Живи, а то хуже будет
Первая балетная премьера этого сезона - новая тройчатка в Стасике. Редкий случай: обычно все эти программы выстраиваются по восходящей - от худшего балета к лучшему (нежный привет "Призрачному балу": надо его пережить, чтоб добраться до "Минус 16"). Сегодня все было наоборот - по нисходящей: от лучшего к худшему. Открывали вечер Баланчиным - и боже мой, как это было прекрасно. "Кончерто барокко" - это сам по себе изумительный балет: легкий, чистый, ледяной и прозрачный, и стасиковцы станцевали его так, как нужно, - легко, хрустально, холодно. Ничего лишнего: Бах, Баланчин и белые балерины (и Георги Смилевски в черно-белом, выразительный, сдержанный и элегантный в скупой мужской партии). Двадцать минут абсолютного счастья - и плакать хочется оттого, что все так быстро заканчивается, а двадцать минут пролетают так быстро. Очень хочется больше Баланчина в Стасике, может быть, даже какой-нибудь чисто баланчинский вечер - чтобы это прекрасное длилось пару часов. Как же восхитителен этот танец, оголенный до костей, лишенный любых украшений.
После Баланчина Килиан уже смотрится, на мой взгляд, не очень выигрышно. Под конец становится несколько усыпительным, хотя по времени "Восковые крылья" длятся немногим дольше "Кончерто барокко". Не сказать, чтобы мне было совсем скучно, нет, я смотрела с интересом, потому что изрядно подзабыла этот балет - в последний раз видела его несколько лет назад, в стасиковской килиановской программе (там еще были "Бессонница", "Маленькая смерть" и "Шесть танцев", и я бы предпочла, чтоб восстановили либо "Бессонницу", либо "Шесть танцев", либо и то, и другое, "Восковые крылья" и тогда понравились мне меньше всех остальных балетов). Но приемы Килиана мне уже известны, пересмотрела я его, наверно, в последнее время. И в "Крыльях" все эти приемы очень узнаваемы - да, авторский язык, знакомый хореографический почерк, все нормально и логично. Но утомительно. И придраться не к чему, и похвалить нечего: да, стасиковцы молодцы, да, Килиан живой классик, да, "Восковые крылья" приятный балет. А все-таки после Баланчина его хореография кажется слегка... неряшливой, что ли. И слегка однообразной.
Впрочем, и Килиан, пусть я о нем и написала сейчас кисловато, хорош хотя бы тем, что в его балетах танцуют. А вот в последнем "балете" этого вечера - "Пижамной вечеринке" Кайдановского - танца как такового было минут пять, едва ли больше. А все остальное время на сцене попеременно творились ебаный стыд, унылый пиздец и претенциозная хуйня. Извините, ни слова не вычеркну. Кайдановский меня очень разочаровывает - я помню, как я воодушевилась в свое время, посмотрев его "Чай или кофе" в рамках первой "Точки пересечения" в Стасике. Это было хорошо - хотя бы по контрасту со всеми остальными балетами в той "Точке", - но потом все тоже пошло по нисходящей. Да и "Чай или кофе", как выяснилось, не выдерживал повторного пересмотра. И все же - что в "Чае", что в "Love Song" танца было больше, чем в "Пижамной вечеринке". И смысла было больше. Хотя я не сомневаюсь, что в "Пижамной вечеринке" тоже найдут глубокий смысл, потрясающую философию и, может быть, даже нефть. В сухом остатке - что? Есть Он в пижаме, у него детство в жопе еще не отыграло. Есть Она в халатике, она девочка взрослая, мажет лицо кремом, выщипывает брови, сушит волосы, приносит подушку, укладывает Его спать, включает ночничок с мерзкими звездочками (фирменная мизогиния Кайдановского: женский персонаж непременно должен быть карикатурной "зайкой"). В начале и в конце действа Она еще и танцует с Ним что-то вроде дуэтов (помним про пять минут танца, да). В промежутке между дуэтами с Ней - то есть, на протяжении почти всего "балета" - Он вместе с присоединившейся к нему толпой воображаемых приятелей в пижамах прыгает на матрасах, дерется подушками, играет в войнушку, цитирует балет "Нижинский". Я не шучу: Кайдановский то ли оммажик решил сделать мэтру, то ли подумал, что никто цитату/плагиат не заметит - и влепил в свое творение сцену, до боли напоминающую одну из сцен во втором акте "Нижинского" - с бегущими к рампе и дико хохочущими солдатами. Для полноты сходства эта сцена еще и исполняется под фрагмент из Симфонии №11 Шостаковича - именно на Симфонию №11 поставлен второй акт "Нижинского", ну так, между прочим. Я не поняла шутки юмора и могу сказать, что лучше я "Нижинского" пересмотрю, чем вот это все. Оно все такое беспомощное, такое плоское, такое жалкое, что диву даешься: как можно так надувать зрителей? Потом, правда, читаешь восторженные отзывы и понимаешь, что все нормально, народу нравится, народ не согласен, что его надувают. Что ж, тем лучше для народа. А мне остается лишь повторять вслед за мудрым Антони Бланшем: "We know, you and I, that this is all t-t-terrible t-t-tripe". И я думаю, на этом я могу спокойно перестать интересоваться дальнейшими работами хореографа Кайдановского. Может, он и надежда современной хореографии, но плохи тогда дела современной хореографии, если у нее остались только такие надежды.
После Баланчина Килиан уже смотрится, на мой взгляд, не очень выигрышно. Под конец становится несколько усыпительным, хотя по времени "Восковые крылья" длятся немногим дольше "Кончерто барокко". Не сказать, чтобы мне было совсем скучно, нет, я смотрела с интересом, потому что изрядно подзабыла этот балет - в последний раз видела его несколько лет назад, в стасиковской килиановской программе (там еще были "Бессонница", "Маленькая смерть" и "Шесть танцев", и я бы предпочла, чтоб восстановили либо "Бессонницу", либо "Шесть танцев", либо и то, и другое, "Восковые крылья" и тогда понравились мне меньше всех остальных балетов). Но приемы Килиана мне уже известны, пересмотрела я его, наверно, в последнее время. И в "Крыльях" все эти приемы очень узнаваемы - да, авторский язык, знакомый хореографический почерк, все нормально и логично. Но утомительно. И придраться не к чему, и похвалить нечего: да, стасиковцы молодцы, да, Килиан живой классик, да, "Восковые крылья" приятный балет. А все-таки после Баланчина его хореография кажется слегка... неряшливой, что ли. И слегка однообразной.
Впрочем, и Килиан, пусть я о нем и написала сейчас кисловато, хорош хотя бы тем, что в его балетах танцуют. А вот в последнем "балете" этого вечера - "Пижамной вечеринке" Кайдановского - танца как такового было минут пять, едва ли больше. А все остальное время на сцене попеременно творились ебаный стыд, унылый пиздец и претенциозная хуйня. Извините, ни слова не вычеркну. Кайдановский меня очень разочаровывает - я помню, как я воодушевилась в свое время, посмотрев его "Чай или кофе" в рамках первой "Точки пересечения" в Стасике. Это было хорошо - хотя бы по контрасту со всеми остальными балетами в той "Точке", - но потом все тоже пошло по нисходящей. Да и "Чай или кофе", как выяснилось, не выдерживал повторного пересмотра. И все же - что в "Чае", что в "Love Song" танца было больше, чем в "Пижамной вечеринке". И смысла было больше. Хотя я не сомневаюсь, что в "Пижамной вечеринке" тоже найдут глубокий смысл, потрясающую философию и, может быть, даже нефть. В сухом остатке - что? Есть Он в пижаме, у него детство в жопе еще не отыграло. Есть Она в халатике, она девочка взрослая, мажет лицо кремом, выщипывает брови, сушит волосы, приносит подушку, укладывает Его спать, включает ночничок с мерзкими звездочками (фирменная мизогиния Кайдановского: женский персонаж непременно должен быть карикатурной "зайкой"). В начале и в конце действа Она еще и танцует с Ним что-то вроде дуэтов (помним про пять минут танца, да). В промежутке между дуэтами с Ней - то есть, на протяжении почти всего "балета" - Он вместе с присоединившейся к нему толпой воображаемых приятелей в пижамах прыгает на матрасах, дерется подушками, играет в войнушку, цитирует балет "Нижинский". Я не шучу: Кайдановский то ли оммажик решил сделать мэтру, то ли подумал, что никто цитату/плагиат не заметит - и влепил в свое творение сцену, до боли напоминающую одну из сцен во втором акте "Нижинского" - с бегущими к рампе и дико хохочущими солдатами. Для полноты сходства эта сцена еще и исполняется под фрагмент из Симфонии №11 Шостаковича - именно на Симфонию №11 поставлен второй акт "Нижинского", ну так, между прочим. Я не поняла шутки юмора и могу сказать, что лучше я "Нижинского" пересмотрю, чем вот это все. Оно все такое беспомощное, такое плоское, такое жалкое, что диву даешься: как можно так надувать зрителей? Потом, правда, читаешь восторженные отзывы и понимаешь, что все нормально, народу нравится, народ не согласен, что его надувают. Что ж, тем лучше для народа. А мне остается лишь повторять вслед за мудрым Антони Бланшем: "We know, you and I, that this is all t-t-terrible t-t-tripe". И я думаю, на этом я могу спокойно перестать интересоваться дальнейшими работами хореографа Кайдановского. Может, он и надежда современной хореографии, но плохи тогда дела современной хореографии, если у нее остались только такие надежды.
Потому что да, ты права, Кайдановского тянет от танца к перформансу - что, наверно, было бы не так плохо, если б это не подавалось под видом именно что танца/балета, чего-то из области хореографии. Иногда это прокатывает - но чтобы прокатило, нужно все-таки больше танца, как было в "Чае или кофе", например. А во вчерашнем опусе практически все сводилось к пробежкам, ритмичным прыжкам, имитациям драк, а главное - к обыгрыванию реквизита. Так что я смотрела на это и - опять же, невольно сравнивая с Баланчиным и Килианом, - думала, что если запретить Кайдановскому использовать реквизит, а заставить обходиться только средствами танца, он ведь и "поплывет", не справится. Ему подпорки требуются. Как - не буду сравнивать с "Нуреевым", потому что все-таки так пока и не посмотрела это целиком, - но как в "Герое нашего времени" Посохову тоже требовались подпорки реквизита, а иногда и озвученного текста.
А вот балет-перфоманс Экмана был крут, на мой сугубо дилетантский взгляд) Видимо перфоманс штука тонкая, хуже нет, когда за происходящее на сцене неловко становится зрителю((
Ну, если вы о "Тюле" Экмана - так это совсем другое дело, там в каждой условной сцене больше танца, чем во всем произведении Кайдановского.)) "Тюль" как раз ближе к балету, чем к перформансу - и балетные штампы там обыграны, имхо, очень остроумно.)
Вот-вот, я имела в виду именно это: подпорки! То есть подается это под соусом превращения балета в синтезное искусство или как современная современность (ха-ха!), но по стути это именно подпорки. Так-то нет ничего зазорного ни в обыгрывании антуража, ни в элементах оперы или драмспектакля при балете: когда танец главенствует, когда танец интересный сам по себе. Но это редко встречается, это уметь надо, а в оснвоном всякие "Ярославны". "Герои", да еще вот, в каком там балете на Точке на офисных креслах ездили?
В офисных креслах ездили в балете "Мы" - и не напоминай, это было все-таки позорище, хоть его почему-то расхвалили, тоже, как в "Пижамной вечеринке", обнаружили там глубокий смысл и все такое. А так - ну да, я с тобой согласна: когда в балет вводятся элементы оперы или драматического спектакля - это нормально, но черт возьми, надо пропорции соблюдать или тогда уж не выдавать то, что получилось, за балет - если там танца две минуты, а все остальное - убогие пластические этюды с типа глубоким смыслом.
Балетофорум, как обычно, радует в плане отзывов, тут очередной зритель заявил: "Не перестает удивлять Кайдановский своим умением «рассказывать жизнь»! Это Вам не сказочка про виллис. Берется самая что ни на есть проза жизни и подается зрителю так, что почему-то щемит сердце". Вот блин, да в "сказочке про виллис", то есть в "Жизели" намного больше жизни и человечности, чем в этих подушечно-матрасных боях.
Ну и как бы ясно, какой уровень у зрителя, считающего "Жизель" сказочкой про виллис, спасибо, дальше можно не продолжать, расходимся, товарищи.
А мне Пижамная вечеринка даже понравилась. Первые три минуты определенно))
Что касается "Вечеринки" - ну, наверно, и лучше, когда увиденное нравится, чем когда не нравится.))
В Станиславском будет Чайка Ноймайера, это же хорошо, правда же?)
Ноймайер - это всегда хорошо, а в Стасике, мне кажется, его понимают и танцуют лучше, чем в БТ. Именно "Чайку" я не видела, но надеюсь, увиденное не разочарует.)) Только ужасно жаль, что не вернули "Татьяну", но что поделаешь... может быть, еще не все потеряно, и ее тоже восстановят.