Живи, а то хуже будет
Посмотрела норвежского "Билли" во второй раз. Что само по себе показатель: какой-нибудь Глайндборн черта с два меня заставят пересматривать в одиночку и на полном серьезе, а не ради смеха. А норвежского "Билли" можно. Хотя все равно там много смешного. Мышонок капитан, например, смешон от и до, особенно когда начинает разливаться раненым в жопу соловьем в прологе, в эпилоге и во втором акте в сценах вокруг суда. В сцене боя он тоже смешной, но там все смешные, чего стоит один Редбёрн у перископа. Капитан же особенно уморителен, когда на словах: "The mist is back to foil us" и так далее, - срывает фуражку и плюхается на приступочку возле перископа, и на лице у него написано: всё проебали, жизнь не удалась, как я теперь в адмиралтействе покажусь, лихо мне, лихо. Ну и когда с Клэггартом цапается - он тоже смешной. И ой как же шарахается и взвизгивает, когда Клэггарт пытается его подавить массой и авторитетом, и слишком близко подбирается к нему со словами: "I trust that nothing I have done...". Мужчина, не подходите ко мне близко, я вас боюсь.
А Клэггарт все же очень крут. Вот после второго просмотра он мне еще больше понравился. Релье оглушительно хорош в O beauty, o handsomeness, goodness, он там показывает то, что мне так нравится у Сакса: полный душевный раздрай Клэггарта, два противоборствующих желания - желание уничтожить Билли и желание любить этого Билли (и чтобы Билли его любил), и полное отчаяние из-за того, что Клэггарт понимает - Билли его никогда не полюбит. Сакс это делает еще тоньше, и любви к Билли, и отчаяния у него тоже больше, но Сакс это Сакс, он the Claggart и точка, а Релье сам по себе крут. И как он над спящим Билли зависает и нависает - прям и не знаю, что бы дальше было, если б Новичок не явился. Клэггарт хоть и науськал Новичка на Билли, но как будто считал, что Новичок будет еще час собираться с силами, а Клэггарт успеет за это время всласть налюбоваться спящим Билли (и не только любоваться... все матросы в кубрике разумно притворялись спящими и делали вид, что знать ничего не знают). Вот только Новичок справился с нервами быстрее, чем ожидал Клэггарт, и Клэггарт явно был недоволен. Но ничего, ведь Билли в итоге вылез к нему на верхнюю палубу, так что Клэггарт в накладе не остался.
И мне страшно нравится, как Клэггарт контачит с Билли, прикасается к нему - пусть мало этих прикосновений, но все они чертовски выразительны, как играет его платочком, как смотрит на него сверху вниз, когда Билли снимает платок ("сцена с платочком"), стоя при этом на коленях. Очень это горячо. И между этим Клэггартом и этим Билли проскальзывает правильная искра. Беда лишь в том, как уговорить Билли, что ему все это надо. Он тут такой... немножко простой советский человек, не подозревающий о существовании гомосексуалов и однополой любви. Он не гомофоб, он просто не знает, что такое бывает и так тоже можно. Объясните ему кто-нибудь.
Имбрайло меня и во второй раз порадовал, я прям не ожидала. Зря я на нем поставила крест после Глайндборна. Хотя да, да, местами голоса ему не хватает просто до обидного, местами мне не слишком нравятся его интонации, но как он поет: "Dreaming, drowsing... It's a-dreaming that I am - fathoms down, fathoms..." Вот очень хорошо, правда. И у него все же получается интересный Билли. Смышленый, расторопный, симпатичный, смелый и добрый, но с этакой сжатой пружинкой внутри. И когда эта пружинка распрямляется - как в драке с Крысой, например, - тогда понимаешь, что с Билли шутки плохи, он впадает в ярость, и Дональд его еле-еле оттаскивает от Крысы. И потом очень интересно, как Билли пьет что-то горячительное из фляжки (потом эту фляжку принесет ему Датчанин в ночь перед казнью), явно стараясь успокоиться. Эта такая деталька, которая вдруг показывает, что в Билли есть не то чтобы скрытые бездны, но что-то такое... не знаю даже, как лучше объяснить. В общем, он сложнее, чем кажется. И в то же время он очень естественный, без наигрыша. И хоть он уже не юный, но Baby и Beauty в его адрес не звучат нелепо.
После второго просмотра офицеры обрели хоть немножко индивидуальности. Редбёрн скучный и скучно поет мое любимое про Нор, плавучую республику, но у него есть коронный выход: после суда и слов "Gentlemen, the court rises" он бросает окурок на пол и притаптывает его ногой так, что кажется - сейчас и второй окурок бросит и как пойдет твистовать: оп-оп-оп-оп. Флинт самый злющий и постоянно на нерве, и так поет Don't like the French, что ясно: так французов не любит, кушать не может. Рэтклифф спер у Рыжего бороды законные рыжие бакенбарды и щеголяет в них, и в сцене суда выталкивает юнгу взашей. И правильно, еще юнги тут не хватало.
Новичку все-таки удружили, бедняжке, в Come along, kid: раздели до подштанников и выпустили, а подштанники у него какие-то сползающие, и все время хотелось сказать: ну подтяни же их, малыш, ну они же сейчас свалятся. Но пожалуй, в этой сцене он звучал неплохо, лучше, чем в диалоге с Клэггартом и в диалоге с Билли. Хотя в диалоге с Билли интересно то, что вот, например, в БТшном "Билли" Богдан Волков пел так, что казалось: Новичок, разыгравшись, войдя в роль, сам начинает немножко верить в то, что говорит, и становится убедительным мятежником и подстрекателем к мятежу. А вот здесь ничего подобного нет: Новичок не может скрыть, что врет, его слова звучат неубедительно, и ничего удивительного, что даже сонный Билли понимает, что здесь что-то не так.
Еще в Come along, kid идиотский финал: ну зачем, зачем здоровенный Друг взваливает Новичка на спину и уносит с видом: "Дома доем!" - а бедный Новичок только и может простонать: "I'm done for, I'm done for!". Выглядит это нелепо и смешно. Мне очень хочется, чтоб в варшавской версии этого не было. Может, и не будет, там вроде бы Друга будет играть не такой мощный детина.
По-прежнему не могу понять, кто та парочка во втором акте - ну, те матросики, за которыми подсматривает капитан перед Claggart, John Claggart, beware. Мне показалось, что матросик в синей форме - это мальчик, который в первом акте поет: "I'm sorry, sir - hurt me arm", но я не уверена (кстати, в БТшной версии эту реплику отдали Другу Новичка). А кто второй - и вовсе рассмотреть не могу. Может, конечно, это просто рандомные матросы, но мне казалось, что если уж вводить их в действие, то надо как-то раньше их обозначить. Но может быть, я просто не заметила их прежде, надо будет еще посмотреть.
Я бы могла еще чего-нибудь написать, но, наверно, хватит уже. Вот лучше оставлю здесь само видео и заткнусь:
А Клэггарт все же очень крут. Вот после второго просмотра он мне еще больше понравился. Релье оглушительно хорош в O beauty, o handsomeness, goodness, он там показывает то, что мне так нравится у Сакса: полный душевный раздрай Клэггарта, два противоборствующих желания - желание уничтожить Билли и желание любить этого Билли (и чтобы Билли его любил), и полное отчаяние из-за того, что Клэггарт понимает - Билли его никогда не полюбит. Сакс это делает еще тоньше, и любви к Билли, и отчаяния у него тоже больше, но Сакс это Сакс, он the Claggart и точка, а Релье сам по себе крут. И как он над спящим Билли зависает и нависает - прям и не знаю, что бы дальше было, если б Новичок не явился. Клэггарт хоть и науськал Новичка на Билли, но как будто считал, что Новичок будет еще час собираться с силами, а Клэггарт успеет за это время всласть налюбоваться спящим Билли (и не только любоваться... все матросы в кубрике разумно притворялись спящими и делали вид, что знать ничего не знают). Вот только Новичок справился с нервами быстрее, чем ожидал Клэггарт, и Клэггарт явно был недоволен. Но ничего, ведь Билли в итоге вылез к нему на верхнюю палубу, так что Клэггарт в накладе не остался.
И мне страшно нравится, как Клэггарт контачит с Билли, прикасается к нему - пусть мало этих прикосновений, но все они чертовски выразительны, как играет его платочком, как смотрит на него сверху вниз, когда Билли снимает платок ("сцена с платочком"), стоя при этом на коленях. Очень это горячо. И между этим Клэггартом и этим Билли проскальзывает правильная искра. Беда лишь в том, как уговорить Билли, что ему все это надо. Он тут такой... немножко простой советский человек, не подозревающий о существовании гомосексуалов и однополой любви. Он не гомофоб, он просто не знает, что такое бывает и так тоже можно. Объясните ему кто-нибудь.
Имбрайло меня и во второй раз порадовал, я прям не ожидала. Зря я на нем поставила крест после Глайндборна. Хотя да, да, местами голоса ему не хватает просто до обидного, местами мне не слишком нравятся его интонации, но как он поет: "Dreaming, drowsing... It's a-dreaming that I am - fathoms down, fathoms..." Вот очень хорошо, правда. И у него все же получается интересный Билли. Смышленый, расторопный, симпатичный, смелый и добрый, но с этакой сжатой пружинкой внутри. И когда эта пружинка распрямляется - как в драке с Крысой, например, - тогда понимаешь, что с Билли шутки плохи, он впадает в ярость, и Дональд его еле-еле оттаскивает от Крысы. И потом очень интересно, как Билли пьет что-то горячительное из фляжки (потом эту фляжку принесет ему Датчанин в ночь перед казнью), явно стараясь успокоиться. Эта такая деталька, которая вдруг показывает, что в Билли есть не то чтобы скрытые бездны, но что-то такое... не знаю даже, как лучше объяснить. В общем, он сложнее, чем кажется. И в то же время он очень естественный, без наигрыша. И хоть он уже не юный, но Baby и Beauty в его адрес не звучат нелепо.
После второго просмотра офицеры обрели хоть немножко индивидуальности. Редбёрн скучный и скучно поет мое любимое про Нор, плавучую республику, но у него есть коронный выход: после суда и слов "Gentlemen, the court rises" он бросает окурок на пол и притаптывает его ногой так, что кажется - сейчас и второй окурок бросит и как пойдет твистовать: оп-оп-оп-оп. Флинт самый злющий и постоянно на нерве, и так поет Don't like the French, что ясно: так французов не любит, кушать не может. Рэтклифф спер у Рыжего бороды законные рыжие бакенбарды и щеголяет в них, и в сцене суда выталкивает юнгу взашей. И правильно, еще юнги тут не хватало.
Новичку все-таки удружили, бедняжке, в Come along, kid: раздели до подштанников и выпустили, а подштанники у него какие-то сползающие, и все время хотелось сказать: ну подтяни же их, малыш, ну они же сейчас свалятся. Но пожалуй, в этой сцене он звучал неплохо, лучше, чем в диалоге с Клэггартом и в диалоге с Билли. Хотя в диалоге с Билли интересно то, что вот, например, в БТшном "Билли" Богдан Волков пел так, что казалось: Новичок, разыгравшись, войдя в роль, сам начинает немножко верить в то, что говорит, и становится убедительным мятежником и подстрекателем к мятежу. А вот здесь ничего подобного нет: Новичок не может скрыть, что врет, его слова звучат неубедительно, и ничего удивительного, что даже сонный Билли понимает, что здесь что-то не так.
Еще в Come along, kid идиотский финал: ну зачем, зачем здоровенный Друг взваливает Новичка на спину и уносит с видом: "Дома доем!" - а бедный Новичок только и может простонать: "I'm done for, I'm done for!". Выглядит это нелепо и смешно. Мне очень хочется, чтоб в варшавской версии этого не было. Может, и не будет, там вроде бы Друга будет играть не такой мощный детина.
По-прежнему не могу понять, кто та парочка во втором акте - ну, те матросики, за которыми подсматривает капитан перед Claggart, John Claggart, beware. Мне показалось, что матросик в синей форме - это мальчик, который в первом акте поет: "I'm sorry, sir - hurt me arm", но я не уверена (кстати, в БТшной версии эту реплику отдали Другу Новичка). А кто второй - и вовсе рассмотреть не могу. Может, конечно, это просто рандомные матросы, но мне казалось, что если уж вводить их в действие, то надо как-то раньше их обозначить. Но может быть, я просто не заметила их прежде, надо будет еще посмотреть.
Я бы могла еще чего-нибудь написать, но, наверно, хватит уже. Вот лучше оставлю здесь само видео и заткнусь:
Но все же там и хорошее есть, вот Клэггарт, например.))
М-ль Люсиль, мне сперва было скучно, но потом я поняла, что ты права, и эту версию можно рассматривать как ржачную комедию по мотивам Билли Бадда ) В сцене, где Новичок в полуснятых портках жалуется Другу, мимо проплывают матросы с ящиками, а в ящиках явно продукты. И вот думай: то ли на подлодке на ужин такие большие порции, то ли под шум и плач Новичка матросы грабанули камбуз и тихо-тихо уносят добычу в кубрик? )))) Сижу, ржу, пришлось на паузу поставить.
Но правда, смотри дальше. Там все же есть и хорошее, мне кажется. Вот сцена в кубрике мне прям зашла. И Клэггарт.
О чем я и написала.)))
Ты про Друга писала, но я и представить себе не могла, как оно вписалось в сцену! Правда ведь доедать унес )))
Клэггарт мне уже нравится тем, что лучше всех поет. И сцена с платочком ничего так, аж боцман прифигел )))
Хотя после второго просмотра я вообще сделала вывод, что мистер Флинт самый интересный из всех офицеров. Редбёрн с Рэтклиффом вообще никакие, а Флинт - ну хоть что-то. И выглядит презентабельнее всех остальных.
Я рада, что тебе понравился Клэггарт! И что Билли тебе додал. Вот реально - я как-то после норвежской версии к Имбрайло расположилась, несмотря на то, что он очень далек от идеала. Но что-то в нем здесь есть, что делает его Билли - интересным Билли. И таким... ну вот живым и обаятельным. Зачет, короче. С оговорками, но зачет.
Клэггарт здоровый такой лосяра, но благодаря этому, и его подтяжкам и папиросам, и тому, как здорово сделано нутро подлодки, и благодаря, отчасти, тому же Датчанину и матросам - вся эта история перестает быть притчей, но становится годным жанровым рассказом про подводников второй половиный прошлого века. Жаль, что из текста это очень выбивается.
Зачет с оговорками - мне эта формулировка нравится ))
Ну вот да, с либретто все эти страсти на подводной лодке все же сильно расходятся - и во втором акте это расхождение становится еще очевиднее и царапает сильнее. Особенно когда дело доходит до суда и казни. Ну как, как можно вешать человека на подводной лодке?!)) Я грешным делом уж подумала - может, лучше бы пошли по стопам Шпинара и, как в пражской версии, поменяли бы способ казни: ну расстреляли бы Билли. Да, все совсем не по тексту. Но чего мелочиться, в конце концов, и так там все далековато от текста.
А Клэггарт в подтяжках и в майке, да с папиросой, - ыыы, ну сексуальный же. Здоровенный, брутальный и очень горячий.
Меня сцена боя в плане матчасти сразила наповал, хоть я уж и знала, чего ждать. Эти торпеды! Этот перископ! Мама дорогая ))) Кстати, а где в момент погружения и атаки сидел грот-марсовый матрос? Снаружи, верхом на перископе? ))
Ох, сцена боя, не надо о ней, это такая комедия, что хоть топор повесь в этом атомном дыму.))) Макарену по-флотски нам тут додали, я считаю. И это притом, что хор тут звучал очень прилично, нужный драйв был, но боже мой, что при этом было поставлено! Ну нельзя так, право, нельзя.))
Жаль, что Клэггарта так рано убивают, он бы скрасил остаток второго акта, попев вместо капитана. Билли, олух, ты завалил не того! ))
А вообще у Имбрайло Билли в своей последней сцене странный. Не скажу, что мне понравилось, но тут есть нечто персональное. Мне показалось, что его Билли - что уникально! - сам в себе не уверен. То есть он всей душой стремится быть таким образцово светлым и сильным Билли для других, но наедине с собой не таков.
Слушай, ты очень круто сформулировала насчет Билли Имбрайло. Я что-то такое ошущала, но не могла передать, а ты попала в точку. Он знает, что он не святой и не светлый. Он боится смерти. И может быть, его и угрызения совести мучают. И еще он очень остро ощущает свое одиночество. Ни Датчанин, ни мысли о товарищах, о том же Дональде - его не утешают. Он совершенно один и знает об этом.
Зыс ) Он боится, он одинок, он слаб и только пыиается себя уговорить, что силен. Зрители придают ему силу "быть Билли", а наедине с собой он, увы, не такой. Но он очень старается!
А вот скажи - насчет Билли: как ты восприняла его Starry Vere, God bless you? Потому что для меня оно и при повторном пересмотре прозвучало скорее как проклятие, а не как прощение. И вообще когда он пел о Вире в диалоге с Датчанином - мне показалось, там нетипично много горечи: он как будто понял, что за птица этот Звездный Вир, но не хочет отдавать это знание другим, не хочет, чтобы и другие так лишились иллюзий в отношении Вира, как лишился он сам. Вот и продолжает оправдывать Вира, а интонации его выдают. Но может быть, мне все это кажется, и я вдумываю то, чего вовсе нет.))
А насчет Starry Vere мне тоже показалось, что это, скорее, проклятие. И такое, чтоб матросы не видели, это точно, потому что Датванину он накануне совсем другое заливал про Вира.
Или, может быть, Билли и не хотел проклинать Вира, но и простить не смог, и хотел сказать нечто вроде "Прости тебя Бог, я - не могу"? Пригласил, так сказать, Бога решать вместо себя?
Я тут снова пересмотрела момент со Starry Vere - ух, оно реально пробирает. И там столько всего намешано - и проклятие, и напряжение, и горькая насмешка, и то, как Билли еще и улыбается и кивает Виру. Ну и мне нравится твоя трактовка: "Прости тебя Бог, а я - не могу", это тоже есть в словах и в поведении Билли. И с какой насмешливой горечью он поет о том, что должен был убить Клэггарта, а Вир должен был убить его самого - это судьба. То есть, мне кажется, он интонационно будто намекает на то, что это не судьба, а цепочка случайности и злой воли. Нет, все же очень интересный Билли получился у Имбрайло. Мне теперь прям стыдно, что я не него раньше бурчала.)))
Ну, мне не стыдно - в Глайндброне Имбрайло был так себе Билли, совсем без изюминки. Но то ли он с годами прокачался, то ли норвежская постановка его больше вдохновляет. Ну и... эх, голоса ему все-таки не хватает. Если принять версию про здешнего билли - как "несовершенного", wannabe Billy, то это даже и в кассу, но вообще - голоса не хватает. Другое дело, что Имбрайло и игрой и пластикой сильно достраивает то, что можно достроить.
Ну, мне скорее стыдно, что я заранее ставила на Имбрайло крест и не верила, что он мог прокачаться после Глайндборна. А он смог.) Голоса ему очень не хватает, ты права, и это ужасно жаль.( Но все же - вот он этим ограниченным голосом делает роль так, что иным более голосистым Билли следует у него поучиться. Ну и опять же - ты верно говоришь: игра, пластика, легкость движений там очень в кассу, они выручают Имбрайло там, где голос западает. Нет, ну чего там, он молодец. Не идеальный Билли, но, пожалуй, пока лучший из всех имеющихся видеоверсий.
И знаешь, забавно: вот Имбрайло, с одной стороны, не помолодел за девять лет, минувших после Глайндборна, но с другой стороны - черт, вот ты права, в Норвегии он выглядит лучше, чем выглядел в Глайндборне, порой так и хочется сказать: выглядит моложе. Вот хоть не назову норвежскую постановку удачной, но как ни крути - а она все-таки удачнее Глайндборна, даром что там никаких осовремениваний, расходящихся с либретто, нет, все в соответствии с эпохой - а выглядит намного хуже.