14:30

Живи, а то хуже будет
Сегодня напишу отзыв о двух "Билли Баддах" сразу - за 23 и за 25 февраля. Коротко, конечно, потому что все силы надо приберечь для последнего спектакля. Хотя я уже чувствую, что у меня будет полный раздрай: я хочу это увидеть, но я не хочу, чтобы это был последний раз. А придется смириться с тем, что это будет именно он, последний раз. Что ж, в конце концов, мне повезло, что я вообще это увидела. И причем увидела не один раз, и теперь могу перебирать впечатления от разных спектаклей и наслаждаться. Ну и мучиться оттого, что все это уже в прошлом.
Спектакль 23-го февраля был ощутимо "теплее": тюремно-лагерная тема в нем была намечена, но как будто отступила на второй план, вперед вышла тема военная. И хоть служба на военном корабле - это не сахар, как всем известно (кто забыл, тому мистер Флинт напомнит), но взаимодействие матросов, капралов и офицеров в этот раз не было таким жестким, как в спектакле 25-го февраля. Надо признать, что хор довольно тяжко раскачивался в первой картине (O heave away) и пустился кто в лес кто по дрова в начале третьей картины (Blow her to Hilo), нестройность была очень заметна. Но потом выправился, шанти провел великолепно, и во втором акте сцена боя была очень зажигательна. Люблю этот бой: он прекрасен музыкально, а в постановке Олдена он прекрасен еще и визуально - так и накрывает ощущением мощи, единения и общего азарта, когда видишь, как выходят на авансцену канонеры, морские пехотинцы, ютовые, матросы, капралы. И мурашки бегут по спине, чувствуешь, что вот сейчас, сейчас они грянут: "This is our moment, the moment we've been waiting for these long weeks!", - ух, до чего это мощно и здорово. И вот здесь хор был очень хорош, не к чему придраться (ну, ладно, кое к чему можно, но я не буду).
Но кто о чем, я первым делом о Клэггарте - Гидоне Саксе. Он был безумно уставший - именно сам Клэггарт, не Сакс. С тяжеловатой, очень утомленной походкой, с повторяющимся жестом: усталый взмах руки - а, пропади оно все пропадом, до чего мне все здесь надоело, до чего я сам себе здесь надоел. Психологически этот Клэггарт казался старше, чем в предыдущем спектакле, не говоря уж о спектаклях в прошлом сезоне. Допрос проводил почти безучастно: не раздражаясь всерьез на строптивого Рыжего бороду (хоть и орал на него, и сбивал с ног, но все это было так, без сердца, он сколько раз уже обламывал таких строптивцев), не обращая никакого внимания на покорного Артура Джонса (механически чеканил положенные реплики, глядя в зал). Вот тут и вспоминалось невольно умберто-эковское, вильгельм-баскервильское: "Дьявол угрюм, потому что он всегда знает, куда бы ни шёл — он всегда приходит туда, откуда вышел". Клэггарт здесь был дьяволом, но дьяволом утомленным и угрюмым, запертым в той же системе, что и все остальные. Он знал, что тоже придет туда, откуда вышел, что его не ждет ничего нового, только безрадостность и усталость, четкое ощущение, что так и будет всегда, бег по кругу, раз и навсегда заведенный страшный порядок. И вдруг - на его ли беду, на свою ли беду, - появился Билли, разорвавший этот замкнутый круг, увлекший дьявола по незнакомой дороге. И как довольно часто отыгрывает это Сакс - его Клэггарт влюбился с первого взгляда. Но в отличие от некоторых других спектаклей, он еще и с первого взгляда полностью осознал безнадежность этой любви. И все-таки не мог не поддаться своим чувствам, и улыбался, глядя на Билли, допрашивая его, и встревожился, когда Билли начал заикаться, и снова заулыбался, когда заикание прошло. Но когда Билли запел свою арию (Billy Budd, king of the birds) - то Клэггарта как будто ударило наотмашь его светом, и Клэггарт остро ощутил, что этот свет не для него, что ему ни за что не прикоснуться к этому свету. И когда Билли уже утаскивали с палубы, он прижал руку к сердцу, ощущая свою боль - привычную боль, с которой он, похоже, давно сжился, научился ее не замечать, и вдруг заметил, и понял, что от боли ему спасения нет.
В сцене с Крысой он очень выразительно играл стеком, почти гипнотизировал Крысу, рассекая кончиком стека воздух - так зловеще, эффектно и с отчетливой дьявольщинкой. Но проклинал потом не только Крысу и корабль, и всех на корабле, а как будто бы в первую очередь - себя самого. И услышав от Друга Новичка - довольно испуганного в этот раз - что Новичок всего лишь мальчик и не может идти, разводил руками: мол, а я-то что могу поделать? И "Let him crawl" звучало не издевательски, а тоже утомленно: сколько уже он всех этих выпоротых перевидал, ну не может идти - так пусть в самом деле ползет, что с ним еще делать? А выползающий на сцену Новичок, заметив Клэггарта, сжимался и отворачивался - причем не от страха, а от стыда. И Клэггарт уходил прочь, махнув рукой: как все надоело, пропади оно все пропадом.
Платочек с Билли он снимал медленно-медленно, по капельке сцеживая наслаждение: смотреть на Билли, прикасаться к нему; и в голосе была нежность, но он не мурлыкал так, как мурлыкал в предыдущем спектакле, не пытался осознанно соблазнить Билли. Иногда Клэггарт Сакса делает такие попытки - но наталкивается на искреннее и ясноглазое непонимание Билли, и отступает, сворачивает щупальца. А в этот раз он с самого начала знал, что ничего не выйдет. Ему ведь от Билли даже не плотские радости нужны (это к вопросу о подавляемой гомосексуальности Клэггарта в этой постановке: вот убейте меня, но не вижу я, что Клэггарт Сакса гомосексуальность подавляет; тут, грубо говоря, проблема не в том, что у Клэггарта стоит на мальчика, будь Билли цыпленком вроде Новичка, Клэггарт его живо бы взял в оборот, отымел и не мучался). Ему нужно, чтобы Билли спас его, избавил от постоянной боли; он погружен в эту боль, и лишь Билли может принести избавление. Но Билли никогда этого не сделает. Билли не может его полюбить, не может спасти, Клэггарт уверен в этом и не пытается ничего изменить. Он действительно чувствует, что обречен уничтожить Билли. И сознавая эту обреченность, страдает физически и еще глубже погружается в свою боль.
Можно, я даже не буду говорить, что он невероятно прекрасно исполнил свою арию (O beauty, o handsomeness, goodness)? И в этот раз красный платок в его руке не превращался в удавку, как в спектакле 21-го февраля, нет, но Клэггарт прижимал платок к губам, и комкал его, и держал в ладони, словно свое сердце, символ любви. И допев, снова кружил возле спящего Билли, смотрел на него и не мог насмотреться, не мог от него оторваться, подзывал Новичка, не оглядываясь, а сам опять едва удерживался, чтобы не наклониться к Билли, не прикоснуться к нему, спящему. В этот момент все же очень сильно ощущалось еще и физическое влечение Клэггарта к Билли, абсолютно безнадежное влечение. И в диалоге с Новичком Клэггарт хоть немного добирал то, чего не мог добрать с Билли: прикасался к Новичку бесстыдно и очень уверенно, примешивал к манипуляции вполне себе эротический подтекст, по волосам гладил, за подбородок брал, тискал за щеку, прикладывал палец к губам, по носу легонечко ударял (на словах: "compromise him"). Но стоило Новичку чуть-чуть взбрыкнуть и отказаться подставлять Билли, как всю игривость с Клэггарта как ветром смело, он вспыхнул и швырнул Новичка на пол, и заорал, буквально раздавливая его мощью своего голоса. Ну и когда Новичок сдался и согласился сделать все, как скажет Клэггарт, Клэггарт сделал то, чего не было в предыдущем спектакле: вытер стек о бедро Новичка. Это было жутко. Но еще страшнее было, когда Клэггарт, проходя мимо спящего Билли, заплакал, закрывая лицо руками. В предыдущем спектакле он тоже плакал, но не так открыто, не так отчаянно. А теперь он уже не мог с собой совладать.
Во втором акте и во втором диалоге с капитаном Клэггарт так ударил стеком по перилам, что сломал стек к чертовой бабушке. И сам же будто испугался своего взрыва, смягчил тон, и его последняя реплика: "I trust that nothing I have done..." - звучала как вполне себе попытка извинения. Но капитан извинения не принял, а послал Клэггарта все к той же чертовой бабушке (ну, не буквально, но как бы ясно, что там было в подтексте), да так, что аж голос сорвал. А лейтенант Рэтклифф - Грэм Бродбент - снова проявил себя замечательным сглаживателем недоразумений с реквизитом. В прошлом году, когда в сцене суда дверь в ту каморку, где Билли ждал приговора, взяла да и открылась, именно Бродбент-Рэтклифф ее закрывал и придерживал, оставаясь полностью в роли, так что казалось, что так и надо, и должно быть, чтобы дверь открывалась. В этот раз именно Бродбент-Рэтклифф поднял кусок стека и зловеще поигрывал им, похлопывал себя по ладони, бормоча: "Sadly disappointing, sir. It's here for good". Так и хочется сказать: вспомнил, как сам Клэггартом бывал в других постановках! Но если серьезно, он и этот обломок стека сумел обыграть так, что казалось: вот так и должно быть, Клэггарт должен обломать стек о перила (главное - чтоб не о капитана), а Рэтклифф должен этот обломок подобрать.
Дальше еще многобуков

@темы: Мы очень любим оперу, Выходи-ка, Билли, чтоб тебя убили (Billy Budd), Gidon Saks is love

Комментарии
27.02.2018 в 19:03

Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
Я, наверное, вам уже говорила, как мне нравится ваш способ видения, при котором вы для каждого героя находите симпатию и внимание!
И так интересно то, как вы сравниваете исполнения в разные дни. Это, должно быть, очень помогает понято персонаж, ведь как будто раз за разом на свет выходят разные аспекты его роли.
Очень интересно, как вы пишите, что иногда у Клэггарта есть надежда на взаимность Билли и на то, что Билли может его спасти ( кстати, для вас это один и то же? Для меня наверное нет, мне кажется, что в принципе любовь к Билли могла бы спасти Клэггарта и без надежды на взаимность, не знаю какие для этого должны были быть условия, но теоретически я могу это представить , такое отвержение старого себя и старой жизни ради этой любви).
23-го я этого не увидела, но вы пишете, что 23-го этого и не было.
Но прямо суперинтересно, что в некоторых спектаклях это было.
27.02.2018 в 20:50

Спасибо большое за это « много много букв»
Пишите !
Это всегда интересно )))
И рекламируйте что то по-настоящему стоящее и тронувшее именно вас - обыватели и неофиты приобщатся ))))😉
27.02.2018 в 21:35

М-ль Люсиль, как будто еще раз прсмотрела! ) Можно я потом это к себе перепощу? А то многое пришлось бы повторять в собственном отзыве, а зачем, когда все уже так здорово рассказано? )
28.02.2018 в 02:26

Живи, а то хуже будет
Филифьонка_, мне кажется, тут просто такие герои, которые мне все симпатичны.) Ну и сравнивать исполнения в разные дни ужасно интересно, потому что вот, например, тот же Сакс в этом блоке в каждом спектакле играл своего Клэггарта очень по-разному, каждый раз находил что-то новое. А если еще вспомнить о предыдущем блоке - тогда его Клэггарт тоже был совсем иной, и сразу возникает столько возможностей для разных прочтений и истолкований, и выстраиваний фанонов, что дух захватывает от удовольствия.))
Вот что касается любви к Билли и взаимности Билли - мне кажется, что только любовь к Билли Клэггарта спасти не может. Не такой он человек, чтобы довольствоваться односторонней и совершенно безнадежной любовью. Ему в таком случае именно что проще уничтожить объект любви, чтобы не мучиться, - что он, собственно говоря, и проделывает в каноне. Вот если бы Билли считал его намеки, если бы Билли вообще догадался о его любви, а тем более ответил на нее - о, тогда, я думаю, Клэггарт действительно бы изменился. Не то чтобы стал белым и пушистым, но стал бы намного человечнее и мягче. А любовь без взаимности его может только ожесточить.
Вообще у меня такое впечатление, будто в этом блоке надежды на взаимопонимание между Клэггартом и Билли все-таки не было (канонично не было). А вот в предыдущем блоке, в двух спектаклях, которые я видела, там между ними - или между исполнителями - иногда химичило что-то неуловимое, и тогда казалось, что Билли видит Клэггарта, выделяет его из всей толпы симпатичных людей, которые, как Билли считает, его окружают и любят. Но это сложно описать словами, это именно что-то во взглядах было, в движениях, в языке тела.
28.02.2018 в 02:28

Живи, а то хуже будет
Molli_Bloom, о, круто, что вам эти многобуков показались интересными.)) Но еще круче, что сама опера вам понравилась. Жаль, рекламировать пока больше нечего, не видела я ничего такого в последнее время, на что захотелось бы сделать стойку и всех потащить с воплями: "идите, вы должны это видеть". Все-таки "Билли" был штучной работой, вот уж воистину - the pearl of great price.)))
28.02.2018 в 02:29

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, конечно, утаскивай смело к себе и вообще делай со всем этим, что хочешь.)) Но я думаю, ты бы тоже смогла написать крутой собственный отзыв. Но я понимаю, тебе сейчас малость не до того.
28.02.2018 в 09:48

М-ль Люсиль, спасибо большое за такой подробный разбор. Действительно, Ваши отзывы даже далеких от оперы людей, как я например), заставили обратить внимание на чудесный спектакль.
28.02.2018 в 12:14

Живи, а то хуже будет
tatit, ну, моей заслуги тут нет, это все спектакль, а я лишь транслировала свои восторги, не стесняясь. И вполне была готова к тому, что он понравится не всем (но так приятно было ошибиться!).)) Хотя вот занятно: не раз и не два встречала в отзывах на "Билли" вполне кислые заявления, что вот-де музыка скучная, сценография скучная, сюжет скучный, смотрел и спал. А для меня вся эта постановка так захватывающе динамична и кинематографична, что три с лишним часа пролетали на одном дыхании.
28.02.2018 в 17:36

М-ль Люсиль, Хотя вот занятно: не раз и не два встречала в отзывах на "Билли" вполне кислые заявления, что вот-де музыка скучная, сценография скучная, сюжет скучный, смотрел и спал. наверное и такие мнения имеют право на существование, но я не согласна ни с одним пунктом. Ну совершенно волшебные и музыка, и сценография, и игра, какая уж скука.
28.02.2018 в 17:40

Живи, а то хуже будет
tatit, мне и самой непонятно, как можно скучать на "Билли Бадде", но тем не менее :nope: