Живи, а то хуже будет
Закрыла сезон "Сильфидой" Лакотта в Стасике. Сильнее любить лакоттовскую версию не стала, но все-таки поймала изрядный кайф. Особенно когда вспоминала, как год назад, тоже явившись закрывать сезон в Стасик, сбежала с "Баядерки" после второго акта. С тех пор многое изменилось, и главное положительное изменение - Лоран Илер в должности худрука. Приятно смотреть, как при нем подтянулась труппа: все танцуют с таким драйвом и увлечением, что и не скажешь, будто сезон кончается. Никаких признаков усталости, никакой халтуры, - и балет сильно выигрывает от такого исполнения. Даром что этот балет - ну, по сравнению с версией Бурнонвиля, безделица, bijou, набор дивертисментов с едва обозначенными сюжетными связками. Но если эти дивертисменты хорошо станцованы, то большего и не пожелаешь. Главное - совершенно отвлечься от воспоминаний о датской версии, не пытаться сравнивать, расслабиться и получать удовольствие.
Все сегодняшние дебютанты были молодцы: я шла специально на Сергея Мануйлова, впервые танцевавшего партию Джеймса, но меня порадовали и Сарэл Афанасьев, дебютировавший в шотландском па-де-де, и Алексей Любимов, исполнивший роль Мэдж. Собственно говоря, меня вся труппа порадовала, кордебалет был в ударе и танцевал прелестно - и мальчики, и девочки. Шотландское па-де-де сошло очень мило: Афанасьев прыгал весьма резво и высоко, но не акцентировал внимание на технике, не превращал танец в выставку достижений "быстрее-выше-сильнее", и хорошо контачил со своей партнершей, очаровательной Жанной Губановой. Она очень славная, я прежде ее не выделяла (ну, я и мало ходила в Стасик в последнее время), но она мне понравилась в "Сюите в белом", а теперь и в "Сильфиде". Буду за ней следить. Еще хочется отметить Гурна - Александра Селезнева. Роль Гурна вообще не слишком благодарная, а у Лакотта так еще и не танцевальная (даже Мэдж - и та танцует больше, чем Гурн). Тут запросто можно переиграть и показать Гурна несимпатичным, а то и вовсе придурковатым (правда, тут же возникает законный вопрос, почему Эффи за такого выходит замуж; впрочем, Лакотт такими вещами не заморачивается, недаром у него во втором акте вовсе нет сцены, присутствующей в версии Бурнонвиля: когда Мэдж уговаривает Эффи выйти замуж за Гурна). Но Гурн Селезнева оказался достойным соперником Джеймса - сдержанным, слегка мрачноватым, с благородной осанкой и благородными жестами, симпатичным, не суетливым. И на сцене он обращал на себя внимание. Нет, в самом деле, очень славный получился Гурн.
Что же касается Джеймса - о, на Мануйлова я смотрела и прям жалела, что едва ли ему удастся станцевать Джеймса в "Сильфиде" Бурнонвиля. А там бы он, я думаю, выглядел еще лучше, потому что в версии Лакотта Джеймс сам по себе менее интересен, чем у Бурнонвиля. Впрочем, Мануйлов и в лакоттовской постановке был очарователен. Не все у него, мне кажется, получилось безупречно, в дуэтах он выглядел увереннее, чем в сольных вариациях, что в первом, что во втором актах. Исключение - вариация с шарфом во втором акте, ее он станцевал изумительно легко и грациозно. Но в других вариациях он порою казался напряженным, иногда его танец распадался в набор сухих элементов, иногда даже чудилось, что ему не хватает сил. И все-таки он здорово справился, и опять же повторюсь - в дуэтах он выглядел гораздо увереннее, высокие поддержки проводил безупречно. А еще симпатично играл - даром что у лакоттовского Джеймса меньше возможностей для драматической игры и развития характера, чем у Джеймса в бурнонвилевской постановке, - и в целом был очень, очень хорош. И очень красив. И пожалуй, ради него я с удовольствием выберусь на "Сильфиду" снова. Но надо, надо Мануйлова в версию Бурнонвиля, такой прекрасный Джеймс пропадает!
Анастасия Лименько - Сильфида была очаровательна, игрива и пикантна, этакая кошечка с павлиньими крылышками. Жаль, что у Лакотта так смазана и скомкана сцена смерти Сильфиды, она умирает очень вяло и невыразительно. Только один момент очень трогателен - когда она прижимает к щеке свое отвалившееся крылышко. Впрочем, второй акт в лакоттовской версии вообще предельно "дивертисментен", бессюжетные танцы сильфид и Джеймса хороши, хоть и малость затянуты, а вот сюжетные сцены провисают. В первом акте это не так заметно, там тоже танцев много, но сюжет за ними не теряется. Хотя они и несколько "водянисты", что ли. А кое-где просто мешают - например, в сцене гадания: там все внимание должно быть приковано к Мэдж, Джеймсу, Эффи и Гурну, а вместо этого приходится отвлекаться на кружащихся и пританцовывающих девиц. Впрочем, почти все ударные мимические "бурнонвилевские" сцены у Лакотта либо разбавлены танцами, либо просто смазаны, проговорены кое-как и сквозь зубы. Опять же: тут надо просто отвлечься от воспоминаний о Бурнонвиле и наслаждаться чистым танцем. Хотя все-таки зря, ох как зря Лакотт в первом акте поставил кордебалет и Эффи на пуанты. Сегодня еще и Эффи - Марина Золотова - была внешне немного похожа на Сильфиду-Лименько: они примерно одного роста и сложения, обе темноволосые, да еще и обе на пуантах, - так что Эффи отличалась от Сильфиды разве что костюмом, а так ну почти та же сильфида, только без крылышек. В па-де-труа Джеймса с Сильфидой и Эффи это было особенно заметно. Возникал странный, чуточку забавный эффект. И не было, конечно, такого контраста между земной Эффи и воздушной Сильфидой, как в версии Бурнонвиля.
Да, вот что значит - давно не смотрела версию Лакотта, совсем забыла, что Мэдж в начале второго акта не только колдует, но и танцует. И вот за эту сцену Лакотту решительный зачет. Не знаю, совершенно не могу воспринимать Мэдж в лакоттовской версии - женщиной, колдуньей, ведьмой. И вовсе не потому, что эту роль исполняет мужчина. Просто там и грим, и костюм, и пластика - андрогинные с уклоном в "мужское", ничего женского или старушечьего нет в этой Мэдж. Так что хочется говорить о ней в мужском роде. Любимов был чрезвычайно выразителен и грациозен в этой не слишком-то благодарной роли (пусть и не такой неблагодарной, как роль Гурна). Танцевал в сцене колдовства просто изумительно: легко, полетно, с наслаждением. И так "ошарфовывал" Джеймса, что в голове у меня возникли всякие приятные мысли гомоэротического свойства. Ну, старый слэшер всегда найдет, чем поживиться. И дело тут не только в слэше: кажется, у меня вообще слабость к пейрингу Мэдж/Джеймс, и плевать, идет ли речь о версии Бурновиля или Лакотта, и какого пола Мэдж - господин ли в сером, рыжая ли ведьма, или вот такой андрогинный тип с легким налетом старой drag queen, как у Лакотта.
В общем, я довольна, хорошо провела вечер, хорошо закрыла сезон, и еще раз убедилась, что дела в Стасике идут на лад. И это очень радует. А что до Мануйлова - надеюсь, в следующем сезоне он наконец-то станцует и Альбрехта в "Жизели". И если станцует, то я, конечно, пойду и на этот дебют, даром что сто раз уже клялась, что на стасиковскую "Жизель" больше ни ногой. Но ради Мануйлова можно и нарушить собственные клятвы, чо уж там.
Все сегодняшние дебютанты были молодцы: я шла специально на Сергея Мануйлова, впервые танцевавшего партию Джеймса, но меня порадовали и Сарэл Афанасьев, дебютировавший в шотландском па-де-де, и Алексей Любимов, исполнивший роль Мэдж. Собственно говоря, меня вся труппа порадовала, кордебалет был в ударе и танцевал прелестно - и мальчики, и девочки. Шотландское па-де-де сошло очень мило: Афанасьев прыгал весьма резво и высоко, но не акцентировал внимание на технике, не превращал танец в выставку достижений "быстрее-выше-сильнее", и хорошо контачил со своей партнершей, очаровательной Жанной Губановой. Она очень славная, я прежде ее не выделяла (ну, я и мало ходила в Стасик в последнее время), но она мне понравилась в "Сюите в белом", а теперь и в "Сильфиде". Буду за ней следить. Еще хочется отметить Гурна - Александра Селезнева. Роль Гурна вообще не слишком благодарная, а у Лакотта так еще и не танцевальная (даже Мэдж - и та танцует больше, чем Гурн). Тут запросто можно переиграть и показать Гурна несимпатичным, а то и вовсе придурковатым (правда, тут же возникает законный вопрос, почему Эффи за такого выходит замуж; впрочем, Лакотт такими вещами не заморачивается, недаром у него во втором акте вовсе нет сцены, присутствующей в версии Бурнонвиля: когда Мэдж уговаривает Эффи выйти замуж за Гурна). Но Гурн Селезнева оказался достойным соперником Джеймса - сдержанным, слегка мрачноватым, с благородной осанкой и благородными жестами, симпатичным, не суетливым. И на сцене он обращал на себя внимание. Нет, в самом деле, очень славный получился Гурн.
Что же касается Джеймса - о, на Мануйлова я смотрела и прям жалела, что едва ли ему удастся станцевать Джеймса в "Сильфиде" Бурнонвиля. А там бы он, я думаю, выглядел еще лучше, потому что в версии Лакотта Джеймс сам по себе менее интересен, чем у Бурнонвиля. Впрочем, Мануйлов и в лакоттовской постановке был очарователен. Не все у него, мне кажется, получилось безупречно, в дуэтах он выглядел увереннее, чем в сольных вариациях, что в первом, что во втором актах. Исключение - вариация с шарфом во втором акте, ее он станцевал изумительно легко и грациозно. Но в других вариациях он порою казался напряженным, иногда его танец распадался в набор сухих элементов, иногда даже чудилось, что ему не хватает сил. И все-таки он здорово справился, и опять же повторюсь - в дуэтах он выглядел гораздо увереннее, высокие поддержки проводил безупречно. А еще симпатично играл - даром что у лакоттовского Джеймса меньше возможностей для драматической игры и развития характера, чем у Джеймса в бурнонвилевской постановке, - и в целом был очень, очень хорош. И очень красив. И пожалуй, ради него я с удовольствием выберусь на "Сильфиду" снова. Но надо, надо Мануйлова в версию Бурнонвиля, такой прекрасный Джеймс пропадает!
Анастасия Лименько - Сильфида была очаровательна, игрива и пикантна, этакая кошечка с павлиньими крылышками. Жаль, что у Лакотта так смазана и скомкана сцена смерти Сильфиды, она умирает очень вяло и невыразительно. Только один момент очень трогателен - когда она прижимает к щеке свое отвалившееся крылышко. Впрочем, второй акт в лакоттовской версии вообще предельно "дивертисментен", бессюжетные танцы сильфид и Джеймса хороши, хоть и малость затянуты, а вот сюжетные сцены провисают. В первом акте это не так заметно, там тоже танцев много, но сюжет за ними не теряется. Хотя они и несколько "водянисты", что ли. А кое-где просто мешают - например, в сцене гадания: там все внимание должно быть приковано к Мэдж, Джеймсу, Эффи и Гурну, а вместо этого приходится отвлекаться на кружащихся и пританцовывающих девиц. Впрочем, почти все ударные мимические "бурнонвилевские" сцены у Лакотта либо разбавлены танцами, либо просто смазаны, проговорены кое-как и сквозь зубы. Опять же: тут надо просто отвлечься от воспоминаний о Бурнонвиле и наслаждаться чистым танцем. Хотя все-таки зря, ох как зря Лакотт в первом акте поставил кордебалет и Эффи на пуанты. Сегодня еще и Эффи - Марина Золотова - была внешне немного похожа на Сильфиду-Лименько: они примерно одного роста и сложения, обе темноволосые, да еще и обе на пуантах, - так что Эффи отличалась от Сильфиды разве что костюмом, а так ну почти та же сильфида, только без крылышек. В па-де-труа Джеймса с Сильфидой и Эффи это было особенно заметно. Возникал странный, чуточку забавный эффект. И не было, конечно, такого контраста между земной Эффи и воздушной Сильфидой, как в версии Бурнонвиля.
Да, вот что значит - давно не смотрела версию Лакотта, совсем забыла, что Мэдж в начале второго акта не только колдует, но и танцует. И вот за эту сцену Лакотту решительный зачет. Не знаю, совершенно не могу воспринимать Мэдж в лакоттовской версии - женщиной, колдуньей, ведьмой. И вовсе не потому, что эту роль исполняет мужчина. Просто там и грим, и костюм, и пластика - андрогинные с уклоном в "мужское", ничего женского или старушечьего нет в этой Мэдж. Так что хочется говорить о ней в мужском роде. Любимов был чрезвычайно выразителен и грациозен в этой не слишком-то благодарной роли (пусть и не такой неблагодарной, как роль Гурна). Танцевал в сцене колдовства просто изумительно: легко, полетно, с наслаждением. И так "ошарфовывал" Джеймса, что в голове у меня возникли всякие приятные мысли гомоэротического свойства. Ну, старый слэшер всегда найдет, чем поживиться. И дело тут не только в слэше: кажется, у меня вообще слабость к пейрингу Мэдж/Джеймс, и плевать, идет ли речь о версии Бурновиля или Лакотта, и какого пола Мэдж - господин ли в сером, рыжая ли ведьма, или вот такой андрогинный тип с легким налетом старой drag queen, как у Лакотта.
В общем, я довольна, хорошо провела вечер, хорошо закрыла сезон, и еще раз убедилась, что дела в Стасике идут на лад. И это очень радует. А что до Мануйлова - надеюсь, в следующем сезоне он наконец-то станцует и Альбрехта в "Жизели". И если станцует, то я, конечно, пойду и на этот дебют, даром что сто раз уже клялась, что на стасиковскую "Жизель" больше ни ногой. Но ради Мануйлова можно и нарушить собственные клятвы, чо уж там.
Хехе, ну я таки рада, что тебе мой сильфидный отчет зашел.)))
А в БТ все и вправду как-то не слишком весело весной-летом. Конечно, скандал вокруг "Нуреева" затмил все остальные проблемы, но вот то, что творится вокруг этих уходов-переводов на контракты возрастных танцовщиков, - это вправду выглядит не очень красиво. И опять же - ну, всем ясно, что в отличие от той же Опера де Пари, где в 42 года на пенсию уходят все - и этуаль, и кордебалетный танцовщик, здесь кого попало на пенсию не уйдут, та же Захарова, если захочет, будет танцевать до пятидесяти, и никто и пикнуть не посмеет. И дело здесь совсем не в профпригодности, конечно.
Оффтоп. Приползла из города на дачу. Жара донимает, но сумку с едой я дотащила, я добытчик и охотник на мамонта )
Ты молодец, охотник на мамонта, отдыхай теперь и прохлаждайся.)))