01:07

Живи, а то хуже будет
В Копенгагене сегодня (или вчера? в общем, 27-го февраля) показывают последнюю "Сильфиду" в этом сезоне. Но там Марсин Купински в роли Джеймса, поэтому я не очень переживаю, что не увижу этот последний спектакль. Днем ходила на марш памяти Немцова - не верится, что целый год прошел, время идет ужасно быстро. В прошлом году траурный марш был в такой серый, холодный день, к концу я ужасно замерзла, а сегодня было ясно и солнечно, и в небо летели не черные шарики, как в том году, а белые - как на первой Болотной, на первом митинге на проспекте Сахарова, на "белом круге". Как давно это было, как много было тогда надежд, какая я сама тогда была счастливая. А сейчас никаких надежд уже нет, а на марш этот идешь, потому что надо идти. Потому что нельзя не идти, хоть ничего не изменится.
Ну, вот так. А вечером я пошла в Стасик на "Точку пересечения", вечер молодых хореографов. Четыре хореографа представляли свои одноактные работы. Три оказались более или менее бездарными, а четвертый - почти шедевром, а на фоне предыдущих работ - уж точно шедевром. В самом начале меня немного взбесила Марианна Рыжкина: перед каждым балетом пускали на экране видеоролик с репетициями и с закадровым монологом хореографа, объяснявшего, как он дошел до жизни такой и что он хотел поставить; Рыжкина, излагая концепцию своего спектакля, заявила, что ей не нравится "асексуальная хореография", что мужской танец должен быть мужественным, а женский - женственным и пуантным. Тут я подумала: "Ну на хуй такой подход!" - и оказалась права: работа Рыжкиной оказалась самой слабой и банальной, с претензиями на глубокомыслие, но на самом деле - ужасно унылой. Хореографические приемы были избитыми, развитие балета - предсказуемым до отвращения, мужской танец - мужественным, женский - женственным и пуантным, от слащавой сольной вариации девочки в бантиках меня чуть не стошнило, и вообще - как ни старались танцовщики, они ничего не могли поделать с бездарной хореографией Рыжкиной.
"Амальгама" Эмиля Фархи выигрывала на фоне "Шел трамвай 10-й номер" Рыжкиной, но сама по себе оставила впечатление чего-то очень скучного и устаревшего. Эти "молодые хореографы" думают, что изобретают что-то поразительно новое, но так смотришь на их работы и думаешь, что на Западе все это открыли и закрыли лет этак тридцать назад. Работа Фархи была в меру музыкальной и в меру "контемпоральной", и абсолютно невыразительной. Были моменты, когда что-то "высверкивало", когда казалось, что сейчас начнется развитие, что хореограф вырулит к чему-то интересному - но нет, так ни к чему он и не вырулил.
В "Вариациях и квартете" Константина Семенова одна-единственная интересная сольная вариация досталась прелестной Оксане Кардаш - или же сама Кардаш и сделала эту вариацию интересной. Не исключено, потому что запомнилась не столько хореография, сколько очаровательно-растерянная, то появляющаяся, то гаснущая улыбка Оксаны. Интересен был "проблеск" мужского дуэта в исполнении Сергея Мануйлова и Дмитрия Соболевского - но хореограф, как я и предвидела, постеснялся развить этот дуэт. И в целом, как ни странно, двадцатиминутный балет показался мне откровенно затянутым, хотелось его порезать и сделать выжимку, избавиться от псевдоглубокомысленных хореографических повторов. Вообще что у Рыжкиной, что у Фархи, что у Семенова - у всех была явная тяга к глубокомыслию, к намекам на то, что мы не просто так танцы ставим, у нас тут все о высоком, у нас тут бездны смысла, смотрите внимательно, авось узреете. Посмотрела внимательно, бездн не узрела. И вообще показалось, что и Рыжкиной, и Фархи, и Семенову, в общем-то, нечего сказать и показать.
Но Андрей Кайдановский с балетом "Чай или кофе?" спас весь вечер. Это было восхитительно, возмутительно хорошо: никаких бездн смысла, пластических поз и трагических жестов, только разнузданно-танцевальная бытовая страшилка в блестящем исполнении Алексея Любимова, Евгения Поклитаря, Валерии Мухановой и Анастасии Першенковой. Когда вместо очередной дозы прекрасного залу выдали крепкого чифиря, зал обалдел и поначалу не знал, как реагировать на такую наглость, но к концу оттаял и аплодировал от души. Абсурдная комедия (дуэт Любимова и Поклитаря под быстрый немецко-испанский диалог, дуэт Любимова и Першенковой - бодающиеся супруги, дуэт Поклитаря и Мухановой - очень влюбленная девица и застенчивый молодой человек) постепенно сменялась абсурдным ужастиком: сначала Любимов сходил с ума, хватал чайную чашку и нервно звенел ложечкой, и падал замертво в темноте под звон разбитого стекла; потом Першенкова впадала в такое же нервное безумие, танцевала, как сумасшедшая, с бедным Поклитарем, подтаскивала мертвого Любимова (героя Любимова, само собой) к стулу, усаживала, хватала ту же проклятую чашку - и вместе с мертвым "мужем" сползала на пол. Следующей была очередь Мухановой - и мертвые герои Любимова и Першенковой приходили за ней, как зомби, и в конце концов утягивали ее к себе - как ни пытался Поклитарь удержать бедняжку. Ну, а в конце оставался только он один - и под напряженными взглядами Любимова, Першенковой и Мухановой, этакой троицы упырей, он танцевал, чуть не плача, последнее соло и тоже брал чашку, понимая, что его уже ничто не спасет. В описании все это звучит абсурдно, это и было абсурдно - и непередаваемо остроумно, грациозно и смешно. И это действительно был танец, а не набор более или менее удачных движений или поз, как у остальных хореографов. Кайдановский знал, что он хочет сказать, и знал, как он это хочет сказать. И по-хорошему, его балет, мне кажется, вполне мог бы войти в репертуар Стасика - тем более, с такими прекрасными исполнителями, как Першенкова, Муханова, Поклитарь и Любимов. Вот если бы еще удалось подобрать "Чаю или кофе" достойных соседей! А то смотреть три скучных и бледных балета ради четвертого превосходного - все-таки это нерациональное использование времени. Если бы в этом вечере еще хоть один балет оказался на одном уровне с "Чаем или кофе" - наверно, я бы и второго марта сходила на "Точку пересечения". А так все же не пойду, жаль времени. А Муханову и Любимова увижу седьмого марта в "Татьяне".

@темы: антисоветский роман, Не только Дягилев или "вообще о балете"

Комментарии
28.02.2016 в 10:27

Эх, жаль, нет пока в сети бутлегов, ты меня ужасно заинтересовала Кайдановским и его "Чай или кофе" ) Поглядела я только официальный трейлер из кусочков репетиций всех четверых, чтоб знать героев в лицо: но этого мало, мало! Но, вот подумалось: если из четырех молодых хореографов нашелся один годный прямо с первого захода - это ведь неплохой процент, а? Потому что они и вправду еще достаточно молоды. Может, еще один или двое из них позже научатся и найдут свою "точку приложения". У нас нелегко быть молодым хореографом, очень уж любят давить традицией и духовностью, свободы мало, реальные возможности тоже не всегда есть. Хорошо быть Вероникой Теннант, или Патсаласом, или хоть Куделкой, когда приходят Александры Гранты или Эрики Бруны в художественное руководство и говорят: "А что это у нас молодым не дают простора? Безобразие! нате, творите, голубчики, мы вам и танцоров, и время в студиях, и сцену дадим. Только чтоб интересные были балеты!" А кругом все шуршит, кругом конкурсы и балетные журналы, плотная конкурентная среда, Нью-Йорк Сити балле и АБТ, тут надо и самому шуршать ластами, чтобы оказаться на уровне. Для тех, у кого есть способности, самая лучшая среда для развития. Это в таких монстрах, как БТ или даже в Гранд опера надо все время пробивать лбом потолок.
28.02.2016 в 12:01

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, кхм, сразу спрошу: а почему ты привела Веронику Теннант в качестве примера молодого хореографа? Ты ее с Энн Дитчберн не перепутала случайно?)) Вероника, насколько я знаю, всерьез не хореографировала никогда. И надо сказать, что хореографические мастерские в том же НБК начали проводиться еще до Гранта и Бруна, еще при Селии Франке. И не помню, пересказывала ли я, что она говорила о том же Константина, но она считала его "Черных ангелов", созданных как раз на одной такой мастерской, очень талантливым балетом, и говорила, что у Константина, пожалуй, больше таланта, чем у всех остальных участников.
Вообще когда читаешь отзывы на те канадские мастерские, понимаешь, что талантливо ли или не очень - но там было гораздо больше разнообразия, чем вчера в Стасике. Беда трех балетов из четырех, показанных вчера, на мой взгляд - однообразие, несмотря на разную музыку, разные костюмы и отличающийся стиль движений. Но примерно все одно и то же: абстрактное нечто о высоком, индивидуальность хореографа почти и не чувствуется. И танца как такового нет, есть набор движений, который может превратиться в танец - как сольная вариация Кардаш в балете Семенова - только благодаря таланту танцовщика, но не благодаря хореографу.
И Кайдановский на этом тусклом фоне смотрелся и вовсе ослепительно и свежо, у него действительно танцовщики танцевали - пусть это был и совершенно неклассический, вызывающе неклассический танец. И в его хореографической идее, в подаче танцевального материала было столько внутренней свободы, что рядом с ним все остальные участники вечера - может быть, несправедливо, но тем не менее, - выглядели учениками, работающими по прописям. А Кайдановский творил без прописей, сам. В общем, я надеюсь, его ждет большое хореографическое будущее - и у него еще будет возможность ставить балеты, в том числе в том же Стасике.) А так ты права, конечно, одна удача из четырех попыток - это хороший процент. Жаль только, что остальные три попытки - это скорее даже неудачи, чем полуудачи. Вернее, они могли бы показаться и полуудачами (ну, не работа Рыжкиной, конечно), но не рядом с "Чаем или кофе".
28.02.2016 в 13:02

М-ль Люсиль, перепутала, конечно, я страшный путаник. Читать следует: "Энн Дитчберн" )) А насчет Селии Франка все правда, разумеется, но... тут как бы сама история труппыей была в помощь. Ведь она может складываться двумя путями: или это проект, который начинается либо частным образом, либо на очень скромные средства, и его пробивают во многом сами организаторы и участники труппы, как Селия пробивала НБК. Либо это "имперский проект", который сильно дотируется государством, но и творчески ограничивается им же, да еще и существует со старых времен, отягощен кучей традиций, не всегда дружественных к новаторам. Понятно, что в НБК, или у голландцев, или в том же Гамбурге будет больше свободы эксперименту и вообще гибкости, чем в БК или Опера. Тот же Датский королевский, скорее "имперского" характера балет, хоть сейчас и вписался в "экспериментаторы", но сколько его туда пришлось вытаскивать самым разным людям, чтоб запашок нафталина исчез? )

Ну вот, полуудачи, проигравшие только от сильной конкуренции - уже не так плохо. Глядишь, они сами на себя посмотрят со стороны, вообще пошляются по миру, попробуют то и это - и обретут свой внятный облик. Что сначала у них получается набор движений - это, мне кажется, довольно естественный процесс для начинающего хореографа (кроме отдельных, очень талантливых). Они учатся строить из кубиков, еще не понимая, насколько их "кубики" пластичны и изменяемы, не привыкли, так сказать, к материалу, из которого творят. Я не имею в виду, конечно, что они не знают своих танцовщиков - а то, что они еще не понимают всего спектра доступных им выразительных средств. (Любой хэндмейдер знает, что это такое, только его-то первые пробы на сцене никто не видит, к счастью )) )
28.02.2016 в 13:13

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, "БК" - это что такое, это в смысле БТ? Датский королевский, в общем-то, никогда не был "имперским", там были другие проблемы: добровольно принятый изоляционизм и верность бурнонвильским традициям, постепенно превращавшаяся в музейность. Это было, насколько я понимаю, внутренне-театральное, без особой помощи государства (в Дании, кажется, власть не так стремилась рулить "императорскими театрами", как стремилась у нас). А вытаскивали его из нафталина долго и упорно, это верно, и даже с перегибами: так, например, Флемминг Флиндт так увлекся экспериментами и модерном, что вообще изгнал бурнонвильские балеты из репертуара, к вящему ужасу публики, да и труппы тоже. Потом как-то все выровнялось, удалось соблюсти баланс. И сейчас КДБ, насколько я знаю, страдает не от отсутствия творческой свободы и не от диктата властей - слава богу, ничего этого нет, - а от урезания государственных дотаций. И это, к сожалению, большая проблема.((
Ладно, чего-то меня повело вообще не в ту сторону. Фиг с ним, с КДБ, речь не о нем. Что же касается стасиковских хореографов - ну, когда ты их начинаешь защищать, мне сразу хочется на них набрасываться еще активнее.)) Понимаешь, я не уверена, что этим троим вообще есть куда развиваться. Может быть, то, что они показали вчера - это был их творческий потолок.
28.02.2016 в 13:25

М-ль Люсиль, ага, БТ. Пока еще не "К" и не "И", храни нас господь ) А в Дании у государства не было того имперского ресурса и размаха, чтоб очень-то стеснять - в 20-м веке. Но начинался он именно как королевский театр, со всеми вытекающими "родовыми травмами", мне кажется. Насчет урезанных дотаций: ничего, Хюббе разрешит в фойе приторговывать марихуаной, и сборы подымутся )))
Ну, тогда я больше не буду их защищать, бедняг ) Пускай сами выкарабкиваются, как умеют. Если вдруг что, лет через десять будет видно ))
28.02.2016 в 13:35

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, эх, зачем торговать в КДБ марихуаной, когда там ставят такие чудные спектакли, что после них никакая марихуана уже и не нужна?)) Но все-таки больше денег труппе бы не помешало, конечно. Больше денег - больше спектаклей - профит. И конечно, даешь третий сезон "Сильфиды" подряд. И еще что-нибудь интересненькое.
Кстати, мы с тобой вчера вспомнили, как в ЛО Хюббе включили танцы заграничных принцесс в постановках молодых хореографов. Я нафиг не помнила, кто конкретно там что поставил, залезла вечером в это ЛО - батюшки, да ведь, оказывается, танец венгерской принцессы и танец итальянской принцессы поставил Грегори Дин! И венгерский мне как-то ровненько, а вот итальянский в исполнении Иды Преториус, Ульрика Бирккьяра и Марсина Купински мне очень зашел, молодец Грегори.))
28.02.2016 в 13:38

М-ль Люсиль, кхм... "Третий сезон "Сильфиды"? Хюббе может неправильно понять и, как в сериалах, вправду забабашить продолжение балета. "Что случилось потом" )))
Ба, так Дин еще и хореографирует! )) И вообще, теперь читаешь имена исполнителей и хореографа - а они уже все, считай, знакомые. Тебе-то, конечно, вообще как родные, но и я представлять начала, о ком идет речь. А кто ставил русский танец?
28.02.2016 в 13:45

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ой! Если Хюббе такое забабахает, то придется ставить на его "Сильфиду" пометку "18+".)) Потому что я не знаю, как можно продолжить его "Сильфиду" и остаться в рамках приличий... ну, или скажем так: как можно продолжить эту "Сильфиду" и обойтись без секса Мэджа и Джеймса на сцене.))
Русский и испанский танцы ставил Оливер Старпов, танцовщик кордебалета КДБ, но я его не знаю, в смысле, не представляю, кто он такой. Может, я его и видела в "Сильфидах", но вредные датчане не указывают имена кордебалетных в программках.
А Дин - да, выходит, еще и хореографирует, и у него неплохо получается.))
28.02.2016 в 13:49

М-ль Люсиль, ну так опять же, любопытный зритель побежит смотреть - и принесет денег в кассу, профит! ) А секс на сцене уже кто только не хореографировал, и сколько раз! Не Хюббе первый, не Хюббе последний... Будут теперь в Дании идти балеты "Жизнь Сильфиды", "Смерть Сильфиды" и - мва-ха-ха! "Возвращение Сильфиды" )))
28.02.2016 в 13:52

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, еще раз ой! Так и представляется мне устрашающая Сильфида в черной тюнике, воскресшая из мертвых и являющаяся к Джеймсу, чтобы выяснить с ним отношения. Бедняжка Джеймс! Придется ему прятаться за Мэджа, один он от мстительной Сильфиды и ее сестер не отобьется. Впрочем, как мы все знаем, все сильфиды - немножко виллисы, а уж если их разозлить как следует - тогда они становятся виллисами на 146 процентов, и тогда спасайся кто может.))
28.02.2016 в 13:56

М-ль Люсиль, вот да-да, это и будут виллисы, все, как одна. И они идут искать. Кто не спрятался (за Мэджа), они не виноваты ))
28.02.2016 в 13:58

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и вот тут я опять вспомнила, как Джеймс Грегори Дина не прятался, а этак со спины льнул к Мэджу и гладил его по плечам, умильно выпрашивая шарф, и сразу растеклась от удовольствия.)))
28.02.2016 в 14:03

М-ль Люсиль, "проклятый подлиза" - бурчали сидевшие за кустами мальчики Мэджа. Им активно не нравилось, что шефа околдовал какой-то деревенский недокормыш: теперь и оргии уже не те, что раньше, и пентаграммы в доме криво нарисованы, и очередной полет на шабаш отменен - а ради чего?! Тьфу!
28.02.2016 в 14:13

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а почему, кстати, полет на шабаш отменен? "Шеф, - ныли мальчики, подлизываясь к Мэджу не хуже Джеймса, - ну давайте слетаем, ну что вы, а этот ваш Джеймс уже взрослый, может и один дома посидеть... заодно расскажет нам содержание "Санта-Барбары"..." )))
28.02.2016 в 14:16

М-ль Люсиль, но Мэдж только отмахивался: "Вам надо, вы и летите". Хотя прекрасно знал, что если он мази на всех не наварит, то куда ж без мази полетишь? )
28.02.2016 в 14:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и вот так по милости Джеймса мальчики Мэджа не попали на традиционный весенний бал у сатаны. Очень расстраивались и чувствовали себя из-за этого золушками без фей-крестных. Но громко не возмущались, потому что у Мэджа не забалуешь.))
28.02.2016 в 14:26

М-ль Люсиль, ничего, пускай в лес, вон, идут - а то мухоморы неделю уже как закончились, пора запасы обновлять. И за волчьей ягодкой еще пускай заглянут! Сам Мэдж был занят - варил в котле волшебный вазелин, который использовать собирался отнюдь не ради полетов ))
28.02.2016 в 14:30

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хехе, и запасы этого вазелина надо было постоянно пополнять, не только на Джеймса Мэдж его расходовал.)) Правда, если мальчики продолжали упрямиться и капризничать, он грозил выебать их без вазелина, но это уж были обычные семейные угрозы, просто чтобы мальчики помнили, кто в этой семье главный.)
28.02.2016 в 14:32

М-ль Люсиль, семейное насилие это, вот что, - бурчали мальчики и грозили пожаловаться в Центр семьи )
28.02.2016 в 14:33

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а Джеймс грозил пожаловаться маме.))
28.02.2016 в 14:34

М-ль Люсиль, вот это и была самая страшная угроза )
28.02.2016 в 14:38

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, мальчики завидовали Джеймсу - у них не было такой грозной мамы!)) А мама время от времени навещала своего непутевого сына и уничтожала Мэджа взглядом. Мальчики ее боялись и старались ей вообще на глаза не попадаться.
28.02.2016 в 14:51

М-ль Люсиль, да вот только сам Мэдж ее нисколечки не боялся, тут, можно сказать, нашла коса на камень: взгляды скрещивались, как шпаги, искры летели во все стороны. Мамаша говорила: "Распутник!" А Мэдж отвечал: "Домашняя тиранка!" И начиналось...
Не только мальчики и Джеймс, призванные демоны- и те прятались в укромные места ))
28.02.2016 в 14:53

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, в общем, Мэдж, сам того не ожидая, вместе с милым Джеймсом приобрел еще совсем не милую тещу. Трагическая житейская история.)) И за скандалом подсматривали только сильфиды и хихикали, бессовестные такие.)
28.02.2016 в 14:58

М-ль Люсиль, "Жениться надо на сироте" - думал иногда Мэдж, но ничего такого не говорил, потому что был очень умен и коварен. И терпел. А что ему еще оставалось делать? )
И только сильфидам в этой истории было хорошо и весело - ну, так они же все холостые, неженатые ))
28.02.2016 в 15:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ага, они удобнее всего устроились: порхают, веселятся, никаких забот, никаких хлопот и семейных неурядиц. Главное - к Джеймсу близко не подходить, ну, так они уже усвоили, что это опасно, и не подходят, издалека только дразнятся.))
28.02.2016 в 15:12

М-ль Люсиль, а Джеймс старательно отворачивается, прикрывая лицо чадрой, как царица Тамара ))
28.02.2016 в 15:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и стрелял глазками из-под чадры.)