17:55

Живи, а то хуже будет
На днях я дочитала воспоминания Лидии Соколовой "Dancing for Diaghilev". Соколова была одной из самых верных сотрудниц Дягилева: вступив в его труппу в 1913 году, она проработала с ним до конца, до 1929 года, практически без перерывов. Сама она писала, что уходила из труппы всего пять раз, и всегда ненадолго: первый раз - в 1914 году, из-за начавшейся войны; во второй раз - в 1921 году, ради краткосрочных выступлений у Мясина, и еще трижды - из-за болезней. И каждый раз, возвращаясь обратно, она, по собственным словам, она понимала, что не может представить себе другой жизни, кроме той, которую она вела, танцуя у Дягилева.
Дягилев тоже отдавал ей должное - и, судя по всему, ценил ее и уважал, и отличал чисто по-человечески. Антон Долин в своих мемуарах называет Соколову - "любимой танцовщицей Дягилева"; пожалуй, он преувеличивает, она все-таки была не единственной "любимой", но одной из любимых - точно. А Соколова в воспоминаниях оставила, наверно, один из самых ярких портретов Дягилева - и тех, кто его окружал. Она не застала только первой, "фокинской" эпохи Русских балетов, но стала свидетельницей всех остальных этапов - от Нижинского до Баланчина. И очень увлекательно описала все эти взлеты и падения Русских балетов - сплетенные с ее собственной жизнью.
Книга настолько интересная, что хочется переписать ее всю, от начала до конца. Но это невозможно, хоть соблазн очень велик. Поэтому я постаралась ограничиться самыми любопытными - на мой взгляд - историями. И мне пришлось обойтись без фотографий. К сожалению, в сети почему-то очень мало фотографий Лидии Соколовой, а те, что есть - обычно довольно дурного качества. И в жизни она явно была лучше, чем на снимках.

Там очень много букв, честное слово

@темы: Дягилев и все-все-все, Антон Долин

Комментарии
05.05.2014 в 19:29

я молчаливое привидение в ваших балетных постах, но нимагу молчать! их ужасно интересно читать.:)
05.05.2014 в 20:27

М-ль Люсиль, какой огромный, прекрасный рассказ про Соколову, Дягилева и русский балет... я его читала долго, смаковала, облизывалась, и он кончился даже не слишком быстро... хотя будь он еще длиннее, было бы еще приятней ) Но куда ж длиннее? Пришлось бы, пожалуй, продолжение писать в комментах, как делают, выкладывая фики. Все-таки еще раз понимаешь, какая адски тяжелая жизнь была у разъездных балетных - работа до упора, без всяких "не могу-не хочу-не буду", личная жизнь там же и с теми же, и никуда не уйдешь ни от соперников-соперниц, ни от ревнивых "половин", ни от любопытных сплетников. И уйти можно было либо вообще, либо - временно - на больничную койку. Жуть все-таки. Зато и справлялись с этим только очень сильные люди, читаешь о них, ни капли не завидуешь, но восхищаешься )
Какой неожиданно чудный, заботливый Дягилев! А про то, как маленькая Наташа играла с моноклем - чистейшее мимими, нет тут других слов ) Но история с кокаином меня больше всего заинтересовала: сразу видно знатока, определившего, что нюхала Соколова. И ведь сразу меры принял!
05.05.2014 в 20:46

Живи, а то хуже будет
Ариабарт пушистый и в фуражке, спаси-и-ибо!))) Мне так приятно, что вам интересно читать всю эту болтовню.))
05.05.2014 в 21:04

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, если б этот рассказ был длиннее, он бы точно в пост не влез, ты права.) Ну, и проще было бы сразу переводить и переписывать всю книгу от начала до конца. Я еще жалею, что многое пришлось выпустить, иначе я бы точно никогда все это не дописала.
Да, жизнь у балетных была адская, выдерживали ее только самые сильные (мне еще вспомнилось по аналогии - господи, кто это говорил, Толстой или Горький? или Бунин? вот в упор не помню! - в общем, про то, что "декаденты - это же здоровенные мужики"; вот и балетные по выносливости могли дать декадентам сто очков вперед). Но те, кто выдерживали, потом писали мемуары про то, как все это было весело.) Я еще забыла указать, кому, собственно, Соколова посвятила эту книгу - Карсавиной, Лидии Лопуховой и Мясину. С Лопуховой она дружила и вспоминала о ней с большой нежностью, как о потрясающе позитивном и жизнерадостном человеке, умевшем поддержать в трудную минуту.
Ну, а если не поддерживала Лопухова - то, значит, поддерживал сам Дягилев.) Он действительно очень был привязан к Соколовой, это прям чувствуется, и очень о ней заботился. Ну, и немудрено, что сразу распознал, что за порошок она нюхала, уж он-то был опытный кокаинщик.
Ой, я еще забыла рассказать историю про "Жар-птицу"! Когда в 1927 году возобновили эту постановку, Соколова с обидой узнала, что ей дали роль одной из двенадцати царевен (танец с золотыми яблочками) - фактически кордебалетную роль. Она обратилась к Дягилеву и попросила снять ее с этой роли. Но тут Дягилев не поддался и при всех ее отчитал, заявив, что она должна гордиться тем, что танцует в его кордебалете, и что кордебалет у него так хорош именно потому, что в нем танцуют и первые танцовщицы. А если ей, Соколовой, это не нравится - ну что ж, тогда им придется расстаться. (Дягилев все говорил верно, но я не могла не вспомнить Геннадия Панфиловича из булгаковского Багрового острова: "Во-первых, не две, а шесть, а во-вторых, припомните, что сказал наш великий Шекспир: "Нету плохих ролей, а есть паршивцы актеры, которые портят все, что им ни дай". :))
Соколова, конечно, сдалась и осталась одной из двенадцати царевен. В день премьеры Жар-птицы (ее давали в тот вечер после "Ланей") она увидела приготовленные для нее букеты, в том числе один совершенно потрясающий, огромный, из прекрасных белых цветов. На конверте, приложенном к букету, было написано "После "Жар-птицы"". Соколова попросила Григорьева вручить ей этот букет после "Ланей", потому что не хотела получать такой потрясающий букет, стоя позади всех в кордебалете. Но Григорьев сказал: "На конверте написано: "После "Жар-птицы"", значит, тогда вы и получите этот букет". Соколовой пришлось смириться. Букет ей вручили после "Жар-птицы", и когда она открыла конверт, то нашла там карточку, на которой - ну естественно! - было написано "Serge Diaghilev". :) Вот такая история.
06.05.2014 в 08:16

М-ль Люсиль, да все декаденты бы, хоть и здоровенные мужики, уже сложились бы от такой жизни и рухнули, а хрупкие балерины продолжали танцевать: хоть в кордебалете, хоть в первых ролях. ) А про Лопухову еще и Григорьев писал: она буквально оживляла труппу своим весельем. Только, конечно, она была мастерицей делать из этой труппы ноги время от времени, по личным причинам - ну и ее можно понять. От такой труппы, какая бы она ни была лучшая в мире, отдыхать тоже нужно было. А Мясину, интересно, за чтопосвящение досталось? Пожалела его Соколова или вспомнила девичью влюбленность? ))
Ну естественно, Серж Дягилев! Кто еще был на такое способен? ))) Ну и история, ну и анекдот: и опять же, весь Дягилев в этом. Порядок и дисциплиу наводил железной рукой (даром что на самом деле рука у него была мягкая, как дружно пишут все рукопожатые) - но и не забывал, кто на что обижен и подслащивать пилюлю умел.
06.05.2014 в 13:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, примечательно, что и Дягилев принимал беглую Лопухову обратно в труппу без вопросов. Впрочем, он тоже понимал, что оно того стоит, побегает и вернется, а другую такую где найдешь?) Соколова пишет, что Лопухова была чудо как хороша в роли Мариуччи в "Женщинах в хорошем настроении" и в роли танцовщицы канкана в "Лавочке чудес" (они там канканировали вдвоем с Мясиным), и в роли Феи сирени в "Спящей красавице". В той постановке Лопухова еще исполняла роль Авроры (в очередь с Спесивцевой, Трефиловой и Егоровой), но все-таки, по мнению Соколовой, это была не совсем ее роль - ей серьезности недоставало, все казалось, что она сейчас расхохочется прямо на сцене. Прелесть.:)
Мясину, я думаю, посвящение досталось прежде всего за то, что Соколова его очень уважала и ценила его балеты.))) И... у меня еще создалось впечатление, что она его по-своему жалела.
Ну, а Дягилев - что о нем сказать, кроме все того же: ну, это Дягилев!) А еще Соколова вспоминала, что, когда они с Войцеховским перед отпуском приходили возобновлять с ним контракты, то Дягилев, конспиратор и таинственная личность, садился в тени, а их усаживал так, чтобы их лица были на свету. Почему-то меня это очень рассмешило.))
07.05.2014 в 08:49

М-ль Люсиль, да, он ей прощал эти "загулы", а не многим он такое вообще простил бы - видно, и правда она была не только полезной на сцене, но и отношения с ней были дружеские. И все-таки, в который раз: насколько проще было в дягилевской труппе девочкам, чем мальчикам! Беспокойства насчет сексуальных поползновений начальства никаких, забота и опека, если ты хорошо делаешь свое дело - в количестве, соцпакета нет (но его тогда и нигде не было, кроме Императорских театров), зато можно надеяться на товарищескую помощь, если совсем прижмет. Ну, и как-никак самая знаменитая труппа в мире! )
Прочитала про усаживание лицом к свету - ну хитрец! Видно, сам Дягилев не умел делать покерфэйс подолгу - слишком эмоционален - а вот так разместиться вполне себе мог. И размещался )))
07.05.2014 в 13:32

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, если подумать, то и большинству мальчиков в дягилевской труппе было нечего бояться - он свои силы не тратил на каждого встречного-поперечного юношу, а выбирал объект с чувством, с толком, с расстановкой.) Другое дело, что мальчикам могло быть просто обидно: вкалываешь ты, вкалываешь, танцуешь, как проклятый, в каком-нибудь Логроньо, и тут приходит очередной фаворит - и его начинают продвигать на первые роли. Да, пусть продвигают не за смазливое личико, не за красивые карие глаза, пусть фаворит сам по себе талантлив и перспективен, но все равно же обидно.) Хотя, конечно, надо отдать должное Дягилеву - для него и тогда дело было превыше всего, и он никогда не пускал очередного мальчика с места в карьер на первые роли: пусть сначала в кордебалете попрыгает и в "Петрушке" поиграет.
Насчет Мясина - помнишь, мы вчера его обсуждали? Все-таки он был 96 года рождения, так что к моменту ухода от Дягилева ему еще не было 25 лет (а на момент встречи - лет 17). Взрослый мальчик. Да, вот только что гуглила дату рождения Мясина, наткнулась на очередную статью о нем и нашла выдержку из каких-то воспоминаний Ларионова (только не указано, откуда именно): "Каждое утро, в любую погоду, жители Позитано видели двух мужчин. Эти двое - один немолодой и тучный, другой красивый и стройный - приходили в галерею Уфицци, проводя там время до обеда. Они останавливаются перед картиной, долго рассматривают ее, потом переходят к другой, вновь возвращаются к тому, что видели ранее. Обращаются друг к другу на "вы". Закончив путешествие по залам галереи, выходят на улицу, где резкий ветер треплет ветви деревьев. Дягилев кутается в пальто, а Мясин распахнулся. И тут же Дягилев заботливо произносит: "Вы так можете простудиться, Леля, поднимите воротник"." Ужас. Бедный Мясин, от такой опеки действительно захочешь сбежать.))
07.05.2014 в 13:46

М-ль Люсиль, да уж, фаворит или нет, а превращать спектакль в жалкое зрелище никому не позволено. И вообще, фаворитом Дягилева было сложно быть: работать надо не меньше, а больше всех в разы, а в свободное время и на отдыхе - вот, таскаться по Уфицци и прочим культурным местам. Не каждый выдержит)
Бедный Леля! Конечно, он не простывал никогда, так что польза от такой заботы тоже была...но как сложно было удержаться и назло Дягилеву не обморозить уши! )))
07.05.2014 в 13:53

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и никакого тенниса, господа фавориты, никаких пикников! И вот, Соколова с Войцеховским, допустим, едут на пляж купаться, а бэби Долин только вздыхает завистливо и отправляется с Дягилевым в очередную картинную галерею. И ничего не поделаешь - положение обязывает... или, вернее, Дягилев обязывает, и попробуй-ка с ним поспорь без последствий для собственного душевного равновесия.))
Лелю жалко, в конце концов, трудно не вспылить, когда тебя заставляют то воротник поднять, то шапочку и перчатки надеть, то съесть на обед то, а не иное блюдо.) Ваце такая забота, я почти уверена, была по вкусу - по крайней мере, поначалу, потому что избавляла от необходимости принимать решения, но Леля был явно гораздо самостоятельнее. В общем, "если вам холодно, Сергей Павлович, вы и поднимайте воротник, а я не буду".)))
07.05.2014 в 15:57

М-ль Люсиль, Дягилев обязывает - очень верно подмечено! )))
В общем, "если вам холодно, Сергей Павлович, вы и поднимайте воротник, а я не буду".))) И сразу, что не по нем - вскакивает на рояль и обещает удрать из труппы с балериной. Причем каждый раз называет новую - к вящему изумлению названной. Один раз с Идзиковскми пообещал удрать... Ну, тут уж Дягидев не выдержал и Идзиковского уволил )
07.05.2014 в 16:02

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Ну, тут уж Дягидев не выдержал и Идзиковского уволил )

Потом, правда, понял, что погорячился, и взял Идзиковского обратно в труппу. Мясина-то там уже не было, а был Долин... который почему-то обиделся и сам тут же уволился. Ох уж эти мальчишки! Никакого сладу с ними нет.) И капризничают, и на рояли запрыгивают, и воротник не поднимают, и увольняются по собственному желанию.))
07.05.2014 в 16:06

М-ль Люсиль, и вот это. последнее - самое обидное и есть! Ладно еще, если он накуролесил, а ты его выгнал - а когда он сам уходит, что делать? Не давать выходного пособия? ))
07.05.2014 в 16:18

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, крикнуть ему вслед: "Скатертью дорога! И не приходи обратно, не возьму все равно!" - и демонстративно обнять за талию какого-нибудь Лифаря, чтоб уходящий понял - он, Дягилев, ничего от его ухода не теряет.)) Только ведь все равно - если этот блудный сын придет обратно, Дягилев его наверняка примет, как миленький. Потому что хороших танцовщиков много не бывает... да и Лифарь уже надоел.)
07.05.2014 в 17:45

М-ль Люсиль, ну да, а потом всех бросить ради маленькой мышки, господина Игоря шестнадцати лет от роду, талантливого композитора )))
07.05.2014 в 17:55

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, именно так! Какой неожиданный поворот, все отставленные фавориты кусают локти и возмущаются! Как же так, ведь он даже не танцует! Как же так, ему ведь всего шестнадцать лет! Что скажет его несчастная матушка, если узнает? ))
07.05.2014 в 18:02

М-ль Люсиль, а действительно, что говорила его несчастная матушка? )
07.05.2014 в 18:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, все у того же Пастори я вычитала следующее: "Прекрасно зная о скандальной репутации импрессарио, мать Игоря сочла нужным предупредить сына, чтобы он встречался с Дягилевым пореже. Ее уговоры не возымели действия". К сожалению, он не указывает точный источник этой информации. Возможно, сам Маркевич подробнее писал об этом в своих воспоминаниях.
07.05.2014 в 18:12

М-ль Люсиль, "он не слушал маму" - подписать это под портретом Маркевича. Впрочем... может, он считал, что и так встречается с Дягилевым слишком редко, и считал себя послушным сыном? )))
07.05.2014 в 18:40

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, "очень редко" - это в том смысле, что не каждый день, а через день?))) Судя по намекам у того же Пастори, если летняя поездка в Германию состоялась с разрешения и благословления госпожи Маркевич, то, вероятно, нельзя того же сказать о весенней свадебной поездке в Брюссель (той самой, которую так здорово описал Прокофьев в дневниках).
Скоро будет тебе письмо.:)
07.05.2014 в 18:59

М-ль Люсиль, бедная матушка! Не уберегла дитятю )
Ура!!
07.05.2014 в 19:05

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, дитя, похоже, было себе на уме и совсем не желало беречься.) Лолита, черт возьми.)
Все, лови, оно к тебе уехало.)