истории куда некрасивее Константина. Хотя что ж теперь говорить!
А Константин сам был симпатичный, несмотря на все свои закидоны, вот и портрет получился такой же.)
09.11.2015 в 21:38

М-ль Люсиль, вот именно, что уж теперь говорить... Вообще все такие истории ужасно не красят всех абсолютно участников, даже самых сдержанных.
09.11.2015 в 21:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, само собой. И немудрено, что об этой истории - да и о самом Константине - в НБК явно старались потом не вспоминать. Вернее, руководство старалось не вспоминать, танцовщики-то помнили. И меня очень трогает, что Вероника Теннант на своем прощальном выступлении в НБК вскоре после смерти Константина станцевала с Кевином Пью в дуэте из Canciones. Это явно был вполне демонстративный жест.
10.11.2015 в 09:17

М-ль Люсиль, уверена, что демонстративный - и одобряю умницу Веронику. Плохую память надо освежать, самостоятельно или при помощи других )
10.11.2015 в 12:24

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, кстати, читая одну статью в Globe and Mail (подшивка после 2000 года выложена в сеть прямо на сайте газеты), посвященную юбилейному сезону 2001/2002, я выяснила, что Куделка при подготовке торжеств по случаю пятидесятилетия НБК обошел не только Константина, но и многих других хореографов, сотрудничавших с НБК. Работы Энн Дитчберн, Робера Дезрозье, Джона Аллейна, Дэнни Гроссмана - оказались за бортом. Да и худрукам тоже не повезло: отдельно упомянули только Селию Франку, а Дэвиду Хаберу, Александру Гранту, Эрику Бруну, Уоллис с Уайлдер, Рейду Андерсону - внимания уделять не стали. Можно подумать, что в истории НБК были только Франка и Куделка, а в середине - пустота. В общем, журналистка, написавшая эту статью в Globe and Mail, пнула Куделку вполне отчетливо, хоть и вежливо. Ну, а я поняла, что дело не только в Константине, а просто у Куделки вот такая интересная избирательная память.
10.11.2015 в 13:27

М-ль Люсиль, увы, это бывает. Но, как правило, в приличном обществе за такую избирательную память забывчивым и попадает. Как попало от журналистки Куделке (и может быть, не только от нее).
10.11.2015 в 13:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, так ему и надо, бубубу.)) Журналистка задала вполне резонный вопрос: почему в юбилейном сезоне НБК нет ни одной работы канадского хореографа, кроме самого Куделки? Подтекст вопроса ясен: что они, рылом не вышли, простите за грубость?) (А я тихо порадовалась тому, что Константина продолжают считать именно канадским, своим хореографом. Да и вообще - немножечко еще помнят.)
10.11.2015 в 13:39

М-ль Люсиль, да, он там прижился. "Раз наш хореограф - значит наш", - и не только ведь он, и прочие не-канадцы тоже там считаются, похоже, своими, если работали и что-то хорошее сделали. Вот это правильный подход к национальной политике, между прочим. А Куделке - поделом! )
10.11.2015 в 13:45

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, ну там, конечно, тоже были свои проблемы, и национальный шовинизм иногда взыгрывал в душах, но в общем, все было довольно цивильно.) Хотя иногда приходилось перестраховываться: так, например, когда стали искать нового худрука вместо Гранта и предложили эту должность Эрику, он разумно сказал, что вообще согласен, но попросил прежде перебрать и рассмотреть все остальные кандидатуры, уделив пристальное внимание именно канадцам. Чтоб потом не возникало недоразумений и криков: мол, опять выбрали иностранца, а наших задвинули! Ну и никаких недоразумений не возникло, всех кандидатов честно перебрали, но выбрали все-таки Эрика, и все были очень рады.))
10.11.2015 в 14:13

М-ль Люсиль, ну, кто был рад, а кто уволен... Но компании наличие Эрика пошло лишь на пользу, да и многим танцовщика тоже.
10.11.2015 в 14:15

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, это безусловно. Ладно, сорри, что я тебя всем этим достаю.