Живи, а то хуже будет
Сложила в копилку просмотренных "Лебединых озер" еще одно - берлинскую постановку Патриса Бара (Patrice Bart) 1998 года. Больше фрейдизма, чем у Эрика Бруна, но меньше гомосексуальности, чем у Рудольфа Нуриева, - вот краткое описание этой версии. Правда, весь фрейдизм выражается в странных отношениях принца с собственной матушкой, но уж там отношения такие странные, что напоминают даже не "Лебединое озеро" Эрика, а его же великую и ужасную новеллу "Во имя любви". Нет, я не шучу, там в самом деле инцест пусть и не откровенный, но, скажем так, наполовину прикрытый. А еще: если после первых двух актов (вообще там традиционные первый и второй акты и третий и четвертый слиты воедино, так что версия сама по себе двухактная, но мне привычнее отсчитывать четыре акта) думаешь: ну ниче так, ниче, сносно, пусть звезд с неба никто не хватает, но и не ужас-ужас, - то после третьего и четвертого делаешь фэйспалм и сквозь фэйспалм спрашиваешь: господи, что я только что посмотрела?!
В общем-то, такое чувство, будто Бар действительно клевал по зернышку из всех известных ему версий ЛО - добавляя, конечно, и собственные фантазии и измышления. Как и в дауэлловской версии, действие помещено куда-то на рубеж девятнадцатого и двадцатого веков - даже, пожалуй, скорее в начало двадцатого века, чем в конец девятнадцатого. Но в первом акте нет такой пестроты, как у Дауэлла: кордебалетные дамы - в легких дневных платьях пастельных тонов, кордебалетные господа - в светлых приличных костюмах, мать принца - в белом платье, но в черной шляпе и в черных перчатках, принц и Бенно - практически в одинаковых синих колетах и белых трико (так что я поначалу даже задумалась: кто тут принц, а кто тут Бенно), Ротбарт - тут он министр двора - в синем мундире. Что же касается уровня исполнения - ну, надо еще, конечно, сделать скидку на то, что труппа Берлинского балета - это вам не датчане, не французы, не англичане и не Мариинка с Большим. В массовых танцах первого акта - скажем так, поставленных без особого блеска и увлекательности, - труппа и танцевала тоже без особого блеска. В лебединых актах корда была лучше - пусть не идеальна, но очень недурна. Вообще говоря, Бар почему-то все ЛО "приписал" себе, не став указывать своих "соавторов": Льва Иванова в белых актах, Горского и Петипа, конечно, да и Рудольфа тоже - потому что сольная вариация принца в конце первого акта создавалась явно на основе вариации, придуманной и схореографированной Рудольфом. Бар ее, конечно, изменил и расцветил всевозможными прыжками, но получилось, на мой взгляд, бестолково и немузыкально. Впрочем, и вся его оригинальная и полуоригинальная хореография - мало впечатляет, честно говоря. Ну и опять же, исполнители - даже исполнители главных партий - в первом-втором актах были недурны, но не более того (а потом и вовсе скисли).
Теперь что касается инцеста и гомосексуальности. После па-де-труа в первом акте (танцуют Бенно и две девицы, танцуют сносно, но без блеска, это вам не французы и не англичане) изумленному зрителю преподносят дуэт принца и королевы. Да, у королевы в этой версии - вполне себе танцевальная, пуантная, а не мимическая роль. И ее дуэт с принцем - с очень откровенными высокими поддержками, с попыткой поцелуя, с явно имплицированным психологическим насилием, в общем - караул, спасите принца. Надо еще заметить, что в этой версии мать принца отнюдь не требует, чтобы принц немедленно искал себе невесту. Наоборот - ей женатый принц совсем ни к чему, ей нужно, чтобы он принадлежал ей одной, а всякие соперницы - будь они хоть людьми, хоть лебедями - ей ни к чему.
Впрочем, не одна королева делает стойку на принца. Есть еще друг Бенно. В синопсисе балета было сказано что-то типа того (точной формулировки уже не вспомню), что Бенно хочет быть принцу не просто другом. В первом акте я ничего подобного не заметила и уж решила, что меня обманули, недодали гомоэротизма, гады. Но во втором акте, после того, как на сцену выплыла Одетта и познакомилась с принцем, и изложила ему свою печальную историю (в этой версии сохранили мимирование, и за это Бару зачет), а потом исчезла, вспугнутая Ротбартом (Ротбарт во втором акте присутствует на сцене в виде черного крылатого силуэта - за это тоже зачет Бару), - прибежал Бенно и начал предъявлять принцу претензии: мол, ты чего это с какой-то крылатой бабой общаешься?! Помните, как в "Сильфиде" Гурн машет руками, рассказывая всем, что видел, видел, как Джеймс хороводится с какой-то крылатой девицей? Вот тут Бенно повторил движения Гурна - точь-в-точь, только с усиленным личным возмущением, и я, признаться, гнусно захохотала. А вот принц не захохотал, а возмутился, станцевал с Бенно мини-дуэт и прогнал бедняжку прочь. Так что вот тут я в обещанный слэш поверила, и стало мне Бенно жалко. Впрочем, не исключено, что раньше ему кое-что все-таки обламывалось, до встречи с Одеттой принц, похоже, не сопротивлялся ни матери, ни другу. Это уж после встречи с Одеттой стал брыкаться и сопротивляться, дурачок. И в результате королева, Бенно, а заодно и Ротбарт составили против принца этакий комплот - мол, ишь чего захотел, с какой-то посторонней девицей связываться! наш принц, никому не дадим, самим мало! Правда, Ротбарт вроде бы августейшим телом не интересовался - в отличие от королевы и Бенно - но ему, понятное дело, совсем неохота было распускать свой лебединый заповедник.
Не выдержала и выложила все-таки минутку принца и Бенно. Честно говоря, это единственный стоящий момент во всем спектакле. Ну, не считая, как я уже говорила, сносных белых актов, но там нужно благодарить не Бара, а кордебалет и Льва Иванова. А тут - пожалуйста, все придумал Бар, а исполнители исполнили. И между нами говоря, есть что-то трогательное в том, как Бенно тянется погладить этого дурака принца по руке.
Остатки впечатлений - со спойлерами, а куда же без них
Берлинские лебеди, инцестуальная королева, замученный принц и Ротбарт-жиголо лежат здесь
В общем-то, такое чувство, будто Бар действительно клевал по зернышку из всех известных ему версий ЛО - добавляя, конечно, и собственные фантазии и измышления. Как и в дауэлловской версии, действие помещено куда-то на рубеж девятнадцатого и двадцатого веков - даже, пожалуй, скорее в начало двадцатого века, чем в конец девятнадцатого. Но в первом акте нет такой пестроты, как у Дауэлла: кордебалетные дамы - в легких дневных платьях пастельных тонов, кордебалетные господа - в светлых приличных костюмах, мать принца - в белом платье, но в черной шляпе и в черных перчатках, принц и Бенно - практически в одинаковых синих колетах и белых трико (так что я поначалу даже задумалась: кто тут принц, а кто тут Бенно), Ротбарт - тут он министр двора - в синем мундире. Что же касается уровня исполнения - ну, надо еще, конечно, сделать скидку на то, что труппа Берлинского балета - это вам не датчане, не французы, не англичане и не Мариинка с Большим. В массовых танцах первого акта - скажем так, поставленных без особого блеска и увлекательности, - труппа и танцевала тоже без особого блеска. В лебединых актах корда была лучше - пусть не идеальна, но очень недурна. Вообще говоря, Бар почему-то все ЛО "приписал" себе, не став указывать своих "соавторов": Льва Иванова в белых актах, Горского и Петипа, конечно, да и Рудольфа тоже - потому что сольная вариация принца в конце первого акта создавалась явно на основе вариации, придуманной и схореографированной Рудольфом. Бар ее, конечно, изменил и расцветил всевозможными прыжками, но получилось, на мой взгляд, бестолково и немузыкально. Впрочем, и вся его оригинальная и полуоригинальная хореография - мало впечатляет, честно говоря. Ну и опять же, исполнители - даже исполнители главных партий - в первом-втором актах были недурны, но не более того (а потом и вовсе скисли).
Теперь что касается инцеста и гомосексуальности. После па-де-труа в первом акте (танцуют Бенно и две девицы, танцуют сносно, но без блеска, это вам не французы и не англичане) изумленному зрителю преподносят дуэт принца и королевы. Да, у королевы в этой версии - вполне себе танцевальная, пуантная, а не мимическая роль. И ее дуэт с принцем - с очень откровенными высокими поддержками, с попыткой поцелуя, с явно имплицированным психологическим насилием, в общем - караул, спасите принца. Надо еще заметить, что в этой версии мать принца отнюдь не требует, чтобы принц немедленно искал себе невесту. Наоборот - ей женатый принц совсем ни к чему, ей нужно, чтобы он принадлежал ей одной, а всякие соперницы - будь они хоть людьми, хоть лебедями - ей ни к чему.
Впрочем, не одна королева делает стойку на принца. Есть еще друг Бенно. В синопсисе балета было сказано что-то типа того (точной формулировки уже не вспомню), что Бенно хочет быть принцу не просто другом. В первом акте я ничего подобного не заметила и уж решила, что меня обманули, недодали гомоэротизма, гады. Но во втором акте, после того, как на сцену выплыла Одетта и познакомилась с принцем, и изложила ему свою печальную историю (в этой версии сохранили мимирование, и за это Бару зачет), а потом исчезла, вспугнутая Ротбартом (Ротбарт во втором акте присутствует на сцене в виде черного крылатого силуэта - за это тоже зачет Бару), - прибежал Бенно и начал предъявлять принцу претензии: мол, ты чего это с какой-то крылатой бабой общаешься?! Помните, как в "Сильфиде" Гурн машет руками, рассказывая всем, что видел, видел, как Джеймс хороводится с какой-то крылатой девицей? Вот тут Бенно повторил движения Гурна - точь-в-точь, только с усиленным личным возмущением, и я, признаться, гнусно захохотала. А вот принц не захохотал, а возмутился, станцевал с Бенно мини-дуэт и прогнал бедняжку прочь. Так что вот тут я в обещанный слэш поверила, и стало мне Бенно жалко. Впрочем, не исключено, что раньше ему кое-что все-таки обламывалось, до встречи с Одеттой принц, похоже, не сопротивлялся ни матери, ни другу. Это уж после встречи с Одеттой стал брыкаться и сопротивляться, дурачок. И в результате королева, Бенно, а заодно и Ротбарт составили против принца этакий комплот - мол, ишь чего захотел, с какой-то посторонней девицей связываться! наш принц, никому не дадим, самим мало! Правда, Ротбарт вроде бы августейшим телом не интересовался - в отличие от королевы и Бенно - но ему, понятное дело, совсем неохота было распускать свой лебединый заповедник.
Не выдержала и выложила все-таки минутку принца и Бенно. Честно говоря, это единственный стоящий момент во всем спектакле. Ну, не считая, как я уже говорила, сносных белых актов, но там нужно благодарить не Бара, а кордебалет и Льва Иванова. А тут - пожалуйста, все придумал Бар, а исполнители исполнили. И между нами говоря, есть что-то трогательное в том, как Бенно тянется погладить этого дурака принца по руке.
Остатки впечатлений - со спойлерами, а куда же без них
Берлинские лебеди, инцестуальная королева, замученный принц и Ротбарт-жиголо лежат здесь
Вот что делает с человеком хороший отзыв: и знаю ведь, что ждет там много странного и даже, может быть, скучного, но любопытство все равно разбирает ) А пока, судя по твоему рассказу, кажется, что Эрик Брун был бы доволен: кто-то попытался под видом ЛО протащить на сцену его новеллу, разве что роль несчастного отца оказалась вырезанной, ну, вместо него, может, Ротбарт? А Рудольф Нуриев пожимает плечами и брюзжит, что эти люди называют его никудышным хореографом за редакцию ЛО, когда Бар и Шперли ставят ВОТ ТАКОЕ!
Можно, я перепощу себе этот рассказ, чтобы пополнить коллекцию разных ЛО?
А минутка слэша с Бенно - это, право, самое ценное, что есть в этой версии. Бенно и вправду ничего так мальчик, и танцует - ну, недурненько, хотя и не блестяще совсем. Но старается. Хотя когда я после па-де-труа с ним и двумя девицами полезла во французскую версию, где танцевали Эммануэль Тибо, Доротея Жильбер и девушка, чье имя я, конечно, не помню, - вот тогда контраст в классе был нагляден и разителен. Но если не засматриваться на французов, то и Бенно с его партнершами окажется - ну, более-менее, не ужас-ужас.
А Эрик Брун, я думаю, все равно был бы недоволен, несмотря на инцест.)) Потому что роль королевы - хоть и расширена до предела, и сделана танцевальной, - выглядит ужасно неуместной, несмотря на то, что у королевы вроде бы есть четкое место в сюжете (бедняжку Бенно как раз Бар практически "теряет" после слэша во втором акте, и в третьем акте Бенно уже появляется - так, для мебели и для мазурки). Но хореографически партия королевы настолько выбивается из общего стиля ЛО, что это реально бросается в глаза. И Эрику, человеку со вкусом, я думаю, это бы не понравилось.)
В общем, ты того, ты припади к этому ЛО, потом сравним впечатления.))
А па-де-труа, правда твоя, смотреть приятно, если про французов не вспоминать. Все-таки Тибо, да и партнерши его, танцуют практически на премьерском уровне, хоть и не премьерные роли.
Массовые танцы в первом акте - слабенькие, да. Вообще мне из всех танцев, поставленных Баром, понравился, пожалуй, только Неаполитанский в третьем акте - и то с оговорками, конечно, но он был мил.
Ротбарт у королевы явно в любовниках ходит, в первом акте в этом еще можно сомневаться, но в третьем... хм. В общем, увидишь.)) Но королева, конечно, - она как орлуша, "большая стерва".
Что же касается французов - ну, они хоть и не этуали тогда были, но, по-моему, они уже были премьерами. А Доротея Жильбер сейчас уже этуаль. И что касается Тибо - на форумах насмотренный народ считает, что он уж давно был достоин звания этуали. И возможно, народ прав.) В общем, как бы то ни было, а танцевали они прекрасно. Мне еще очень нравится, как па-де-труа исполняют в аштоновской версии - там Макрей, Лаура Морейра и Юху Чое (Yuhui Choe) прям летают втроем.))
Все-таки нельзя так на глазах у всего двора афишировать инцестуальные отношения, пойдут сплетни. Очень понимаю принца, который только и думает, куда бы сбежать от пылкой мамаши и менее нахального, зато очень упорного Бенно, которого гонишь в дверь, а он в окно ) Тут уж за любую лебедь спрячешься, чтоб только перестали приставать.
Я досмотрела первый акт, плевалась от вариации принца и финала. Ну бли-ин! Все хорошее в вариации - от версии Рудольфа. А куда попало наставленные, всюду одинаковые и не в музыку прыжки - от Бара. Нет, Эрик Брун бы точно не одобрил )
А еще они так же ужасно замедляют темпы, как наши и цюрихцы. Что за нафиг? Чайковский негодуе!
Кстати, забыла еще рассказать: у Ноймайера Бар тоже кое-что потащил. Там в финале, во время заключительного противостояния принца и Ротбарта, есть парочка моментов, слишком уж напоминающая о финальном танце Короля и Человека из тени в "Иллюзиях как Лебединое озеро". Посмотришь тогда и скажешь: правда это или мне показалось.))
Вариация принца в конце первого акта - ну, это вообще ниже всякой критики. Лучше бы Бар просто и честно взял вариацию из версии Рудольфа (естественно, со всеми кредитами и ссылками на автора), чем искажал ее своими выдумками. Ведь все равно же видно, откуда тут уши растут. И еще видно, что хореографического таланта бог Бару не дал.
Что же до замедления темпов - я так думаю, это вообще считается хорошим тоном: вон, в Мариинке темпы замедляют, в БТ замедляют, значит, так и надо, так правильно.
Смешно, после дуэта с Бенно он такой стоит, рукавчик одергивает с решительным видом: "Так. С одним разделался. Осталась мама. Ой, мама!.." - и решительность с принца как рукой сняло )
А вообще, конечно, кредиты надо было раздать, так нечестно. И если у Рудольфа украли только вариацию, то у Иванова - целый акт, считай. И ничего, не признались.
И еще видно, что хореографического таланта бог Бару не дал. Бог же не обязан всем давать! )))
У Иванова украли, насколько я понимаю, не только второй акт, но и отрывки четвертого (хотя танцы лебедей там заметно подрезали).)) А у Рудольфа, по-моему, украли еще и по мелочам всего: например, в первом акте конец полонеза, когда его танцуют только мужчины, очень напоминает полонез в версии Рудольфа.
А что касается полонеза, то у Бара он очень смешно поставлен: дамы уходят, и мужики начинают с явным облегчением наяривать что-то очень лихое, этакий танец "Я теперь холостой!" )))
Между тем второй акт закончился, он мне, можно сказать, понравился - там и Одетта ничего, и кордебалет недурен, и отсебятины ненужной совсем чуть-чуть. Жду страшного - русского танца )
Полонез у Бара смешной, но согласись, явные мотивы из полонеза в версии Рудольфа там просматриваются.
Вот, у меня после второго акта были те же ощущения: и кордебалет ничего, и Одетта вполне-вполне, и подматывать ничего не хотелось. Я уже ободрилась, надеялась, что и дальше так же сносно пойдет, но в третьем акте у меня все упало.)))
И бал сумасшедший: королева тронулась на почве нимфомании, первый министр скачет вприсядку (чтобы монархиня подписала бюджет на следующий год, надо думать?), Бенно тянет к ней лапку жестом "подайте на пропитание", массовка весело щебечет, будто так и надо. Принц, единственный нормальный человек в этом содоме, прячет глаза от позора.
Но вот скажи, скажи: "русский танец" в исполнении королевы и Ротбарта - это же ебаный стыд. Как сам Бар не видел, что это откровенная пародия? Впрочем, если он не видел этого, когда ставил сольную вариацию королевы у портрета, то о чем тут вообще разговор...
Но скажи: Одиллия танцевала откровенно кое-как? Или мне уж показалось?
Одиллия была скучная: ни интриганской искорки с Ротбартом, ни соблазнительной - с принцем. Потому и кажется, что принцу бы тут любая из претенденток сошла бы, Одиллия-то не очень и старалась заманивать. Дежурно открутили черные выходы, ну и зритель хлопает, и чего еще надо?
Одиллия была скучная, это факт, но я имею в виду не только это. Она же просто плохо танцевала: не попадала в музыку, с трудом пробралась сквозь сольную вариацию, в дуэтах с принцем держалась как-то очень неуверенно. В общем, понятное дело: тут ей было не до игры, тут открутить бы все положенное и не свалиться. А вот роль Одетты не вызывала у балерины таких явных сложностей - поэтому и Одетта у нее выглядела гораздо интереснее. Ну, мне так показалось.
Насчет танца Одиллии - ну да, как-то тяжело справлялась, согласна. Хотя, ты знаешь, может, я видела больше провинциальных прим в этой роли - мне не кажется, что все было так уж на грани, отсутствие игры угнетало сильнее. А Одеттой она была действительно хорошей.
Во как надо выезжать, учитесь, салаги! И все Ротбарты умирают на месте, кто от стыда, кто от смеха )))
Там вообще весь этот выход с плащом такой... совсем уж неприличный. Принц, значит, обхватывает Ротбарта за талию и в полусогнутом состоянии ныряет к нему под плащ, потом выныривает с разинутым ртом и задохнувшимся видом. Я неприличная, у меня сразу появляется версия, что делал принц под плащом ) )
Все, я досмотрела! Ноймайером, мне кажется, почти не пахнет, а если и да - то слишком мало, чтобы ткнуть пальцем, мне кажется. Финал ужасен в смысле бездарности. Хотя Одетта, посылающая принца и улетающая во главе клина лебедей зимовать в Африку - это зачет! )
Одетта оказалась в этой истории самой умной: она быстро просекла, что с этим принцем каши не сваришь, а топиться из-за него - ну это уж дудки! И кстати, раз Ротбарта все-таки прикончили, так, может быть, и заклятие с Одетты благополучно снялось? А если даже и не снялось - да и ладно, новый принц найдется, лучше этого.)
Вспомнила, что мне еще почти понравилось: в пресловутом третьем акте, когда принца уже подговаривают поклясться Одиллии в вечной любви, королева и Одиллия очень славно перекрещивают этак руки и заговорщицки улыбаются друг другу. Будь королева не такой упертой инцестуальной нимфоманкой, мог бы получиться неплохой пейринг.))
Да, Одетте повезло: ни принца, ни колдуна, свобода!..
Да, вот я тоже этот жест отметила и подумала, что у королевы с Одиллией искрит больше всех.
Короче говоря, постановляю: королева пусть идет зажигать с Одиллией, а принца пусть откачивает и отогревает Бенно. Вот и будет хеппи-энд для всех в этой истории (включая Одетту).))
Должен же друг Бенно хоть на что-нибудь пригодиться, раз уж его роль сделали такой заметной в этой версии.
(Хотя по мне принцу - Ротбарта, Одиллии - Одетту, королеве - корону. И все получают, что заслужили ))) )
Потому как, сама знаешь, прожевав редакцию Бара, ее нужно чем-то заесть, аппетитным, легким, приятным )