Живи, а то хуже будет
Я маньячище. Я скоро буду знать о Патсаласе больше всех живущих на этом свете (не считая тех, кто знал его лично). Я добралась до архивов газеты Toronto Star и зарылась в них с головой. Правда, за это пришлось заплатить, но десять канадских долларов - небольшая цена за море удовольствия. Теперь у меня есть недельный допуск к архивам, и за эту неделю я намерена выгрести оттуда все самое интересное. Одно плохо - найденным очень хочется делиться, но как быть с запретом на распространение информации без разрешения? Наверно, буду просто выкладывать статьи либо не полностью, либо прятать их под замок. Хотя и так плохо, и этак нехорошо. Но делиться все-таки надо.
Итак, я выяснила, что Константин был сыном армейского офицера (ого-го, кто бы мог подумать, что он родился в семье военного, да к тому же военного, певшего в церковном хоре и обожавшего играть на мандолине), что он очень любил садоводство (хотя и честно признавался, что поначалу разбитый им садик возле дома был самым ужасным на всей улице), что в Германии он изучал химию, а заниматься танцем действительно начал очень поздно, в семнадцать лет, когда поступил в школу Курта Йосса в Эссене. А в Канаду он попал благодаря Эрику: в Германии Константин не мог оставаться, его виза истекала, но и в Грецию к черным полковникам он возвращаться не хотел - там его не ждало ничего хорошего, кроме службы в армии ("My German visa was running out and I needed a country to go to. The Junta had taken over in Greece and I didn't want to return there"); и вот, случайно познакомившись с Эриком на пляже на Ибице, он вытянул счастливый билет: Эрик предложил ему пройти просмотр в НБК (труппа как раз гастролировала в Европе в то время), и Константину повезло, его приняли в НБК - потому что тогда уже вовсю шла подготовка "Спящей красавицы" в постановке Рудольфа Нуриева, и труппе позарез нужны были мальчики. Если бы не "Спящая", Константин вряд ли попал в НБК, он все-таки был недостаточно хорош, классической выучки ему не хватало (и как он сам признавал, он, наверно, стал бы лучшим танцовщиком, окажись он не в балете, а в контемпорари). И все-таки он сумел там прижиться и заняться хореографией - к хореографии его тянуло гораздо сильнее, чем к достававшимся на его долю характерным ролям в балетах. Он сам признавался, что долго просто терпеть не мог характерные роли, но постепенно научился - благодаря партии Коппелиуса (в "Коппелии" Эрика Бруна, между прочим) - видеть в этих персонажах людей, а не карикатуры. И мало-помалу он начал получать удовольствие, исполняя эти роли - особенно роль Мэдж в "Сильфиде": "To be so ugly is just fantastic".
О своем знакомстве с Эриком в 1971 году он вспоминал много позже, уже после смерти Эрика: "Because we met informally, Erik and I became friends. I met him as a human being, not as a star, and he needed a friend he could trust".
А Брюс Блэкадар в статье 1982 года, посвященной грядущей премьере "Натараджи", вот так описал Константина:"...a pixyish man who laughs forcefully and a lot". По-моему, прелесть.
Итак, я выяснила, что Константин был сыном армейского офицера (ого-го, кто бы мог подумать, что он родился в семье военного, да к тому же военного, певшего в церковном хоре и обожавшего играть на мандолине), что он очень любил садоводство (хотя и честно признавался, что поначалу разбитый им садик возле дома был самым ужасным на всей улице), что в Германии он изучал химию, а заниматься танцем действительно начал очень поздно, в семнадцать лет, когда поступил в школу Курта Йосса в Эссене. А в Канаду он попал благодаря Эрику: в Германии Константин не мог оставаться, его виза истекала, но и в Грецию к черным полковникам он возвращаться не хотел - там его не ждало ничего хорошего, кроме службы в армии ("My German visa was running out and I needed a country to go to. The Junta had taken over in Greece and I didn't want to return there"); и вот, случайно познакомившись с Эриком на пляже на Ибице, он вытянул счастливый билет: Эрик предложил ему пройти просмотр в НБК (труппа как раз гастролировала в Европе в то время), и Константину повезло, его приняли в НБК - потому что тогда уже вовсю шла подготовка "Спящей красавицы" в постановке Рудольфа Нуриева, и труппе позарез нужны были мальчики. Если бы не "Спящая", Константин вряд ли попал в НБК, он все-таки был недостаточно хорош, классической выучки ему не хватало (и как он сам признавал, он, наверно, стал бы лучшим танцовщиком, окажись он не в балете, а в контемпорари). И все-таки он сумел там прижиться и заняться хореографией - к хореографии его тянуло гораздо сильнее, чем к достававшимся на его долю характерным ролям в балетах. Он сам признавался, что долго просто терпеть не мог характерные роли, но постепенно научился - благодаря партии Коппелиуса (в "Коппелии" Эрика Бруна, между прочим) - видеть в этих персонажах людей, а не карикатуры. И мало-помалу он начал получать удовольствие, исполняя эти роли - особенно роль Мэдж в "Сильфиде": "To be so ugly is just fantastic".
О своем знакомстве с Эриком в 1971 году он вспоминал много позже, уже после смерти Эрика: "Because we met informally, Erik and I became friends. I met him as a human being, not as a star, and he needed a friend he could trust".
А Брюс Блэкадар в статье 1982 года, посвященной грядущей премьере "Натараджи", вот так описал Константина:"...a pixyish man who laughs forcefully and a lot". По-моему, прелесть.
Как тебе выкопанная информация?) Мне дико нравится прилагательное "pixyish" применительно к Константину. Оно такое... многогранное, и очень Константину к лицу.)
а вот что-то принципиально новое может быть открыто, например, в интервью с людьми, при правильной постановке вопросов, или при обнаружении абсолютно новой корреспонденции, материалов из частных коллекций и т.п., всё, что раньше не было известно биографу/любознательному. если проводить аналогию с написанием диссертации, то на такую работу про Константина выделили бы кучу грантов, а тему про Рудольфа даже не допустили бы к написанию из-за отсутствия новизны и исследовательской проблемы)))
огромное спасибо за телеграмму. сначала показалось, что сами слова звучат довольно сухо. но потом меня прошибло, без преувеличения, до слёз: сколько всего на самом деле скрыто за этими словами, это же не уместить ни в телеграмму, ни в 1000-томное издание, никуда вообще.
В другой статье из Toronto Star я отыскала еще кое-что очень трогательное: на вечере памяти Эрика Карла Фраччи танцевала вариацию из "Сильфиды" (соло из первого акта) вокруг пустого кресла, где должен был бы сидеть Эрик-Джеймс. Не знаю, кто это придумал (может быть, сама Карла?), но это до сих пор производит душераздирающее впечатление, даже когда просто читаешь, а уж как себя чувствовали зрители, видевшие это на сцене, - даже не берусь себе представить.
Пустое кресло - довольно жуткая картина, должно быть. Попыталась представить, по ощущениям возникла ассоциация с посмертными фотографиями.
Пустое кресло - довольно жуткая картина, должно быть. Попыталась представить, по ощущениям возникла ассоциация с посмертными фотографиями.
Да, жутковато, но для меня в этом больше печали, чем жути. Танец для тени: если в оригинальной "Сильфиде" только Джеймс может видеть Сильфиду, то тут, может быть, лишь Сильфида и могла видеть этого Джеймса.