Живи, а то хуже будет
"Орфей и Эвридика" в Стасике - это обалденный спектакль, восхитительная опера, прелестный балетный дивертисмент, изумительные солисты, хор, танцовщики и миманс. И оркестр. И режиссер-постановщик и хореограф Ирина Лычагина, которая все это придумала и поставила. И конечно же, кавалер Глюк.
Когда я только вошла в зал и села на свое место, то почти сразу же почувствовала - мне понравится, мне очень понравится. И "предчувствия ее не об-ма-ну-ли", я после первого акта была в восхищении, а после второго акта просто во всех влюбилась - и в Екатерину Лукаш (Орфея), и в Инну Клочко (Эвридику), и в Дарью Захарову (чудного Амурчика), и в Полину Ерлыкину (Королеву), и в Елену Подмогову и Анну Максимову (фрейлин Королевы). На малой сцене оркестровой ямы, конечно, нет, оркестр расположен на подвесной площадке над зрителями, музыканты и дирижер поднимаются туда по лесенке. Декорации изумительно стильные: зеркальная стена, становящаяся клеткой, а потом снова - зеркальной стеной, какие-то ящики по углам, еще парочка пыльных зеркал, связки старых книг, козетка и пуфики, страусиный веер Королевы (собственно говоря, самой Марии Антуанетты). Начинается спектакль внезапно - под звуки увертюры вбегают-втанцовывают на сцену веселые фрейлины и принимаются, танцуя, готовить все к началу спектакля в спектакле - ведь это не для нас, а для Марии Антуанетты разыгрывают сегодня "Орфея и Эвридику". Фрейлины очаровательны, одна с пепельными волосами, другая - просто ангел - с рыжими, тут же носится, как угорелый, взбалмошный Амур в бело-розовом платьице, больше мешая, чем помогая. Вернее, он(а) еще не Амур, а просто шаловливая девчонка, но веселые фрейлины и ее призывают к порядку, надевают ей крылышки, грозят пальцем и велят вести себя хорошо. А тут уже и вбегает-влетает королева - тоже беззаботная, как и фрейлины, как и Амур, и танцует самозабвенно и радостно, просто от счастья, просто оттого, что так молода и красива. И вот на этих танцах королевы с фрейлинами сердце старого фемслэшера вздрогнуло в первый раз, а потом уже дрожало, почти не переставая. Они втроем восхитительно взаимодействовали, прочерчивая легчайшую, пуантно-пунктирную линию из невиннейших намеков и совсем мимолетных прикосновений, создавая странный, секретный женский мир, что-то а ля "Прощай, моя королева".
Но, наконец, угоманивают и расшалившегося Амура, и разрезвившуюся королеву, и фрейлины тоже успокаиваются, и появляется Орфей, и начинается опера - представление для королевы. Театр в театре, причем королева и фрейлины свободно вторгаются в представление, устроенное для них, а не смотрят смирно, как мы-зрители. Это почти домашний спектакль: хор - придворные, Орфей - как знать, не Аксель ли Ферзен (или графиня Полиньяк?), Эвридика и Амур - тоже приближенные королевы; и в то же время это будто бы и не спектакль, будто бы все по-настоящему, но королева, как божество, может в конце концов приказать Амуру вернуть Орфею обретенную и вновь утраченную Эвридику. В первой же сцене, когда Орфей оплакивает Эвридику, хор в венках горюет вместе с ним, стоя над импровизированной гробницей, и передает из рук в руки свадебное платье и туфельки Эвридики, а вездесущие фрейлины кладут платье и туфельки на гробницу, не скрывая улыбок (получается своеобразная эффигия, только без изображения тела, одна одежда). Хор снимает венки и усыпает венками гробницу, а королева, лукаво улыбаясь, последней подходит к гробнице - тоже с венком. В первом акте все для королевы - лишь игра, она кокетничает и с фрейлинами, и с Орфеем, и сама с собой, она еще не знает, что гибель близка. Во втором акте ей уже труднее будет улыбаться.
Орфей Екатерины Лукаш прекрасен-прекрасна. Сложно выбрать род, это какое-то дивное андрогинное существо, скорее все-таки девушка, чем юноша, но и не совсем девушка, амазонка - точнее всего, но амазонка странная - не воительница, а любовница, тоскующая о потерянной любовнице. Неважно. Она была восхитительна и в первом акте - когда оплакивала Эвридику, ловила проказника-Амура, спускалась в ад к фуриям, и во втором акте - когда находила в Элизиуме Эвридику и возвращала к жизни, и страдала от невозможности взглянуть на нее (а Эвридика умоляла - то любовно, то гневно, то жалобно - взглянуть на нее, не отворачиваться), и теряла Эвридику снова, и в отчаянии пела эту прекрасную, знаменитую арию "Che farò senza Euridice?", а потом, получив свою Эвридику - уже без всяких запретов, доводила спектакль до конца (успев даже немножко станцевать с королевой), танцевала в дивертисменте - и уходила, покидала даже не Эвридику, а свою королеву, выпускала ее руку из своих рук. Голос у нее изумительный, играет она чудесно - сдержанно, но очень ярко, восхитительно показывая, как Орфея швыряет от отчаяния к надежде и снова к отчаянию. И как она прекрасно "выходит" из роли Орфея в конце спектакля для королевы (но не в конце спектакля вообще), превращается в вежливого, чуть холодного, очаровательного придворного-придворную, возлюбленного-возлюбленную, фаворита-фаворитку королевы - то ли Ферзена, то ли графиню Полиньяк - и принимает у королевы букетик синих цветов, нюхает их вежливо и рассеянно. Екатерина Лукаш прекрасна Орфеем, и я, конечно, хочу увидеть ее в этой роли снова.
И еще немножко - об Эвридике и других
Когда я только вошла в зал и села на свое место, то почти сразу же почувствовала - мне понравится, мне очень понравится. И "предчувствия ее не об-ма-ну-ли", я после первого акта была в восхищении, а после второго акта просто во всех влюбилась - и в Екатерину Лукаш (Орфея), и в Инну Клочко (Эвридику), и в Дарью Захарову (чудного Амурчика), и в Полину Ерлыкину (Королеву), и в Елену Подмогову и Анну Максимову (фрейлин Королевы). На малой сцене оркестровой ямы, конечно, нет, оркестр расположен на подвесной площадке над зрителями, музыканты и дирижер поднимаются туда по лесенке. Декорации изумительно стильные: зеркальная стена, становящаяся клеткой, а потом снова - зеркальной стеной, какие-то ящики по углам, еще парочка пыльных зеркал, связки старых книг, козетка и пуфики, страусиный веер Королевы (собственно говоря, самой Марии Антуанетты). Начинается спектакль внезапно - под звуки увертюры вбегают-втанцовывают на сцену веселые фрейлины и принимаются, танцуя, готовить все к началу спектакля в спектакле - ведь это не для нас, а для Марии Антуанетты разыгрывают сегодня "Орфея и Эвридику". Фрейлины очаровательны, одна с пепельными волосами, другая - просто ангел - с рыжими, тут же носится, как угорелый, взбалмошный Амур в бело-розовом платьице, больше мешая, чем помогая. Вернее, он(а) еще не Амур, а просто шаловливая девчонка, но веселые фрейлины и ее призывают к порядку, надевают ей крылышки, грозят пальцем и велят вести себя хорошо. А тут уже и вбегает-влетает королева - тоже беззаботная, как и фрейлины, как и Амур, и танцует самозабвенно и радостно, просто от счастья, просто оттого, что так молода и красива. И вот на этих танцах королевы с фрейлинами сердце старого фемслэшера вздрогнуло в первый раз, а потом уже дрожало, почти не переставая. Они втроем восхитительно взаимодействовали, прочерчивая легчайшую, пуантно-пунктирную линию из невиннейших намеков и совсем мимолетных прикосновений, создавая странный, секретный женский мир, что-то а ля "Прощай, моя королева".
Но, наконец, угоманивают и расшалившегося Амура, и разрезвившуюся королеву, и фрейлины тоже успокаиваются, и появляется Орфей, и начинается опера - представление для королевы. Театр в театре, причем королева и фрейлины свободно вторгаются в представление, устроенное для них, а не смотрят смирно, как мы-зрители. Это почти домашний спектакль: хор - придворные, Орфей - как знать, не Аксель ли Ферзен (или графиня Полиньяк?), Эвридика и Амур - тоже приближенные королевы; и в то же время это будто бы и не спектакль, будто бы все по-настоящему, но королева, как божество, может в конце концов приказать Амуру вернуть Орфею обретенную и вновь утраченную Эвридику. В первой же сцене, когда Орфей оплакивает Эвридику, хор в венках горюет вместе с ним, стоя над импровизированной гробницей, и передает из рук в руки свадебное платье и туфельки Эвридики, а вездесущие фрейлины кладут платье и туфельки на гробницу, не скрывая улыбок (получается своеобразная эффигия, только без изображения тела, одна одежда). Хор снимает венки и усыпает венками гробницу, а королева, лукаво улыбаясь, последней подходит к гробнице - тоже с венком. В первом акте все для королевы - лишь игра, она кокетничает и с фрейлинами, и с Орфеем, и сама с собой, она еще не знает, что гибель близка. Во втором акте ей уже труднее будет улыбаться.
Орфей Екатерины Лукаш прекрасен-прекрасна. Сложно выбрать род, это какое-то дивное андрогинное существо, скорее все-таки девушка, чем юноша, но и не совсем девушка, амазонка - точнее всего, но амазонка странная - не воительница, а любовница, тоскующая о потерянной любовнице. Неважно. Она была восхитительна и в первом акте - когда оплакивала Эвридику, ловила проказника-Амура, спускалась в ад к фуриям, и во втором акте - когда находила в Элизиуме Эвридику и возвращала к жизни, и страдала от невозможности взглянуть на нее (а Эвридика умоляла - то любовно, то гневно, то жалобно - взглянуть на нее, не отворачиваться), и теряла Эвридику снова, и в отчаянии пела эту прекрасную, знаменитую арию "Che farò senza Euridice?", а потом, получив свою Эвридику - уже без всяких запретов, доводила спектакль до конца (успев даже немножко станцевать с королевой), танцевала в дивертисменте - и уходила, покидала даже не Эвридику, а свою королеву, выпускала ее руку из своих рук. Голос у нее изумительный, играет она чудесно - сдержанно, но очень ярко, восхитительно показывая, как Орфея швыряет от отчаяния к надежде и снова к отчаянию. И как она прекрасно "выходит" из роли Орфея в конце спектакля для королевы (но не в конце спектакля вообще), превращается в вежливого, чуть холодного, очаровательного придворного-придворную, возлюбленного-возлюбленную, фаворита-фаворитку королевы - то ли Ферзена, то ли графиню Полиньяк - и принимает у королевы букетик синих цветов, нюхает их вежливо и рассеянно. Екатерина Лукаш прекрасна Орфеем, и я, конечно, хочу увидеть ее в этой роли снова.
И еще немножко - об Эвридике и других
И Килиана тоже жалко прям до слез. Такие были чудесные балеты! То ли срок лицензии истек, то ли решили, что невыгодно, то ли еще что, поди узнай, никаких же объяснений не дают, просто убирают из репертуара - и сиди гадай, почему так.((
И ты прав, есть же еще и права и сроки, указанные в договорах.
Выложили тем временем афишу в Стасике на июль. Я рассчитывала на "Татьяну", но фиг мне, а не "Татьяна". Придется идти на премьерную "Анну Каренину".