22:40

Живи, а то хуже будет
А я продолжаю по ночам читать Мейнерца. Нашла еще датско-английский словарь, местами он помогает гораздо лучше датско-русского. Но не всегда, так что приходится комбинировать. И все-таки худо-бедно, но дело движется. Вот сегодня хочу написать немного о Константине Патсаласе, последнем - или по крайней мере, последнем "долгосрочном" - партнере Эрика. Признаться, мне был интересен этот человек, и я надеялась, что найду у Мейнерца более-менее подробную информацию о нем и о его отношениях с Эриком. Но мои надежды не совсем оправдались.
Довольно странное ощущение: может быть, меня подводит перевод, может быть, я не улавливаю авторскую интонацию или интерпретирую ее неправильно, но мне кажется, что Мейнерц относится к Патсаласу с почти нескрываемой неприязнью. Он уделяет Патсаласу очень мало внимания (буквально две страницы - и еще несколько абзацев в самом конце), хотя казалось бы, этот человек играл довольно существенную роль в жизни Эрика, и можно было бы написать об этом подробнее. Но Мейнерц пишет о нем скороговоркой, не очень-то внятно: познакомились на Ибице в начале 70х годов, съехались и жили вместе, когда Эрик купил дом в Торонто (я встречала информацию о том, что это был дом Патсаласа, но Мейнерц утверждает, что все-таки это жилье принадлежало Эрику), отношения были очень нервными и неровными, а уж когда Эрик стал художественным руководителем Национального балета Канады - то тогда Патсалас и вовсе "зазвездился" и вообразил, что теперь карьера у него в кармане (например, Мейнерц рассказывает, как во время гастролей по стране Патсалас вел себя настолько вызывающе и высокомерно, что Эрик отослал его обратно в Торонто, а всей компании заявил, что у Патсаласа нет и не будет какого-то особого статуса из-за их отношений). Ну, а Эрик его пыл охладил, дом продал, купил себе квартиру, все - любовь прошла, развод, никаких личных связей на работе. Последнее, конечно, дело хорошее, нечего мешать личное и профессиональное, но Мейнерц это так подает, что можно подумать - Патсалас был бесталанным выскочкой, мечтавшим сделать карьеру через постель. Джеймс Нойфельд в своей книге "Passion to Dance" утверждает обратное: по его мнению - и по мнению людей, с которыми он общался и которые в свое время работали с Патсаласом, Константин был очень талантливым, своеобразным хореографом с собственным стилем. Да, у него были свои сильные и свои слабые стороны (например, он не очень хорошо умел работать с большими группами, выстраивать ансамбли), но никак нельзя сказать, будто он был вообще пустым местом. И ставить балеты для Национального канадского он начал еще задолго до того, как Эрик Брун возглавил эту компанию. Другое дело, что при Эрике изменилась сама художественная политика компании, и упор был сделан именно на работы молодых хореографов - в том числе и Константина. Но мне так кажется, Эрик был заинтересован в балетах Патсаласа потому, что был уверен в его таланте, а не потому, что с ним спал.
Да, кстати, что касается "спал" - Люкке Шрам, приятельница Эрика, навестившая его в Торонто (Мейнерц не указывает год, но, судя по всему, это был 1983), уверяет, что Эрик и Константин "вообще уже не были любовниками" в то время. Мейнерц позднее добавляет (рассуждая о том, мог ли Эрик быть болен СПИДом), что у Эрика и Константина десять лет не было сексуальных отношений друг с другом. Откуда он взял эти сведения - понятия не имею. Так же, как и не знаю, можно ли безоговорочно верить Люкке Шрам, потому что - ну, в таких случаях нужно либо стоять со свечкой, либо допускать все, что угодно. Ведь дело вот еще в чем: я не знаю точно, какие отношения были у Эрика и Константина в последние годы жизни Эрика. Я знаю другое - о чем и Мейнерц пишет подробно (со слов Леннарта Пасборга, врача и друга Эрика): во время последней болезни Эрика Константин был все время рядом с ним, до самого конца. И когда Пасборг примчался в Канаду, узнав, что Эрика госпитализировали, то нашел его дома - и Константин был с ним. И уже в больнице Эрик никого не хотел видеть (и не принимал посетителей, только два танцовщика - Джереми Рэнсом и Ким Лайтхарт - проникли к нему почти без разрешения, да еще Рудольф прилетел за три дня до его смерти), кроме Леннарта и Константина. Мне кажется, это о чем-то говорит. И умер Эрик, когда рядом был только Константин. Пасборг вспоминал, что незадолго до конца Константин сменил его, чтобы Пасборг мог пообедать. Когда тот вернулся, все уже было кончено. "Эрик умер всего несколько минут назад. Константин был совершенно раздавлен (потерян?). Жаль, что меня не было рядом. Мне казалось, Константин для этого не годится" - вероятно, для того, чтобы принимать последний вздох Эрика. Как бы то ни было, все случилось именно так, и может быть, была в этом определенная справедливость.
В общем, все это называется: "ничего не хочу знать, они любили друг друга до самого конца, и точка".:) Но мне кажется, собеседники Мейнерца как будто пытались приуменьшить значение Константина в жизни Эрика, превратить его в просто еще одного дружка, в отставленного любовника, в человека, с которым самому Эрику было некомфортно. Чувствуется какое-то странное предубеждение против Константина - даже не против него самого, а против его места в жизни Эрика. С чем это связано - не знаю, так ли это на самом деле или мне просто показалось, померещилось сквозь датский язык - тоже не знаю. Но это ощущение смутное и не очень приятное. Иррационально жаль Константина, которого вот так сбрасывают со счетов. Спасибо хоть Нойфельду, он воздает ему должное в своей книге и дает понять, что Константин был не просто "мальчиком" и протеже Эрика.
Что еще есть интересного у Мейнерца о Константине? Он цитирует письмо Эрика, отправленное Константину в 1981 году, где Эрик пишет: "...я говорю, я кричу, иногда я чувствую себя идиотом из-за этого, иногда я чувствую, что неправ... А ты всегда молчишь, и я не знаю, сила это или слабость". Он винит Константина в невнимании и в недостаточном уважении, пишет, что тот поддерживает их связь только из-за работы, и признается, что чувствует, будто почти ничего не значит для Константина. Печальное письмо. Но как знать, не написанное ли, как это бывало у Эрика, под влиянием депрессии или просто минутного дурного настроения. Пенелопа Рид Дуб, хорошо знавшая Константина, считала, что "Константин преклонялся перед Эриком", а Эрик то относился к Константину очень заботливо и восхищался им, то становился очень холодным, вот уж действительно - "не тронь меня". Сам Константин признавал, что с Эриком нелегко ужиться из-за этих перепадов настроения. Но сам Эрик в одном письме Рудольфу признавался, что Константин очень терпелив с ним, - и это, пожалуй, была наилучшая тактика, без терпения с Эриком было просто не совладать. Хотя, боюсь, Константину все равно приходилось очень несладко.
А уже после смерти Эрика Константин записал пересказ сна, который Эрик увидел в последние месяцы жизни. Ему тогда очень часто снился балет, и в одном кошмаре он должен был исполнять роль Мирты из "Жизели", потому что не мог ослушаться начальства. Все остальные танцовщики Королевского датского театра уехали в Мальмо на распродажу. Корсаж был слишком узким, Эрику пришлось заколоть его английской булавкой и закутаться в плащ Альбрехта, чтобы скрыть наготу. Он был один на сцене. "Он взглянул вниз, на свои ноги. Они были худые, отвратительные". Он должен был поторопиться, чтобы никто этого не заметил. Он кружился и кружился, и зрители начали смеяться. "Они смеялись, пока он не ушел со сцены, и тогда он проснулся".
Страшный сон, что и говорить. Но все-таки Эрик рассказал о нем именно Константину. Кому как, а для меня это лишнее доказательство того, что отношения между ними были гораздо глубже и сложнее, чем считает Мейнерц.
Ладно, а кто хочет фотографию Эрика и Константина?:) Я ее опять сама отсканировала, так что открывайте ее на свой страх и риск. Жаль, год не указан, но мне сдается, это вторая половина семидесятых.

Эрик Брун и Константин Патсалас

@темы: Александр Мейнерц "Erik Bruhn – Billedet indeni", Erik Bruhn, Constantin Patsalas, Erik Bruhn - photos

Комментарии
01.02.2015 в 23:38

Какой красавчик Константин на этой фотографии! Да и Эрик тоже бодрый и шустрый )
Наверное, чем-то Константин пишущих о нем и об Эрике не устраивал - а чем, иногда и не поймешь. Пока мы не почитали самого Лифаря, мы тоже не знали, почему при упоминании его имени прочие знакомцы Дягилева, образно говоря, фыркали в кулак и делали разнообразные фэйспалмы. Это вовсе не значит, что Патсалос не был для Эрика большой привязанностью или что отношения у них были "мелкие". Но вот был характер у человека в чем-то... не знаю, какой. Про него пока так мало данных.
В общем, если Мейнерц его не любил, то уж не знаю, где и искать других (или что-то поясняющих) точек зрения - биографий Эрика, как мы знаем, не десятки )
01.02.2015 в 23:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да вообще они оба лапушки на этом снимке, смотришь и прям радуешься.) И бусики у Эрика, бусики!))
Ну, Сержинька Лифарь - это был тот еще фрукт... и что приятно - с годами он ничуть не изменился.) Но с Патсаласом, мне кажется, все сложнее, чем с Сержем: информации на порядок меньше, да и сам он себе не делал такой рекламы, как Серж. Я могу понять, почему его коллеги по Национальному балету Канады могли поминать его не только добром: после смерти Эрика он какое-то время работал там в качестве советника по "художественным вопросам" (хотя метил в художественные руководители, на место Эрика), но в конце концов разругался с администрацией, подал на компанию в суд, запретил исполнять свои балеты... в общем, там была некрасивая история, но осложненная еще и тем, что Константин к тому времени, скорее всего, уже был болен и временами утрачивал рассудок. Я не очень понимаю, почему именно о его отношениях с Эриком Мейнерц говорит как-то... ну, по-моему, небеспристрастно, скорее неприязненно. Как будто считает, что Константин был недостоин Эрика.
02.02.2015 в 00:08

М-ль Люсиль, бусики, да - но их почти не замечаешь на фоне такой шахматной рубашки )))

А Мейнерц, может, был шиппером пары Эрик/Рудик и не любил, чтоб разбивался его ОТП? ) С Лифарем все иначе еще и потому, что о Дягилеве (и о нем) писали много и разные люди, ну да, и сам Сержинька выступал гоголем - но на него ведь падает свет от дягилевоведения. А тут и Эрик не слишком раскручен, и Константин - тем более. Бедняга, жалко его вообще (
02.02.2015 в 00:16

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, рубашка клевая, да и вообще Эрик очень тут модный и довольный жизнью (в кои-то веки!).)) Приятно посмотреть.)

Хе-хе, нет, Мейнерц, как мне кажется, был даже не столько шиппером, сколько вообще поклонником Эрика, и поэтому относился к нему снисходительнее, чем к тем, кто Эрика окружал.) Но к Рудольфу он, насколько я уловила, относится спокойнее и ровнее, не чувствуется такой смутной неприязни, как по отношению к Константину. В общем, все загадочно. Но Константина мне очень жаль, у него какая-то совсем уж страшная судьба. И особенно обидно, что его работы совсем забылись.(
Вот то ли дело Сержинька Лифарь - его помнят и даже его балеты исполняют. Хотя - между нами, пока он не слышит :) - вот уж это работы невеликой ценности.
02.02.2015 в 00:20

М-ль Люсиль, может, это даже и не он вовсе? ) Интрига!
Ох, как вспомню Сержинькина "Фавна"!.. С другой стороны, он-то хоть добился роли директора театра, а Константину не удалось. Да, страшная судьба - и пускай он сам был в чем-то не подарок, это не меняет того, что его страшно жаль.
02.02.2015 в 00:26

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да нет, это он, это он, ленинградский почтальон.) Узнаю его даже в темных очках.) А знаешь, смешно, но у Константина тут такое же выражение лица типа "ня!", какое часто бывает у Рудольфа на фотографиях с Эриком. Заразились они друг у друга, что ли.))

Да не говори! И я еще себе так ярко представила, как Эрик умирал у него на руках - бррр, немудрено, что он был "раздавлен", не знаю, чего ожидал Пасборг.
А Сержинькин Фавн - это ой что такое... Правда, я вот все думаю: может, когда это исполнял сам Серж, еще молодой и красивый, оно смотрелось получше. Но когда это исполняет немолодой и довольно тяжеловесный танцовщик, то это ой.
02.02.2015 в 00:34

М-ль Люсиль, может, это близость Эрика оказывала на них сходное влияние? ) Потому что ведь и правда - похожее выражение. И руку еще этак положил... )

Пасборг просто хотел сам оказаться на месте Патсалоса - один бог знает, зачем? Скорей всего, затем, что все, кто мог бы, но не застал близкого человека перед смертью переживают этот факт чуть ли не тяжелее самого факта смерти близкого. Не знаю, почему так: не успел проститься? Не был рядом и потому не помог легче умереть?..
Эх, удивительно ли, что у Патсалоса слегка поехала крыша, когда он почувствовал над собой смерть, которую видел вот когда провожал Эрика?
Ну, в юности Сержинька мог украсить собой любой балет - да что угодно мог украсить )
02.02.2015 в 00:45

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вот черти оба - и Рудольф, и Константин.))) Ну и Эрик, конечно, тоже - потому что так на них влиял. Константин очень выразительно прикладывает руку к шее - причем именно к шее, а не к плечу, чтобы сумку поправить. Красивые у него пальцы, кстати.) Слушай, только он ПатсалАс, а не ПатсалОс.)

Эх, да, наверно, Пасборг думал, что с ним Эрик уйдет легче. Хотя он и так, кажется, не мучился. И умирал молча, был совершенно погружен в себя. Вообще поразительно, как быстро он умер, будто приказал себе - и перестал жить.
А у Константина крыша поехала, увы, еще и от СПИДа - так вот проявилась болезнь. Может быть, потрясение от смерти Эрика как-то ускорило ход болезни, не знаю. И почему-то даже не сказано, присутствовал ли он на кремации Эрика в Торонто. Хотя наверняка присутствовал, как же иначе.

А Сержинька Лифарь украшал собою все - балет, закулисье, гримерку, гостиную... и конечно, постель Дягилева. Вот придет так в отсутствие хозяина, уляжется - и украшает. Чтоб Дягилев пришел, увидел и обрадовался.)))
02.02.2015 в 21:33

М-ль Люсиль, ах, это он сумку так поправляет! А мне показалось, просто красивый жест сделал )
Ну и слава богу, что быстро умер - да и рак легких в этом смысле иногда бывает милосерднее прочих: он может не сопровождаться болями.
Насчет Константина и СПИДа - не, я не про то, конечно, что это ускорило ход болезни. Скорее, о том, что, имея перед глазами образец чужой смерти, смерти близкого человека, заранее ужасней и четче представляешь себе и собственную траекторию. И от этого, конечно, нервы могут и не выдержать...

А если Дягилев пришел тогда, но не один? )))
02.02.2015 в 21:46

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, так в том-то и дело, я говорю, что он прикладывает руку именно к шее, так что явно не сумку поправляет.) Ну и жест красивый, что и говорить, и лапка красивая, и весь Константин красивый.)

Скорее, о том, что, имея перед глазами образец чужой смерти, смерти близкого человека, заранее ужасней и четче представляешь себе и собственную траекторию. И от этого, конечно, нервы могут и не выдержать...

Да, может быть, это был своеобразный катализатор. Я и говорю: потрясение от смерти Эрика могло ускорить течение болезни (если, конечно, Константин тогда уж был болен). Да и вообще складывается впечатление, будто он - болел ли он тогда, нет ли, - был раздавлен смертью Эрика и совсем растерялся. Хотя, конечно, информации очень мало.

А с кем это Дягилев тогда пришел, позвольте спросить? С англичанином?! Ох, тогда, боюсь, никто не обрадовался, и начался семейный скандал.))
02.02.2015 в 21:56

М-ль Люсиль, все красивы! ) Но все же, что он тогда рукою делает? Поглаживает себе ключицу, с намеком, чтоб Эрик обернулся и заметил? ))

В общем - не дай бог никому. Лучше будем помнить его красивым, здоровым и вот - с Эриком рядом.

А если с Лелей? С фразой тоном кота Матроскина: "А мы уже помирились. Потому что совместный труд...для моей пользы... он объединяет"?
02.02.2015 в 22:01

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а почему бы и нет? Только ведь Эрик - он же вредный, он принципиально не обернется... хотя и все заметит, конечно, он такой, он все замечает, не зря его танцовщики Национального балета Канады прозвали "Laser Eyes".)))

Да, да, что-то я этой парочкой очень прониклась.) Даже знаю, что меня кинкает: еще бОльшая, чем у Эрика с Рудиком, разница в возрасте.)

Ой-ой, ну если Дягилев с Лелей пришел, тогда дело труба. Тогда будет не семейный скандал, а просто горькие рыдания Сержа тут же, в подушку. Ведь он хоть глупенький, а понимает, что против Патрика у него еще есть какие-то шансы, а вот против Мясина... аааааа!)))
02.02.2015 в 22:32

М-ль Люсиль, прозвали - за то, что все видел и замечал? Или за то, что взглядом разил наповал? ))

Да, там Константин совсем мальчик еще - но мальчик терпеливый, верный и послушный... так, что-то на Маркевича это похоже )

"Заткните кто-нибудь этого манула!" )
02.02.2015 в 22:37

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, в первую очередь за то, что все замечал.) А уж разил ли он кого-нибудь взглядом наповал - об этом современники умалчивают. Стесняются, наверно.)

Ну, вот насчет того, что Константин был послушный, я бы поспорила - не уверена я в этом, чудится в нем какая-то чертовщинка.) Но я надеюсь, он в любом случае был вернее Рудольфа - в физическом смысле.)

Заткнешь этого манула, как же! Он теперь будет выть, рыдать и угрожать, что уйдет в монастырь. Так что еще и утешать его придется, а то на вой весь отель сбежится.)
02.02.2015 в 23:07

М-ль Люсиль, и потом, когда тебя сразили - какие уж тут разговоры! )

Ну, кто его знает...возможно, скандалист он был еще тот - как и Рудик, как и сам Эрик (хоть Эрик скандалил в своей, индивидуальной, манере). Но терпеливый - это уж точно. )

"Ну, котенька, ты сам этого добился. Леля, сунь ему, пожалуйста, за шиворот лягушку. Вон, вон ту, она у него на столе сидит". )
02.02.2015 в 23:32

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, в общем, что и говорить, хорошая они были пара - Эрик и Константин (Мейнерц с нами не согласится, ну и ладно).) И чем больше смотрю на фотографии Константина, тем сильнее убеждаюсь - было у него с Рудольфом определенное внешнее сходство.

Ну, тут уж даже Мясин сказал, что это слишком, Сережа, он тогда совсем рехнется. А дальше случилось вот что: на шум и вой пришел Патрик Долин, посмотрел на все это... обнял Лифаря и начал его утешать. Потому что он был все-таки добрый, этот Патрик, и ему было Лифаря жалко.
17.09.2016 в 02:18

Вы так много пишете о Константине, что прочитать все записи и комментарии к ним практически нереально!) Но я пытаюсь.)) Скажите пожалуйста, возможно сейчас вы уже знаете наверняка, какими были отношения Эрика и Константина в последние годы жизни Эрика? (сексуальными или НЕсексуальными по утверждениям Мейнерца и др., вообще долго ли продолжалась их любовная связь в прямом смысле слова) Очень нравится их этот союз, хотелось бы узнать немножко побольше.
17.09.2016 в 02:44

Живи, а то хуже будет
GirlWithAFan, ну, тут же такое дело: наверняка знать невозможно, разве что со свечкой стоять.)) Мейнерц уверяет, что а) их сексуальная связь продолжалась недолго; б) к 1986 году - году смерти Эрика - они с Константином уже 10 лет не имели сексуальных отношений друг с другом; в) вообще их отношения "охладились" в восьмидесятых годах. Плюс еще свидетельство Ликке Шрам, я его привела в этом посте: что Эрик и Константин к тому времени уже не были любовниками. В общем, по мнению Мейнерца, в восьмидесятых годах Эрик и Константин уже не были любовниками, да и друзьями, в общем, тоже.
С другой стороны, Карен Кэйн, балерина Национального балета Канады, друг и Эрика, и Константина, рассказывая о последних годах жизни Эрика, говорит мимоходом, что Константин готовил еду, которую Эрик, обычно очень привередливый в выборе блюд, соглашался есть (и еще упоминает, как Константин рассказал ей однажды, что врач, осматривавший Эрика, сказал потом, что это был первый в его практике случай истощения взрослого человека в Канаде). И когда как раз в последний год жизни Эрика - 1985/86 - Константин долго путешествовал, то Эрик в его отсутствие питался кое-как. Это мелкие детальки, но в общем, довольно показательные, на мой взгляд. Свидетельство того, что - вопреки мнению Мейнерца - отношения между Константином и Эриком продолжали и в то время оставаться очень близкими.
Ну и кроме того, то, что Константин постоянно находился рядом с Эриком во время его последней болезни (а Эрик разрешал ему быть рядом), то, как тяжело он перенес смерть Эрика, и даже то, что после смерти Эрика Константина в прессе и в литературе стали открыто называть "близким другом", а потом и "любовником" Эрика - все это, на мой взгляд, говорит о том, что связь между Константином и Эриком - любовная ли, эротическая ли, дружеская, супружеская, все вышеперечисленное - почти наверняка существовала до самого конца. И уж безусловно, что Константин был к Эрику привязан, чтоб не сказать - любил его. Что там было со стороны Эрика - трудно сказать. Не исключено, впрочем, что он по каким-то своим причинам притворялся, что менее привязан к Константину, чем это было на самом деле. Та же Пенелопа Рид Дуб, я ее частично процитировала в посте, говорила, что Эрик был очень заботливым по отношению к Константину, но при этом часто мог вести себя с ним холодно - "когда другие были рядом". Мне кажется, это довольно выразительное уточнение.
Уф.)) Надеюсь, я вас не очень заморочила.))
17.09.2016 в 14:04

Ух, я и не надеялась на такой подробный ответ, спасибо!)
Мое личное мнение, что Константин был для Эрика не просто другом, а кем-то больше. И особенно показательными являются как раз последние годы жизни Эрика...Как подумаю, что потом случилось с Константином, так грустно становится.(
Кстати, я тоже всегда обращаю внимание на мелочи, из них потом складывается уже общая и довольно ясная картинка.
17.09.2016 в 14:19

Живи, а то хуже будет
GirlWithAFan, не за что, я всегда рада потрепаться о Константине и Эрике.))
Да мне тоже кажется, что Константин для Эрика был не только другом, но и, выражаясь официальным языком, партнером в личной и профессиональной жизни. И это не изменилось и в последние годы жизни Эрика. Честно говоря, я не очень доверяю Мейнерцу, когда он принимается рассуждать об отношениях Эрика и Константина: у него почему-то против Константина большой зуб (что выглядит очень странно, поскольку обо всех остальных людях, окружавших Эрика, Мейнерц пишет гораздо спокойнее и объективнее), и он старательно намекает читателю, что Константин был Эрика во всех отношениях недостоин. Но тут уж поведение самого Эрика противоречит таким утверждениям. Так что к рассуждениям Мейнерца о связи Эрика и Константина следует подходить с осторожностью, мне кажется.)
И мне тоже очень жаль, что после смерти Эрика жизнь и карьера Константина оборвались так стремительно и почти трагично.