Живи, а то хуже будет
Два мира, две "Сильфиды". Нашла вчера на youtube свеженькую съемку сильфидного па-де-де из спектакля в Михайловском: Сильфида - Элла Перссон, Джеймс - Джулиан Маккей. Разумеется, я знаю, что нельзя судить о спектакле по ютубным записям, сделанным черт знает как черт знает откуда (хотя вот не помешало же это Татьяне Кузнецовой провозгласить "Нуреева" лучшим балетом двадцать первого века - именно на основании записей, сделанных черт знает откуда, а я что, хуже, что ли, я тоже так могу!). Но глядя на все это, я лишний раз убедилась, что постановка фон Розен - это зло, а уж когда эту постановку пытаются освежить и пригладить, получается такой кадавр макабр, что как-то даже неудобно. Перссон, имхо, стиля не чувствует, танцует что-то такое приблизительное "под Бурнонвиля": общие очертания угадываются, но нюансов нет, да и техника не на высоте. Но не могу ее винить, сама постановка - она приблизительная "под Бурнонвиля", Перссон ни при чем, как ее научили, так она и танцует. Маккей выглядит несколько лучше, но тоже заметны в его исполнении и технические, и стилистические проблемы. Его отчасти выручают легкость и красота, он мог бы стать прелестным Джеймсом - если бы ему дали станцевать в нормальной постановке, а не вот в этом вот. А так смотришь и думаешь: эх, какое расточительство. Кордебалет... мда. Опять же, кордебалет не виноват, его так научили. Но это не сильфиды, это куклы механические. И кто-нибудь мне может объяснить, наконец, почему перед второй вариацией Сильфиды этот кордебалет убегает со сцены и возвращается только к последней вариации Джеймса, и на фига сильфид укладывают на пол? И почему первую вариацию Сильфида танцует сама по себе, пока Джеймс где-то зависает за кулисами? Эй, Джеймс, выходи, для тебя же танцуют, вообще говоря!
Ну и чтобы заесть это безобразие - и чтобы показать, как танцуют "Сильфиду" приличные датчане, выложу па-де-де в исполнении Лиз Йеппесен и Николая Хюббе. Можно смотреть с самого начала - с первого появления Сильфиды и Джеймса во втором акте, можно подмотать до середины: собственно па-де-де начинается примерно в 5:45. В любом случае, смотреть лучше всего после миховских штучек, зрелище очень поучительное. А благодарить за датскую "Сильфиду" надо, между прочих и между прочими, и Хеннинга Кронстама, это же и его постановка (на основе постановки Ханса Бренаа). Ну вот оно и чувствуется - стиль, нюансы, музыкальность, все на месте.
Ну и чтобы заесть это безобразие - и чтобы показать, как танцуют "Сильфиду" приличные датчане, выложу па-де-де в исполнении Лиз Йеппесен и Николая Хюббе. Можно смотреть с самого начала - с первого появления Сильфиды и Джеймса во втором акте, можно подмотать до середины: собственно па-де-де начинается примерно в 5:45. В любом случае, смотреть лучше всего после миховских штучек, зрелище очень поучительное. А благодарить за датскую "Сильфиду" надо, между прочих и между прочими, и Хеннинга Кронстама, это же и его постановка (на основе постановки Ханса Бренаа). Ну вот оно и чувствуется - стиль, нюансы, музыкальность, все на месте.
Ну, что касается датчан, то Йеппесен - прелесть, корда - прелесть, Хюббе - тоже прелесть, а что еще не совсем чисто танцует, ну, это ничего, это, я думаю, по молодости и от нервов. Но все равно хорош же.))
1988
Ну тем более тогда, они в 1988 выглядят современнее, чем в свежей нашей постановке)
Не знаю, может быть, танцовщики русской школы и не могут станцевать Бурнонвиля хорошо, но действительно некоторые вещи, касающиеся постановки, типа "аутентичные" очень смешные и их можно было бы избежать.
С другой стороны, когда я в прошлом же году попала на БТшную "Сильфиду" сразу после ударной дозы "Сильфид" в исполнении КДБ, то пришла в уныние оттого, как размашисто и бесстильно танцевали ее в БТ.
Я бы сказала, что с точки зрения техники они оба оставляют желать.
Моя последняя "Сильфида" в БТ год назад была с Шрайнер и Беляковым. Шрайнер сейчас часто ругают, но Сильфида она изумительная, вот лучшая Сильфида из всех, что я видела. Я была еще на ее дебюте с Гудановым - это было потрясающе. А так еще видела Сильфидами Крысанову, Сташкевич и Горячеву, Джеймсами - Лопатина и Чудина. Жалею, что не застала уже Годовского, говорят, он изумительно танцевал Джеймса.
Оо, Годовского я хорошо помню, он клевый! Действительно, наверно, в роли Джеймса должен был быть хорош.
Нет, мне кажется, не совсем так, да и балет этот все же не классический, а романтический.)) Опять же, если говорить о "наших", то в БТ "Сильфиду" стараются танцевать так, как танцуют датчане, "всерьез", если можно выразиться, а не как абстрактный "исторический балет". А в Михе, имхо, просто стиля не чувствуют, ну и танцуют, как могут.
И еще очень жаль, что, кажется, нет сильфидных записей с Годовским, я бы так хотела его посмотреть.