13:26

Живи, а то хуже будет
Наконец-то посмотрела целиком очередную "Жизель" - 1979 год, с Линн Сеймур и Рудольфом Нуриевым. Сама не ожидала, что мне понравится, а мне очень понравилось. Совсем другая история, чем в версии с Карлой Фраччи и Эриком Бруном - но история очень цельная, увлекательная, прекрасно сыгранная и станцованная. Вот все-таки формат фильма-балета подходит "Жизели" - никаких тебе аплодисментов, прерывающих действие, никаких заминок, и прекрасная возможность поиграть с мизансценами и светом. И в версии с Сеймур и Нуриевым эти возможности использованы на все сто - так что эта "Жизель" снята, именно снята, во многих местах лучше, чем "Жизель" с Фраччи и Бруном. Особенно сильное впечатление производит второй акт: виллисы, танцующие при лунном свете и отбрасывающие длинные черные тени, выглядят донельзя таинственными, сильными, угрожающими, ледяными и все-таки страстными - почти те самые "мертвые вакханки", как назвал их Гейне, пересказывая легенду о виллисах (этот пересказ и лег в основу либретто).
Мне неожиданно понравился Нуриев в роли Альбрехта - а ведь после версии с Фраччи 1980 года я уже решила, что нет, это не мой Альбрехт. Думаю, дело даже не в том, что он мог быть не совсем в форме в день записи спектакля с Фраччи, а в том, что просто с Сеймур они лучше чувствовали друг друга. С Фраччи у Нуриева нет такого взаимопонимания, они танцуют вместе, но будто "не совпадают". С Сеймур Нуриев совпадает идеально - и у него и в первом акте сразу получается очень влюбленный, но черт возьми, совсем безголовый Альбрехт. Удивительно - но сорокалетний Нуриев в этой версии выглядит совсем мальчишкой, не жантильничает под бэбэ, не натужно изображает юнца, а просто влетает на сцену в первом акте - и сразу видно: ну мальчишка, ну ветер у него в голове. Очень забавны его первые мимические диалоги с верным оруженосцем, который уж и так, и сяк уговаривает своего господина, что не надо бы затевать все это, незачем, нехорошо. А Нуриев-Альбрехт явно не понимает, что все это может дурно кончиться, и по-детски надувает губы, и прям-таки упрашивает оруженосца, и нетерпеливо ждет, когда же тот наконец-то уйдет со сцены. И вот - уф, наконец-то ушел, и тогда Альбрехт бежит стучаться в дверь Жизели. И мордашка у него такая детская и шкодливая, что прямо слышишь: "А Жизель выйдет? А скиньте мячик!".
Многобуков о Жизели и вокруг

@темы: Не только Дягилев или "вообще о балете", Rudolf Nureyev, "Giselle"

Комментарии
15.01.2015 в 14:27

Ну вот, а мне твоя рецензия на Жизель с Нуриевым и Сеймур понравилась куда больше самой этой Жизели ) Может, все дело в том, что ты раньше смотрела версию Нуриев-Фраччи, привыкла уже к Руди в этой роли...ну, и сравнительно с той версией эта тебя порадовала. А я смотрела сразу после Бруна, мне мало зашло. Для меня тут мальчишка-Альбрехт все-таки слишком самовлюблен, я не очень вижу, как между ним и Сеймур искрит. Ну, и почти по всем пунктам так.. кроме одного: Мирта и виллисы душевно радуют )
15.01.2015 в 14:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну вот, наверно, нужно смотреть эту "Жизель" либо не сразу после "Жизели" с Бруном, либо сразу после "Жизели" 1980 года.) Я не то чтобы привыкла к Руди в этой роли, наоборот, я совсем не ожидала, что он мне зайдет в версии с Сеймур - а зашел, и даже очень, а я-то ждала, что он будет так же пафосен и малоубедителен, как в версии с Фраччи. Но ошиблась, и очень порадовалась своей ошибке. Что до самовлюбленности - вот правда, в версии с Фраччи он самовлюбленный, а тут... просто очень легкомысленный, но как раз тут я верю в его любовь к Жизели.) И искру между ним и Сеймур тоже вижу.
Мирта и виллисы нереально жгут и пепелят.) Очень драйвовый у них женский коллектив, сплоченный и... и вот я говорю: фемслэшер чувствует простор для фантазий.) И танцуют они очень хорошо, тоже прямо искры летят.
Слушай, а ведь насколько я поняла, ты эту версию с Сеймур смотрела все-таки не совсем целиком, а тыкала и подматывала?
15.01.2015 в 14:47

М-ль Люсиль, я потом посмотрела целиком, так что все по-честному ) Но вот полюбить - так и не полюбила. Просто нам они по-разному увиделись. Тебе Сеймур увиделась крестьяночкой, а мне почудился переигрыш, пускай и не фатальный, но все же ощутимый. Тебе понравилось, как она во втором акте приподнимает Альбрехта, а я хохотала: сейчас она его и до дома донесет. Короче, нечасто бывает, но тут мы с тобой как-то очень по-разному увидели спектакль. И я считаю, все дело в порядке просмотра ) Мне теперь интересно, что ты про Макарову-Барышникова скажешь )
15.01.2015 в 14:57

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, нет, ну всякое бывает, кому что.) Хотя и жаль, что тебе эта версия не зашла, но что поделаешь! Буду одна радоваться. Мне как раз и понравилось, что в первом акте Альбрехт этак покровительственно обнимает маленькую Жизель, проявляет инициативу, а во втором акте все наоборот - она его и обнимает, и защищает. И еще интересно, что эта версия очень "контактная", если можно так выразиться: и во втором акте у Альбрехта и Жизели много прикосновений и объятий. А в версии с Фраччи и Бруном - я специально это отслеживала - упор сделан на то, что Жизель все время будто выскальзывает из рук Альбрехта, он совсем не может ее удержать. Но это им очень подходит - так же, как и Нуриеву с Сеймур, мне кажется, подходит именно "контактность" и "кинестетичность".)
Макарову-Барышникова я пока только немножко тыкала, в частности, па-де-де с цветами из второго акта. Но конечно, еще рано говорить определенно, надо смотреть целиком. Па-де-де станцовано хорошо, прыжок у Барышникова изумительный, конечно.
15.01.2015 в 15:10

смотрела эту версию не сразу, но после фильма 1969г. и последней всё же прониклась больше, почему-то дуэту Фраччи и Бруна поверила больше. и, что для меня совсем не типично, Жизель-Фраччи пробудила женскую солидарность, и по завершении просмотра я бы утверждала, что мужики-таки козлы, но Эрику готова простить всё :-D
а вот Сеймур и Нуреев как дуэт оставили как-то равнодушной. Хотя фильм в композиционном плане понравился больше, здесь согласна полностью с Вашей оценкой второго акта. и по поводу первого: по сравнению с фильмом 1969 их самый первый номер такой взрослый, в смысле сексуальный (хотя, это же Нуреев, он без этого могёт:-D). как Альбрехт Жизель наглаживал в самом начале - очень откровенно. но я не знаю, как мне больше нравится: почти невинность Фраччи и Бруна или неприкрытое сексуальное влечение Альбрехта-Нуреева.
15.01.2015 в 15:19

Живи, а то хуже будет
norakura, ну, версия 1969 года все-таки вне конкуренции, хоть я и расхвалила версию Сеймур-Нуриев, но только что включила версию 1969 на пять минут, а потом с трудом заставила себя оторваться, потому что - ну Фраччи и Брун ослепительно прекрасны, и пока никто с ними не сравнится.))
А я вот подумала: да, у Сеймур и Нуриева больше сексуальности во взаимодействии, но мне эта сексуальность, наверно, не кажется взрослой, это что-то подростковое, отсылающее, пожалуй, к "Ромео и Джульетте". Этакая вариация на тему: молодые влюбленные, которые уже тянутся друг к другу неплатонически... но все равно еще кажутся подростками, а не взрослыми. Жизель-Фраччи и Альбрехт-Брун и старше, и сдержаннее, и лиричнее... ну и Альбрехт Эрика гораздо холоднее, он свои чувства держит в узде, а Альбрехт Нуриева на все реагирует живо и непосредственно - и на Жизель тоже.))
Но вот это сексуальное влечение и желание у него получается сыграть с Жизель-Сеймур, а в версии 1980 года, с Жизель-Фраччи - все опять весьма платонично. Впрочем, оно и понятно - другая постановка, другая партнерша.)
15.01.2015 в 15:33

М-ль Люсиль, Альбрехт Нуреева точно знает, чего он хочет )) не только от Жизели, но и по жизни)
подумала, наверно из-за того, что Брун с самого начала играл очень лиричного персонажа, его страданиям во второй части верю безоговорочно. с Нуреевым же трагизм что-то не вяжется :nope: (и это касается не только этого балета), не то чтобы он играл неубедительно, нет, ему верю. не верю его героям.
15.01.2015 в 15:42

Живи, а то хуже будет
norakura, ммм, а я, пожалуй, верю трагизму Альбрехта-Нуриева в версии с Сеймур - и совсем не верю ему же в версии с Фраччи. Но там он безбожно переигрывает во втором акте и беспощадно грызет кулису. В версии с Сеймур он играет сдержаннее и талантливее (и танцует лучше, чем в версии с Фраччи). Но это все имхо, разумеется.))
А Альбрехт Бруна - я где-то об этом уже говорила, но повторюсь :) - и в первом акте, когда все еще безоблачно, кажется вполне себе трагичным персонажем.
15.01.2015 в 15:47

М-ль Люсиль,
когда все еще безоблачно, кажется вполне себе трагичным персонажем.
согласна полностью. он как бы спойлерит весь сюжет как-то только появляется ))
15.01.2015 в 16:26

Живи, а то хуже будет
norakura, и даже странно, что в конце он все-таки остается в живых.))