13:24

Живи, а то хуже будет
К сожалению, на обнаруженном мною ресурсе подшивки Globe and Mail доходят только до 1985 года. Так что мне по-прежнему нужно каким-то образом исхитриться и проникнуть в библиотеку, где хранятся полные оцифрованные архивы Globe and Mail. Вот только черт знает, как это сделать. Позарез мне необходим сердобольный канадский гражданин, записанный, допустим, в публичку Торонто и согласный поделиться данными своего читательского билета. Вот только где же этого сердобольного гражданина взять?
В общем, продолжим исследовать то, что есть. В Globe and Mail я отыскала несколько ну очень подробных статей, посвященных конфликту между Национальным балетом Канады и Константином Патсаласом из-за балета Патсаласа Concerto For The Elements: Piano Concerto. Очень хочется выложить их все, хотя я ума не приложу, кому это будет интересно - но вдруг все-таки кому-то интересно будет? Все-таки очень запутанная и неоднозначная история получилась. И хоть обе стороны конфликта, прямо скажем, выглядят не лучшим образом, но - простите константинопоклонника - Уайлдер и Уоллис все-таки производят более отталкивающее впечатление, чем Константин. Но может быть, я неправа. Итак, статья первая - от 6 ноября 1986 года:

National Ballet, choreographer air dispute Concerto goes to court


Patsalas is seeking an injunction to prevent the National from presenting the 23-minute ballet in its fall program at Toronto's O'Keefe Centre. It is scheduled for six performances beginning Nov. 19 and is part of a program that also includes Song of a Wayfarer and Etudes.
After hearing from lawyers for both Patsalas and the National, Mr. Justice W. Gibson Gray reserved judgment. Because his judgment will affect rehearsals for either a new ballet or Concerto, he promised a decision within "a day or two."
According to testimony, Patsalas left the company in September when he "couldn't form a constructive relationship" with its two associate artistic directors, Valerie Wilder and Lynn Wallis. He was asked to continue to help with the production of Concerto but has not attended rehearsals.
His lawyer, Arthur Gans, said Piano Concerto was first produced in Boston in 1979 to wide acclaim. When Patsalas first produced it with the National in 1985 he worked alone. Now that the National is proceeding with Concerto without him, the choreographer fears the production will not be true to his original concept.
The National assigned Wilder and Wallis to produce the ballet with the assistance of choreologist Ingrid Filewood. (A choreologist works with the choregrapher to record the steps and movements in a ballet.)
The company has two videotapes of the production. One, according to Gans, is "like looking at a ballgame from the top of the stadium through a snowstorm." The other, a tape of a rehearsal, is a walk-through and Gans said parts of the ballet are missing. The new choreographers are guessing and dancers are repeating mistakes, he said.
Gizella Witkowsky, who has danced in Concerto before and is cast as a principal dancer for the November program, stated in her affidavit that Wilder had never been involved with Concerto. However, Wallis was Patsalas' assistant for Concerto in 1985 and stated in her affidavit that she attended all stage and dress rehearsals.
The National's lawyer, Elizabeth Stewart, quoting from the affidavit, said that it was not essential or even usual for a choregrapher to be directly involved in the production of his ballet.
The National believes that it can mount the production and mount it well, Stewart said. The fact that ballet notes may not exist should not restrict the production, she said, adding that this is the case for about half of the ballets in the National's repertoire. "Otherwise, the ballet dies with Mr. Patsalas," she said.
The duplication of "every step, every nuance, can't be the test," Stewart said. The choregraphers are aiming for "as close a resemblance as possible to the original work."
She said Patsalas has been asked to attend rehearsals and has not done so. "He cannot complain now, that because he is not involved, it's going to be some kind of mutilation."
A change in the program would cost the National $30,000 in "provable costs" and a further $40,000 in non-renewed subscriptions, Robert Johnston, the company's administrative director, said in his affidavit.

Статья вторая - от 8 ноября 1986 года:

Patsalas fails in bid to bar ballet

И статья третья - от 10 ноября 1986 года:

Patsalas says ballet not reproduceable

Ну, не удержусь, выложу и четвертую статью - уже из Toronto Star, так сказать, по итогам суда. Статья от 20 ноября 1986 года, автор - Вильям Литтлер, балетный критик Toronto Star.

Choreographer says fears came true

Литтлер, по-моему, вполне сочувствовал Константину. А еще интересно, что, по-видимому, Гизелла Витковски и в самом деле отказалась танцевать в Piano Concerto, восстановленном без участия Константина. Конечно, Литтлер мог просто ее не упомянуть - но не исключено, что она действительно настояла на своем и вышла из игры. А год спустя, осенью 1987 года, приняла участие в вечере работ Константина, несмотря на возражения НБКшной администрации (видимо, все тех же Уайлдер и Уоллис).

@темы: Constantin Patsalas

Комментарии
11.04.2016 в 14:28

Ишь ты, как подробно у них в газетах этот суд расписан был. И, к сожалению, результат-то предсказуемый, там правильно говорится, во второй статье: это же прецедент. Вряд ли Константин мог выиграть дело.
Про Гизеллу очень интересно!
11.04.2016 в 15:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, само собой, шансов на выигрыш у него практически не было. Но само дело очень любопытно, на мой взгляд, потому что тут поднимается вопрос авторских прав: в самом деле, имеет ли балетная компания ставить балет при явно выраженном несогласии хореографа? И кому вообще в таком случае принадлежат права на балет - хореографу или компании, для которой он этот балет поставил? И где пролегает грань между аутентичной и неаутентичной постановкой авторского балета? В общем, куча спорных вопросов, а в данном конкретном случае проигрыш компании означал бы для нее еще и денежные потери.
Гизелла поступила очень решительно - ну и доказала наглядно, что балетные танцовщики тоже смеют свое мнение иметь в таких ситуациях.
11.04.2016 в 16:39

М-ль Люсиль, на самом деле, я думаю, сейчас все эти спорные пункты прописывают в договорах, которые заключает компания с хореографами - а тогда вот, не прописывали, наверно, и возникала почва для несогласий. Да чего там, просто жаль Константина... и жаль, что он, впав в амбицию (в общем-то вполне справедливую), требовал снятия всех своих балетов с репертуара НБК. И, увы, в долгой перспективе так хорошо добился своего, что мы теперь выискиваем огрызки его балетов черт знает где.
доказала наглядно, что балетные танцовщики тоже смеют свое мнение иметь в таких ситуациях. Это их Эрик, Эрик научил! ))
11.04.2016 в 16:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, Константин требовал, насколько я понимаю, снятия не всех своих балетов, а снятия вот этого конкретного балета, который тогда находился в активном репертуаре труппы. Но ничего удивительного нет в том, что потом, когда НБК убедительно доказал, что имеет право ставить балеты даже против воли хореографа, эти самые балеты благополучно исчезли из репертуара. Главное было - показать, кто тут главный. Ну и кроме того... хм, все ж таки, я думаю, нелегко было ставить балет без надзора хореографа, ориентируясь на черт знает какие видеозаписи и на смутные воспоминания участников прошлых постановок. Вряд ли НБК хотел потом повторять этот опыт.
Но история очень печальная, что и говорить.

Это их Эрик, Эрик научил! ))

Хех, на самом деле не Эрик их научил, а они сами научились, еще до Эрика.)) Это при авторитарной Селии Франке все боялись лишний раз пикнуть, а потом, когда Александр Грант пришел, атмосфера в труппе изменилась, и народ научился высказывать свое мнение. Хотя все равно - такое поведение Гизеллы было в чем-то из ряда вон выходящим. Но и сама ситуация тоже была беспрецедентной.