15:33

Живи, а то хуже будет
Чувствую я, что никуда мне не деться, надо написать подробнее о последней главе, успокоиться - и вернуться к началу книги. А пока не напишу, пока не перескажу эту последнюю главу, так она меня и будет тревожить и грызть. Хотя это странное чувство, не совсем тревога, и не то чтобы печаль, и уж конечно, не жалость. Скорее всего, это зависть. Зависть к той самой легкой смерти, которую надо бы просить, к легкой смерти, которая выпала Эрику. Или, вернее, он сам как будто заставил себя легко умереть.
Последняя глава называется "Af jord er du kommet" - "Из праха ты пришел". В качестве иллюстрации к ней Мейнерц выбрал снимок со съемок "Жизели" 1969 года: на фоне декораций и прожекторов Эрик в костюме Альбрехта идет, опустив глаза, и несет букет полевых цветов - как будто идет на свою могилу, а не на могилу Жизели. Странный выбор, но что-то в нем есть. Эрику подходит такая фотография - открывающая главу о его смерти.
Летом 1985 года Эрик прошел обследование в госпитале в Копенгагене из-за болей в затылке. Врачи опасались инсульта, но диагноз не подтвердился; тем не менее, здоровье Эрика оставляло желать лучшего. Он был очень худ, и врачи пришли к выводу, что он недоедает. Эрик пообещал, что будет регулярно питаться и станет пить вместо водки белое вино, с тем и уехал в Канаду. А незадолго до отъезда встретился со Сьюз Уолд. Сьюз вспоминала, что они заговорили о Тони Ландер (Мирте в "Жизели" 1969 года), недавно умершей после долгой борьбы с раком легких, и Эрик сказал: "Если у меня будет рак легких, я хочу умереть за три недели. Я хочу суметь умереть за три недели".
Когда осенью Эрик вернулся в Торонто (задержавшись еще в Нью-Йорке), Джереми Рэнсом, один из танцовщиков в Национальном балете Канады, обратил внимание на то, что Эрик стал курить другие сигареты. "Он сказал: "Да, у меня бронхит". Он очень мало ел". А через несколько дней, во время представления "Тщетной предосторожности" Рэнсом, исполнявший роль Алена, забежал в гримерку, где был Эрик. "Мне уже пора было идти... я оглянулся и увидел его в гримерке. Он кашлял. И курил. И я внезапно подумал: "Это не просто бронхит". Он улыбнулся, кашляя, и помахал мне рукой".
Рождество 1985 года Эрик встретил в Дании - впервые с 1962 года, в своем старом доме на Фиалковой улице. Он давно хотел продать этот дом, но никак не мог решиться, как не мог и решиться окончательно порвать с Данией. Тогда он в последний раз видел своих датских друзей и свою сестру Озу. Люкке Шрам вспоминала, что Эрик сказал ей, будто собирается пройти серьезное обследование, когда вернется в Торонто. "Врачи нашли у него в легких какие-то затемнения, и он очень волновался". Он попрощался с Сьюз Уолд, с Эббе Мёрком, и уехал в Канаду.
10 января Эрик написал Рудольфу письмо, ставшее последним. В нем говорится о смерти Люсии Чейз, о гибели в автокатастрофе молодого дирижера Национального балета Канады, и Эрик, еще не предчувствуя, что в каком-то смысле станет третьим в этой цепи, писал (привожу цитату из Каваны, в оригинале, по-английски): "Death is very confusing and upsetting but something that we must accept". Можно сказать, перефразируя Бродского, что для Эрика смерть была даже не тем, что бывает с другими, а тем, что бывает со всеми, с ним в том числе.
Дальше еще много

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Rudolf Nureyev, Erik Bruhn, Constantin Patsalas

Комментарии
04.02.2015 в 20:51

Действительно, есть одущение, что Эрику повезло. Лёгкая, в чём-то желанная и ожидаемая смерть да ещё и в окружении близких людей. Что-то во всём этом есть такое, что можно обобщить словами "в стиле Бруна"))
Спасибо за подробный пересказ!
04.02.2015 в 20:56

Живи, а то хуже будет
norakura, да еще и похороны в стиле Бруна - конечно, он выбрал безымянную могилу, с его-то любовью к анонимности и неизвестности.) Да, очень легкая ему выпала смерть, даже завидно. Хотя при этом все равно тяжело читать о том, как он уходил. А может, это мне передаются эмоции Пасборга, основного рассказчика, которому явно очень не хотелось отпускать Эрика.
Не за что, я рада, что вам было интересно.))
04.02.2015 в 21:10

все равно тяжело читать о том, как он уходил
М-ль Люсиль, бесспорно. Когда каждый день наполнен частицей жизни кумира, он становится как родной) А когда ещё биограф явно любит своего героя и не хочет отпускать... эх, если б я читала не ваш пересказ, а саму книгу, то давно бы уже в слезах сидела (как это у меня каждый раз с Рудольфом :facepalm: )
04.02.2015 в 21:22

Живи, а то хуже будет
norakura, ну нет, Эрик не мой кумир, просто он мне по-человечески интересен.) Ну и когда читаешь подробное описание смерти, то это всегда производит впечатление потяжелее, чем когда читаешь, что такой-то умер тогда-то - ну, умер и умер. (О смерти Рудольфа мне было читать страшновато - наверно, именно потому, что он так хотел жить и так отчаянно боролся за эту жизнь. Ну и вся эта обстановка, в которой он умирал, кажется довольно-таки макабрической. Помню, мне стало не по себе, когда я прочитала, как к нему пришли с вопросом: на каком кладбище вы хотите лежать? Конечно, вопрос житейский и деловитый, и надо было что-то решать, потому что дело явно шло к концу, но все равно... ужас, наверно, именно в том, что такой вопрос задали человеку, который безумно хотел жить.)
04.02.2015 в 21:47

М-ль Люсиль, "кумир" это я слово не то выбрала, оно мне ой как не нравится в принципе, но не знаю, какое другое подобрать. "По-человечески интересен" это вы хорошо сказали)
У меня помимо тоски и горести ещё иррациональная злость порой проскальзыает. И в случае Эрика, и в случае Рудольфа. На их образ жизни, эти "пороки" и "зависимости", приведшие к относительно ранней смерти. По своему самоубийцы оба((
04.02.2015 в 22:02

Живи, а то хуже будет
norakura, эх, бедному Рудольфу не повезло заболеть СПИДом в то время. Я бы, наверно, не назвала его образ жизни совсем уж "самоубийственным", сначала он, как говорится, не знал, что будет землетрясение, то есть СПИД, потом еще какое-то время не знал, как этот вирус передается (да и никто этого тогда наверняка не знал), вот и не менял своих привычек, игнорируя сигналы организма. А потом получилось что-то странное: с одной стороны, он действительно начал буквально сжигать себя, а с другой стороны - цеплялся за жизнь изо всех сил (и ведь протянул дольше многих из тех, кто заразился примерно в одно время с ним). Поразительная сила воли и желание жить. У Эрика этого не было, и вот он-то как раз производит впечатление латентного суицидника: тут и алкоголизм, и депрессии, и явные пищевые расстройства (он ведь еще задолго до смерти, по свидетельствам знакомых, ел так мало и плохо, что можно сказать - ничего не ел), да еще и из-за своего курения он был постоянно в группе риска - и наследственность у него в этом плане была нехорошая: и отец умер от рака легких, и мать, кажется, тоже. А Рудольф... если бы не СПИД, наверно, и сейчас был бы жив.
04.02.2015 в 22:28

М-ль Люсиль, насчёт Рудольфа я с вами соглашусь, но "незнание закона не освобождает от ответственности", поэтому и о нём тоже говорю как о "самоубийце". А о его желании жить нужно лекции читать в целях профилактики и моральной поддержки ) но это же у него и раньше проявлялось, когда он молодой ещё выступал с температурой под 40° или с ужасными повреждениями. Наверно, действительно, горячая татарская кровь не давала просто сложить руки/ноги и смиренно ждать, чего там судьба припасла)
если бы не СПИД, наверно, и сейчас был бы жив.
И это самое прискорбное (
А Мейнерц как-то более подробно пишет об алкоголизме Эрика? Помимо того, что это у него ещё с молодости.
04.02.2015 в 22:57

Живи, а то хуже будет
norakura, Наверно, действительно, горячая татарская кровь не давала просто сложить руки/ноги и смиренно ждать, чего там судьба припасла)

Не иначе.) К тому же, он с детства накрепко усвоил, что если так смиренно ждать, то можно остаться без рук и ног, а только с носом.) И к концу жизни он уже уставал иногда (да и болезнь давала о себе знать), но в молодости он и вправду был неутомим... даже зависть берет.) Но жаль Эрика - нелегко ему приходилось с этим вечным двигателем!)))

Что касается алкоголизма Эрика - пока больше ничего не нашла, но думаю, когда начну читать сначала, подряд и всерьез, то что-нибудь отыщу. Пока ясно одно: пил с юности, пил именно крепкий алкоголь - виски, водку, и иногда у него были натуральные запои (как в 1972 году). Если найду еще информацию, то напишу, конечно.)
04.02.2015 в 23:18

"Уставал ИНОГДА"
М-ль Люсиль, очень мне понравилось это "иногда" :-D
Эх, сколь сколько энергии было в человеке! Как будто бы детский голод по еде трансформировался в голод по активности и движении вообще. А Эрик оказался в эпицентре этого урагана)
04.02.2015 в 23:37

и небольшая иллюстрация вечного двигателя))

04.02.2015 в 23:39

Живи, а то хуже будет
norakura, :vict: Я думаю, сам бы Рудольф не согласился бы даже на "иногда". Никогда - и все тут!)))
А Эрика этот энергичный смерч подхватил, закружил и заморочил.) Но впрочем, кто сказал, что Эрику от этого всегда было плохо? Вовсе же нет.))
04.02.2015 в 23:41

Живи, а то хуже будет
norakura, и небольшая иллюстрация вечного двигателя))

Ай, какая же это прелесть.)) Прям не знаю, кто тут лучше - теряющий халат Рудик или смеющийся Эрик. Оба хороши.))
04.02.2015 в 23:58

М-ль Люсиль, меня умиляет, что у них халаты парные :heart:
кто сказал, что Эрику от этого всегда было плохо
надеюсь, что хорошо было намного чаще, чем плохо :eyebrow:
05.02.2015 в 00:12

Живи, а то хуже будет
norakura, меня умиляет, что у них халаты парные

Интересно, вдвоем покупали, или кто-то один запасливый ухватил сразу два халата?))
А меня еще здесь умиляет Рудольф - он так искренне, так радостно резвится, как ребенок или даже как щенок. Но и понятно - спасибо Каване - почему он так радуется: еще один кризис с Эриком позади, и будущее кажется безоблачным.)
05.02.2015 в 00:33

М-ль Люсиль, оба варианта очаровательны)))
щенок, дворняжка)) и такой щупленький, на голове как всегда не пойми что, и счастлииивый)) оба счастливые)) а дальше стоп-кадр и пока подождать с развитием событий) пусть насладятся покоем, вот как раз халатик почти свалился приглашающе :eyebrow:
05.02.2015 в 00:44

Живи, а то хуже будет
norakura, пусть насладятся покоем, вот как раз халатик почти свалился приглашающе

Только пусть наслаждаются покоем где-нибудь за закрытыми дверями.))) А то тут ребенок, тут Арлетта Кастанье с камерой... неудобно получится.) И да, в кои-то веки можно увидеть - пусть всего на секунду! - счастливого Эрика. Это вообще запредельная редкость.
Эх, хочу эту видеозапись целиком, а то видела только куцый огрызок в каком-то клипе. Маловато будет.)
05.02.2015 в 00:52

М-ль Люсиль, секунда счастливого Эрика - главная ценность этой записи!!
в том клипе много всего интересного( куча вопросов: откуда, где, с кем, когда?? хотя бы малюсенких комментариев туда)
эту гифку вырезала из передачи Понасенкова о Нурееве, качество хотя бы получше)
05.02.2015 в 01:00

Живи, а то хуже будет
norakura, мне кажется, какие-то видеоотрывки могли перекочевать в тот клип из неуловимой документалки про Эрика. Вот где ее взял автор клипа - это уже вопрос поинтереснее. А может быть, конечно, ему пришлось собирать все по кусочкам из разных документалок про Рудольфа... и это тоже адская работа.
А хочется-то все эти документалки целиком, да в хорошем качестве, чтобы смотреть, не торопясь, и наслаждаться.)
А в этой передаче Панасенкова случайно нет еще чего-нибудь с Эриком? И стоит ли вообще ее скачивать и смотреть?
05.02.2015 в 01:33

М-ль Люсиль, могли перекочевать в тот клип из неуловимой документалки про Эрика
скорее всего, потому что кусочки с Эриком в д/ф о Нурееве всегда одни и те же, а многих из тех что в клипе, в них нет. надо умолять ноосферу, чтоб этот фильм всё же оцифровали(
что касается "Поэзии судьбы", то я бы сказала, что это рассказ фаната для фанатов)) видно, что ведущий плотно и ответственно изучил всё, сам общался с очевидцами (с Фраччи, например), ну и видно, что восхищается героем) очень много имел что сказать, но еле умещался в рамки 40 минут). ничего принципиально нового там нет, с Эриком только вот эти кадры. но впечатление очень положительное))
относительно Эрика самый "открытый" фильм - Контракт со смертью, хотя тоже ничего такого нового. есть фото, если я ничего не путаю, со времени, когда они вчетвером (с Фонтейн и Аровой, кажется) пытались группу сделать
05.02.2015 в 01:55

Живи, а то хуже будет
norakura, а еще лучше - чтоб этот фильм выпустили на двд. Впрочем, на рип VHS я тоже согласна, пусть только предложат.)
Спасибо за информацию про "Контракт со смертью", надо будет скачать и посмотреть. Пусть ничего нового там и нет, а все равно приятно, что там Эрика не забыли.) Вот только тут я не очень поняла:

есть фото, если я ничего не путаю, со времени, когда они вчетвером (с Фонтейн и Аровой, кажется) пытались группу сделать

Просто если мне не изменяет память, в 1962 году они и создали эту группу, только не с Фонтейн, а с Розеллой Хайтауэр (ну и с Соней Аровой). Наверно, там фото именно того времени, да? В конце шестидесятых Рудольф пытался уговорить Эрика еще раз сформировать такую концертную группу, уже с Фонтейн и с Карлой Фраччи, но ни Эрику, ни Фонтейн (ни, вероятно, Карле) эта идея не понравилась.))
05.02.2015 в 02:03

М-ль Люсиль, да, с Хайтауэр, точно) у меня уже все смешались) но теперь я даже не уверена, что правильно рассмотрела фото)

в фильме про роман их очень душевно рассказали))
05.02.2015 в 02:12

Живи, а то хуже будет
norakura, ну, Эрика и Рудика я точно узнаю, а вот Розеллу и Соню, каюсь, не могу идентифицировать.) Но наверняка это они, не припомню другого такого квартета с участием Эрика и Руди.
Все, побежала качать.))))
05.02.2015 в 02:19

М-ль Люсиль, приятного просмотра!)
05.02.2015 в 02:21

Живи, а то хуже будет
norakura, спасибо.))