15:09

Живи, а то хуже будет
Получила книгу Юрия (Джорджа) Зорича "Магия русского балета". Зорич танцевал уже в пост-дягилевскую эпоху (он и в Париж-то приехал лишь в 1931 году), застал и Нижинскую, и Баланчина, и, разумеется, Мясина. Его воспоминания по-своему очень любопытны - читаешь их и то и дело встречаешь "людей Дягилева": вот хореографы, вот композиторы, вот танцовщики, когда-то работавшие с Дягилевым, помнившие его живым. Для самого Зорича Дягилев, конечно, не человек, а символ, тень, зато его воспитанники и ученики - тот же Мясин, например, - вполне реальны. И Зорич о них пишет пристрастно, но интересно.
Но я не могу сказать, что книга мне очень нравится. Правда, автор тут почти не виноват - да, он пристрастен, брюзглив, ему недостает чувства юмора (хотя временами бывают проблески), но читала я мемуаристов и похлеще, и по сравнению с Сержем Лифарем Зорич - просто птенчик; а вот кто действительно виноват в том, что книга производит довольно странное и не всегда приятное впечатление, - так это переводчик. Перевод (выполненный Ниной Морозовой) откровенно ужасен. Я не знаю, может быть, переводчица хорошо знает английский язык, но с русским у нее большие проблемы. И с общей эрудицией тоже. Я теперь жалею, что поскупилась и не заказала книгу в оригинале - это выходило гораздо дороже, но зато я была бы теперь избавлена от необходимости продираться сквозь невыносимый перевод.
А ведь книга издана недурно, денег на ее издание не пожалели. Красивое оформление, много отличных фотографий, большой формат, твердая обложка - вот все при ней, но сам текст... ох, перлы на каждой странице. Так вот и читаю - сквозь фэйспалмы. И все равно умудряюсь выловить кое-что занятное.
Когда я еще думала, покупать или не покупать мемуары Зорича, то нашла в сети любопытную рецензию. Рецензент писал о самом Зориче довольно кисло, но в общем, "рекомендовал к прочтению", а еще мимоходом упоминал, что Зорич-де описал, как Мясин делал ему авансы. Я сделала вот такое лицо: О_о - потому что уж в чем в чем, а в гетеросексуальности Мясина я как бы никогда не сомневалась (да, несмотря на Дягилева). И купила Зорича - признаюсь со вздохом - отчасти и для того, чтобы узнать, какие же авансы ему делал Мясин.
И я это узнала. Сейчас даже процитирую (да, в том самом ужасном переводе). Итак, август 1937 года, двадцатилетний Зорич только что разорвал контракт с труппой полковника де Базиля и перешел в "Русские балеты Монте-Карло", где работал Мясин. И - по приглашению Мясина (и его жены Евгении Деляровой) - провел два месяца до начала сезона на острове Галло Лунго, тогда принадлежавшем Мясину. Ну, и вот вам обещанная цитата:

"Однажды Мясин попросил меня побрить ему сзади шею. Я, естественно, согласился, хотя старомодное открытое лезвие повергло меня в панику. Я никогда не пользовался ничем, кроме безопасной бритвы, был в ужасе от своего невежества и боялся, что случайно могу полоснуть по шее моего учителя, великого Мясина! Молниеносный конец двух карьер! К счастью, мне удалось все сделать без единой царапины, хотя я до сих пор не знаю, как. Во время бритья на Мясине было только полотенце, которое было завязано очень слабо и в конце концов упало, обнажив его реакцию на мои прикосновения. Будучи неопытным, я смутился и не знал, как реагировать".

Сначала я сказала: ну и что? Это не авансы, а всего лишь непроизвольная реакция тела. Но потом, черт возьми, я подумала, что в этом есть что-то... кинковое. Прям хоть фанфик пиши RPSный. Ужасно, да, я знаю, а что поделать? Фантазия-то работает. А фотографии, приведенные в книге, способствуют этой работе. Там есть три снимка Зорича, сделанных Мясиным как раз во время этих итальянских каникул. Один снимок я нашла в сети, вот он:

Юрий Зорич, 1937 год, фотографировал Леонид Мясин

А еще два снимка мне отыскать не удалось, но они, хоть и сделаны в разных местах, выдержаны в том же стиле: Зорич почти обнажен, в одних плавках, и демонстрирует свое тело зрителю (и фотографу) с самых выгодных ракурсов. Я бы сказала, что это откровенно гомоэротичные фотографии. И создается впечатление, что Мясин действительно любовался Зоричем - а уж примешивалось ли к этому любованию еще и сексуальное желание, тут уж каждый сам для себя решает.

@темы: Дягилев и все-все-все, Не только Дягилев или "вообще о балете"

Комментарии
07.06.2014 в 17:42

И все равно, поздравляю с приобретением. Пускай перевод и жуток, зато пришло быстро, информация получена, а на форму можно махнуть рукой. Тем более что сам-то Зорич все-таки более позднее племя, младое и не то чтоб совсем неинтересное, но - все-таки не в центре увлечения находится. (Хотя я потом обязательно тебя выспрошу, что Зорич пишет о де Базиле, меня занимает этот преемник на посту импрессарио).
А авансы Мясина даже нельзя назвать авансами в прямом смысле слова. Хотя кристальную гетеросексуальность Мясина этот эпизод все равно не то чтоб губит на корню, но определенно делает менее кристальной. Все-таки научил Дягилев Лелю плохому, тот, может, и сам не рад потом был, а деваться некуда ) Ну и Зорич, чертяка, очень красив был, тут кто угодно соблазнится и поведется. А ситуация и впрямь была кинковая, ом-ном-ном )
07.06.2014 в 17:53

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, о де Базиле Зорич пишет мало и неинтересно, на мой взгляд. Так, упоминает пока мимоходом.
Да, кристальная гетеросексуальность Мясина заметно замутилась из-за этого эпизода.)) Но я лично ничего не имею против, наоборот, я почему-то впервые почувствовала к Леле симпатию - наверно, из-за того, что он вдруг стал похож на человека с этими непроизвольными физиологическими реакциями.) А Дягилев на небесах наверняка ржал и записывал себе в актив еще одного мальчика, сбитого с пути истинного.)
Ситуация в целом дико кинковая, и смущение Зорича тоже добавляет остроты и пикантности.) Так что можно весело домысливать развитие и продолжение сцены.)
07.06.2014 в 18:12

М-ль Люсиль, бедный Леля! Действительно, трудно до человечинки в нем докопаться - ну, пусть хоть так, при помощи невовремя упавшего полотенца )) Какой все-таки скрытный мальчик был - и как, именно из-за этого, наверное сложно ему было с Дягилевым. Он слишком долго терпел и копил в себе желание удрать на свободу, и потом оно все как ухнуло! - а закатывал бы периодические скандалы, так хоть сбрасывал бы негатив.
Но Дягилев на облачке хохотал крокодильски, это уж непременно )))
Нам только дай домыслить! :sex2:
07.06.2014 в 18:23

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хых, ну раз в глазах Мясина никто никогда ни черта не мог прочесть (и Зорич тоже пишет о том, что глаза у него были красивые, но непроницаемые, без выражения), то о его желаниях, намерениях и стремлениях приходилось судить при помощи упавшего полотенца.)) Ну что ж поделать, да, возможно, психологически ему было бы с Дягилевым легче, если б он регулярно бил супницы и задорно на Дягилева орал. Но характер был не такой, и ничего с этим не поделаешь.
А Дягилев, встретив в раю прибывшего Мясина, снова звал его запросто Лелей и дразнил немилосердно, поминая этот эпизод с Зоричем. Вредная злопамятная скотина Сережа.))
Смайлик в тему! :heart:
07.06.2014 в 18:34

М-ль Люсиль, глаза у него были красивые, но непроницаемые, без выражения Пфф! Лелик-Оберштайн )))
Скотина Сережа вообще на том свете всегда весел - потому что сверху ему видно абсолютно все, и облачко уютное. А Мясина дразнить - гораздо лучше, чем его же холодно называть по имени-отчеству и не ходить с ним завтракать в ресторан. Тем более, что бывали времена, когда Дягилев этого Лелю любил от всей души. Так хоть после смерти помириться бы надо. Во всяком случае, Дягилеву, думаю, было бы надо - а что надо Мясину, про то никто не знает. Простейшие желания еще вот, как Зоричу удалось, можно порой разглядеть, а более сложные - фиг-то.
07.06.2014 в 18:49

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, все-таки глаза у Лели свои, не электронные, как у Оберштайна. И Оберштайн не танцует, а Леля танцует, и еще как. Впрочем, и слава богу, что Оберштайн не танцует. Что бы сказал кайзер Райнхард, если б его военный министр вдруг начал, допустим, отплясывать канкан из "Волшебной лавки"?)))

Ну в общем, Леля - это точно Кролик из "Винни-Пуха". К нему идеально подходит классическое: "А что подумал по этому поводу Кролик, никто так и не узнал, потому что Кролик был очень воспитанный".) И Дягилев просто обязан с Лелей посмертно помириться - ведь Леля его в своей книге расхвалил и саму книгу ему посвятил. Ну, как не простить ему все прошлые недоразумения?)
07.06.2014 в 19:06

М-ль Люсиль, ладно там канкан! Представьте себе Оберштайна, исполняющего Фавна, и вам будет хорошо с вечера до утра ) А невинность кайзера необратимо пострадает - он-то к таким зрелищам и вовсе не готов был, искусствами не баловался, а тут! )

Точно! Присвоить ему прозвище Кролика и цитировать это высказывание в будущем! ))) А книга все равно вышла сухая.
07.06.2014 в 19:44

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, но боже мой, кто, кто решил позвать кайзера на "Послеполуденный отдых фавна"? С ума сошли, что ли, показывать ребенку такое? Его на "Щелкунчика" надо повести, в классической постановке, чтоб он насладился доброй новогодней сказкой. А все остальное ему еще рано.))

Да, книга у Лели все равно вышло очень сухая, это верно. И обидно еще, что о пост-дягилевской эпохе он вообще пишет очень сжато, даже скомканно. Так что и имя того же Зорича упоминается от силы несколько раз, мимоходом.
07.06.2014 в 20:32

М-ль Люсиль, ну, на Спящую красавицу тоже можно. И на Жизель, но там он в начале второго акта заснет ) Но он же не знал, что ему нельзя! Он же кайзер. Увидел - в театре идет балет, взял да и поехал к началу спектакля - а предупредить было некому, потому что адмиралы были ничуть не больше в теме, чем кайзер. Кроме Меклингера, который отсутствовал )

Все скрывал, все таился - то ли дело Долин, сплетник и широкая душа! )
07.06.2014 в 20:40

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, так что в тот вечер кайзер сначала увидел "Шахерезаду", а потом "Фавном" заполировал впечатления. К концу спектакля он уже сидел красный, как рак, и не знал, куда глаза девать. И адмиралы тоже смущались, потому что им очень "Шахерезада" понравилась, а признаваться в этом было неловко.))

О да, Патрику только дай посплетничать, он это дело любит.) А Зорич еще писал, что Патрик очень ловко умел испаряться из-за стола как раз в тот момент, когда подавали счет. Так что, видать, он это проделывал часто, не только с Драммондом в гей-баре. Вот пройдоха.))
08.06.2014 в 08:53

М-ль Люсиль, в общем, беспокойная ночь его величеству была обеспечена. У адмиралов-то, людей взрослых, у кого жена, у кого любовные связи, а вот кайзеру даже не с кем поделиться своей тревогой ))) Сунулся было откровенничать с фройляйн Мариендорф, а она говорит: вчерашний день, "Лани" гораздо лучше, ваше величество. И была такова )

Пройдоха! Нашел верный способ сократить текущие расходы )
08.06.2014 в 12:06

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, пришлось кайзеру, как всегда, звонить Оберштайну среди ночи, вызывать к себе и... и беседовать о балете, господа черные уланы, молчать!) Заодно выяснил, что это еще за "Лани" такие, которые фройляйн нравятся, пришел в ужас и решил их запретить. И "Фавна" запретить, и "Шахерезаду", и... и "Блудного сына" тоже, потому что там героиня в очень короткой юбке скачет, это неприлично!) Все запретить, короче говоря! А то мало ли что.)))

В общем, можно подумать, что Патрик то и дело оказывался на мели. И если это так, то он следует примеру своего любезного наставника Дягилева. Надеюсь только, до дыр в подошвах дело не доходило.))
08.06.2014 в 16:51

М-ль Люсиль, и, что самое обидное, Оберштайн ему возражать не стал. Ему дела до балета было мало, а дитя на троне чем бы ни тешилось, лишь бы не воевало. Так что пришлось дягилевским балетам собирать декорации, грузиться на корабли и отчаливать в Изерлон. И на Изерлоне стало еще веселее, а кайзер вошел в анналы истории как вандал )

Так посмотришь, и окажется, что Дягилев учил своих мальчиков не только балету и искусствам, а много чему по жизни еще учил, и многое пригождалось ))
08.06.2014 в 16:58

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, маленький такой вандал... вандаленок.) Ну, его тоже надо понять и пожалеть - никто не занимался его культурным воспитанием, не развивал, в театры и картинные галереи не водил... вот он и вырос такой незамутненный.) Бедный кайзер Райнхард, бедная заичка.)

Да-да, и мальчики только с виду казались равнодушными и незаинтересованными учениками, а на самом деле - все впитывали, все запоминали и мотали на ус.)
08.06.2014 в 17:36

М-ль Люсиль, маленький капрал ) Он и впрямь не виноват, что вырос в суворовском училище. Но уж что выросло, то выросло, назад не переделаешь.

А кто не мотал на ус, тот Ваца Нижинский )
08.06.2014 в 17:39

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и не перевоспитаешь.) Ну ничего, папа Мюзель даже таким сыном доволен. Все ж таки родная кровинушка.)

А Вацу вообще не трогайте!) А то он вам опять расскажет, что спал с Дягилевым, чтобы с голоду не умереть.)
08.06.2014 в 17:50

М-ль Люсиль, сын мой, ты невозможен! Этим и отличаешься от всех нормальных людей. Иди, иди в школу, все уже ушли давно, а ты все в кайзера играешь. )

Ммда? И побирался по улицам столицы с мамусей и сестренкой с песней "Сами мы не местные". )
08.06.2014 в 17:57

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ой, какой нынче суровый папа Мюзель! Прям даже на себя не похож.)))

Ну, а помнишь, что Ваца писал в дневнике? "Я ненавидел его, но притворился, ибо знал, что моя мать и я умрем с голоду. <...> Я понял, что жить надо, а поэтому мне было все равно, на какую идти жертву". "Ну что ж, продадим остальное", как говаривала Фантина у Гюго.)))
08.06.2014 в 19:13

М-ль Люсиль, да помню, помню, конечно, как Ваца изображал из себя безногую собаченьку. И ведь, если ты не в теме, поверишь и пожалеешь эту Сонечку Мармеладову. До тех пор, пока не прочитаешь про жалование артистов императорских театров на первых ролях. )
08.06.2014 в 20:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, в то время, конечно, Ваца еще был не на первых ролях, и Броня сама писала, что они там не особенно шиковали, но все-таки уже сводили концы с концами. Смерть от голода никому не грозила.) Но ах, ведь это же такая выигрышная роль - жертвенной Сонечки! И вот в шестом часу Ваца встал, надел платочек, надел бурнусик и отправился в гостиницу "Европейская", а в девятом часу вернулся, выложил перед мамусей тридцать рублей, завернулся в драдедамовый платок и лег на кровать. Занавес. Все рыдают.)))
09.06.2014 в 08:33

М-ль Люсиль, рыдают - не иначе от смеха ) Причем мамуся первая, да и из-под драдедамового платка несется довольное хихиканье.
09.06.2014 в 11:52

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, балаган это, господа, мюзик-холл какой-то.)))