Живи, а то хуже будет
Опять об "Жизель", неделя такая - жизельная.
Ну что, уважаемые москвичи и гости столицы, теперь я наконец-то могу с чистым сердцем подсказать, куда вам обращаться, если вам вдруг захочется посмотреть в нашем городе хорошую "Жизель". В Стасик идите, не пожалеете. Нет, серьезно. В БТ обещают в следующем сезоне "Жизель" Ратманского, но до нее еще надо дожить, нафталинную постановку Григоровича за многотысяч с исторической люстрой я пожелаю смотреть только врагу (и с Захаровой пусть смотрит, сволочь), всякие там "Жизели" в исполнении краснознаменных трупп "Классический московский балет", "Классический российский балет", "Классический балетный театр Рога и копыта" - это вообще ни о чем, до недавнего времени и "Жизель" в Стасике была чем-то таким, на что я могу пойти только если мне хорошо заплатят. А поскольку никто мне хорошо не платил, я на нее очень долго не ходила. В последний раз была - сейчас даже специально проверила - два с лишним года назад, в апреле 2017. Тогда я соблазнилась заезжими мариинскими гастролерами Новиковой и Паришем, а в результате весь спектакль засыпала от скуки, а потом жутко злилась. И объявила, что пока с этой "Жизелью" что-нибудь не сделают, я на нее - ни ногой. Можно не сомневаться, что за два года этот рассыпающийся, унылый как Жизель в исполнении Наталии Бессмертновой спектакль лучше не стал, и хоть я порой думала - а не пойти ли на него? не посмотреть ли, например, Оксану Кардаш в заглавной роли или там Георги Смилевски-старшего - Гансом, но быстро понимала, что даже самые прекрасные исполнители не смогут вытащить этот спектакль, тут, как в анекдоте, всю систему надо менять, хозяин. Заплатками не отделаешься.
И я наконец-то дождалась. Пришел Лоран Илер - и вчера представил Москве новую хореографическую редакцию "Жизели" в Стасике. Жаль, что осталась она в старых декорациях и в старых костюмах, но Илер сам объяснил, что если делать новые декорации и костюмы - то это работы еще года на два. Ну и если выбирать между старой "Жизелью" в старом оформлении еще на два года или новой "Жизелью" в старом оформлении прямо сейчас - я выбираю новую "Жизель". И правильно делаю. Хотя все-таки оформление и костюмы вчера делали мне больно и грустно. Крестьяне еще ладно, у них костюмы выглядят более-менее прилично - особенно если смотреть с небольшого отдаления, из десятого ряда, допустим, как это делала я. Но бедный герцог Курляндский и его свита! Вот у кого костюмы ужасные без всяких скидок, все отвратительно: покрой, цвет, заметная даже издали фактура ткани, бррр. Даже не солить, а сразу сжечь. Но нельзя сжигать, к сожалению, новых пока не пошили. Еще за вчерашний спектакль надо немного настучать по шее оркестру и дирижеру. В первом акте я была так обрадована тем, что происходило на сцене, что не замечала, как оркестр фальшивил. Но во втором акте уже даже мне было слышно, что играли все - кто в лес, кто по дрова, и мои уши очень страдали, а уж как страдали уши тех, кто музыкальнее меня, - боюсь и предположить. В общем, не надо так, господа оркестранты и господин дирижер, играйте, пожалуйста, "Жизель" как следует и репетируйте побольше, что ли. А то обидно слышать взвизги и киксы в самый неподходящий момент.
Ну ладно, зато танцовщики вчера были почти все - потрясающе хороши. Но главное - потрясающе хороша сама новая редакция. Илер перенес - с некоторыми неизбежными изменениями, конечно, - парижскую постановку. Кто хочет получить о ней представление - посмотрите, например, видеоверсию 2006 года с Летисией Пюжоль и Николя Ле Ришем, это отличный спектакль. Многие мизансцены из нее перешли в новую стасиковскую "Жизель" почти "дословно", особенно в первом акте. Во втором акте расхождений чуть больше, но и совпадений тоже много. И это хорошо. Главное - благодаря Илеру стасиковская "Жизель" перестала быть рассыпающимся от ветхости спектаклем, где основные номера пригнаны друг к другу кое-как, действие движется по инерции, кордебалет откровенно скучает, а главная пара иной раз пытается что-то сделать, но не может преодолеть сопротивление материала. Теперь это динамичный балет: действие развивается быстро и логично, кордебалет из танцующих кукол превратился в живых людей, которые уже не подпирают стены, пока главные герои танцуют на их фоне, а и сами танцуют больше, и реагируют друг на друга активнее, и вообще дышат и живут; и мимируют теперь все прекрасно, Илер перенес из парижской версии еще и потрясающе четкую и внятную пантомиму. В прежней стасиковской постановке все уже давно забыли, что означают те или иные жесты, повторяли их невнятно и автоматически. Теперь мимические диалоги снова обрели четкость и красоту. А как выиграли вилисы от возвращения им мимических реплик. Теперь и Мирта не просто руками водит, а внятно призывает к себе вилис: "Вы, что покоитесь под землей, явитесь ко мне", и так же внятно объясняет Гансу, что тот будет танцевать, пока не умрет, и вилисы повторяют это прекрасное: "Пока не умрешь" - жесткий жест со скрещенными руками, - в сцене затанцовывания Ганса. Прекрасно же. Крестьянское па-де-де тоже встроили в действие - раньше оно было вообще никак не оформлено: выскакивала парочка после вариации Жизели и принималась ни с того ни с сего танцевать. Теперь они танцуют перед герцогом и свитой - и это выглядит вполне оправданно. В парижской постановке, кстати, крестьянский дуэт сопровождает еще восьмерка девушек, в Стасике оставили только дуэт, ну и ладно, это как раз не принципиально. Вот еще бы танцевали его получше. Вчера Жанна Губанова и Иннокентий Юлдашев очень старались, и местами на них было приятно смотреть (опять же, по моим воспоминаниям, раньше крестьянский дуэт в Стасике танцевали так, что хотелось закрыть глаза от стыда). Губанова понравилась мне больше Юлдашева: она была заметно напряжена, но очень мило станцевала свои вариации. Юлдашев был раскрепощеннее, но и танец в его исполнении время от времени превращался в набор отдельных элементов. В общем, там еще работать и работать. Но они тоже не просто отрабатывали танцевальную повинность, а реагировали и друг на друга, и на окружающих, и это было хорошо.
За что я готова особо поблагодарить Илера - за то, что он убрал из спектакля идиотского Вакха на бочке. Я знаю, что Вакх исторический, но он идиотский и всегда меня страшно раздражал. Теперь его нет, зато Жизель, как и положено, выбирают королевой праздника урожая и надевают ей на голову венок. Причем потом Жизель, собираясь танцевать свою вариацию, передает этот венок другой девушке, и та прелестно радуется. Вот такие маленькие детали и делают спектакль живым. Вилисы перестали летать над сценой на скрипящих тросах и качаться на ветках, как те самые предки без высшего образования. Опять же - знаю, что это исторические детали спектакля, но они выглядели не винтажно, а тупо, и к лучшему, что их убрали. Во втором акте введен пролог с охотниками, которые пытаются увести Ганса от могилы Жизели. В парижской версии их вспугивают вилисы в вуалях, выбегающие на сцену, в стасиковской постановке оставили блуждающие огоньки. Но эти огоньки выглядят вполне пристойно, нет в них сходства с елочной гирляндой.
Пожалуй, из основных персонажей мне вчера менее всего понравилась Мирта - Мария Бек. Она мне показалась тяжеловатой и не очень интересной. Но мимировала очень хорошо, в сцене затанцовывания Ганса была по-настоящему зловещей, да и в целом - нет, неплохая Мирта, хотя и не идеальная. А еще - ну, я в фейсбуке уже об этом вчера написала, но хочется повторить: вчера в финале я вдруг задумалась - где, в какой постановке "Жизели" я видела, как Мирта, уже уходящая в свою могилу, из последних сил пыталась приблизиться к Альбрехту, все-таки добраться до него? И не сразу до меня дошло, что я этого не видела, - но это было в нотации "Жизели", которую я переводила (это нотация, сделанная Анри Жюстаманом, - возможно, это наиболее полное отражение самой первой, оригинальной парижской "Жизели"). А запомнилось так хорошо, что теперь мне уже кажется - это было в живом спектакле. И очень хочется теперь когда-нибудь это в живом спектакле и увидеть - потому что уж больно выразительный и яркий штрих.
Кстати, о Гансе и его затанцовывании - нечего и говорить, что Георги Смилевски-старший был прекрасен. В его Гансе привлекательность здорово сочетается с некоторой брутальностью: понимаешь, почему Жизель все-таки выбрала милого мальчика Альбрехта. Но и понимаешь, почему Ганс вправе рассчитывать на взаимность своих чувств - он красивый и сексуальный, и в него можно влюбиться, но увы, у Жизели сердце уже занято. Не везет Гансу. Он тоже превосходно играл и мимировал - не переигрывал, не грыз кулису, очень трогательно горевал в начале второго акта на могиле Жизели. А в сцене затанцовывания немножко меня рассмешил: вот он вбегает, преследуемый вилисами, бестолково машет руками, не заботясь о красоте движений и жестов, но когда ему приказывают танцевать - о, он встает в красивую позицию и принимается танцевать, как принц, как danseur noble. Немудрено, что вилисам это нравится, и отпускать его они не хотят. Но сцена затанцовывания вправду получилась классная - зловещая, динамичная, мощная, и вилисы были страшно хороши. За мной в театре сидела парочка - юноша явно в балете мало что понимал, девушка ему в антракте пересказывала содержание. Ну вот, после сцены затанцовывания Ганса юноша в восхищении выдохнул шепотом: "Вот это да!".
Альбрехт - Иван Михалев. Эх, по старой памяти больше всего по-прежнему люблю Михалева одним из Зарецких в "Татьяне". Жаль, что это прошлое уже не вернешь (разве что всплывет наконец давняя золотомасочная трансляция "Татьяны" с Вишневой - там как раз Михалев был одним из Зарецких). Я его уже видела прежде Альбрехтом, правда, давно, чуть ли не три года назад - в "Жизели" с Эрикой Микиртичевой (вот здесь я писала об этом спектакле). С тех пор он, конечно, набрал и технически, и драматически, но все-таки мне в нем чего-то вчера не хватило. У него получается очень милый Альбрехт - но больше и сказать о нем толком нечего. В первом акте, как мне показалось, он танцевал лучше, чем во втором. В сценах затанцовывания не было настоящего напряжения - он старался, он честно играл, что изнемогает и умирает, но не верилось в его изнеможение. Но что приятно - он и не перегибал палку, не переигрывал так, что это казалось фальшивым. В первом акте здорово сыграл растерянность, увидев на шее Жизели ожерелье Батильды. Нет, в целом он был очень мил, но тут как с Миртой - я видела Альбрехтов намного лучше и мне жаль, что Михалев пока до них не дотягивает. Но видеть его было приятно. Интересно, дождемся ли мы когда-нибудь Мануйлова в роли Альбрехта? Вот на кого было бы очень интересно взглянуть.
Ну и наконец, Оксана Кардаш - Жизель. Прелесть. Жизнерадостная, очаровательная девочка в первом акте - да, девочка с больным сердцем, но не сдающаяся этой болезни, - и нежная тень во втором акте, разрывающаяся между любовью к Альбрехту и, кхм, долгом вилисы. Она сумела показать то, что далеко не всегда показывают балерины, танцующие Жизель: двойственность Жизели-вилисы, которая и хочет спасти Альбрехта, и в то же время все-таки хочет его убить, и сопротивляется этому желанию изо всех сил. Это было здорово. Опять же - то, что я вчера написала в фейсбуке: в первом акте до сцены безумия Кардаш напоминала мне Фраччи, в сцене безумия она вдруг стала похожа на Фонтейн, а во втором акте, глядя на нее, я вспоминала Алессандру Ферри. Но несмотря на все эти "аллюзии и параллели" у Кардаш получается своя Жизель - и она обворожительна. И очень здорово, что теперь она может сиять в хорошем спектакле, а не в полинявшем и разболтанном.
И напоследок - еще раз о кордебалете: все молодцы и в первом, и во втором акте. Прекрасное сочетание осмысленности и радости танца. Очень обращал на себя внимание Максим Севагин - он откровенно сиял, на него было очень приятно смотреть. Вообще было то, что мне нравилось, например, в "Жизели" Королевского Датского балета: все участники ансамбля играли свои маленькие роли, не стояли столбами с каменными лицами или с заученными автоматическими реакциями, как это было в старой постановке. А во втором акте вилисы стали еще прекраснее и злее, чем прежде. Так что - все молодцы, всем спасибо (ну, кроме оркестра, пожалуй). А главный молодец - Лоран Илер.
Ну что, уважаемые москвичи и гости столицы, теперь я наконец-то могу с чистым сердцем подсказать, куда вам обращаться, если вам вдруг захочется посмотреть в нашем городе хорошую "Жизель". В Стасик идите, не пожалеете. Нет, серьезно. В БТ обещают в следующем сезоне "Жизель" Ратманского, но до нее еще надо дожить, нафталинную постановку Григоровича за многотысяч с исторической люстрой я пожелаю смотреть только врагу (и с Захаровой пусть смотрит, сволочь), всякие там "Жизели" в исполнении краснознаменных трупп "Классический московский балет", "Классический российский балет", "Классический балетный театр Рога и копыта" - это вообще ни о чем, до недавнего времени и "Жизель" в Стасике была чем-то таким, на что я могу пойти только если мне хорошо заплатят. А поскольку никто мне хорошо не платил, я на нее очень долго не ходила. В последний раз была - сейчас даже специально проверила - два с лишним года назад, в апреле 2017. Тогда я соблазнилась заезжими мариинскими гастролерами Новиковой и Паришем, а в результате весь спектакль засыпала от скуки, а потом жутко злилась. И объявила, что пока с этой "Жизелью" что-нибудь не сделают, я на нее - ни ногой. Можно не сомневаться, что за два года этот рассыпающийся, унылый как Жизель в исполнении Наталии Бессмертновой спектакль лучше не стал, и хоть я порой думала - а не пойти ли на него? не посмотреть ли, например, Оксану Кардаш в заглавной роли или там Георги Смилевски-старшего - Гансом, но быстро понимала, что даже самые прекрасные исполнители не смогут вытащить этот спектакль, тут, как в анекдоте, всю систему надо менять, хозяин. Заплатками не отделаешься.
И я наконец-то дождалась. Пришел Лоран Илер - и вчера представил Москве новую хореографическую редакцию "Жизели" в Стасике. Жаль, что осталась она в старых декорациях и в старых костюмах, но Илер сам объяснил, что если делать новые декорации и костюмы - то это работы еще года на два. Ну и если выбирать между старой "Жизелью" в старом оформлении еще на два года или новой "Жизелью" в старом оформлении прямо сейчас - я выбираю новую "Жизель". И правильно делаю. Хотя все-таки оформление и костюмы вчера делали мне больно и грустно. Крестьяне еще ладно, у них костюмы выглядят более-менее прилично - особенно если смотреть с небольшого отдаления, из десятого ряда, допустим, как это делала я. Но бедный герцог Курляндский и его свита! Вот у кого костюмы ужасные без всяких скидок, все отвратительно: покрой, цвет, заметная даже издали фактура ткани, бррр. Даже не солить, а сразу сжечь. Но нельзя сжигать, к сожалению, новых пока не пошили. Еще за вчерашний спектакль надо немного настучать по шее оркестру и дирижеру. В первом акте я была так обрадована тем, что происходило на сцене, что не замечала, как оркестр фальшивил. Но во втором акте уже даже мне было слышно, что играли все - кто в лес, кто по дрова, и мои уши очень страдали, а уж как страдали уши тех, кто музыкальнее меня, - боюсь и предположить. В общем, не надо так, господа оркестранты и господин дирижер, играйте, пожалуйста, "Жизель" как следует и репетируйте побольше, что ли. А то обидно слышать взвизги и киксы в самый неподходящий момент.
Ну ладно, зато танцовщики вчера были почти все - потрясающе хороши. Но главное - потрясающе хороша сама новая редакция. Илер перенес - с некоторыми неизбежными изменениями, конечно, - парижскую постановку. Кто хочет получить о ней представление - посмотрите, например, видеоверсию 2006 года с Летисией Пюжоль и Николя Ле Ришем, это отличный спектакль. Многие мизансцены из нее перешли в новую стасиковскую "Жизель" почти "дословно", особенно в первом акте. Во втором акте расхождений чуть больше, но и совпадений тоже много. И это хорошо. Главное - благодаря Илеру стасиковская "Жизель" перестала быть рассыпающимся от ветхости спектаклем, где основные номера пригнаны друг к другу кое-как, действие движется по инерции, кордебалет откровенно скучает, а главная пара иной раз пытается что-то сделать, но не может преодолеть сопротивление материала. Теперь это динамичный балет: действие развивается быстро и логично, кордебалет из танцующих кукол превратился в живых людей, которые уже не подпирают стены, пока главные герои танцуют на их фоне, а и сами танцуют больше, и реагируют друг на друга активнее, и вообще дышат и живут; и мимируют теперь все прекрасно, Илер перенес из парижской версии еще и потрясающе четкую и внятную пантомиму. В прежней стасиковской постановке все уже давно забыли, что означают те или иные жесты, повторяли их невнятно и автоматически. Теперь мимические диалоги снова обрели четкость и красоту. А как выиграли вилисы от возвращения им мимических реплик. Теперь и Мирта не просто руками водит, а внятно призывает к себе вилис: "Вы, что покоитесь под землей, явитесь ко мне", и так же внятно объясняет Гансу, что тот будет танцевать, пока не умрет, и вилисы повторяют это прекрасное: "Пока не умрешь" - жесткий жест со скрещенными руками, - в сцене затанцовывания Ганса. Прекрасно же. Крестьянское па-де-де тоже встроили в действие - раньше оно было вообще никак не оформлено: выскакивала парочка после вариации Жизели и принималась ни с того ни с сего танцевать. Теперь они танцуют перед герцогом и свитой - и это выглядит вполне оправданно. В парижской постановке, кстати, крестьянский дуэт сопровождает еще восьмерка девушек, в Стасике оставили только дуэт, ну и ладно, это как раз не принципиально. Вот еще бы танцевали его получше. Вчера Жанна Губанова и Иннокентий Юлдашев очень старались, и местами на них было приятно смотреть (опять же, по моим воспоминаниям, раньше крестьянский дуэт в Стасике танцевали так, что хотелось закрыть глаза от стыда). Губанова понравилась мне больше Юлдашева: она была заметно напряжена, но очень мило станцевала свои вариации. Юлдашев был раскрепощеннее, но и танец в его исполнении время от времени превращался в набор отдельных элементов. В общем, там еще работать и работать. Но они тоже не просто отрабатывали танцевальную повинность, а реагировали и друг на друга, и на окружающих, и это было хорошо.
За что я готова особо поблагодарить Илера - за то, что он убрал из спектакля идиотского Вакха на бочке. Я знаю, что Вакх исторический, но он идиотский и всегда меня страшно раздражал. Теперь его нет, зато Жизель, как и положено, выбирают королевой праздника урожая и надевают ей на голову венок. Причем потом Жизель, собираясь танцевать свою вариацию, передает этот венок другой девушке, и та прелестно радуется. Вот такие маленькие детали и делают спектакль живым. Вилисы перестали летать над сценой на скрипящих тросах и качаться на ветках, как те самые предки без высшего образования. Опять же - знаю, что это исторические детали спектакля, но они выглядели не винтажно, а тупо, и к лучшему, что их убрали. Во втором акте введен пролог с охотниками, которые пытаются увести Ганса от могилы Жизели. В парижской версии их вспугивают вилисы в вуалях, выбегающие на сцену, в стасиковской постановке оставили блуждающие огоньки. Но эти огоньки выглядят вполне пристойно, нет в них сходства с елочной гирляндой.
Пожалуй, из основных персонажей мне вчера менее всего понравилась Мирта - Мария Бек. Она мне показалась тяжеловатой и не очень интересной. Но мимировала очень хорошо, в сцене затанцовывания Ганса была по-настоящему зловещей, да и в целом - нет, неплохая Мирта, хотя и не идеальная. А еще - ну, я в фейсбуке уже об этом вчера написала, но хочется повторить: вчера в финале я вдруг задумалась - где, в какой постановке "Жизели" я видела, как Мирта, уже уходящая в свою могилу, из последних сил пыталась приблизиться к Альбрехту, все-таки добраться до него? И не сразу до меня дошло, что я этого не видела, - но это было в нотации "Жизели", которую я переводила (это нотация, сделанная Анри Жюстаманом, - возможно, это наиболее полное отражение самой первой, оригинальной парижской "Жизели"). А запомнилось так хорошо, что теперь мне уже кажется - это было в живом спектакле. И очень хочется теперь когда-нибудь это в живом спектакле и увидеть - потому что уж больно выразительный и яркий штрих.
Кстати, о Гансе и его затанцовывании - нечего и говорить, что Георги Смилевски-старший был прекрасен. В его Гансе привлекательность здорово сочетается с некоторой брутальностью: понимаешь, почему Жизель все-таки выбрала милого мальчика Альбрехта. Но и понимаешь, почему Ганс вправе рассчитывать на взаимность своих чувств - он красивый и сексуальный, и в него можно влюбиться, но увы, у Жизели сердце уже занято. Не везет Гансу. Он тоже превосходно играл и мимировал - не переигрывал, не грыз кулису, очень трогательно горевал в начале второго акта на могиле Жизели. А в сцене затанцовывания немножко меня рассмешил: вот он вбегает, преследуемый вилисами, бестолково машет руками, не заботясь о красоте движений и жестов, но когда ему приказывают танцевать - о, он встает в красивую позицию и принимается танцевать, как принц, как danseur noble. Немудрено, что вилисам это нравится, и отпускать его они не хотят. Но сцена затанцовывания вправду получилась классная - зловещая, динамичная, мощная, и вилисы были страшно хороши. За мной в театре сидела парочка - юноша явно в балете мало что понимал, девушка ему в антракте пересказывала содержание. Ну вот, после сцены затанцовывания Ганса юноша в восхищении выдохнул шепотом: "Вот это да!".
Альбрехт - Иван Михалев. Эх, по старой памяти больше всего по-прежнему люблю Михалева одним из Зарецких в "Татьяне". Жаль, что это прошлое уже не вернешь (разве что всплывет наконец давняя золотомасочная трансляция "Татьяны" с Вишневой - там как раз Михалев был одним из Зарецких). Я его уже видела прежде Альбрехтом, правда, давно, чуть ли не три года назад - в "Жизели" с Эрикой Микиртичевой (вот здесь я писала об этом спектакле). С тех пор он, конечно, набрал и технически, и драматически, но все-таки мне в нем чего-то вчера не хватило. У него получается очень милый Альбрехт - но больше и сказать о нем толком нечего. В первом акте, как мне показалось, он танцевал лучше, чем во втором. В сценах затанцовывания не было настоящего напряжения - он старался, он честно играл, что изнемогает и умирает, но не верилось в его изнеможение. Но что приятно - он и не перегибал палку, не переигрывал так, что это казалось фальшивым. В первом акте здорово сыграл растерянность, увидев на шее Жизели ожерелье Батильды. Нет, в целом он был очень мил, но тут как с Миртой - я видела Альбрехтов намного лучше и мне жаль, что Михалев пока до них не дотягивает. Но видеть его было приятно. Интересно, дождемся ли мы когда-нибудь Мануйлова в роли Альбрехта? Вот на кого было бы очень интересно взглянуть.
Ну и наконец, Оксана Кардаш - Жизель. Прелесть. Жизнерадостная, очаровательная девочка в первом акте - да, девочка с больным сердцем, но не сдающаяся этой болезни, - и нежная тень во втором акте, разрывающаяся между любовью к Альбрехту и, кхм, долгом вилисы. Она сумела показать то, что далеко не всегда показывают балерины, танцующие Жизель: двойственность Жизели-вилисы, которая и хочет спасти Альбрехта, и в то же время все-таки хочет его убить, и сопротивляется этому желанию изо всех сил. Это было здорово. Опять же - то, что я вчера написала в фейсбуке: в первом акте до сцены безумия Кардаш напоминала мне Фраччи, в сцене безумия она вдруг стала похожа на Фонтейн, а во втором акте, глядя на нее, я вспоминала Алессандру Ферри. Но несмотря на все эти "аллюзии и параллели" у Кардаш получается своя Жизель - и она обворожительна. И очень здорово, что теперь она может сиять в хорошем спектакле, а не в полинявшем и разболтанном.
И напоследок - еще раз о кордебалете: все молодцы и в первом, и во втором акте. Прекрасное сочетание осмысленности и радости танца. Очень обращал на себя внимание Максим Севагин - он откровенно сиял, на него было очень приятно смотреть. Вообще было то, что мне нравилось, например, в "Жизели" Королевского Датского балета: все участники ансамбля играли свои маленькие роли, не стояли столбами с каменными лицами или с заученными автоматическими реакциями, как это было в старой постановке. А во втором акте вилисы стали еще прекраснее и злее, чем прежде. Так что - все молодцы, всем спасибо (ну, кроме оркестра, пожалуй). А главный молодец - Лоран Илер.
Все-таки это прекрасно, что теперь есть в Москве хорошая Жизель, и на нее можно сходить и увидеть живьем. (Если нам повезет, и Ратманский тоже поставит годную версию, то будет их таких две, но там еще
виллисамивилами по воде писано). Я очень рада, что Кардаш оказалась интересной Жизелью, несмотря на отсылки к другим исполнительницам - своей собственной Жизелью. И борьбу любви и желкния затанцевать всячески одобряю! ) А кстати, я так поняла, что в Илеровской постановке Мирта, как в нотации, пытается Альбрехта зацапать даже на рассвете? Крутой же момент, почему он не прижился в других редакциях?За Ганса-Иллариона всегда болею, и здорово, что тут он такой выразительный, и что затанцовывают его так сурово! И вообще эх, ностальгия! Пора пересмотреть хоть в записи какую-нибудь хорошую Жизель)
Ганс был вчера очень хорош. Везет мне в последнее время на клевых Гансов-Илларионов.))) А сколько их прежде было - и все такие разные (и такие вкусные! - добавила Мирта, облизываясь).)) И Брюс Маркс в АБТшной киноверсии, и Азарос Сурмеян в канадской версии, и Карл Пакетт в парижском бутлеге, и моя радость Себастьян Хейнс в КДБ...
Гансов можно и лесом, а вот Илларионов - даешь! )) И зачем только беднягу переименовали, ему и так в этом балете фатально не везет? Эхе-хе, вспомнила Сурмеяна, а заодно его же в Мрачных тенях с палкой. Вот отжигал!
А Сурмеян - да-а-а, он и в "Жизели" был прекрасен, и в Mad Shadows тоже.