Живи, а то хуже будет
Совсем я ничего не успеваю, не могу сосредоточиться, все из рук валится, поэтому выложу все-таки совсем маленький кусочек пересказа Мейнерца, буквально на один укус.
В конце 1964 года Эрик отправился в Торонто по приглашению Селии Франки, руководительницы Национального балета Канады. Когда-то давно, еще во времена Метрополитен Балле, Селия была от него без ума, хоть и называла его гадким мальчишкой. С тех пор утекло много воды, и мало что осталось в Эрике от того большеглазого мальчика, с восторгом открывавшего новый мир (и путавшего "naughty" и "natty"). Да и сама Селия стала жестче и железной рукой правила вверенной ей компанией. Эрика же она пригласила, чтобы тот поставил в НБК "Сильфиду" - и эта "Сильфида" стала для Эрика первым опытом постановки "полновечернего" балета, важным шагом в переходе от карьеры танцовщика к карьере постановщика и преподавателя. Он продолжал искать вдохновения - и по-прежнему не желал быть привязанным к одному и тому же месту, к одной и той же компании. В интервью "Торонто Стар" он объяснил, что ему нужно иметь возможность "уйти, когда я этого захочу. Я не выношу правил", - и добавил, что последние два года боролся за свою свободу и провел год "в ужасающем одиночестве".
Эрик танцевал на торонтской премьере "Сильфиды" - с Линн Сеймур, уроженкой Канады, в заглавной роли. Рудольф присутствовал на премьере - пока еще лишь в качестве гостя (и центра притяжения СМИ), но через два дня Эрик пожаловался на травму колена и предложил Рудольфа в качестве замены (как мы знаем из книги Нойфельда, в итоге Эрик пропустил два спектакля, и на первом спектакле его заменил Эрл Краул). Отчасти это напоминает тот случай с "Bell Telephone Hour", когда Эрик отказался танцевать в этой передаче, сославшись на травму, и предложил на замену Рудольфа, тогда еще неизвестного в Америке. Рудольф станцевал в па-де-де из "Фестиваля цветов в Дженцано" вместе с Марией Толчиф - и американские телезрители узнали, кто такой Нуреев. Поговаривали, что Эрик тогда вовсе не был травмирован, а просто хотел помочь Рудольфу. Был ли он действительно так уж сильно травмирован в Торонто, или снова хотел помочь Рудольфу и дать ему возможность станцевать новую партию, или попросту устал - вопрос открытый. Но именно благодаря этой истинной или мнимой травме Эрика Рудольф впервые в жизни выступил в "Сильфиде", быстро выучив все вариации Джеймса (отчасти благодаря тому, что, по воспоминаниям Эрика, наблюдал за репетициями, "как ястреб"). Эрик говорил, что "Сильфида" с Рудольфом была "одним из самых прекрасных спектаклей, которые я когда-либо видел. Это был первый Джеймс Рудика, и его танец был таким отточенным и чистым - таким свежим и возвышенным...". Критики оказались столь же благосклонны к Рудольфу: в отзыве "Торонто Стар" на этот спектакль было сказано, что лишь по нервным жестам Рудольфа можно было догадаться, что этот тип балета - Бурнонвиль, датская школа, - был совершенно новым для него. Так что неожиданный Джеймс пришелся ко двору и всем по вкусу. Но и Эрик напоследок показал, на что он способен, и почти затмил Рудольфа. Двадцать пять вызовов на поклоны, триумф, восторг, публика, не желающая покидать театр - вот каким было его последнее выступление в той "Сильфиде". "Торонто Стар" назвала его выступление в роли Джеймса "искусством самой высокой пробы", наполненным "поразительной драматичностью и мужественностью".
В мае 1965 года Эрик снова оказался в Копенгагене, где танцевал партию дона Хосе в "Кармен", а Студенческий союз (составленный вовсе не из студентов, а из профессоров и деканов) избрал его своим почетным представителем (лишь один представитель - вернее, одна представительница балетного мира, Марго Ландер, была удостоена этой чести в 1947 году). Свенд Крэг-Якобсен произнес несуразно длинную хвалебную речь, которую Эрик выслушал с удивлением, гадая про себя - неужели он вправду пережил все, о чем рассказывал Крэг-Якобсен? Потом он сравнивал эту речь с полицейским протоколом - довольно язвительно, но вполне в стиле Эрика.
И чтобы извиниться за такой короткий отрывок - прикладываю фотографию из полученной сегодня программки НБК за сезон 1985/86 гг. Там есть еще парочка интересных фотографий, я их тоже отсканировала, но выложу в следующий раз. Вот. Всем Эрика с канадским кленовым листиком на куртке.

В конце 1964 года Эрик отправился в Торонто по приглашению Селии Франки, руководительницы Национального балета Канады. Когда-то давно, еще во времена Метрополитен Балле, Селия была от него без ума, хоть и называла его гадким мальчишкой. С тех пор утекло много воды, и мало что осталось в Эрике от того большеглазого мальчика, с восторгом открывавшего новый мир (и путавшего "naughty" и "natty"). Да и сама Селия стала жестче и железной рукой правила вверенной ей компанией. Эрика же она пригласила, чтобы тот поставил в НБК "Сильфиду" - и эта "Сильфида" стала для Эрика первым опытом постановки "полновечернего" балета, важным шагом в переходе от карьеры танцовщика к карьере постановщика и преподавателя. Он продолжал искать вдохновения - и по-прежнему не желал быть привязанным к одному и тому же месту, к одной и той же компании. В интервью "Торонто Стар" он объяснил, что ему нужно иметь возможность "уйти, когда я этого захочу. Я не выношу правил", - и добавил, что последние два года боролся за свою свободу и провел год "в ужасающем одиночестве".
Эрик танцевал на торонтской премьере "Сильфиды" - с Линн Сеймур, уроженкой Канады, в заглавной роли. Рудольф присутствовал на премьере - пока еще лишь в качестве гостя (и центра притяжения СМИ), но через два дня Эрик пожаловался на травму колена и предложил Рудольфа в качестве замены (как мы знаем из книги Нойфельда, в итоге Эрик пропустил два спектакля, и на первом спектакле его заменил Эрл Краул). Отчасти это напоминает тот случай с "Bell Telephone Hour", когда Эрик отказался танцевать в этой передаче, сославшись на травму, и предложил на замену Рудольфа, тогда еще неизвестного в Америке. Рудольф станцевал в па-де-де из "Фестиваля цветов в Дженцано" вместе с Марией Толчиф - и американские телезрители узнали, кто такой Нуреев. Поговаривали, что Эрик тогда вовсе не был травмирован, а просто хотел помочь Рудольфу. Был ли он действительно так уж сильно травмирован в Торонто, или снова хотел помочь Рудольфу и дать ему возможность станцевать новую партию, или попросту устал - вопрос открытый. Но именно благодаря этой истинной или мнимой травме Эрика Рудольф впервые в жизни выступил в "Сильфиде", быстро выучив все вариации Джеймса (отчасти благодаря тому, что, по воспоминаниям Эрика, наблюдал за репетициями, "как ястреб"). Эрик говорил, что "Сильфида" с Рудольфом была "одним из самых прекрасных спектаклей, которые я когда-либо видел. Это был первый Джеймс Рудика, и его танец был таким отточенным и чистым - таким свежим и возвышенным...". Критики оказались столь же благосклонны к Рудольфу: в отзыве "Торонто Стар" на этот спектакль было сказано, что лишь по нервным жестам Рудольфа можно было догадаться, что этот тип балета - Бурнонвиль, датская школа, - был совершенно новым для него. Так что неожиданный Джеймс пришелся ко двору и всем по вкусу. Но и Эрик напоследок показал, на что он способен, и почти затмил Рудольфа. Двадцать пять вызовов на поклоны, триумф, восторг, публика, не желающая покидать театр - вот каким было его последнее выступление в той "Сильфиде". "Торонто Стар" назвала его выступление в роли Джеймса "искусством самой высокой пробы", наполненным "поразительной драматичностью и мужественностью".
В мае 1965 года Эрик снова оказался в Копенгагене, где танцевал партию дона Хосе в "Кармен", а Студенческий союз (составленный вовсе не из студентов, а из профессоров и деканов) избрал его своим почетным представителем (лишь один представитель - вернее, одна представительница балетного мира, Марго Ландер, была удостоена этой чести в 1947 году). Свенд Крэг-Якобсен произнес несуразно длинную хвалебную речь, которую Эрик выслушал с удивлением, гадая про себя - неужели он вправду пережил все, о чем рассказывал Крэг-Якобсен? Потом он сравнивал эту речь с полицейским протоколом - довольно язвительно, но вполне в стиле Эрика.
И чтобы извиниться за такой короткий отрывок - прикладываю фотографию из полученной сегодня программки НБК за сезон 1985/86 гг. Там есть еще парочка интересных фотографий, я их тоже отсканировала, но выложу в следующий раз. Вот. Всем Эрика с канадским кленовым листиком на куртке.

Жду не дождусь балетных журнальчиков посмотреть
К сожалению, везу всего два балетных журнальчика, и так чемодан получается неподъемным. Но к ним еще будет Полли-Долли и Карен Кэйн, а в самолет с собой я беру, не удержавшись, Грюна.)
Это был первый Джеймс Рудика
Без серьёзных книг на руках не могу быть уверена на 100%, но Эрик здесь, кажется, прав лишь отчасти: па-де-де из этого балета Нуреев танцевал в турне 1963 г., и на сайте фонда фотографии с ним и Фонтейн (чудеснейшие) в "Сильфиде" тоже датированы 1963 г.
Тем не менее, такая восторженная оценка от Эрика Рудикова Джеймса - просто мимими))
И согласна, здорово, что Эрик так высоко оценил Джеймса Рудика.)) Кажется, потом он так же высоко оценивал разве что Джеймса Барышникова, а похвал другим исполнителям этой партии я навскидку и не припомню.)
Ну и цветной Эрик - это тоже мимими! Именно этим фото и открывается программка сезона 85/85: вот, мол, дорогие зрители, смотрите, какой у нас потрясающий худрук.
дорогие зрители, смотрите, какой у нас потрясающий худрук
Такой худрук фуфло на сцену не выставит
А худрук такой и вправду - как знак качества. И как не поддержать труппу с таким худруком, кто перед ним устоит?))
А канадцы вообще очень везучими оказались) на всех посмотрели, а потом Брун ещё и совсем своим стал)
Канадцам зверски повезло, без шуток. Не только потому, что Эрик вообще достался им в худруки, но и потому, что он меньше чем за три года вытащил их труппу из довольно глубокой ямы, куда их загнал предыдущий худрук, Александр Грант. А яма там была действительно глубокая - репертуарная, финансовая, общехудожественная. По словам Карен Кэйн, общий уровень труппы тогда значительно понизился - и это, разумеется, отразилось на сборах и на критических отзывах. Но к счастью, явился Эрик и навел порядок, и после его смерти труппа все же сумела избежать тяжелого кризиса, хотя понятно, что ей пришлось нелегко.
Уф, прошу прощения, что-то я разболталась, а ведь вы все это и так знаете.))