13:59

Живи, а то хуже будет
Я решила немного отдохнуть от перевода про радиорегламентарные штучки и вспомнить Мейнерца. А то я его опять ужасно забросила, он, того и гляди, решит, что я его разлюбила. Это неправда, Мейнерц, я тебя по-прежнему очень люблю. Хотя трудно мне приходится с твоим датским языком, прямо скажем. Но зато я наконец-то добила главу "Сыновья Зевса" - про Эрика (и Рудольфа) в 1961-1964 гг. Следующая глава называется "Белый лебедь и черный лебедь", охватывает 1964-1967 гг.: "Сильфида" и "Лебединое озеро" в Канаде, Рим, окончание романа с Рудольфом, начало работы в Шведском Королевском балете. Это все будет когда-нибудь в следующий раз. А сегодня - 1962 г. - начало 1964 года: Австралия, Нью-Йорк Сити Балле, Париж и все такое. И письма Эрика на датском. О, эти письма! Они ужасны, и мой перевод - тоже ужасен, говорю об этом без кокетства. Очень коряво получается. Смысл еще кое-как передаю, а на красоту и стиль забиваю. Простите меня, читатели.

В ноябре 1962 года Эрик уехал в Австралию, где танцевал вместе с Соней Аровой в новорожденном Австралийском балете (основательницей труппы была Пегги ван Прааг, художественным руководителем - Роберт Хелпманн). Интересно, что одновременно с Эриком и Соней там выступали приглашенные из Новосибирска Татьяна Зимина и Никита Долгушин. Я уже приводила цитаты из интервью Долгушина, где он вспоминал об Эрике с явной симпатией. К сожалению, Мейнерц либо не знал о том, что пути Эрика и Долгушина пересеклись тогда в Австралии, либо не придал этому значения. А жаль, ведь когда Мейнерц писал эту книгу, Долгушин был еще жив и, наверно, мог рассказать об Эрике еще интереснее и подробнее, чем в интервью. Но увы, Мейнерц проглядел любопытный источник информации.
Из Австралии Эрик писал Рудольфу, что ему трудно быть одному. Он все еще тяжело переживал потерю матери - и разлуку с Рудольфом, но при этом, как вспоминала Соня Арова (ее свидетельства приводит в своей книге Кавана), часто отказывался говорить с Рудольфом по телефону, отстранялся, замыкался в себе. Так что в результате мучились оба - и Эрик, и Рудольф (да и Соне было, прямо скажем, несладко). И Эрик еще продолжал ревновать Рудольфа и подозревать его в неверности. По словам Мейнерца, основной мотив писем Эрика - страх, что Рудольф не принимает их связь всерьез, не так, как сам Эрик. Ревность и разлуки были так невыносимы для Эрика, что он снова начал задумываться об отставке - и даже писал Рудольфу, что с нетерпением ждет дня, когда сможет уйти со сцены: "Я надеюсь, тогда мы могли бы проводить больше времени вместе, даже если бы это значило, что мне пришлось бы ездить с тобой по всему свету".
Эрик "уехал в Австралию, но его демоны последовали за ним", - пишет Мейнерц и приводит очередную цитату из письма Эрика, в качестве иллюстрации к своим словам. "Несколько дней после Рождества я места себе не находил. Я не мог никого видеть, ни одного человека. Я боюсь быть с другими людьми и боюсь оставаться один. Я пытаюсь читать, но ничто не может заглушить этот странный страх перед чем-то внутри меня. Я надеюсь, все это прекратится, потому что мне кажется, я могу не выдержать. <...> Мне все время снятся кошмары". Это письмо было отправлено Рудольфу уже после того, как они увиделись в Австралии и провели вместе несколько недель.
Когда Рудольф написал, что прилетит в Сидней, чтобы увидеться с ним, Эрик ответил: "Как всегда, я был шокирован, когда поднялся весь этот шум в газетах, вопросы и сплетни. Когда я в последний раз разговаривал с тобой по телефону, я был очень взволнован. <...>...честно говоря, я боролся ради тебя, я думал, что ты тоже хочешь отдохнуть в тишине. Теперь я вдруг почувствовал себя виноватым, потому что я забыл, что все это не имеет значения. <...> Я больше не стану беспокоиться из-за внимания журналистов, из-за болтовни и сплетен людей, из-за того, что подумают Соня, Марго или другие знакомые...".
Мейнерц приводит эту цитату, но не объясняет, из-за чего, собственно, Эрик чувствовал себя виноватым и что такого наговорил Рудольфу по телефону. Об этом подробнее пишет Кавана: Эрик испугался повторения штутгартской ситуации - когда внезапный приезд Рудольфа в Штутгарт и поднявшаяся рудиманьяческая истерия довели Эрика до нервного срыва. Рудольф очень хотел приехать в Сидней, но Эрик, казалось, передумал и больше не хотел его видеть. В результате Рудольф сначала отменил запланированную поездку, потом Эрик прислал ему великолепное письмо с фразой, прекрасно характеризующей Эрика в отношениях: "Когда я говорю тебе, что "незачем приезжать" - значит, именно теперь надо приехать, чтобы помочь мне и любить меня". Для верности Эрик еще прислал Рудольфу телеграмму, которую даже переводить жаль: "MISSING YOU PRAYING YOU WILL COME ALL LOVE E" - и после этого Рудольфу не оставалось ничего другого, только приехать, взявши подмышку дочь и мартышку. Ладно, вру, один он приехал, без мартышек и дочерей. И судя по письмам Эрика (и по словам Каваны), после этой встречи Эрик влюбился в Рудольфа еще сильнее, чем раньше. Он писал Рудольфу, что видит в нем свой "единственный идеал в танце", и даже называл его самым лучшим человеком из всех, кого он знает. Но правда, добавлял при этом, что "лучшим" Рудольф был часто, но не всегда - "иначе это было бы невыносимо". Даже влюбленный Эрик все-таки понимал, что нимб и ангельские крылья Рудольфу - совершенно не к лицу.
Читать дальше многобуков

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

Комментарии
22.07.2015 в 15:54

холостячка из леса
Когда я говорю тебе, что "незачем приезжать" - значит, именно теперь надо приехать, чтобы помочь мне и любить меня
Не в обиду Эрику, но кааак же это выбешивает в отношениях! :shuffle:
22.07.2015 в 15:56

Живи, а то хуже будет
kresss, выбешивает, да. Но отчасти я его понимаю: сама бывала в роли "отправителя" таких "писем" (и в роли "получателя", впрочем, тоже).
22.07.2015 в 16:24

М-ль Люсиль, спасибо огромно за продолжение :ura: ожидание того стоило )) один довольный читатель есть точно))
а по поводу отрывка. ох, будто Эрику доставляло некое удовлетворение постоянное мучение и самобичевание, опять же, вспомнить его детство, очень сложно было бы не стать моральным мазохистом. и это проявляется и в отношении к себе, и к работе, и в отношениях с любимыми и близкими.
Эх, опубликовали бы полностью все письма Эрика Рудольфу, могло бы получиться так интересно!
а вот да! может, если бы в них было больше балетной-культурной составляющей, их бы скорее опубликовали ради искусства) хотя, может, среди "любовной чепухи", страданий и страсти и затесались пространные рассуждения об искусстве и вечном.
в образе Альбрехта в исполнении Эрика были собраны "кусочки душ Рене, Гамлета и Чаттертона"
очень романтическая и какая-то заведомо отчаявшаяся душа получилась у этого Альбрехта)
22.07.2015 в 16:54

Живи, а то хуже будет
norakura, :crzjump: Ура! Я ужасно рада, что вам понравился этот отрывок (и вообще ужасно рада, что все-таки одолела эту главу, она была просто бесконечная).) Эрик в отношениях с миром и собой был, на мой взгляд, садомазохистом, его бросало то в одну, то в другую сторону. Но в отношениях с Рудольфом - если судить по письмам - он все сильнее склонялся к мазохизму. Помните, Кавана еще цитирует другие его письма того времени (63, 64 гг.) - "ужасающе самоуничижительные", в которых Эрик с явным наслаждением унижается перед Рудольфом и благодарит его за любовь, прозрачно намекая на то, что он эту любовь не заслужил. Кошмарный человек, ну нельзя таким быть.)
Но если судить по отрывкам и у Мейнерца, и у Каваны - что-то о работе, искусстве и вечном Эрик все-таки писал.)) Так что можно было бы найти оправдание для публикации его писем без купюр: вот, мол, полезное чтение для заинтересованных лиц (дети, не будьте такими, как Эрик!).) Но увы... Наверно, страстей и чепухи там было все же гораздо больше.))
А Альбрехт в парижской версии с Шовире, если верить этим рецензиям, получился такой, что прямо удивительно - почему умерла Жизель, а не он?)) Сравнения с Гамлетом, Чаттертоном и Рене не обещают этому Альбрехту долгой жизни.)
22.07.2015 в 18:01

М-ль Люсиль, в таком случае, письма Эрика актуально опубликовать, если не для истории балета, то в хрестоматии по девиантной психологии: отличный получился бы практикум)
почему умерла Жизель, а не он?))
а это не вошло "в кадр": сразу на рассвете Альбрехт утопился/повесился/выпил яду или сошёл с ума :alles:
22.07.2015 в 18:25

Живи, а то хуже будет
norakura, бедный Эрик - не только деструктивный, но и девиантный.))) Ненаглядное пособие по чему угодно: хочешь - по классическому танцу, хочешь - по клинической психологии.)

И бедный Альбрехт! Суицидальный тип, романтик... прям как Джеймс из "Сильфиды".:alles:
22.07.2015 в 18:38

М-ль Люсиль, в эту же компанию просится принц Зигфрид из постановки Эрика, а в стороне за этими смертниками не без злорадства наблюдают слуга Ян, дон Хосе и Мэдж)
а кстати, интересно, где вообще эти письма сейчас хранятся, кто (человек или организация) их владелец?
22.07.2015 в 19:23

Живи, а то хуже будет
norakura, боюсь, дона Хосе в компанию к Яну и Мэдж не примут. Он хоть и убийца, но по складу характера - тот же несчастный суицидник, так что прямая дорога ему к Альбрехту, Джеймсу и Зигфриду. Они найдут общий язык.)))
С письмами любопытно: владельцем является Трест Эрика Бруна (по крайней мере, Кавана приносит именно Тресту благодарность за разрешение цитировать эти письма), но где они хранятся, я не поняла - может быть, все-таки в Фонде Нуреева? (Мейнерц, кстати, благодарит и Трест Бруна, и Фонд Нуреева (Rudolf Nureyev Foundation) за консультации и за разрешение процитировать эти письма.)
22.07.2015 в 19:36

М-ль Люсиль, прямо клуб анонимных суицидников )
хм, с той точки зрения, что письма найдены среди документации адресата, то по идее больше вероятность, что хранятся они в Фонде Нуреева. но чёрт их знает)
22.07.2015 в 19:42

Живи, а то хуже будет
norakura, вот-вот, почему-то ни Кавана, ни Мейнерц не указали точное местонахождение этих писем. Но я тоже ставлю на то, что оригиналы, скорее всего, хранятся в Фонде Нуреева. А в Трест Бруна могли бы, например, передать копии. Но это так, лишь мои предположения.))
22.07.2015 в 19:43

М-ль Люсиль, вопрос открыт: куда бежать, кому в ноги кланяться, чтобы дали подержать :lol:
22.07.2015 в 19:46

Живи, а то хуже будет
norakura, подержать и переписать!))) Чтоб можно было перечитывать и наслаждаться стилем, слогом и содержанием!