Живи, а то хуже будет
Чувствую я, что никуда мне не деться, надо написать подробнее о последней главе, успокоиться - и вернуться к началу книги. А пока не напишу, пока не перескажу эту последнюю главу, так она меня и будет тревожить и грызть. Хотя это странное чувство, не совсем тревога, и не то чтобы печаль, и уж конечно, не жалость. Скорее всего, это зависть. Зависть к той самой легкой смерти, которую надо бы просить, к легкой смерти, которая выпала Эрику. Или, вернее, он сам как будто заставил себя легко умереть.
Последняя глава называется "Af jord er du kommet" - "Из праха ты пришел". В качестве иллюстрации к ней Мейнерц выбрал снимок со съемок "Жизели" 1969 года: на фоне декораций и прожекторов Эрик в костюме Альбрехта идет, опустив глаза, и несет букет полевых цветов - как будто идет на свою могилу, а не на могилу Жизели. Странный выбор, но что-то в нем есть. Эрику подходит такая фотография - открывающая главу о его смерти.
Летом 1985 года Эрик прошел обследование в госпитале в Копенгагене из-за болей в затылке. Врачи опасались инсульта, но диагноз не подтвердился; тем не менее, здоровье Эрика оставляло желать лучшего. Он был очень худ, и врачи пришли к выводу, что он недоедает. Эрик пообещал, что будет регулярно питаться и станет пить вместо водки белое вино, с тем и уехал в Канаду. А незадолго до отъезда встретился со Сьюз Уолд. Сьюз вспоминала, что они заговорили о Тони Ландер (Мирте в "Жизели" 1969 года), недавно умершей после долгой борьбы с раком легких, и Эрик сказал: "Если у меня будет рак легких, я хочу умереть за три недели. Я хочу суметь умереть за три недели".
Когда осенью Эрик вернулся в Торонто (задержавшись еще в Нью-Йорке), Джереми Рэнсом, один из танцовщиков в Национальном балете Канады, обратил внимание на то, что Эрик стал курить другие сигареты. "Он сказал: "Да, у меня бронхит". Он очень мало ел". А через несколько дней, во время представления "Тщетной предосторожности" Рэнсом, исполнявший роль Алена, забежал в гримерку, где был Эрик. "Мне уже пора было идти... я оглянулся и увидел его в гримерке. Он кашлял. И курил. И я внезапно подумал: "Это не просто бронхит". Он улыбнулся, кашляя, и помахал мне рукой".
Рождество 1985 года Эрик встретил в Дании - впервые с 1962 года, в своем старом доме на Фиалковой улице. Он давно хотел продать этот дом, но никак не мог решиться, как не мог и решиться окончательно порвать с Данией. Тогда он в последний раз видел своих датских друзей и свою сестру Озу. Люкке Шрам вспоминала, что Эрик сказал ей, будто собирается пройти серьезное обследование, когда вернется в Торонто. "Врачи нашли у него в легких какие-то затемнения, и он очень волновался". Он попрощался с Сьюз Уолд, с Эббе Мёрком, и уехал в Канаду.
10 января Эрик написал Рудольфу письмо, ставшее последним. В нем говорится о смерти Люсии Чейз, о гибели в автокатастрофе молодого дирижера Национального балета Канады, и Эрик, еще не предчувствуя, что в каком-то смысле станет третьим в этой цепи, писал (привожу цитату из Каваны, в оригинале, по-английски): "Death is very confusing and upsetting but something that we must accept". Можно сказать, перефразируя Бродского, что для Эрика смерть была даже не тем, что бывает с другими, а тем, что бывает со всеми, с ним в том числе.
Дальше еще много
Последняя глава называется "Af jord er du kommet" - "Из праха ты пришел". В качестве иллюстрации к ней Мейнерц выбрал снимок со съемок "Жизели" 1969 года: на фоне декораций и прожекторов Эрик в костюме Альбрехта идет, опустив глаза, и несет букет полевых цветов - как будто идет на свою могилу, а не на могилу Жизели. Странный выбор, но что-то в нем есть. Эрику подходит такая фотография - открывающая главу о его смерти.
Летом 1985 года Эрик прошел обследование в госпитале в Копенгагене из-за болей в затылке. Врачи опасались инсульта, но диагноз не подтвердился; тем не менее, здоровье Эрика оставляло желать лучшего. Он был очень худ, и врачи пришли к выводу, что он недоедает. Эрик пообещал, что будет регулярно питаться и станет пить вместо водки белое вино, с тем и уехал в Канаду. А незадолго до отъезда встретился со Сьюз Уолд. Сьюз вспоминала, что они заговорили о Тони Ландер (Мирте в "Жизели" 1969 года), недавно умершей после долгой борьбы с раком легких, и Эрик сказал: "Если у меня будет рак легких, я хочу умереть за три недели. Я хочу суметь умереть за три недели".
Когда осенью Эрик вернулся в Торонто (задержавшись еще в Нью-Йорке), Джереми Рэнсом, один из танцовщиков в Национальном балете Канады, обратил внимание на то, что Эрик стал курить другие сигареты. "Он сказал: "Да, у меня бронхит". Он очень мало ел". А через несколько дней, во время представления "Тщетной предосторожности" Рэнсом, исполнявший роль Алена, забежал в гримерку, где был Эрик. "Мне уже пора было идти... я оглянулся и увидел его в гримерке. Он кашлял. И курил. И я внезапно подумал: "Это не просто бронхит". Он улыбнулся, кашляя, и помахал мне рукой".
Рождество 1985 года Эрик встретил в Дании - впервые с 1962 года, в своем старом доме на Фиалковой улице. Он давно хотел продать этот дом, но никак не мог решиться, как не мог и решиться окончательно порвать с Данией. Тогда он в последний раз видел своих датских друзей и свою сестру Озу. Люкке Шрам вспоминала, что Эрик сказал ей, будто собирается пройти серьезное обследование, когда вернется в Торонто. "Врачи нашли у него в легких какие-то затемнения, и он очень волновался". Он попрощался с Сьюз Уолд, с Эббе Мёрком, и уехал в Канаду.
10 января Эрик написал Рудольфу письмо, ставшее последним. В нем говорится о смерти Люсии Чейз, о гибели в автокатастрофе молодого дирижера Национального балета Канады, и Эрик, еще не предчувствуя, что в каком-то смысле станет третьим в этой цепи, писал (привожу цитату из Каваны, в оригинале, по-английски): "Death is very confusing and upsetting but something that we must accept". Можно сказать, перефразируя Бродского, что для Эрика смерть была даже не тем, что бывает с другими, а тем, что бывает со всеми, с ним в том числе.
Дальше еще много
Спасибо за подробный пересказ!
Не за что, я рада, что вам было интересно.))
М-ль Люсиль, бесспорно. Когда каждый день наполнен частицей жизни кумира, он становится как родной) А когда ещё биограф явно любит своего героя и не хочет отпускать... эх, если б я читала не ваш пересказ, а саму книгу, то давно бы уже в слезах сидела (как это у меня каждый раз с Рудольфом
У меня помимо тоски и горести ещё иррациональная злость порой проскальзыает. И в случае Эрика, и в случае Рудольфа. На их образ жизни, эти "пороки" и "зависимости", приведшие к относительно ранней смерти. По своему самоубийцы оба((
если бы не СПИД, наверно, и сейчас был бы жив.
И это самое прискорбное (
А Мейнерц как-то более подробно пишет об алкоголизме Эрика? Помимо того, что это у него ещё с молодости.
Не иначе.) К тому же, он с детства накрепко усвоил, что если так смиренно ждать, то можно остаться без рук и ног, а только с носом.) И к концу жизни он уже уставал иногда (да и болезнь давала о себе знать), но в молодости он и вправду был неутомим... даже зависть берет.) Но жаль Эрика - нелегко ему приходилось с этим вечным двигателем!)))
Что касается алкоголизма Эрика - пока больше ничего не нашла, но думаю, когда начну читать сначала, подряд и всерьез, то что-нибудь отыщу. Пока ясно одно: пил с юности, пил именно крепкий алкоголь - виски, водку, и иногда у него были натуральные запои (как в 1972 году). Если найду еще информацию, то напишу, конечно.)
М-ль Люсиль, очень мне понравилось это "иногда"
Эх, сколь сколько энергии было в человеке! Как будто бы детский голод по еде трансформировался в голод по активности и движении вообще. А Эрик оказался в эпицентре этого урагана)
А Эрика этот энергичный смерч подхватил, закружил и заморочил.) Но впрочем, кто сказал, что Эрику от этого всегда было плохо? Вовсе же нет.))
Ай, какая же это прелесть.)) Прям не знаю, кто тут лучше - теряющий халат Рудик или смеющийся Эрик. Оба хороши.))
кто сказал, что Эрику от этого всегда было плохо
надеюсь, что хорошо было намного чаще, чем плохо
Интересно, вдвоем покупали, или кто-то один запасливый ухватил сразу два халата?))
А меня еще здесь умиляет Рудольф - он так искренне, так радостно резвится, как ребенок или даже как щенок. Но и понятно - спасибо Каване - почему он так радуется: еще один кризис с Эриком позади, и будущее кажется безоблачным.)
щенок, дворняжка)) и такой щупленький, на голове как всегда не пойми что, и счастлииивый)) оба счастливые)) а дальше стоп-кадр и пока подождать с развитием событий) пусть насладятся покоем, вот как раз халатик почти свалился приглашающе
Только пусть наслаждаются покоем где-нибудь за закрытыми дверями.))) А то тут ребенок, тут Арлетта Кастанье с камерой... неудобно получится.) И да, в кои-то веки можно увидеть - пусть всего на секунду! - счастливого Эрика. Это вообще запредельная редкость.
Эх, хочу эту видеозапись целиком, а то видела только куцый огрызок в каком-то клипе. Маловато будет.)
в том клипе много всего интересного( куча вопросов: откуда, где, с кем, когда?? хотя бы малюсенких комментариев туда)
эту гифку вырезала из передачи Понасенкова о Нурееве, качество хотя бы получше)
А хочется-то все эти документалки целиком, да в хорошем качестве, чтобы смотреть, не торопясь, и наслаждаться.)
А в этой передаче Панасенкова случайно нет еще чего-нибудь с Эриком? И стоит ли вообще ее скачивать и смотреть?
скорее всего, потому что кусочки с Эриком в д/ф о Нурееве всегда одни и те же, а многих из тех что в клипе, в них нет. надо умолять ноосферу, чтоб этот фильм всё же оцифровали(
что касается "Поэзии судьбы", то я бы сказала, что это рассказ фаната для фанатов)) видно, что ведущий плотно и ответственно изучил всё, сам общался с очевидцами (с Фраччи, например), ну и видно, что восхищается героем) очень много имел что сказать, но еле умещался в рамки 40 минут). ничего принципиально нового там нет, с Эриком только вот эти кадры. но впечатление очень положительное))
относительно Эрика самый "открытый" фильм - Контракт со смертью, хотя тоже ничего такого нового. есть фото, если я ничего не путаю, со времени, когда они вчетвером (с Фонтейн и Аровой, кажется) пытались группу сделать
Спасибо за информацию про "Контракт со смертью", надо будет скачать и посмотреть. Пусть ничего нового там и нет, а все равно приятно, что там Эрика не забыли.) Вот только тут я не очень поняла:
есть фото, если я ничего не путаю, со времени, когда они вчетвером (с Фонтейн и Аровой, кажется) пытались группу сделать
Просто если мне не изменяет память, в 1962 году они и создали эту группу, только не с Фонтейн, а с Розеллой Хайтауэр (ну и с Соней Аровой). Наверно, там фото именно того времени, да? В конце шестидесятых Рудольф пытался уговорить Эрика еще раз сформировать такую концертную группу, уже с Фонтейн и с Карлой Фраччи, но ни Эрику, ни Фонтейн (ни, вероятно, Карле) эта идея не понравилась.))
в фильме про роман их очень душевно рассказали))
Все, побежала качать.))))