22:59

Живи, а то хуже будет
Чем больше читаю Кавану, тем сильнее хочу Мейнерца. Кавана, конечно, интересно описывает отношения Бруна и Нуриева, и вообще уделяет Эрику довольно много внимания, но все равно - она смотрит на Эрика "со стороны Нуриева", если так можно выразиться. А я бы хотела взглянуть на Эрика "со стороны Эрика". Проще говоря, я хочу книгу, где главным героем был бы Эрик, а не Нуриев, вот и все.
А отношения Эрика и Рудольфа, если судить по книге Каваны, по письмам Эрика, по свидетельствам очевидцев, - были действительно и мучительными, и деструктивными, и невыносимыми для обоих. Даже не знаешь, кого больше жалеть. Может быть, Рудольфа жаль даже чуточку больше: он не был готов к тому, что Эрик, казавшийся таким уравновешенным и невозмутимым, на самом деле был очень нервным, склонным к тяжелейшим депрессиям, интровертным, мучительным и для себя, и для окружающих человеком. Рудольф явно думал, что Эрик будет ведущим в их паре, учителем, наставником, старшим во всех отношениях. А Эрик не мог постоянно быть старшим при Рудольфе, и чем дальше, тем больше тяготился этой ролью, и задыхался, и отступал, уезжал, убегал, а в разлуке тут же начинал дико тосковать без Рудольфа и писать ему действительно душераздирающие письма. А стоило им встретиться - и все опять начиналось заново: столкновение характеров и темпераментов, разные взгляды, разные запросы, разные желания, и все это помножено на огромную взаимную любовь и влечение. И вместе им быть невозможно, и в разлуке тоже, вот уж воистину - "что мешает тебе и мне? я хочу умереть во сне и проснуться рядом с тобой" (весьма в духе писем Эрика, кстати). И еще Эрик ревновал и изводился из-за физической неверности Рудольфа. И в одном недатированном, но явно позднем, прощальном по тону письме он говорил: "...если ты боишься провести даже одну или две ночи в одиночестве... значит, ты не знаешь, что такое настоящая любовь...". Рудольф явно не считал эти сексуальные приключения изменами Эрику, но Эрик воспринимал их именно так и переживал очень болезненно. И это тоже разрушало их отношения.
В конце концов, даже к лучшему, наверно, что они сумели перевести свою связь на другие рельсы, остаться и друзьями, и коллегами, и просто очень близкими людьми, но уже не любовниками (или, скажем так, не постоянными любовниками, потому что бог знает, прервалась ли их физическая связь окончательно именно в конце шестидесятых, да и неважно это). Как ни странно, теперь они могли любить друг друга, но уже не предъявлять друг другу такие высокие требования и не мучиться так, как раньше. А Эрику еще и повезло встретить Констатина Патсаласа, с которым ему явно было спокойнее и комфортнее, чем с Рудольфом. Хотя их отношения наверняка тоже были не безоблачными, но все-таки и не такими болезненными. И с Константином Эрик мог жить, не разлучаясь или разлучаясь ненадолго, а для него это значило очень много - ведь с Рудольфом ему то и дело приходилось расставаться надолго, а встречаться редко и от случая к случаю. С Константином Эрик мог жить вдвоем, а с Рудольфом - увы, не вышло.

@темы: Rudolf Nureyev, Erik Bruhn

Комментарии
13.01.2015 в 09:52

Так ведь и Эрик, я думаю, был совсем не готов к тому, что на него обрушится это бедствие с Востока. У него была полна голова тараканов (как у адмирала Ройенталя, хотя тараканы были и другие )) ), ему бы найти себе кого-нибудь терпеливого и нежного. Вот, наверное, в лице Патсалоса он его потом и нашел. Но до этого взял и влюбился в совершенно неподходящего Рудольфа. Тот, судя по тому, что я о нем знаю, всегда был мастером брать, а не давать (не в постели, хе-хе, а по жизни), он знал, как нужно от людей добиваться того, что ему нужно. Причем добиваться наскоком, напором, упрямством. С такими данными стены проламывать хорошо, а травмированного интроверта таким подходом можно натурально убить. Потому что будет себя чувствовать без сил, "высосанным", а ресурс ему восполнять нечем. Интроверт без травмы сам от себя заряжается, а у Эрика, боюсь, этот процесс если и шел, то очень замедленно. Руди его просто съедал - и ведь он же не знал, что съедает, он думал, так и надо. А Эрик, небось, чувствовал себя обобранным, потому что отдачи не видел. Руди-то его любил, но что Эрику с того было?
13.01.2015 в 13:50

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, все именно так и было - ну, если верить Каване и приведенным ею свидетельствам разных людей: Руди буквально высасывал Эрика, очень быстро доводил до эмоционального изнеможения и истощения. И сам этого то ли не понимал, то ли просто не мог с собою совладать: ему нужен был весь Эрик, целиком, без остатка, а Эрик долго не выдерживал такого давления. И тогда начинались и срывы, и скандалы, и чем дальше, тем больше. Эрик пытался отстоять хоть немного личного пространства, а Рудольф просто не понимал, зачем ему нужны эти личные границы. Хоть у Каваны это прямо не сказано, но я предполагаю, что если Эрик говорил: раз ты не можешь быть мне верным в разлуке, значит - ты меня не любишь по-настоящему, - то Рудольф мог говорить/думать/чувствовать что-то вроде: раз ты не хочешь целиком впустить меня в свою жизнь, отдать мне всего себя - значит, ты меня не любишь по-настоящему. Причем потом уже, с другими партнерами, Рудольф сам не допускал безоглядного сближения, никого не подпускал к себе так близко, как Эрика, боясь эмоциональной уязвимости. Он тоже научился с Эриком, как это бывает, когда ты абсолютно беззащитен из-за своей любви к другому человеку - и как опасна эта беззащитность.
13.01.2015 в 14:04

М-ль Люсиль, в общем, они оба многому научились, но от этого история не становится печальнее. Сами уроки были полезны, но невеселы.
А вообще, я думаю, Рудик просто этого не понимал: такого типа нервной организации и как это работает. Потому что если б понял, мог бы и меры принять. Он же не дурак был и сильно цеплялся за Эрика. Но никак не мог понять, что делает не так.
13.01.2015 в 14:10

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, эта история наглядно иллюстрирует тезис о том, что взаимная любовь вовсе не обязательно может сделать любовников счастливыми. И даже наоборот - принести им больше горечи, чем радости.
А Руди действительно не мог понять логики поступков Эрика - когда тот то тянулся к нему, то отталкивал, то тосковал, то замыкался, то писал Рудику мрачные, почти прощальные письма, а на следующий день отправлял уже совсем другие, влюбленные и нежные послания, полные надежд на будущее. Руди просто не поспевал за изменениями его настроения - и тоже мучился, и явно не мог понять, любит ли его Эрик или не любит вообще.
13.01.2015 в 14:16

М-ль Люсиль, бедняги, оба. И в самом деле, начинаешь радоваться, что они смогли хотя бы отпустить друг друга - и продолжить общаться уже без совместной жизни. Альтернативы у них могли быть и намного более неприятными.
13.01.2015 в 14:23

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, могло все дойти до полного разрыва и ненависти. Но такое чувство, что как только они формально разошлись, как сразу обоим стало гораздо легче друг с другом. Хотя у Бруна вообще эти годы - конец шестидесятых и начало семидесятых - были очень тяжелыми. Потом немного полегчало, да и с Патсаласом он как раз встретился в 71 году, и мне кажется, эта связь тоже помогла ему успокоиться.
13.01.2015 в 14:36

М-ль Люсиль, Вот я и говорю: хорошо, что разошлись и успокоились, каждый по-своему. Хотя, конечно, сказки с хэппи-эндом не получилось. Но часто ли она вообще получается, тем более в балетном мире: нервном, переменчивом и очень напряженно живущем?
13.01.2015 в 14:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну-у... кхм. Глубоко задумалась. Наверно, вариант хеппи-энда в балетном мире для меня - это Долин и Гилпин (да, несмотря на браки Гилпина и его безвременную смерть).) Но это скорее исключение из правил. Хотя я думаю, я просто многого не знаю, чтобы рассуждать с полной уверенностью.)
13.01.2015 в 15:25

М-ль Люсиль, надо ведь еще помнить, что многие счастливые истории - это достаточно тихие истории, они бывают не на виду...так что очень легко их не знать. Разве что случайно заинтересуешься кем-то таким, тут оно и всплывет )
13.01.2015 в 15:26

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ага, так и есть.) Ну и зачем далеко ходить, те же Брун с Патсаласом - чем не хеппи-энд? По крайней мере, производит такое впечатление.)
13.01.2015 в 15:34

М-ль Люсиль, ну, знаешь, этот хэппи-энд был очень недолгим, и оба тяжело умирали, так что все равно всё грустно. Не считается.
13.01.2015 в 15:55

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, так ведь все умрут, в конце-то концов. И хеппи-энд с Патсаласом длился почти пятнадцать лет, так что это немало.