Живи, а то хуже будет
Что-то меня опять накрывает, так хочется новой информации о Константине, а взять-то ее неоткуда. Перерыла интернет, нашла нечитанную рецензию на его "Натараджу", прочитала, обрадовалась, хозяйственно сохранила в папочку. Выкладывать не буду, не потому что жадная, а потому что никому это не нужно, кроме меня. Хочется написать большой типа биографический пост о Константине, свести воедино все известные данные о нем. Но там столько белых пятен, что и завязываться страшно. Да и опять же - ну кто это будет читать? И сразу все падает от таких мыслей, и не хочется писать никаких постов.
Опять тихо вызверилась на Национальный балет Канады. Ну в самом деле, ну почему нельзя хотя бы правильный год смерти Константина указать на своем сайте, это же не самая секретная информация на свете? Нет, упорно пишут 1990 год вместо 1989. Вроде бы мелочь, а почему-то раздражает. Нашла еще отсканированную юбилейную программку к шестидесятилетию НБК - то есть, за сезон 2011/2012. Ну-ну. Я еще, помнится, злилась, что в программке к пятидесятилетию НБК - сезон 2001/2002 - Константина упомянули от силы пару раз, да и то мимоходом. Ну вот и зря злилась, ведь упомянули же, черт возьми. И фотографию напечатали. В программке к шестидесятилетию НБК Константина не упоминают вовсе, не было такого человека и хореографа в истории НБК. И вот я понимаю, что кроме меня это умолчание никто не заметил, что всех упомянуть невозможно, что были в истории НБК люди поважнее Константина. Вот все понимаю, но продолжаю злиться. Что хотите, а несправедливо это. Ладно, окей, он не был хореографом с мировым именем, он не сыграл существенной роли в развитии мирового балета, но он был важен для развития вот этой конкретной компании. И по-хорошему следовало бы НБК не сводить счеты с покойником и не прятать его так, будто это какой-то стыдный скелет в шкафу, и в приличном обществе о нем говорить нельзя. И правильную дату смерти тоже не мешало бы указать. Эх, все мне делать нечего, все я требую справедливости в отношении одного отдельно взятого Константина Патсаласа.
Немножко утешает только найденный обрывок статьи Джеймса Нойфельда Following the Arts Shaping the Legacy: the Ballet in 1988-89. Осенью 1989 года он писал: "The death of Constantin Patsalas, in May of 1989, came as an abrupt shock and closed decisively an important chapter in the company's history. The legal wroungling which clouded the last years of his life could not obscure the fact that Patsalas had had a major influence on the company; his ballets, whatever their legal status, are an important part of its legacy and must not be allowed to wither. Can we hope to see L'Ile Inconnue once again, interpreted by many of the dancers for whom Patsalas created it, their dancing modified by the intervening association with Tetley? It's this kind of re-viewing and re-vision that will strenghten the National's legacy and keep the company whole through periods of transition in its corporate life".
Как жаль, что Нойфельд ошибся, полагая, будто НБК хоть сколько-нибудь заинтересован в сохранении своего наследия - балетов, созданных специально для этой компании и для ее танцовщиков. Ни черта. Теперь, почти тридцать лет спустя после смерти Константина, можно почти с полной уверенностью сказать, что его балеты утрачены. Да, конечно, живы еще танцовщики, для которых эти балеты создавались, да, существуют хореологические нотации как раз L'Ile Inconnue и Oiseaux Exotiques, да, наверняка есть и рабочие видеозаписи (хотя как тут не вспомнить, что Piano Concerto в 1986 году ставили - в отсутствие Константина - именно по репетиционным видеозаписям, и сам Константин, и некоторые танцовщики говорили, что ошибки, допущенные в этих видеозаписях, благополучно перешли в сценическую версию балета), но время упущено, и надежды на то, что хоть какие-то балеты Константина будут восстановлены, - надежды на это лично у меня нет. Просто никому это не надо. Да и наверно, нет уверенности в том, что эти балеты пережили свое время, а раз нет этой уверенности - ну, кто же захочет тратить на это деньги и время.
Все, в общем, логично, но мне все равно грустно.
Опять тихо вызверилась на Национальный балет Канады. Ну в самом деле, ну почему нельзя хотя бы правильный год смерти Константина указать на своем сайте, это же не самая секретная информация на свете? Нет, упорно пишут 1990 год вместо 1989. Вроде бы мелочь, а почему-то раздражает. Нашла еще отсканированную юбилейную программку к шестидесятилетию НБК - то есть, за сезон 2011/2012. Ну-ну. Я еще, помнится, злилась, что в программке к пятидесятилетию НБК - сезон 2001/2002 - Константина упомянули от силы пару раз, да и то мимоходом. Ну вот и зря злилась, ведь упомянули же, черт возьми. И фотографию напечатали. В программке к шестидесятилетию НБК Константина не упоминают вовсе, не было такого человека и хореографа в истории НБК. И вот я понимаю, что кроме меня это умолчание никто не заметил, что всех упомянуть невозможно, что были в истории НБК люди поважнее Константина. Вот все понимаю, но продолжаю злиться. Что хотите, а несправедливо это. Ладно, окей, он не был хореографом с мировым именем, он не сыграл существенной роли в развитии мирового балета, но он был важен для развития вот этой конкретной компании. И по-хорошему следовало бы НБК не сводить счеты с покойником и не прятать его так, будто это какой-то стыдный скелет в шкафу, и в приличном обществе о нем говорить нельзя. И правильную дату смерти тоже не мешало бы указать. Эх, все мне делать нечего, все я требую справедливости в отношении одного отдельно взятого Константина Патсаласа.
Немножко утешает только найденный обрывок статьи Джеймса Нойфельда Following the Arts Shaping the Legacy: the Ballet in 1988-89. Осенью 1989 года он писал: "The death of Constantin Patsalas, in May of 1989, came as an abrupt shock and closed decisively an important chapter in the company's history. The legal wroungling which clouded the last years of his life could not obscure the fact that Patsalas had had a major influence on the company; his ballets, whatever their legal status, are an important part of its legacy and must not be allowed to wither. Can we hope to see L'Ile Inconnue once again, interpreted by many of the dancers for whom Patsalas created it, their dancing modified by the intervening association with Tetley? It's this kind of re-viewing and re-vision that will strenghten the National's legacy and keep the company whole through periods of transition in its corporate life".
Как жаль, что Нойфельд ошибся, полагая, будто НБК хоть сколько-нибудь заинтересован в сохранении своего наследия - балетов, созданных специально для этой компании и для ее танцовщиков. Ни черта. Теперь, почти тридцать лет спустя после смерти Константина, можно почти с полной уверенностью сказать, что его балеты утрачены. Да, конечно, живы еще танцовщики, для которых эти балеты создавались, да, существуют хореологические нотации как раз L'Ile Inconnue и Oiseaux Exotiques, да, наверняка есть и рабочие видеозаписи (хотя как тут не вспомнить, что Piano Concerto в 1986 году ставили - в отсутствие Константина - именно по репетиционным видеозаписям, и сам Константин, и некоторые танцовщики говорили, что ошибки, допущенные в этих видеозаписях, благополучно перешли в сценическую версию балета), но время упущено, и надежды на то, что хоть какие-то балеты Константина будут восстановлены, - надежды на это лично у меня нет. Просто никому это не надо. Да и наверно, нет уверенности в том, что эти балеты пережили свое время, а раз нет этой уверенности - ну, кто же захочет тратить на это деньги и время.
Все, в общем, логично, но мне все равно грустно.
А биографическую справку - пиши обязательно. Потом, глядишь, она пригодится для какой-нибудь многотомной Истории балета. А до тех пор мы ее почитаем, твои ПЧ )
Да ладно, вот ты один мой ПЧ и прочитаешь, если я это напишу. И то если напишу.
И я тоже думаю, что в отношениях Константина с Эриком и скандалы присутствовали, куда же без них. Ведь Эрик - он и святого доведет, а потом еще и палочкой потычет.) А ведь тоже, черт возьми, был, наверно, привязан к Константину. Заботился о нем... и получал обожание в ответ. Канон! Свидетельства очевидцев.))
Я ведь все-таки взялась писать сводный информационный пост о Константине. Ох, он получается какой-то необъятный, ужас.))
(Будь у меня надежда, что ты на это купишься, я б вообще посоветовала такой текст опубликовать в каком-нибудь журнале по истории искусства. Но надежды нет ) )