23:01

Живи, а то хуже будет
Посмотрела норвежского "Билли" во второй раз. Что само по себе показатель: какой-нибудь Глайндборн черта с два меня заставят пересматривать в одиночку и на полном серьезе, а не ради смеха. А норвежского "Билли" можно. Хотя все равно там много смешного. Мышонок капитан, например, смешон от и до, особенно когда начинает разливаться раненым в жопу соловьем в прологе, в эпилоге и во втором акте в сценах вокруг суда. В сцене боя он тоже смешной, но там все смешные, чего стоит один Редбёрн у перископа. Капитан же особенно уморителен, когда на словах: "The mist is back to foil us" и так далее, - срывает фуражку и плюхается на приступочку возле перископа, и на лице у него написано: всё проебали, жизнь не удалась, как я теперь в адмиралтействе покажусь, лихо мне, лихо. Ну и когда с Клэггартом цапается - он тоже смешной. И ой как же шарахается и взвизгивает, когда Клэггарт пытается его подавить массой и авторитетом, и слишком близко подбирается к нему со словами: "I trust that nothing I have done...". Мужчина, не подходите ко мне близко, я вас боюсь.
А Клэггарт все же очень крут. Вот после второго просмотра он мне еще больше понравился. Релье оглушительно хорош в O beauty, o handsomeness, goodness, он там показывает то, что мне так нравится у Сакса: полный душевный раздрай Клэггарта, два противоборствующих желания - желание уничтожить Билли и желание любить этого Билли (и чтобы Билли его любил), и полное отчаяние из-за того, что Клэггарт понимает - Билли его никогда не полюбит. Сакс это делает еще тоньше, и любви к Билли, и отчаяния у него тоже больше, но Сакс это Сакс, он the Claggart и точка, а Релье сам по себе крут. И как он над спящим Билли зависает и нависает - прям и не знаю, что бы дальше было, если б Новичок не явился. Клэггарт хоть и науськал Новичка на Билли, но как будто считал, что Новичок будет еще час собираться с силами, а Клэггарт успеет за это время всласть налюбоваться спящим Билли (и не только любоваться... все матросы в кубрике разумно притворялись спящими и делали вид, что знать ничего не знают). Вот только Новичок справился с нервами быстрее, чем ожидал Клэггарт, и Клэггарт явно был недоволен. Но ничего, ведь Билли в итоге вылез к нему на верхнюю палубу, так что Клэггарт в накладе не остался.
И мне страшно нравится, как Клэггарт контачит с Билли, прикасается к нему - пусть мало этих прикосновений, но все они чертовски выразительны, как играет его платочком, как смотрит на него сверху вниз, когда Билли снимает платок ("сцена с платочком"), стоя при этом на коленях. Очень это горячо. И между этим Клэггартом и этим Билли проскальзывает правильная искра. Беда лишь в том, как уговорить Билли, что ему все это надо. Он тут такой... немножко простой советский человек, не подозревающий о существовании гомосексуалов и однополой любви. Он не гомофоб, он просто не знает, что такое бывает и так тоже можно. Объясните ему кто-нибудь.
Имбрайло меня и во второй раз порадовал, я прям не ожидала. Зря я на нем поставила крест после Глайндборна. Хотя да, да, местами голоса ему не хватает просто до обидного, местами мне не слишком нравятся его интонации, но как он поет: "Dreaming, drowsing... It's a-dreaming that I am - fathoms down, fathoms..." Вот очень хорошо, правда. И у него все же получается интересный Билли. Смышленый, расторопный, симпатичный, смелый и добрый, но с этакой сжатой пружинкой внутри. И когда эта пружинка распрямляется - как в драке с Крысой, например, - тогда понимаешь, что с Билли шутки плохи, он впадает в ярость, и Дональд его еле-еле оттаскивает от Крысы. И потом очень интересно, как Билли пьет что-то горячительное из фляжки (потом эту фляжку принесет ему Датчанин в ночь перед казнью), явно стараясь успокоиться. Эта такая деталька, которая вдруг показывает, что в Билли есть не то чтобы скрытые бездны, но что-то такое... не знаю даже, как лучше объяснить. В общем, он сложнее, чем кажется. И в то же время он очень естественный, без наигрыша. И хоть он уже не юный, но Baby и Beauty в его адрес не звучат нелепо.
После второго просмотра офицеры обрели хоть немножко индивидуальности. Редбёрн скучный и скучно поет мое любимое про Нор, плавучую республику, но у него есть коронный выход: после суда и слов "Gentlemen, the court rises" он бросает окурок на пол и притаптывает его ногой так, что кажется - сейчас и второй окурок бросит и как пойдет твистовать: оп-оп-оп-оп. Флинт самый злющий и постоянно на нерве, и так поет Don't like the French, что ясно: так французов не любит, кушать не может. Рэтклифф спер у Рыжего бороды законные рыжие бакенбарды и щеголяет в них, и в сцене суда выталкивает юнгу взашей. И правильно, еще юнги тут не хватало.
Новичку все-таки удружили, бедняжке, в Come along, kid: раздели до подштанников и выпустили, а подштанники у него какие-то сползающие, и все время хотелось сказать: ну подтяни же их, малыш, ну они же сейчас свалятся. Но пожалуй, в этой сцене он звучал неплохо, лучше, чем в диалоге с Клэггартом и в диалоге с Билли. Хотя в диалоге с Билли интересно то, что вот, например, в БТшном "Билли" Богдан Волков пел так, что казалось: Новичок, разыгравшись, войдя в роль, сам начинает немножко верить в то, что говорит, и становится убедительным мятежником и подстрекателем к мятежу. А вот здесь ничего подобного нет: Новичок не может скрыть, что врет, его слова звучат неубедительно, и ничего удивительного, что даже сонный Билли понимает, что здесь что-то не так.
Еще в Come along, kid идиотский финал: ну зачем, зачем здоровенный Друг взваливает Новичка на спину и уносит с видом: "Дома доем!" - а бедный Новичок только и может простонать: "I'm done for, I'm done for!". Выглядит это нелепо и смешно. Мне очень хочется, чтоб в варшавской версии этого не было. Может, и не будет, там вроде бы Друга будет играть не такой мощный детина.
По-прежнему не могу понять, кто та парочка во втором акте - ну, те матросики, за которыми подсматривает капитан перед Claggart, John Claggart, beware. Мне показалось, что матросик в синей форме - это мальчик, который в первом акте поет: "I'm sorry, sir - hurt me arm", но я не уверена (кстати, в БТшной версии эту реплику отдали Другу Новичка). А кто второй - и вовсе рассмотреть не могу. Может, конечно, это просто рандомные матросы, но мне казалось, что если уж вводить их в действие, то надо как-то раньше их обозначить. Но может быть, я просто не заметила их прежде, надо будет еще посмотреть.
Я бы могла еще чего-нибудь написать, но, наверно, хватит уже. Вот лучше оставлю здесь само видео и заткнусь:



@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd)

Комментарии
09.02.2019 в 23:24

Я пытаюсь смотреть и всё думаю: как хорошо, что не онлайн и не вживую, могу поставить на паузу и отвлечься. Начало невероятно скучное( вот вроде та же история Вира, но как Дашак приковал к себе внимание, только появившись на сцене. А этот Вир - ну был капитаном, ну что-то у него случилось, ну ок - совсем не интригует. Подводная лодка ужасно неуместно! Что они там тащат, какие канаты на субмарине? Ну и поддерживаю ваши слова о неуместности такой модернизации.
09.02.2019 в 23:40

Живи, а то хуже будет
norakura, ой, вот я с вами соглашусь, на самом деле: первые сцены поставлены очень скучно. Зачем канаты - да фиг их знает, да и вообще: ну там в музыке движение, динамика, а сцена статичная - стоят они с этим канатом и стоят. Лучше бы терли палубу, как положено. В общем, нет, я не защищаю эту постановку, там много неудач.) И Вир совсем не обаятельный, увы.
Но все же там и хорошее есть, вот Клэггарт, например.))
10.02.2019 в 19:39

norakura, а у меня есть версия насчет того, зачем они стоят и держатся за канаты. Матросы на этой дивной подлодке заменяют собой технику и матчасть (как два солдата из стройбата заменяют экскаватор ). В данной сцене они работают якорем и держат субмарину за веревочки, чтоб в море не унесло )))

М-ль Люсиль, мне сперва было скучно, но потом я поняла, что ты права, и эту версию можно рассматривать как ржачную комедию по мотивам Билли Бадда ) В сцене, где Новичок в полуснятых портках жалуется Другу, мимо проплывают матросы с ящиками, а в ящиках явно продукты. И вот думай: то ли на подлодке на ужин такие большие порции, то ли под шум и плач Новичка матросы грабанули камбуз и тихо-тихо уносят добычу в кубрик? )))) Сижу, ржу, пришлось на паузу поставить.
10.02.2019 в 19:42

А Друг остался без добычи и потащил Новичка, приговаривая: Дома доем! )))
10.02.2019 в 19:44

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, там грузят апельсины бочками! И капусту ящиками! Ты дальше смотри, сейчас в погрузке продуктов и Билли задействуют. Потому что апельсины и капуста нужны в плаванье как спасение от цинги. И нужно же матросам что-то делать, пока Новичок в спадающих подштанниках жалуется на горькую судьбу.))
Но правда, смотри дальше. Там все же есть и хорошее, мне кажется. Вот сцена в кубрике мне прям зашла. И Клэггарт.
10.02.2019 в 19:46

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, А Друг остался без добычи и потащил Новичка, приговаривая: Дома доем

О чем я и написала.)))
10.02.2019 в 19:54

М-ль Люсиль, так все эти матросы - братья Карамазовы? )))
Ты про Друга писала, но я и представить себе не могла, как оно вписалось в сцену! Правда ведь доедать унес )))
Клэггарт мне уже нравится тем, что лучше всех поет. И сцена с платочком ничего так, аж боцман прифигел )))
10.02.2019 в 19:57

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, боцман такого ну ваще не ожидал.)) А Клэггарт реально круто поет, это точно. Но еще и играет хорошо. Вот увидишь, как он свою арию споет и все, что вокруг нее.))
10.02.2019 в 19:59

М-ль Люсиль, надеюсь увидеть! Пока взяла тайм-аут на чай после первой сцены )
10.02.2019 в 20:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, приятного аппетита и чаепития.))
10.02.2019 в 22:17

М-ль Люсиль, ну вот, прикончила первый акт ) Клэггарт круто поет и хорошо играет, Билли, как ты и предсказывала, отлично додал сонного Билли и двигается как чертик, легко и ловко. Датчанин - увы, офицеры с Нором - увы. Зато я считаю, что на подлодке есть французский шпион, и это мистер Флинт. Про французов пел, вроде, злобно, но глазами бегал и вообще, лицо умное, но вид нервный, как у Штирлица на грани провала. Пить тост против французов медлил, на капитана с его речами о революции смотрел странно. Так что по совокупности улик - я обвиняю! )))
10.02.2019 в 22:25

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, слушай, вот знаешь, вот мне тоже мистер Флинт казался каким-то подозрительным, но я подумала, что у меня паранойя.:alles: А оказалось - не казалось! Ох, не все ладно с мистером Флинтом, ох, подозрительный он тип. Но вот поди ж ты - он в итоге выйдет сухим из воды. Где справедливость?!))
Хотя после второго просмотра я вообще сделала вывод, что мистер Флинт самый интересный из всех офицеров. Редбёрн с Рэтклиффом вообще никакие, а Флинт - ну хоть что-то. И выглядит презентабельнее всех остальных.
Я рада, что тебе понравился Клэггарт! И что Билли тебе додал. Вот реально - я как-то после норвежской версии к Имбрайло расположилась, несмотря на то, что он очень далек от идеала. Но что-то в нем здесь есть, что делает его Билли - интересным Билли. И таким... ну вот живым и обаятельным. Зачет, короче. С оговорками, но зачет.
10.02.2019 в 22:34

М-ль Люсиль, а почему он все так старался на Билли свалить, кстати? Чтоб на него не подумали! "А вас, мистер Флинт, я попрошу остаться". ))
Клэггарт здоровый такой лосяра, но благодаря этому, и его подтяжкам и папиросам, и тому, как здорово сделано нутро подлодки, и благодаря, отчасти, тому же Датчанину и матросам - вся эта история перестает быть притчей, но становится годным жанровым рассказом про подводников второй половиный прошлого века. Жаль, что из текста это очень выбивается.
Зачет с оговорками - мне эта формулировка нравится ))
10.02.2019 в 22:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да нет, капитан тут существо туповатое, по-моему, он ни в жисть не догадается, что с Флинтом что-то нечисто. Каптенармус мог бы догадаться - если б отвлекся от Билли и если б его не убили.:crznope:
Ну вот да, с либретто все эти страсти на подводной лодке все же сильно расходятся - и во втором акте это расхождение становится еще очевиднее и царапает сильнее. Особенно когда дело доходит до суда и казни. Ну как, как можно вешать человека на подводной лодке?!)) Я грешным делом уж подумала - может, лучше бы пошли по стопам Шпинара и, как в пражской версии, поменяли бы способ казни: ну расстреляли бы Билли. Да, все совсем не по тексту. Но чего мелочиться, в конце концов, и так там все далековато от текста.
А Клэггарт в подтяжках и в майке, да с папиросой, - ыыы, ну сексуальный же. Здоровенный, брутальный и очень горячий.:crazylove:
10.02.2019 в 23:05

М-ль Люсиль, да, капитан в этом ток-шоу явно слабое звено )) Хотя не сказать, что у него нет голоса, он многое поет вполне прилично. Но не интересно. У него как-то не получилось образа или истории Вира, отдельной истории одного персонажа. Он там, где ему по действию положено быть и поет, что положено. Не раздаржает, скорей, смешит местами, но всерьез - нет, не могу его воспринимать.
Меня сцена боя в плане матчасти сразила наповал, хоть я уж и знала, чего ждать. Эти торпеды! Этот перископ! Мама дорогая ))) Кстати, а где в момент погружения и атаки сидел грот-марсовый матрос? Снаружи, верхом на перископе? ))
10.02.2019 в 23:10

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну в общем да, голос у этого Вира есть, но мне он не нравится. Местами просто неприятно поет. И вот нет у него осмысления того, что он поет, как мне кажется. Вернее, он вкладывает в пропетое положенные эмоции, но в этом я не чувствую его собственного переживания. И очень часто эти эмоции выглядят переигранными, пережатыми - и потому капитан вызывает не сочувствие, а смех. Ну правда он очень смешной.))
Ох, сцена боя, не надо о ней, это такая комедия, что хоть топор повесь в этом атомном дыму.))) Макарену по-флотски нам тут додали, я считаю. И это притом, что хор тут звучал очень прилично, нужный драйв был, но боже мой, что при этом было поставлено! Ну нельзя так, право, нельзя.))
10.02.2019 в 23:22

М-ль Люсиль, вот-вот, капитанские эмоции ненатурально выглядят, как будто исолнителю интересно только спеть, а роль играть - ну, раз надо, он сыграет, но его это все не трогает. Бог мой, чо он сделал с the mists have vanised! (((
10.02.2019 в 23:24

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, чо сделал, чо сделал, ну вот именно то и сделал.(( Я ж говорю, он во втором акте все ударные арии Вира исполнил черт-те как.
10.02.2019 в 23:35

М-ль Люсиль, причем абсолютно все, от первой и до последней!
Жаль, что Клэггарта так рано убивают, он бы скрасил остаток второго акта, попев вместо капитана. Билли, олух, ты завалил не того! ))
10.02.2019 в 23:38

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Билли тоже можно понять: как удержаться и не дать в зубы, когда тебя сначала обвиняют во всех грехах, а потом улыбаются и за платочек дергают. Но силы, Билли, силы надо было рассчитывать и не бить так крепко.))
11.02.2019 в 00:04

М-ль Люсиль, а платочек-то, скотина, не снял, как ему еще в первом акте приказали! Что за матрос: шарф снять не хочет, штаны снять не хочет...каптенармус с рим замучился совсем ))
А вообще у Имбрайло Билли в своей последней сцене странный. Не скажу, что мне понравилось, но тут есть нечто персональное. Мне показалось, что его Билли - что уникально! - сам в себе не уверен. То есть он всей душой стремится быть таким образцово светлым и сильным Билли для других, но наедине с собой не таков.
11.02.2019 в 00:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а вы, каптенармус, не ждите, когда Билли платочек и штаны снимет, снимайте их сами.)) Но скажи, все же там есть на что пофапать шипперу, а?
Слушай, ты очень круто сформулировала насчет Билли Имбрайло. Я что-то такое ошущала, но не могла передать, а ты попала в точку. Он знает, что он не святой и не светлый. Он боится смерти. И может быть, его и угрызения совести мучают. И еще он очень остро ощущает свое одиночество. Ни Датчанин, ни мысли о товарищах, о том же Дональде - его не утешают. Он совершенно один и знает об этом.
11.02.2019 в 00:46

М-ль Люсиль, еще как есть! Причем и правда, можно с Билли, и с Билли даже горячее, но можно и с Новичком, ориентируясь на кусочек записи с репетиции )
Зыс ) Он боится, он одинок, он слаб и только пыиается себя уговорить, что силен. Зрители придают ему силу "быть Билли", а наедине с собой он, увы, не такой. Но он очень старается!
11.02.2019 в 02:14

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, с Новичком и в спектакле неплохо, когда Клэггарт накрывал рукой его руку, называя имя Билли. Ну и так вообще... есть чем поживиться шипперу.))) Хотя в отрывке из репетиций все еще горячее, это факт. Ну и с Билли огня больше, чем с Новичком, и это тоже очень, очень хорошо.:chup2:

А вот скажи - насчет Билли: как ты восприняла его Starry Vere, God bless you? Потому что для меня оно и при повторном пересмотре прозвучало скорее как проклятие, а не как прощение. И вообще когда он пел о Вире в диалоге с Датчанином - мне показалось, там нетипично много горечи: он как будто понял, что за птица этот Звездный Вир, но не хочет отдавать это знание другим, не хочет, чтобы и другие так лишились иллюзий в отношении Вира, как лишился он сам. Вот и продолжает оправдывать Вира, а интонации его выдают. Но может быть, мне все это кажется, и я вдумываю то, чего вовсе нет.))
11.02.2019 в 09:55

М-ль Люсиль, да, вот как Клэггарт накрыл ладонью руку Новичка - это было круто!
А насчет Starry Vere мне тоже показалось, что это, скорее, проклятие. И такое, чтоб матросы не видели, это точно, потому что Датванину он накануне совсем другое заливал про Вира.
Или, может быть, Билли и не хотел проклинать Вира, но и простить не смог, и хотел сказать нечто вроде "Прости тебя Бог, я - не могу"? Пригласил, так сказать, Бога решать вместо себя?
11.02.2019 в 12:54

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вообще тут правильный расклад: Клэггарт большой, сильный и брутальный, а Новичок маленький и хрупкий. Это вам не Глайндборн, где Клэггарт - низшее звено в пищевой цепочке и все время боится, что вот-вот будет склацан.))
Я тут снова пересмотрела момент со Starry Vere - ух, оно реально пробирает. И там столько всего намешано - и проклятие, и напряжение, и горькая насмешка, и то, как Билли еще и улыбается и кивает Виру. Ну и мне нравится твоя трактовка: "Прости тебя Бог, а я - не могу", это тоже есть в словах и в поведении Билли. И с какой насмешливой горечью он поет о том, что должен был убить Клэггарта, а Вир должен был убить его самого - это судьба. То есть, мне кажется, он интонационно будто намекает на то, что это не судьба, а цепочка случайности и злой воли. Нет, все же очень интересный Билли получился у Имбрайло. Мне теперь прям стыдно, что я не него раньше бурчала.)))
11.02.2019 в 13:55

М-ль Люсиль, да уж, в Глайндборне был такой Новчиок, который на пару с Другом мог бы вынести и Клэггарта, и боцмана и всех капралов. Причем не специально, а просто неловко повернувшись )
Ну, мне не стыдно - в Глайндброне Имбрайло был так себе Билли, совсем без изюминки. Но то ли он с годами прокачался, то ли норвежская постановка его больше вдохновляет. Ну и... эх, голоса ему все-таки не хватает. Если принять версию про здешнего билли - как "несовершенного", wannabe Billy, то это даже и в кассу, но вообще - голоса не хватает. Другое дело, что Имбрайло и игрой и пластикой сильно достраивает то, что можно достроить.
11.02.2019 в 14:07

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ой, как неловко получилось, - смущенно сказали глайндборнские Новичок с другом, размазав Клэггарта о борт. Они же не нарочно! Они же няши и нечаянно! Вот их и не стали вешать. Ведь и рей их не выдержит, сломается, если попытаться на рее такого вот Новичка повесить.:crznope:
Ну, мне скорее стыдно, что я заранее ставила на Имбрайло крест и не верила, что он мог прокачаться после Глайндборна. А он смог.) Голоса ему очень не хватает, ты права, и это ужасно жаль.( Но все же - вот он этим ограниченным голосом делает роль так, что иным более голосистым Билли следует у него поучиться. Ну и опять же - ты верно говоришь: игра, пластика, легкость движений там очень в кассу, они выручают Имбрайло там, где голос западает. Нет, ну чего там, он молодец. Не идеальный Билли, но, пожалуй, пока лучший из всех имеющихся видеоверсий.
11.02.2019 в 14:41

М-ль Люсиль, Имбрайло опровергает расхожее клише о трагедии роли Билли: либо ты моложе, но еще не очень понимаешь, как бы получше сыграть, либо постарше и понимаешь, но уже совсем не Baby на вид. Был он моложе (правда, все равно не Baby), и Билли у него был невыразительный, а, став старше, Имбрайло и выглядит, и играет куда как интереснее. Молодец, короче, так держать! Он же еще в Англии будет петь Билли в этом сезоне, кажется, только в другой постановке?
11.02.2019 в 14:49

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ага, он будет петь в той постановке, которая в том году была в Мадриде и в Риме. Эх, ну когда уже сольют в сеть ДВД мадридского "Билли", мне теперь очень охота посмотреть на Имбрайло там. И вообще на все, что там творится.))
И знаешь, забавно: вот Имбрайло, с одной стороны, не помолодел за девять лет, минувших после Глайндборна, но с другой стороны - черт, вот ты права, в Норвегии он выглядит лучше, чем выглядел в Глайндборне, порой так и хочется сказать: выглядит моложе. Вот хоть не назову норвежскую постановку удачной, но как ни крути - а она все-таки удачнее Глайндборна, даром что там никаких осовремениваний, расходящихся с либретто, нет, все в соответствии с эпохой - а выглядит намного хуже.