13:44

Живи, а то хуже будет
Сижу и смотрю "Красные башмачки" с Мясиным в натуральную величину. Это ужасно. Я через каждые пять минут останавливаю видео и радостно бегаю по стенам и потолку, издавая восторженные кличи. Какой там Мясин! Вы понимаете, ему же там пятьдесят три года, а он красив, как черт, гибок, как сто чертей, легок, как сам дьявол, глазаст, элегантен, и в самом начале фильма появляется в костюме Мельника из "Треуголки". Я как это увидела, так завизжала в первый раз, как будто меня резали. А вот только что, в сцене репетиции, он ласково сказал тамошней приме-балерине: "Кукушка!" - по-русски, и это так прозвучало, что просто ах и унесите пудинг. В общем, люблюнимагу, этот фильм надо ценить хотя бы за то, что там есть Мясин.
Впрочем, пока что и все остальные там оставляют очень приятное впечатление. В том числе и главный герой Борис Лермонтов, списанный, естественно, с Дягилева. Правда, когда он закурил, я захохотала и заявила, что Дягилев никогда не курил, и для пущей аутентичности надо было бы вручить этому Лермонтову щепотку кокаина. Но все равно, хоть это и не Дягилев, а персонаж "на основе Дягилева", но выглядит он намного естественнее и ярче, чем как бы Дягилев из фильма "Нижинский". Но посмотрим, что будет дальше.
UPD. Как это говорится? Достижение разблокировано: смотрел фильм "Красные башмачки", зашипперил Бориса Лермонтова с Гришей Любовым (Мясиным). И это только половина фильма. А вообще, фильм пока мне нравится. Я боялась, будет клюква и ерунда - ан нет, удивительно, но клюквенности нет (опять же, не то что в "Нижинском";). Играют все от души, главная героиня - рыжая такая и очень милая. И ужасно порадовала промелькнувшая в фильме афиша "Ballet Rambert", труппы Мари Рамбер.
UPD-2. Досмотрела все-таки, легла спать в результате в полпятого утра. Сама виновата, если б смотрела подряд, а не бегала по потолку при каждом появлении Мясина - то закончила бы с фильмом гораздо раньше. Впечатления смешанные. Обычно этот фильм преподносят как историю печальных отношений властного импресарио Лермонтова (который, как я уже говорила, откровенно напоминает Дягилева) и молодой балерины Вики Пейдж, разрывающейся между любовью к танцу и любовью к мужчине. Третьей стороной в этом треугольнике выступает молодой композитор Джулиан, сочинивший балет "Красные башмачки". Лермонтов ставит этот балет - с Вики в главной роли, открывает и для Вики, и для Джулиана пути к славе и хорошие карьерные перспективы. Но когда выясняется, что Джулиан и Вики влюбляются друг в друга, Лермонтов приходит в ярость, увольняет Джулиана, а верная Вики уходит вслед за ним - фактически в никуда.
Это не стандартный любовный треугольник: Лермонтов в Вики не влюблен (создатели фильма сами говорили, что он гомосексуален - как и Дягилев; конечно, в фильме 1948 года нельзя было сказать об этом прямо, но это подразумевается), он только хочет, чтобы она танцевала у него и не отвлекалась ни на что вокруг, чтобы она посвятила всю себя - танцу. А Джулиан хочет, чтобы Вики была с ним, поддерживала его, ну, а что до танца - он считает, что предложения найдутся, без работы она не останется. Да и вообще чувствуется, что он не понимает, что значит танец для Вики. Он уверен, что его собственная музыка - гораздо важнее.
И мне в конце концов показалось, что злой гений бедной Вики Пейдж в этом фильме - вовсе не Лермонтов, уговаривающий ее танцевать, о нет. Злой гений - это Джулиан, который фактически и доводит Вики до спойлер. Эгоистичный молодой человек, уверенный в собственной гениальности и без зазрения совести шантажирующий свою несчастную жену: мол, если ты сейчас выйдешь на сцену (когда Вики после уговоров Лермонтова снова возвращается в его компанию, чтобы выступить в "Красных башмачках"), то все, между нами все кончено, разрыв, развод и девичья фамилия. Доводит он бедную Вики до истерики и торжественно уходит - мол, это он тут жертва и несчастный брошенный муж. А Вики опять спойлер Кто виноват, Лермонтов виноват? Или, может быть, Пушкин? Нет, нет, не уговаривайте, во всем виноват этот долбаный герой-любовник Джулиан.
В общем, получилась история из серии "Не ходите, балерины, замуж, добром это не кончится". Но фильм все равно очень, очень мил. Особенно если уже поднахвататься информации про "Русские балеты" - тогда можно радостно отыскивать в "Красных башмачках" отсылки и пасхалки. Ну ладно, Мясин - это одна огромная пасхалка (и как же он прекрасен, просто очарователен!), да и Лермонтов - тоже. Но там, например, фигурируют афиши с дягилевскими балетами - например, с "Лавочкой чудес", которую ставят у Лермонтова (и да, там аккуратно указан хореограф - Леонид Мясин); там на две секунды появляется женщина, ведущая балетный класс, - явная аллюзия на Брониславу Нижинскую; там показано обсуждение и обдумывание нового балета - как это у Дягилева было, "всем комитетом", с участием хореографа, композитора, художника, всех заинтересованных и полезных лиц. И так далее, и так далее, пусть это мелочи, но очень осмысленные, прочувствованные мелочи (опять же - чего и в помине нет в "Нижинском").
Короче говоря, очень советую этот фильм тем, кто интересуется Русскими балетами. Там есть на что посмотреть. И там - Мясин! Стоит смотреть хотя бы на Мясина и кайфовать.

@темы: Дягилев и все-все-все

Комментарии
20.08.2014 в 14:27

Вот я увидела у тебя первую часть отзыва, и пошла тоже смотреть Красные башмачки - зря, что ли, качала? И ты права, не фильм это, а одна огромная пасхалка любителям Русских балетов. Специальный рождественский выпуск ) Мясин прекрасен и Мясина в фильме оказалось много - я думала, его так пригласили "для ради важности", примерно как Долина в "Нижинского". А оказалось, у него там и балетная и артистическая роль большая, и смотреть одно удовольствие. Бог мой, сколько у человека темперамента (я уж не говорю - как он сохранил и фигуру, и бешеную подвижность). Он там как актер переигрывает пару главгероев без всяких усилий, а им бы положено было уметь играть.
Сам их "балет в фильме" про красные башмачки, конечно... мда. Дягилев, я думаю, сказал бы: "Резать!" и про музыку, и про сюжет, и про хореографию. Но уж ладно, я напрягла фантазию, стала глядеть на Мясина и убедила себя, что это, типа, великий балет )
А вот театральная атмосфера: репетиционная толчея, классы, совещания у шефа, предпремьерная лихорадка - это все было просто восторг! Такое атмосферное, так прекрасно обыгранное - настоящее закулисье Русских балетов, разве что финансовых дыр нам не продемонстрировали, но не о них там ведь и речь. По фильму можно подумать, что у Лермонтова денег куры не клюют - так ведь и по Дягилеву, если не знать подоплеки, наверное, тоже так казалось. И все эти названия - я тоже порадовалась на Бутик фантастик - и якобы Бронюшка, и балет Рамбер, и имя для тамошнего художника и декоратора, Сергей, отсылающее ко всем Сергеям Русских сезонов (а для меня прежде всего - к Григорьеву)... И это вавилонское смешение языков в театре... Одним словом, фильму за это высший балл из возможных. Этой атмосферы в "Нижинском" не чувствовалось совсем, там это было. наверное, и не нужно создателям, а тут оказалось очень кстати. Атмосфера "другого мира", и чувство локтя в труппе, и пестрое мельтешение людей, событий и отношений - то, на что тоже подсаживается героиня, не только на собственно танец.
Но вот странная фишка: я ждала развернутую любовную линию, чтоб была сильная оппозиция линии "любви к балету" - а она в фильме выглядит удивительно скупо и лично меня не убеждает ни капли. И в самом деле, подумать, так прав там в финале Лермонтов: Ну, иди, будешь образцовой домохозяйкой, с кучей детей - и больше никогда танцевать не будешь. После этого и вправду захочется сыграть Анну Каренину, если в самом деле танец - смысл жизни. Муж, конечно, "герой", обязал по гроб жизни - уехал с первого представления своей оперы. А нет бы прибежать с обетом: "Дорогая, я больше не пишу музыку и устроился работать на завод". Тогда можно было бы поговорить о симметричных ответах на санкции )) А так ведь вышло, что он-то будет композиторствовать вволю, а ей останутся три К. И, увы, не увидела я ни у него, ни у нее какой-то великой любви, которая бы и вправду сносила крышу и тянула в свою сторону.
20.08.2014 в 14:44

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ыыы, как я рада, что тебе понравилось.) Мясин там ослепительно хорош, такой сгусток энергии, такой поразительно веселый и радостный тип, что прям смотрел бы на него и смотрел еще, и не надоело бы. И да, этот фильм дает представление и о его актерских способностях - и актер он прекрасный, ничего не скажешь. Ну, не зря же он изначально собирался все-таки уйти в драматические актеры - и если б Дягилев его не перехватил на полпути, Мясин бы как следует развернулся в театре. Правда, тогда бы балет лишился чудесного танцора и хореографа, и в "Красных башмачках" мы бы его тоже не увидали, так что - все что ни делается, все к лучшему.
А еще меня умилило, что Мясин такой ма-а-аленький.))) И в эпизоде перед премьерой "Красных башмачков", когда они с Лермонтовым обнимаются, мне ужасно понравилось, как Мясин на носочки встает.
Но вообще я считаю, что играют там все хорошо. И этот Лермонтов мне понравился - разве что в самой последней сцене, когда он объявляет, что поезд дальше не пойдет мисс Пейдж сегодня не танцует, - то там он будто бы переиграл, пережал со слезою в голосе. Ну ладно, зато в остальных сценах он был хорош, мне кажется.
Сам-то балет - ну, у Дягилева бы такое не поставили, я думаю.)) Или, может быть, поставили, но не так. Идея интересная, а реализация - так себе.
Что касается всего этого изображения закулисья и повседневной жизни труппы - да, да, вот тут создатели ухватили самую суть, смотришь и кричишь: да, верю, верю, узнаю Русские балеты! Никого ведь не забыли, даже театральных мамаш.) И смешение языков тоже очень здорово представлено - мне страшно понравилось, как те же Лермонтов и Мясин (не могу его называть по роли Любовым - Мясин и Мясин, и точка) быстро и без усилий переходят с французского на английский и обратно. Выглядит это очень органично и не натужно. И еще вот это объявление о костюмной репетиции "Жизели" на трех языках - ведь черт возьми, и без ошибок написано, не придерешься.)))
И после этого объявления еще подумалось: интересно, а сам Дягилев в двадцатые уже годы писал по-русски по старой орфографии - или перешел на новую? И вообще, в Русских балетах после революции в каких-то официальных бумагах типа контрактов использовали старую орфографию - или новую? Мелочь, а интересно.
А любовную линию - согласна, как-то скомкали: бац - и вот, пожалуйста, уже любовь до гроба, и вся труппа в курсе. Причем муж оказался собственником похлеще Лермонтова. И меня тоже взбесило, что он не собирался ничем поступаться ради Вики - у него, блин, опера, он же такой гениальный композитор, а жена? ну, что жена, жена где-нибудь станцует, а не станцует - ну и ладно, переживет.
20.08.2014 в 15:57

М-ль Люсиль, правильно Дягилев Мясина перехватил на полпути в большие и малые академические театры ) Учитывая, в какой стране Мясин остался бы со своим театром, теперь мы в лучшем случае встречали бы его в "Театральном романе" в общем хороводе актерских масок и рож. А так - вот, смотрим почти живьем, в цветном фильме хорошего качества. Своевременный отъезд на Запад продлевает жизнь в искусстве )))
И да, он совсем маленький - но видно же, видно, что его это не гнетет, вон он как голову задирает и на всех покрикивает. Вполне естественно так покрикивает, даром что, говорят, в жизни на репетициях он бывал спокоен, куда там прочим дягилевцам! И на французский-английский-русский он перескакивает прелестно ("Кукушка"!!!) Кстати, тамошний Лермонтов-Дягилев мне тоже очень понравился. Вот он, в отличие от Дягилева из "Нижинского" - не бизнесме от искусства, вот он жизнь вкладывает в свое дело, очень правильный подход, дягилевский. Да и вообще, я боялась, из него в этом фильме сделают несколько злодейски-карикатурного типа (описания наводили на такую мысль) - ан нет, не карикатура, вовсе даже нет.
Хм...интересный вопрос насчет орфографии... но чтобы его разрешить, надо увидеть хотя бы один образец написанного Дягилевым в двадцатые годы по-русски увидеть...а хде?
А их гениальный композитор мне не понравился еще с первой сцены, в которой он ронял бутерброды с галерки в партер и орал "Палмер! Палмер!" Право слово, как малолетняя фанатка Армитиджа на спектакле с участием своего кумира. )
20.08.2014 в 16:17

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хех, ну, я не отказалась бы встретить Мясина и в Театральном романе - интересно, каким бы его там изобразил Булгаков?) Но так, в цветном фильме, в полный рост - так еще лучше. И голос можно послушать, и полюбоваться во всех ракурсах...) А какая у Мясина талия! Какие бедра! Амммм...
Покрикивает он на всех отчасти в стиле Чекетти. Но вообще, по воспоминаниям тех, кто с ним работал (например, по воспоминаниям Александры Даниловой), он, может, и был относительно спокоен на репетициях, но буквально ломал танцовщиков, чтобы получить от них то, чего хотел. Ну и темперамент у него при всем при том был все-таки взрывной и бешеный. Так что поведение в фильме - это еще не худший вариант.) И он такой обаятельный...
Что касается Лермонтова-Дягилева - да, вот он не карикатурный, очень "каноничный", что ли, и не клюквенный. Не бизнесом занимается, а творчеством, как Дягилев. И ради этого творчества не пожалеет ни себя, ни других.

Хм...интересный вопрос насчет орфографии... но чтобы его разрешить, надо увидеть хотя бы один образец написанного Дягилевым в двадцатые годы по-русски увидеть...а хде?

А вот фиг знает, где это можно увидеть. Попробую перелистать все свои книги - вдруг там где-нибудь есть факсимиле дягилевских документов? Просто я же прицельно раньше не искала этого, а теперь вот стало интересно.
Возвращаясь к фильму - да, композитор чудесно зарекомендовал себя уже в первой сцене. Вообще он мне не понравился - надутый, спесивый... но музыку пишет, прости господи, невыразительную и скучную.:Р
20.08.2014 в 16:27

М-ль Люсиль, да, и послушать. и посмотреть - а про талию и бедра он и сам знал, что красивые. Потому и любил их подчеркивать соответствующего кроя брюками ) Вот же умел человек маскировать свои недостатки и подавать во всей красе достоинства! Все-таки очень умен был...жаль, что скрытный только.
Короче, разблокировали мы с тобой Мясина мало-помалу, я смотрю. А ведь, казалось, не привыкнуть, не привязаться...
А с Лермонтовым прям начинаешь иногда терять границу между ним и С.П. и ныть: ну вот, что вдруг за чушь, при чем тут брак как таковой? Если балерина замужем за мафией - в смысле, за человеком из своей труппы, работает всерьез - ну и прекрасно, и пускай. А то Дягилев мешал замуж идти Чернышевой, Соколовой или там вон, Вере Фокиной! ))) Другое дело, когда жениться собиралась очередная жена Дягилева - тут он становился суров )
20.08.2014 в 16:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, вот спасибо Юрочке Зоричу и "Красным башмачкам" - теперь и Мясин нам стал как родной.) А что скрытный был - ну что ж, такой характер, обратно не переделаешь. Черт, скорее бы мне пришла уже его биография! Может, в ней написано подробнее о том, каким он был.

А с Лермонтовым прям начинаешь иногда терять границу между ним и С.П. и ныть: ну вот, что вдруг за чушь, при чем тут брак как таковой? Если балерина замужем за мафией - в смысле, за человеком из своей труппы, работает всерьез - ну и прекрасно, и пускай.

Хех, ну, тут же и объяснение дано: как только Вики влюбилась, так сразу стала танцевать хуже (и мне все это напомнило "Театр" Моэма: помнишь, там есть эпизод, где влюбленная Джулия уже не играет, а транслирует собственные чувства, и это выглядит просто ужасно). А Лермонтов - как, впрочем, и Дягилев - он такой человек, он халтуры не потерпит. Поэтому и требует немедленно прекратить любовные шашни и заняться делом.)
А вообще бедному Лермонтову плохо - это сорок восьмой год, ему даже не могут подарить на экране такую жену, как у Дягилева.) С Гришей пейринг возможен, но это так, служебный романчик, а не брак.)))
20.08.2014 в 17:21

М-ль Люсиль, зависит от автора. Вот будет весело, если автор биографии Мясина так же любит своего подопечного, как биограф Марковой любила свою. Все плохие или, в лучшем случае, так себе завистники, а Леля - герой! )влюбленная Джулия уже не играет, а транслирует собственные чувства, и это выглядит просто ужасно Ну да, ну да, причем она-то думает: ах, как я сегодня играла! А потом муж ей и говорит: ужас, переиграно, невозможно смотреть. Классический случай. И то верно, на работе надо работать, а не поцелуйчики ловить.
А вот отношения Лермонтова и Гриши в этом фильме - так и чудится мне, что это мечта реального Мясина, воплощенная в жизнь: что было в прошлом, то было, но без ссор разошлись, остались лучшими друзьями, вместе делаем гениальные балеты. Ругаемся при этом, как старые супруги )
А фильмовый Лермонтов, лишенный старой цензурою личной жизни, с головой ушел в творчество и стал портить личную жизнь всем окружающим )))
20.08.2014 в 18:29

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, концепция "все... хм... гомосексуальная мафия, а Леля - д'Артаньян" - тоже по-своему любопытна, я бы с интересом посмотрела, как биограф бы ее реализовал. Но что-то мне подсказывает, что у Лели биограф был не такой влюбленный в свой предмет, как биограф Марковой. Все-таки Лелю сложно любить, что ни говори (если, конечно, ты не Дягилев или не Зорич).)))
Да-да, а то что на работе надо работать, а не поцелуйчики ловить - это совершенно верно. Если балерины станут, танцуя, строить глазки своим мужьям-женихам-ухажерам, а те станут посылать им поцелуйчики и подмигивать, то это уже получится не то мюзик-холл, не то, прости господи, императорские театры. Балаган, короче говоря.

А вот отношения Лермонтова и Гриши в этом фильме - так и чудится мне, что это мечта реального Мясина, воплощенная в жизнь: что было в прошлом, то было, но без ссор разошлись, остались лучшими друзьями, вместе делаем гениальные балеты. Ругаемся при этом, как старые супруги


Хех, а ты знаешь, в этом что-то есть.))) Отношения у них очень теплые, и можно запросто им нарисовать хороший роман в прошлом и хорошую дружбу - в настоящем. Но этот Гриша в фильме - такая вертушка и кукушка, что он мог Лермонтова в личной жизни немножко утомить. А в профессиональной - ну нисколечко, потому что Гриша свое дело знает.)
Мне еще ужасно нравится, как перед премьерой "Красных башмачков" Гриша называет Лермонтова "Боря". Очень мило это звучит и очень достоверно (называли же Дягилева его мальчики - "Сережа").)
20.08.2014 в 19:04

М-ль Люсиль, одним словом, придет биография, и все выяснится! А если даже ты и Дягилев, то все равно трудно любить Лелю, когда он наставляет тебе рога с Верочкой Савиной )
Балаган отставить, подаренные ухажером сережки и цепочки снять, рты закрыть - и на репетицию, живо, живо! ) А за дирижерский пульт поставить бородатого Ансерме, чтоб все было серьезно.
Да, Гриша в фильме уж настолько скачет и пляшет, что с ним было бы слишком беспокойно в личной жизни. Но, черт возьми, не могу успокоиться - как же Мясин танцует, и вот тот кусочек комического танца из Лавки, и вообще всё - как молодой.
(называли же Дягилева его мальчики - "Сережа")И даже "Сереженька" )))
20.08.2014 в 20:02

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, зато легко любить Лелю, когда он еще совсем юный, необстрелянный, и когда ты сам наставляешь с ним рога изменщику Ваце Нижинскому.))
Мне в фильме еще понравился другой дирижер, придавший Джулиану ускорение шлепком перед премьерой "Башмачков". Причем я когда смотрела - ну прямо чувствовала: сейчас он поддаст этому щенку по заднице.) И не ошиблась!
Хотя Ансерме, конечно, даже лучше этого дирижера.
А Мясин - да, танцует изумительно, и вообще, двигается так легко, что со спины ему больше двадцати не дашь. Да и в лицо он выглядит гораздо моложе своих лет, крупные планы его не предают и не портят. Прелесть. И как же здорово, что в фильм вставлены маленькие кусочки его знаменитых ролей. Это тоже такая замечательная пасхалка.)
А в мемуарах он вспоминал, что ему было нелегко учить текст к фильму, потому что с английским у него все-таки были проблемы. Но акцент у него пусть и сильный, а тоже милый. И болтает он очень бегло.)
21.08.2014 в 08:35

М-ль Люсиль, ну, с Вацей Нижинским это была уже не проблема наставления рогов, а проблема "поскорее забыть тебя с другим". И Дягилев с этой задачей успешно справился, и не в последнюю очередь благодаря тому, какой умница Леля ему подвернулся.
Ага, второй дирижер в фильме был очень хорош - и придал ускорения совершенно по делу )
Да, акцент у него сильнейший, но в этом фильме он как раз на месте: кто в Русских балетах говорил по-английски без акцента? И на всех других языках тоже )) И сразу вспоминается семья Соколовой в Монте-Карло, говорящая на польском, русском, английском и на французском в версии Монте Карло )
21.08.2014 в 11:06

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, с таким умницей Лелей зачем мне этот глупый Ваца? - заявил Дягилев и уехал... нет, не в Баден-Баден, туда он уедет гораздо позже и с Маркевичем. А с Мясиным он уехал в Италию и прекрасно провел время.)
Что касается акцента Мясина-Гриши - да, верно подмечено, уж на английском в Русских балетах точно все говорили с акцентом. А вот по-французски, я думаю, более бегло - ну, по крайней мере, те, кто этот язык знал. Тот же Мясин, например, щебечет по-французски очень бойко, практически без акцента.))
21.08.2014 в 12:30

М-ль Люсиль, и все засмеялись, а Ваца заплакал! )) Нет, у него была жена и семья, и зачем ему этот Дягилев? Но все равно, ужасно обидно... Почему это он глупый, ууу?
Я во французском не спец, но мне тоже чудится, что французский у Мясина беглый и звучит хорошо. А главное - как он скачет по языкам, как птица по жердочкам )
21.08.2014 в 13:28

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, откуда же Дягилеву знать, почему Ваца глупый? Таким уж уродился, или, может быть, мама с папой плохо воспитали...))
Да, Мясин с языка на язык переходит так легко, что аж завидно. А еще он испанский знал... по крайней мере, утверждал в мемуарах, что научился бойко болтать, пока Русские балеты сидели в Испании в конце войны. Полиглот Леля!)
21.08.2014 в 17:33

М-ль Люсиль, запросто верю, что научился! Он был очень шустрый и информацию, кажется, хватал на лету )
21.08.2014 в 17:52

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Леля-суперкомпьютер - с высокой скоростью обработки информации.)))
21.08.2014 в 18:04

М-ль Люсиль, Леля - терминатор ))) :arms:
21.08.2014 в 18:28

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Леля - зубробизон!))) И конечно же, венецианский дож, проигравшийся в картишки.))