Живи, а то хуже будет
Сегодня улетел ко мне из Канады февральский номер "Dance Magazine" за 1962 год. Я его обложку вот здесь выкладывала, там совершенно прелестный улыбающийся Эрик. Подцепила я этот журнал на ebay все в ту же ночь с первого на второе апреля - когда документалка про Эрика в сети появилась. В общем, отметила годовщину смерти Эрика с таким размахом, с каким и дни рождения не отмечают. Заодно наконец-то освоила ebay, а то почему-то он у меня оставался неохваченным. Теперь главное - взять себя в руки и не бежать скупать все подряд. Правда, ничего интересного с Эриком там больше не продают (пока не продают), но зато там лежат, например, журналы с Патриком Долиным. Очень трудно пройти мимо. Но я пока тренирую силу воли и прохожу. Посмотрим, надолго ли меня хватит.
А от документалки про Эрика просто сносит крышу. Хочется пересматривать снова и снова, от начала до конца (а работать?). Хочется, чтобы какие-нибудь энтузиасты-любители взяли да и выпустили диск, где собрали бы целиком некоторые выступления и репетиции Эрика, использованные в этой документалке: например, шведский балет "Dygnets timmar" (в книге Грюна он представлен под названием "Утро, день и ночь"), или те же "Этюды" в хорошем качестве, и конечно, полную запись его класса с Рудольфом, и хорошо бы еще репетицию "Эпилога" с Макаровой, и еще можно было бы найти то, что в фильм не вошло, - например, репетиции "Раймонды", где Эрик танцевал Абдерахмана (Синтия Грегори была Раймондой, Рудольф - Жаном де Бриеном), и хоть что-нибудь из "Паваны мавра" - репетиции ли, выступления, - и какие-нибудь канадские интервью Эрика, и... и... и я уже не знаю, что именно, все, все хочу. Даже хорошая документалка только разжигает аппетит. Дайте мне еще что-нибудь. Дайте мне все, что существует с Эриком.
А еще дайте мне, пожалуйста, полные транскрипты интервью Эрика. Из обрывков этих интервью и составлен закадровый монолог к документальному фильму, и когда я его слушала, то понимала, что Грюн кое-что процитировал из них в своей книге, кое-что пересказал, а кое-что просто опустил (а кое-что вообще не оттуда, а из Oral History of the Royal Danish Ballet and its Bournonville Tradition). Вот хотелось бы прочитать все эти интервью целиком, без купюр. Но я понимаю, что это из разряда бессмысленных мечтаний: уж скорее издадут полностью письма Эрика к Рудольфу, чем эти интервью. А жаль. В конце концов, раз книгу Мейнерца до сих пор не перевели на английский (и похоже, не собираются), так дайте англоязычному читателю хоть чем-нибудь поживиться. Впрочем, есть риск, что читателю-зрителю вроде меня все будет мало, что ни издай. Ненасытное чудовище.
Раскрыла книгу Грюна наугад, попала на страницу, где об Эрике рассказывают его датские знакомые. Не удержалась и перевела (с некоторыми сокращениями) три вот таких маленьких рассказа.
"Эрик - солист не только на сцене, но и в жизни. Он очень приветлив, но на самом деле в нем живут два разных человека: его внешнее "я" и его внутреннее "я", которое никто никогда не узнает. Эрик очень эгоцентричен... <...> ...и этот его мефистофельский смех, он довольно мрачный. Я бы еще добавил, что, странным образом, Эрик лучше берет, чем отдает. У него есть эта манера: приблизить тебя к себе, сделать так, что ты почувствуешь себя близким ему, а потом он вдруг сделает так, что ты почувствуешь себя чужим человеком". - Нильс Бьорн Ларсен, бывший художественный руководитель Королевского Датского балета.
"Он одиночка. Мне кажется, он живет очень одиноко. И я не думаю, что он - счастливый человек. У него есть положение, деньги, успех. Но этого недостаточно. Чего-то по-прежнему не хватает. Может быть, дело в том, что он требует от себя так же много, как требует от других. Я чувствую, ему суждено всегда быть одному". - Элви Хенриксен, жена Бьорна Ларсена, пианистка Королевского Датского балета.
"У нас с Эриком очень странная дружба. Но кто вообще знает Эрика? Я могу только сказать, что он очень порядочный человек. Но с другой стороны, он любит создавать проблемы себе самому. Если у него нет проблем, он быстро их создаст. <...> Помню, когда он играл в "Фрекен Юлии", у него был акулий взгляд. Иногда этот взгляд появляется у него и в жизни. И тогда кажется, будто он может укусить кого-то - и прокусить до кости". - Свенд Крэг-Якобсен, датский критик.
Эрик как кусачая акула - в этом образе что-то есть. Что-то очень похожее на правду.
А от документалки про Эрика просто сносит крышу. Хочется пересматривать снова и снова, от начала до конца (а работать?). Хочется, чтобы какие-нибудь энтузиасты-любители взяли да и выпустили диск, где собрали бы целиком некоторые выступления и репетиции Эрика, использованные в этой документалке: например, шведский балет "Dygnets timmar" (в книге Грюна он представлен под названием "Утро, день и ночь"), или те же "Этюды" в хорошем качестве, и конечно, полную запись его класса с Рудольфом, и хорошо бы еще репетицию "Эпилога" с Макаровой, и еще можно было бы найти то, что в фильм не вошло, - например, репетиции "Раймонды", где Эрик танцевал Абдерахмана (Синтия Грегори была Раймондой, Рудольф - Жаном де Бриеном), и хоть что-нибудь из "Паваны мавра" - репетиции ли, выступления, - и какие-нибудь канадские интервью Эрика, и... и... и я уже не знаю, что именно, все, все хочу. Даже хорошая документалка только разжигает аппетит. Дайте мне еще что-нибудь. Дайте мне все, что существует с Эриком.
А еще дайте мне, пожалуйста, полные транскрипты интервью Эрика. Из обрывков этих интервью и составлен закадровый монолог к документальному фильму, и когда я его слушала, то понимала, что Грюн кое-что процитировал из них в своей книге, кое-что пересказал, а кое-что просто опустил (а кое-что вообще не оттуда, а из Oral History of the Royal Danish Ballet and its Bournonville Tradition). Вот хотелось бы прочитать все эти интервью целиком, без купюр. Но я понимаю, что это из разряда бессмысленных мечтаний: уж скорее издадут полностью письма Эрика к Рудольфу, чем эти интервью. А жаль. В конце концов, раз книгу Мейнерца до сих пор не перевели на английский (и похоже, не собираются), так дайте англоязычному читателю хоть чем-нибудь поживиться. Впрочем, есть риск, что читателю-зрителю вроде меня все будет мало, что ни издай. Ненасытное чудовище.
Раскрыла книгу Грюна наугад, попала на страницу, где об Эрике рассказывают его датские знакомые. Не удержалась и перевела (с некоторыми сокращениями) три вот таких маленьких рассказа.
"Эрик - солист не только на сцене, но и в жизни. Он очень приветлив, но на самом деле в нем живут два разных человека: его внешнее "я" и его внутреннее "я", которое никто никогда не узнает. Эрик очень эгоцентричен... <...> ...и этот его мефистофельский смех, он довольно мрачный. Я бы еще добавил, что, странным образом, Эрик лучше берет, чем отдает. У него есть эта манера: приблизить тебя к себе, сделать так, что ты почувствуешь себя близким ему, а потом он вдруг сделает так, что ты почувствуешь себя чужим человеком". - Нильс Бьорн Ларсен, бывший художественный руководитель Королевского Датского балета.
"Он одиночка. Мне кажется, он живет очень одиноко. И я не думаю, что он - счастливый человек. У него есть положение, деньги, успех. Но этого недостаточно. Чего-то по-прежнему не хватает. Может быть, дело в том, что он требует от себя так же много, как требует от других. Я чувствую, ему суждено всегда быть одному". - Элви Хенриксен, жена Бьорна Ларсена, пианистка Королевского Датского балета.
"У нас с Эриком очень странная дружба. Но кто вообще знает Эрика? Я могу только сказать, что он очень порядочный человек. Но с другой стороны, он любит создавать проблемы себе самому. Если у него нет проблем, он быстро их создаст. <...> Помню, когда он играл в "Фрекен Юлии", у него был акулий взгляд. Иногда этот взгляд появляется у него и в жизни. И тогда кажется, будто он может укусить кого-то - и прокусить до кости". - Свенд Крэг-Якобсен, датский критик.
Эрик как кусачая акула - в этом образе что-то есть. Что-то очень похожее на правду.

Но вообще очень любопытные и сходные между собой три характеристики. Другое дело что Ларсен и жена Ларсена - вероятно, не самые близкие и дружественные комментаторы личности Эрика.
Хех, а фильм "Челюсти" - да, это про Эрика. Вот он сидит, курит, тихий такой, меланхоличный, а потом откладывает окурок и - АРРРРГХ! И как вцепится!)))
И укушенный орет, вызывая скорую, полицию и ветеринаров - делать прививку от бешенства )))
А когда полиция и скорая приезжают - то видят все такого же тихого, меланхоличного Эрика, который курит себе спокойно и совсем не выглядит кусачим и агрессивным. Укусил? Кто, он? Да как вы могли такое подумать?!))
И полиция уезжает в недоумении, а Эрик за их спинами опять: АРРРГХ! - и хрусть неразумного жалобщика. А вот не ной, не ябедничай! ))
а приведённые цитаты о каком-то конкретном периоде его жизни или подходят под каждый?
он любит создавать проблемы себе самому. Если у него нет проблем, он быстро их создаст.
по себе знаю, что такие люди очень опасны, потому что из-за созданных себе самому проблем в итоге достаётся всем вокруг, особенно самым близким.
Dygnets timmar" (в книге Грюна он представлен под названием "Утро, день и ночь"
красивая интерпретация) дословно это переводится "времена/часы суток"
Насколько я понимаю, цитаты эти не привязаны к какому-то определенному периоду, они касаются "Эрика вообще". Но Эрика взрослого, с уже сформировавшимся (и отвратительным) характером.)
по себе знаю, что такие люди очень опасны, потому что из-за созданных себе самому проблем в итоге достаётся всем вокруг, особенно самым близким.
Ну да, вот и от Эрика этим близким доставалось. Все-таки с ним было очень тяжело - да ему и самому было с самим собой очень тяжело. Может быть, он так замыкался в себе и отстранялся от окружающих не только из чувства самосохранения - но и чтобы немного облегчить окружающим жизнь.
отвратительным, но таким притягательным))
в контексте Эрика, создающего себе проблемы, мне очень понравилось в фильме (всё никак не могу от него оторваться), что он сам сформулировал свой принцип отношений: провоцировать на конфликт самых близких, чтобы отношения не превратились в рутину. ну что за невозможный человек!
А от фильма оторваться невозможно. Хочешь пересмотреть кусочек - а потом понимаешь, что уже досмотрела до середины, и останавливаться как-то глупо.))
Эти его акульи повадки на вели на вопрос: интересно, в таких скандалах, ссорах помимо слов и ножей (хе) шли в ход кулаки? С одной стороны, это может быть кинком, с другой, это было бы ужасно (
с прокушенной до крови губой - прокушенной, естественно, Эриком
А вот такой Рудик (и Эрик) тоже, так сказать, фантазировались)
Кстати, о прокушенных губах Рудика: листала на амазоне вот эту книгу "The Real Nureyev: An Intimate Memoir of Ballet's Greatest Hero" и наткнулась на веселую историю. Кто-то (некто Билл, фамилия его осталась на закопирайченной странице) вспоминал, как однажды спросил у Рудольфа, откуда у него шрам на губе. Рудольф ответил, что его укусила собака, и Билл, не думая, что говорит, спросил, что это была за собака, не датский ли дог (Great Dane)? И только потом понял, что Great Dane - это еще и Эрик Брун, и что его вопрос получился двусмысленным. Рудольф хохотал до слез, а бедный Билл все повторял, что он не то имел в виду, - и от его слов Рудольф хохотал еще сильнее.
Анекдот, конечно, уморительный - и жалко неведомого Билла, так и чувствуешь, насколько ему потом было неловко и даже несмешно совсем.