13:33

Живи, а то хуже будет
ЗФБ закончилась, но пока моя команда не выложила деанон, то и я подожду выкладывать свои работы. Хорошо сыграли, хотя я рыбодебилила по-страшному и опять убедилась, что командные игры - это все-таки не мое. Хотя это и так давно было ясно.
У Грюна вычитала историю, которой не было у Мейнерца: про репетиции "Жизели" в 1955 году. Патрик Долин, бывший партнер Марковой и образцовый Альбрехт своего поколения, действительно явился на одну из репетиций, чтобы дать Эрику кое-какие ценные указания относительно партии Альбрехта, особенно во втором акте. Но как вспоминал Эрик в книге Грюна, вместо того, чтобы помогать Эрику, Патрик проводил все время, старательно цепляясь к Алисии. Их профессиональный разрыв был еще очень свеж, а Патрик, похоже, пытался изо всех сил превратить его еще и в разрыв личный. Ну что за невыносимый человек! Так что на репетиции, когда Эрик и Алисия отрабатывали высокие поддержки во втором акте, милый Патрик приставал к Эрику с заявлениями типа: "Нужно быть сильным, как бык, чтобы оторвать ее от земли. У тебя хватит сил? Ты же понимаешь, какая она тяжелая, правда?". Алисия никак не реагировала на эти инсинуации, а вот Эрик был крайне смущен и вспоминал потом, что Патрик "ошибался": Алисия была очень легкой.
Скорее всего, все эти язвительные замечания Патрика могут свидетельствовать лишь о его дурном нраве. Но я прочитала эту историю и вспомнила мемуары Юрия Зорича (тоже той еще язвы и вредины, он только от Мясина был без ума): там Зорич мимоходом пожаловался, что хоть Алисия Маркова и казалась невесомой, как перышко, "но перышко это было чугунное" - ему было очень трудно выполнять с ней высокие поддержки, потому что она не помогала партнеру, повисала всем весом на его руках. Так что может быть, и в словах Патрика было какое-то зернышко истины, и Алисия далеко не всегда и не со всеми была "легкой" партнершей. Кстати, Патрик и Зорич очень забавно перекликаются: Зорич заявлял, что поднять Алисию "мог бы только вокзальный носильщик", а Патрик еще в бытность свою бэби при Дягилеве однажды устроил скандал, репетируя с Александрой Даниловой. Данилова и Баланчин тогда только-только приехали из СССР, и наголодавшаяся Данилова набросилась на европейскую еду и сильно поправилась. А Патрик из-за этого ныл на репетициях и говорил, что не будет с ней танцевать, она тяжелая, а он не "piano mover" (так емко сказано, что и переводить жаль). В общем, что Патрик, что Юрочка Зорич - оба те еще джентльмены.
А вот Эрик себе таких заявлений не позволял. А между прочим, имел больше прав жаловаться, чем они, потому что вообще был к поддержкам не приучен: не было их в бурнонвильской школе. И когда он впервые столкнулся с русским балетным репертуаром и с поддержками в "Спящей красавице", в "Лебедином", в "Щелкунчике", то намучился страшно: и спина у него болела, и поддержки ему удавались не сразу. Кстати, с той же Алисией у него тоже поначалу шло не все гладко: до "Жизели" они вместе выступали в "Сильфидах", и когда на репетиции Алисия предложила ему сделать поддержку, Эрик в первый раз просто не смог оторвать ее от земли. Алисия заметила тогда, что привыкла к партнерам посильнее. Но уже на следующей репетиции все наладилось, и проблем больше не возникало.

@темы: Антон Долин, Не только Дягилев или "вообще о балете", Erik Bruhn, "Giselle"

Комментарии
19.03.2015 в 15:19

О, я все время забываю, насколько "русские" поддержки могли быть непривычны западным танцорам, а ведь факт известный. Бедный Эрик, ему пришлось осваивать эту печаль уже взрослым, непосредственно на репетициях. Но он быстро научился - ведь не скажешь, что его поддержки плохи - да и партнерши никогда не жаловались (кроме Алисии в первый раз )) )
19.03.2015 в 15:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, поддержки, мне кажется, у Эрика получались очень хорошо. Он проделывал их с такой же легкостью и грацией, как и все остальное.) И мне кажется, фишка тут была в не том, что он был "западным" танцовщиком, а в том, что он был именно учеником бурнонвильской школы. Другие западные танцовщики, проходившие, допустим, обучение по методу Чекетти, с такими проблемами не сталкивались.
19.03.2015 в 16:30

М-ль Люсиль, а много ли западных проходило по методу Чекетти? И вообще, какие еще школы существовали в обозримом периоде - черт, как мало я знаю об этом!..
Ну, а Эрик вообще учился дотошно и научался в результате хорошо. На этом, среди прочего, они и с Рудиком сошлись, тот тоже ненасытно учился )
19.03.2015 в 16:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, смотри, если я правильно понимаю (хотя я тоже дилетант, помни об этом), Дягилев притащил на Запад Чекетти и метод Чекетти, после революции на Запад повалил другой народ, обучавшийся в России (Преображенская, Кшесинская, да та же Волкова), и тоже принялся внедрять русско-итальянскую школу. Ведь в то же время на Западе, как всем известно, балет, в общем, находился в упадке, французская и итальянская школа тихо загнивали на корню, английского балета еще и вовсе не существовало - он появился лишь благодаря Дягилеву и вот этим эмигрантам из России. Ну, а датская школа существовала автономно и ни с кем не пересекалась. Так что насколько я понимаю, западные звезды того времени действительно обучались в основном по русской методе. И датчанин Эрик, дитя бурнонвильской школы, был своего рода исключением, добившимся мировой славы.

Ну, а Эрик вообще учился дотошно и научался в результате хорошо. На этом, среди прочего, они и с Рудиком сошлись, тот тоже ненасытно учился

О, это верно.) Кстати, страшно люблю вот эту фотографию:



У Эрика тут такой... учительский вид, прелесть.))
19.03.2015 в 16:54

М-ль Люсиль, И датчанин Эрик, дитя бурнонвильской школы, был своего рода исключением, добившимся мировой славы. И от этого тоже хочется умиляться и рукоплескать ) Я как-то не думала раньше, что в балетных делах была такая своеобразная граница между Данией и миром... Интересно и поучительно: иногда ничего не зависит от границ политических и идеологических, только от внутренней истории развития - в данном случае, балета. Вот ведь и в Италии послевоенной балетная школа совсем слабая была, я где-то читала, что как раз Карла Фраччи стала первой интернациональной итальянской звездой балета. (А именно для Италии это особерно странно и обидно - так потерять традицию).

Ага! ) На этом фото почему-то прочитывается, что Эрик строг, а Рудольф нервничает: так ли сделал? ))
19.03.2015 в 17:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, я же немножко об этом писала в пересказах Мейнерца: вот как раз во время обучения и в начале карьеры Эрика в Дании эта граница ощущалась довольно сильно. Влияния извне почти не было, бурнонвильскую школу охраняли, как священную мумию, вольностей никаких не дозволяли. Но с другой стороны, был все-таки хоть известный зрительский спрос на балет, и поэтому датская школа не загибалась, жила. А в той же Франции, в той же Италии в начале века на балет смотрели как на чистую развлекаловку, не стоящую усилий, поэтому школы и загибались: зачем стараться, если это никому не надо? И если французская школа выгребла из ямы раньше - благодаря и Русским балетам, благодаря и Лифарю, то итальянскому балету пришлось еще долго барахтаться и выплывать на поверхность.
Но если подумать, то и так плохо, и этак нехорошо: и терять балетные традиции, и наоборот - как в Дании было - жить только этими традициями и не меняться.

А бедного Рудольфа даже жаль: ты права, он действительно нервничает и старается.) А на него смотрят вот этак сурово. Сейчас, того и гляди, критиковать начнут.))
19.03.2015 в 17:16

М-ль Люсиль, лучше всего самому стать традицией и всех учить - как завещал великий Дягилев, как учили пророки его ))

Начнут-начнут! Ногу выше! Прямее! Носок тянуть! )
19.03.2015 в 17:23

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и теперь каждый метит в дягилевские пророки.) А некоторым бэби хорошо бы прежде поучиться, как себя вести!

А Рудик и рад стараться. Он вообще-то любил, когда его на репетициях поправляли, гоняли и уму-разуму учили. А тут ведь учит не кто-нибудь, а Эрик... приятно же! И чем больше учит, критикует и распекает, тем довольнее становится Рудик.)
19.03.2015 в 17:38

М-ль Люсиль, зачем? Зачем учиться себя вести, когда Дягилева интересует вовсе не это? - удивился бэби и пошел играть в теннис )

Чем больше Эрик распекает, тем больше, значит, любит! И Рудик нарочно делал ошибки, чтобы его поругали еще и еще )
19.03.2015 в 17:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, я думаю, что когда он вернулся с тенниса, Дягилев его уже ждал... со своей ракеткой.))

Ох, Рудик играет в рискованные игры! Ведь у Эрика темперамент и небезграничное терпение, в какой-то момент он может вспылить и изругать непонятливого ученика так, что тот пожалеет о своих ошибках.)
19.03.2015 в 17:44

М-ль Люсиль, и понял тогда Патрик Долин, что удар у Дягилева поставлен гораздо лучше, чем у самого Патрика, а ведь Патрик учился у профессионалов. Воистину, талантливый человек талантлив во всем ))

Ну и, ну и... а может, и руку приложит? Может быть... - мечтал Рудик, упорно ошибаясь в арабеске. )
19.03.2015 в 18:07

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и ведь сам Дягилев всегда уверял, что терпеть не может теннис и знать не знает, как вообще ракетку в руках держать. Врал, как выясняется. И при желании, думал Патрик, потирая зад, при желании Серж Павлович мог бы и сам играть. И бить по мячу, а не по Патрику!))

Боже, вот тоже - талантливый во всем Рудик. Хотя на самом деле, я думаю, с арабесками у него проблем не было. Вот с заносками - запросто, мелкая техника ему давалась с трудом.) И в какой-то момент доведенный до предела Эрик мог к нему, наверно, и руку приложить... или полотенце.)
19.03.2015 в 20:31

М-ль Люсиль, А по мячу мне какой смысл бить, - пожимал плечами Дягилев, пряча ракетку в шкаф. - Мяч в балете не танцует и воспитанию не поддается.

Чем и обрадовал до глубины души )) Кстати, мне нравится идея гонять Рудика полотенцем по студии )
19.03.2015 в 21:22

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а я тоже не поддаюсь! - упрямо заявил Патрик, хотя в глубине души был вовсе не уверен, что не поддается. Уж очень убедительны были Дягилев и ракетка.))

Мне тоже эта идея нравится! Предлагаю ее запомнить, хе-хе-хе.)) Если подгонять Рудика полотенцем, он же будет прямо летать.)