Живи, а то хуже будет
Вот что значит - человек давно не смотрел "Жизель". Наткнулась на youtube на отрывки из фильма Dancers. Сам фильм, судя по отзывам, слабенькая мелодрама, но в этой мелодраме, выстроенной на материале "Жизели", показаны собственно отрывки из "Жизели" - и из-за этих отрывков можно простить фильму все на свете. К тому же - вовсе необязательно смотреть фильм целиком. Я и не стала пока его искать, вряд ли в ближайшее время соберусь. А вот "жизельные" отрывки посмотрела - и честное слово, со мной давно такого не было (да никогда не было, чего уж там), но я разревелась на выходе Жизели во втором акте. Сама не знаю, почему на меня вдруг так сильно все это подействовало: музыка, танец, Алессандра Ферри в роли Жизели, но меня пробрало так, как никогда прежде. Наверно, даже версия с Карлой и Эриком на меня так не действовала (хотя... ладно, там на меня просто сильнее действует Эрик, и меня прошибает на дуэте с цветами во втором акте и на сольных вариациях Эрика). И в адажио я тоже хлюпала носом. Алессандра Ферри изумительна, Барышников - ну, это Барышников, что тут добавить (он прекрасен!), и Лесли Браун сыграла поразительную Мирту: неумолимую с Альбрехтом, но странно-соблазнительную с Жизелью (надо видеть, как она ее отводит от креста и не приказывает, а именно соблазняет танцевать, затанцовывать Альбрехта до смерти). И еще - удивительно, что Алессандра Ферри тут немного напоминала Карлу, а Барышников (из-за стрижки, не иначе) время от времени мучительно походил на Эрика. Это было так странно и тоже прекрасно.
В общем, не могу не выложить то, что мне понравилось больше всего. Во-первых, выход Жизели во втором акте:
Во-вторых, адажио:
Ладно, а финал второго акта спрячу под кат, и так всю ленту растянула. Но его тоже обязательно надо посмотреть! Хотя... хотя, конечно, последняя вариация Альбрехта там - это не то, что у Эрика. Но такой вариации, как в фильме с Эриком, наверно, нет ни в одной сценической версии "Жизели".
Финал
В общем, не могу не выложить то, что мне понравилось больше всего. Во-первых, выход Жизели во втором акте:
Во-вторых, адажио:
Ладно, а финал второго акта спрячу под кат, и так всю ленту растянула. Но его тоже обязательно надо посмотреть! Хотя... хотя, конечно, последняя вариация Альбрехта там - это не то, что у Эрика. Но такой вариации, как в фильме с Эриком, наверно, нет ни в одной сценической версии "Жизели".
Финал
Мирта отдельно - восторг! Потому что и от Ферри, и от Барышникова ждешь многого с самого начала, а кто тут Мирта, я не знаю. Какие жесты, а? Как она Альбрехту велит мимируя: танцуй, пока не умрешь! Королева мертвых невест.
Лесли Браун - наверно, лучшая Мирта, которую я когда-либо видела. Лучше даже Моники Мэйсон, которая мне страшно нравится. Но у Браун Мирта необычная, не такая, как все остальные Мирты (более-менее соответствующие традиционному прочтению роли). В ней чувствуется и нежность, и хрупкость почти - и при этом несгибаемая воля и жесткость. Ох, хороша.)
И между прочим, ты знаешь, знаешь Лесли Браун.))) Она была примой АБТ, а еще - киноактрисой, и среди всего прочего сыграла Ромушку в "Нижинском". Хотя Миртой ей, конечно, намного лучше.))
Так вот кто такая Мирта! Ромушка, ну надо же )) Неудивительно, что я ее не узнала. Ну, примы АБТ для меня по большей части люди незнакомые, я там знаю отдельных личностей, да и тех очень мало...
А что до Лесли Браун - да честно говоря, в лицо я бы тоже не узнала в ней Ромушку.)) Да и вообще, предпочла бы ее видеть в "балеринском" качестве, так она интереснее.
А лесли Браун балериной лучше, и Мирта она прямо лучшая из ) Хотя нет, вру, есть Мирты другие, но не хуже - но ни у одной не было такого тонкого взаимодействия с Жизелью.
есть Мирты другие, но не хуже - но ни у одной не было такого тонкого взаимодействия с Жизелью.
Подписываюсь под каждым словом.))) Довольно часто бывает, что Мирта враждебно настроена не только по отношению к Альбрехту, но и по отношению к Жизели - именно из-за того, что Жизель защищает Альбрехта. А вот тут этой враждебности нет и в помине, тут Мирта относится к Жизели совсем по-другому.
А Мирта у Браун совсем не злая. Она и к Альбрехту не столько зла, сколько сурова и осуждает. Не злая, но неумолимая, вот! Может даже показаться, что она понимает Жизель, и понимает, почему та просит за Альбрехта - но, понимая, стоит на страже своего закона: попался - танцуй и умри.
жест с рукой - от него Альбрехт кажется совсем измученным и беззащитным. И, как Эрик, производит тут впечатление Альбрехта, который не жилец.
Да-да, вот тут тоже просматривается сходство с Эриком и с Альбрехтом Эрика. И еще, может быть, дело в возрасте - ведь Барышникову во время съемок было уже под сорок, почти как Эрику во время съемок его "Жизели". Альбрехт что тут, что в версии с Эриком - уже не мальчик, он трагичнее и в чем-то ближе к смерти.
О Мирте ты очень верно говоришь: она не злая, у нее и к Альбрехту нет ничего личного (бывают такие Мирты, для которых каждый мужчина - что Илларион, что Альбрехт - личный враг, которого приятно убивать), но закон есть закон. Мм, мне еще очень нравится, как в финале, после колокольного звона, знаменующего рассвет, Мирта уходит на середину сцены, и Жизель в первый момент следует за ней, только потом возвращается к Альбрехту. Так и другие Жизели часто делают, но тут это выходит особенно тонко и интересно: Жизель ясно делает свой последний выбор, оставляет виллис, чтобы окончательно умереть. Не всегда это получается так отчетливо, как здесь.
Да, возрастные Альбрехты - они, вроде бы, и не совсем каноничны с точки зрения сюжета, но актеры к этому возрасту уже так умеют подать роль (ну, конечно, те актеры, которые вообще умеют играть ) ), что засмотришься. В общем, что Эрик говорил про роль Джеймса - то верно и насчет Альбрехта. И у Барышникова, и у Эрика Альбрехты второго акта - смесь любви и отчаяния. Но, в отличие от Эрика, Барышников, конечно, играет больше любовь, чем обреченность.
А мне еще очень нравятся там предыдущие несколько секунд: когда звучит колокол и Мирта еще только начинает разворачиваться, Жизель чуть разводит опущенные руки. Не понимаю, как, но в этом довольно скупом жесте столько облегчения и благодарности - богу, утру, судьбе. Просто поэзия.
Ну, у Эрика вообще был странный Альбрехт - будто умерший вместе с Жизелью в конце первого акта. Во втором акте он уже не совсем живой, он, как и она, тронутый смертью. У Барышникова здесь Альбрехт все-таки живой - и за жизнь он борется не так обреченно и равнодушно, как Альбрехт Эрика. Но в конце как будто понимает, что хоть и остался жив - но жизнь его все равно закончена.
Да, жесты у Жизели-Ферри изумительные. Никакой фальши, ни одного бездумного, автоматического движения - и каждый жест живой и выразительный. Черт возьми, она прекрасна. По-моему, у меня теперь будут две самых-самых любимых Жизели - и обе итальянки.)))
Итальянки знают толк в жизелизме! )))
Эх, много бы я отдала за подробности этих обсуждений ролей... да и вообще - за мемуары Барышникова. Как жаль, что он их вряд ли соберется когда-нибудь написать. Он бы мог рассказать очень много интересного.)