Живи, а то хуже будет
Хочу и здесь прорекламировать совершенно потрясающую "Травиату" - постановку Кристофа Марталера в Парижской Опере в 2007 году. Пока ее не посмотрела, никак не могла отделаться от ощущения, что "Травиата" - да, опера красивая, и в ней много всего приносящего музыкальный кайф, но все равно в основе своей она приторная и сахарная, а Альфред - противный персонаж. И вдруг в спектакле Марталера я увидела, что можно отжать из оперы всю сладость и сахарность, сделать Альфреда не противным, а очень симпатичным, сделать Виолетту не сахарной, а живой и тоже в чем-то очень жесткой героиней, сделать третий акт не просто "а вот сейчас Виолетта будет красиво умирать", а по-настоящему страшным и безнадежным. И все задействованные элементы, и осовременивание, и явственные отсылки к истории Эдит Пиаф и Тео Сарапо - складываются в цельный, увлекательный, потрясающий спектакль. А еще он прекрасен музыкально. Да, может быть, Кристина Шефер - Виолетта - звучит не так мягко и безупречно, как другая моя любимая Виолетта - Марина Ребека, но все равно она мне ужасно нравится. Да, Жозе Ван Дам - Жорж Жермон - тоже местами самую малость как будто не дотягивает, но только самую малость, а вообще он изумителен. И хоть хочется вздохнуть о том, что было бы еще круче, если б в этом спектакле папу Жермона спел мой любимый Томас Хэмпсон, но это уж так, просто от любви к Хэмпсону вздохи, а на самом деле не надо никого вместо Ван Дама, он крут. Ну и Альфред. Нет, я не Луиза-Аида из черняковского "Обручения в монастыре", я не влюблена в Йонаса Кауфманна, не надейтесь. Но он просто изумительный Альфред, и все тут. Он обаятельный и юный, и трогательный, и несчастный, и радует и слух, и взгляд. И благодаря тому, что голос у него довольно темный и низкий, он не срывается в нытье или визг, как другие слышанные мною Альфреды.
К сожалению, на youtube целиком этой постановки нет, но она есть на рутрекере (и в комментариях там доморощенные опероманы вовсю ругают постановку: вот-де она антихудожественная, поют все плохо, фу-фу-фу, куда мы катимся; короче, не читайте комментарии, там слишком много идиотов). А чем черт ни шутит - вдруг кто-нибудь здесь заинтересуется и захочет посмотреть? А я здесь оставлю пару кусочков, во-первых - главный травиатовский хит Libiamo ne' lieti calici из первого акта, а во-вторых - пронзительный вопль Виолетты Gran Dio!...morir sì giovine из третьего акта.
К сожалению, на youtube целиком этой постановки нет, но она есть на рутрекере (и в комментариях там доморощенные опероманы вовсю ругают постановку: вот-де она антихудожественная, поют все плохо, фу-фу-фу, куда мы катимся; короче, не читайте комментарии, там слишком много идиотов). А чем черт ни шутит - вдруг кто-нибудь здесь заинтересуется и захочет посмотреть? А я здесь оставлю пару кусочков, во-первых - главный травиатовский хит Libiamo ne' lieti calici из первого акта, а во-вторых - пронзительный вопль Виолетты Gran Dio!...morir sì giovine из третьего акта.
"Кармен", о которой вы говорите, буду иметь в виду, может быть, когда-нибудь и до нее доберусь.)))