20:02

Живи, а то хуже будет
В январском номере Dance and Dancers за 1983 год читаю новостную хронику: Национальный балет Канады ищет нового худрука. Дальше целый абзац посвящен перечислению качеств, коими должен обладать кандидат (административные способности, большой опыт и обширные знания в области искусства, особенно в области танца, преданность классическим традициям, но при этом - интерес к современному танцу и желание включать в репертуар работы современных хореографов, и тэ дэ, и тэ дэ), а в конце приписочка: упс, последние известия - должность занята (можете не трудиться, составляя резюме), имя победителя смотрите на такой-то странице. Я знаю его имя, но с удовольствием посмотрела на него еще раз. И в том же номере, кстати, был очень приятный обзор книги Грюна, посвященной все тому же победителю (а фамилия его слишком известна, чтобы я ее называла). Джон Персиваль написал об этой книге пусть кратко, но вполне комплиментарно, хотя и отметил, что там были кое-какие ошибки (например, Грюн превратил два разных балета, "Галантские танцы" и Пигмалион", в один балет - "Танцы Галатеи и Пигмалиона"). И еще он написал о своих собственных ощущениях от этой книги, и я не могу удержаться и не процитировать несколько строк: "Although I thought myself well informed on Bruhn's life and career, I learned a lot more from this book. What I did not learn was his motivation - "What makes Erik run?" On these pages, as in life, he is affable but reserved, immensely talented but making things hard for himself, charming but enigmatic. And isn't it frightening to learn that the man whom Rudolf Nureyev, in absolute sincerity, regarded as the best male dancer in the world, had only four or five times in his whole life "a feeling of completeness" on stage?"
Но вот эта ссылочка на Рудольфа - мол, сам Рудольф считал Эрика лучшим, чего ж этому Эрику вообще надо? - меня посмешила и напомнила строчку из дневника Прокофьева - о разговоре с Дягилевым: "Хвалил четвёртый акт и многое в Рулетке: «Ни на что не похоже, как говорит Маркевич...». Словом, теперь maitre'ы оцениваются цитатами из Маркевича". Вот и тут мэтры оцениваются цитатами из Рудольфа.:)
О, кстати, в январском номере Dance Magazine за 1982 год было очень любопытное интервью с Витторио Риети (итальянский композитор и, среди всего прочего, автор балетов "Барабо" и "Бал", поставленных у Дягилева), и там, среди всего прочего, упоминалось и имя Маркевича. А пожалуй, перепишу тоже, пусть тут будет.

Интервьюер: Didn't Diaghilev also ask you to take on Igor Markevitch, his last protégé, as a pupil?
Риети: Yes, that was this young prodigy, Markevitch. He was a student of Nadia Boulanger, like everyone else. And so Diaghilev fell in love. That's another story. I don't want to...
Интервьюер: Actually, that's in the books now.
Риети: Well, Diaghilev asked me to give Markevitch some orchestration lessons. Markevitch had written a concerto for piano and supposedly orchestra, and Diaghilev wanted to present him, playing this concerto, during the London season in 1929. But the piece was sketchy, not orchestrated, so the lessons I gave to Markevitch were mostly around that piece. He was very quick. He didn't know anything about the orchestra, but he was very quick, very intelligent. He came and he understood, in a minute. A long story, Markevitch.

А Патрик Долин, вредная личность, вспоминал, как одолжил Маркевичу костюм - как раз когда Маркевич играл свой концерт для фортепиано с оркестром в Лондоне, во время последнего дягилевского сезона. И мол, фрак сидел превосходно, брюки тоже, а вот сочинение Маркевича не произвело на публику никакого впечатления. (Как там у Лидии Гинзбург говорила Ахматова? "Вот сыр, вот колбаса, а гостей, простите, посадили".) Впрочем, потом Патрик начинает рассуждать о том, что любовь слепа и вообще, и хочется спросить, уж не ревновал ли он, часом, Дягилева к Маркевичу? Но уже не спросишь, да он и не ответит.

@темы: Дягилев и все-все-все, Антон Долин, Rudolf Nureyev, Erik Bruhn, Erik Bruhn - articles

Комментарии
24.09.2015 в 21:53

М-ль Люсиль, хе, Персиваль то же, но другими словами не забыл упомянуть и в своей книге про Нуреева)
Ого, только сейчас, пролистав страницы с упоминанием Эрика, обнаружила в книге главу "Talking about Nureyev", там и Эрик делится своими впечатлениями о первых репетициях и вообще работе вместе) обязательно отсканирую!
24.09.2015 в 21:58

Живи, а то хуже будет
norakura, отсканируйте, пожалуйста!:crzfan: Ужасно интересно, что там Эрик нарассказал. Восхищался, само собой, но интересны именно подробности.)))
Ну, а Персиваль явно считал, что раз Рудольф Эрика хвалит, значит, жизнь Эрика удалась, нечего хмуриться.))
24.09.2015 в 22:30

М-ль Люсиль, даже странно, что раньше не заметила) но этот кусочек такой милый :alles:
24.09.2015 в 22:43

Живи, а то хуже будет
norakura, ммм, блаженно предвкушаю.:crazylove: А он большой, этот кусок, много там Эрик наговорил?)
24.09.2015 в 22:52

М-ль Люсиль, а вот он)

наговорил больше, чем большинство)) но ещё больше "монолог" Руди ван Данцига)
и заодно фото, потому что я в упор не помню, сканировала ли его, было ли оно в сети, но всё равно :alles:

24.09.2015 в 23:49

Живи, а то хуже будет
norakura, спасибо огромное!:squeeze: Эрик такой Эрик, я прямо слышала его голос, когда читала его монолог.) И в очередной раз ощутила, как восхитительно интимно звучит (выглядит?) это "Рудик" в его устах. Ну и Рудольф, конечно, в своем репертуаре: "You just look with cold eyes at a body moving", бубубу.) Но мне очень понравилось это замечание Эрика - о том, что они с Рудольфом в классе понимали друг друга без слов. Это очень много говорит об их профессиональных отношениях - ну, и о личных, конечно, тоже.)
А у Руди ван Данцига интересный рассказ? Или там в основном то же самое, что и в его книге про Рудика?))

И спасибо большое за фотографию! Вы ее уже сканировали раньше, но из другого источника, наверно, скан был поменьше. Так что я с удовольствием утащила и этот большой скан в коллекцию.)) Козлоногий Рудольф-сатир воистину прекрасен. А Эрик и Розелла - оба какие-то совсем замученные.
25.09.2015 в 00:26

М-ль Люсиль, :crzjump:
дада, голос Эрика звучал и у меня :alles: ох, а от его "Рудика" у меня напрочь крышу сносит )
Рудольф, конечно, в своем репертуаре
Ему, видимо, нужен был блеск в глазах и больше ценных указаний. А то он, понимаете ли, родину предал, в даль такую приехал, а его ничему не учат! :nunu:
У ван Данцига, в целом, да - кратко о работе с Рудольфом над Монументом.
А я вспомнила) сканировала и оттуда же, одновременно с Рудольфом-мавром, но в тот раз в среднем качестве)
25.09.2015 в 00:45

Живи, а то хуже будет
norakura, Ему, видимо, нужен был блеск в глазах и больше ценных указаний. А то он, понимаете ли, родину предал, в даль такую приехал, а его ничему не учат!

Ахахаха, точно, никакого внимания не проявляют, ошибки не исправляют, в общем - пренебрегают, игнорируют, а может быть, даже не любят.:alles: Ну вот как тут не разволноваться и не обидеться? Рудольф головокружительно трогателен, и мне страшно нравится (да чего там - не просто нравится, а кинкает бессовестно), как любовь к Эрику переплеталась в нем со страстью к танцу. И эти молчаливые совместные классы - тоже потрясающий кинк, даже не верится, что это было на самом деле, уж очень это... литературно, что ли.)) Легче поверить в такую внутреннюю связь между двумя людьми в книге, чем в жизни.)

С ван Данцигом все ясно, спасибо.)) Если б там было что-то новенькое, я бы, наверно, набралась наглости и попросила вас отсканировать еще и его монолог, но раз там примерно то же самое, что и в его воспоминаниях, то и ладно, лучше еще раз перечитаю его книгу.)))
25.09.2015 в 02:03

М-ль Люсиль, да они и сами по себе потрясающе литературны) и жизнь у обоих такой насыщенной была - сюжетов хватило бы не на одну приключенческую повесть) или фильм/сериал, эх :small:
25.09.2015 в 14:43

Живи, а то хуже будет
norakura, ну вот, вроде бы ведь собираются снимать фильм о Рудольфе по книге Каваны (www.bbc.com/news/entertainment-arts-33238956), так что у нас есть шансы получить художественный фильм, причем не только с Рудольфом, но и с Эриком.) Надеюсь, он в любом случае будет лучше "Марго". Плюс к этому на ББС же снимают какой-то документально-игровой фильм, где роль Рудольфа исполняет Артем Овчаренко из БТ (www.youtube.com/watch?v=ZTMXWjepe4E - ролик о съемках фильма). Понятия не имею, что из этого получится, но в любом случае будет интересно увидеть результат.
25.09.2015 в 15:12

М-ль Люсиль, о первом-то я читала уже, хочется, конечно, чтоб поскорее))
а вот о втором раньше не знала, надо прощупать, что там такое.
эх, можно только надеяться, что хуже, чем "Марго", быть уже не может :facepalm:
25.09.2015 в 15:29

Живи, а то хуже будет
norakura, ну почему же не может, у "Марго" все-таки был не настолько низкий уровень, чтоб нельзя было упасть еще ниже.:crznope: Но я тоже надеюсь, что нечто документально-игровое с Овчаренко будет если и не чем-то ослепительным, то хотя бы смотрибельным. К сожалению, в ролике информации не так уж много, не совсем понятно, чего все-таки ждать от этого фильма. Ну, лишь бы выпустили, а там посмотрим.
(Тут вырезан абзац нытья про то, что вот про Рудольфа новые фильмы снимают, а про Эрика - не-е-е-ет.:alles: )
25.09.2015 в 15:44

М-ль Люсиль, я в том смысле, что новый фильм будет не высосанной из пальца любовной драмой с полным мискастом)
но ради справедливости о Рудольфе же только сейчас начали фильм снимать, а тут уж без Эрика ну совсем не можно! Ну и есть спектакли, но они для ''избранных''(
25.09.2015 в 16:11

Живи, а то хуже будет
norakura, а вдруг будет? Вдруг там будет трагическая и поучительная история про мальчика Бобби про любовь Рудольфа и Марго, чтоб все зрители обрыдались в полосатые платки?:alles: Но я тоже надеюсь, что ничего подобного не будет - потому что тогда это уже будет фильм не по книге Каваны, а черт знает по чему.)
Ну, а нытье мое относится, наверно, не столько к художественному фильму по Рудольфу, сколько к этой наполовину игровой документалке с Овчаренко. Обидно, что о Рудольфе снимали и продолжают снимать документальные фильмы, а документалок про Эрика - от силы две-три штуки, да и прижизненные документалки (например, фильм Гримма 1979 года) днем с огнем не найдешь.))
Но вы не обращайте внимания, я поною и перестану.)))
25.09.2015 в 20:05

М-ль Люсиль, сейчас мне хочется ждать только самого лучшего, много Эрика, но без зацикливания на драме, экшна хочу :alles: вот про Нижинского же в своё время сняли довольно насыщенный событиями фильм))
А помните, я как-то уже рассказывала, что есть российский спектакль про Рудольфа (не балет Виктюка, а именно спектакль). В общем, я его так и не посмотрела, зато наткнулась на ютубе на интервью с режиссером и участниками. Эхм, оказалось, весь сюжет основан на событиях ДО 1961, до побега, всё внутренний монолог ниочём. Я не помню, кто режиссёр, но мне так не понравилось её поведение на передаче, будто бы она вот знает о Рудольфе всё досконально и только в её постановке самый трушный Рудольф. А ведущий убил как бы невзначай брошенными словами, что он "где-то читал или слышал", что Рудольф на пороге смерти крестился в православии :facepalm:
25.09.2015 в 21:59

Посмотрела ролик про фильм BBC, все мысли как волной смыло последней фразой: "Нуреева на всех хватит" :alles: эх, надеюсь, фильм будет не только о том, как его на всех хватало. А Овчаренко очень даже похож, только дикости на хватает) посмотрим, как он справится с нахождением в себе Нуреева, как он выразился))
25.09.2015 в 22:27

Живи, а то хуже будет
norakura, ой, этот фильм про Нижинского, он, конечно, насыщен событиями, но такая развесистая клюква.)) Как вспомню тамошний неожиданный пейринг Дягилев/Фокин, так сразу начинаю хохотать. Пусть уж фильм про Нуриева будет поближе к реальным событиям.))
Со спектаклем все ясно - надо только радоваться, что режиссерша не полезла дальше 1961 года, а то воображаю, что бы она могла там навертеть, с таким-то подходом к материалу. А ведущего, который где-то читал или слышал про крестившегося Рудольфа, хочется расстрелять из крупнокалиберного пулемета, но я понимаю, что это негуманно. Понимаю, но все равно хочется.:alles: Очень раздражают такие типы, а уж когда они еще начинают примешивать православнутость к своим рассуждениям, то все, тушите свет.))

Вот мне тоже любопытно, какой из Овчаренко получится Рудольф, определенное внешнее сходство там есть, но хватит ли темперамента? Впрочем, если он будет старательно искать Нуриева в себе, то, глядишь, и темперамент найдет.)) Интересно, появятся ли в этом фильме "Эрик", "Марго" и другие близкие Рудольфу люди, и если да - то кто будет исполнять их роли? Тут ведь тоже, по-хорошему, нужны танцовщики.
25.09.2015 в 22:49

М-ль Люсиль, а режиссёрша ему ещё и поддакнула в этом откровенном бреде. Зато исполнитель главной (и единственной) роли и балерина, которая помогала по части хореографии, очень трезво рассуждали. Ещё там был звонок от женщины, которая с Нуреевым училась в Ленинграде, но я опять в упор не помню, что она рассказала, а ведь что-то интересное, кажется :hmm:
Без людей нельзя! Что там вообще можно показать без Эрика, Марго, Гослингов и многих других? Интересно ещё, до какого времени повествование: с отправной точкой всё понятно, а на чём логично закончить?
неожиданный пейринг Дягилев/Фокин,
А я даже не помню, что такое в фильме было, хотя смотрела не один раз. Серьёзно, там такое было?? :-D зато каст какой, ммм))
25.09.2015 в 23:06

Живи, а то хуже будет
norakura, а бог знает, на чем можно закончить этот фильм, все зависит от режиссерского замысла (и от бюджета, хехехе).) Но вряд ли будут доводить прямо до конца жизни Рудольфа, тогда им слишком многое придется проговаривать скороговоркой. В общем, посмотрим, ужасно интересно, что получится.) И скорее бы уже его отсняли и выпустили, он в любом случае появится быстрее, чем просто художественный фильм про Рудольфа.

Что касается "Нижинского", вернее, пейринга Дягилев/Фокин - ну, конечно, авторы могли ничего такого и не подразумевать, но значит, это у меня испорченное воображение.)) Но я помню, как там Дягилев Фокина по щеке гладил, утешал, улещивал, а потом брал за ручку и куда-то с собой уводил, и в целом - проявлял к нему гораздо больше интереса и внимания, чем к Нижинскому. А Фокин - ох уж этот Фокин с оленьими глазами Джереми Айронса, складывалось впечатление, что он попросту ревновал Дягилева к Нижинскому и поэтому так переживал из-за всей истории с "Фавном" и "Дафнисом и Хлоей".:alles:
Каст хороший, но мне кажется, что в старых добрых "Красных башмачках" была лучше схвачена и передана атмосфера дягилевских "Русских балетов". Там все получилось живее и без такого наигрыша, как в "Нижинском".
25.09.2015 в 23:19

М-ль Люсиль, ой, не думаю, что до конца жизни, это действительно очень много. А не видели ли ещё что-нибудь про этот байопик?

Не могу не согласиться с тем, что в фильме насочиняли от души, но как фильм о трагедии и драме в жизни человека мне фильм очень нравится, с удовольствием его пересматриваю, хотя местами смешно, ага)
25.09.2015 в 23:55

Живи, а то хуже будет
norakura, нет, пока никакой информации не попадалось. Но если что-нибудь новенькое появится, на балетных форумах обязательно расскажут.))

А мне, пожалуй, больше всего нравится, как историю Нижинского рассказали в постановке японского театра Такаразука.) Там, конечно, подбавили романтики и расширили роль Ромолы, но и Дягилева тоже не обидели.)
26.09.2015 в 11:57

М-ль Люсиль, мне больше всего нравится, что фильм уже снимают и обещают его в самом скором времени)
26.09.2015 в 12:04

Живи, а то хуже будет
norakura, посмотрим, сдержат ли те, кто обещают, свое обещание.)) В любом случае, есть чего ждать, это приятно.