15:58

Живи, а то хуже будет
Лидия Соколова пишет, что у Мясина в конце концов собралась целая коллекция подаренных Дягилевым колец с сапфирами. У Нижинского тоже была такая коллекция, только Мясину Дягилев дарил платиновые кольца, а Нижинскому - золотые. Интересно, что Бронислава Нижинская, напротив, упоминает, что Нижинский носил именно платиновое кольцо с сапфиром - разумеется, подаренное Дягилевым.
Соколова мне очень нравится, она пишет чрезвычайно интересно - и у нее, например, полным-полно информации об "эпохе Мясина" в Русских балетах. "Эпоху Нижинского" она застала уже на излете - при ней завершился первый этап (она была в том несчастном южноамериканском турне - и написала о том, какое удручающее впечатление на всех произвела свадьба Нижинского), при ней же состоялось и печальное возвращение Нижинского в компанию. Она рассказывает, что в 16 году Нижинский отяжелел и стал танцевать гораздо хуже.
Когда же она его встретила впервые - в 13 году - то он показался ей настоящим фавном, диким созданием, которому очень не по себе среди людей. Он был очень молчалив, застенчив, нервен, не мог сидеть спокойно - то ломал пальцы, то болтал ногами (то, надо думать, грыз фужеры), часто моргал, в общем, складывалось впечатление, что ему очень беспокойно и неуютно. Он мало с кем разговаривал - с ним тоже общались мало, только Мари Рамбер (Мим) сама заговаривала с ним (причем по-польски).
Что же касается Мясина - то Соколова пишет о его огромных и серьезных, никогда не улыбающихся глазах. Он всегда смотрел на собеседника очень прямо, не отводил взгляда, но было совершенно невозможно понять, о чем он думает. Девушки в Русских балетах чуть ли не поголовно были в него влюблены (и Соколова тоже), но не смели флиртовать с ним - в конце концов, у всех в памяти была свежа история с Нижинским. Соколова описывает один случай в Америке - на благотворительном вечере в российском посольстве, куда были приглашены артисты Русских балетов, в том числе Соколова с Николаем Кремневым (ее первым мужем), Мясин и другие. Сначала они танцевали в бальном зале, а потом Соколова и Кремнев ушли от шума в какую-то маленькую пустую комнату. К ним присоединились Мясин и еще одна девушка, вчетвером они пили и веселились, девушка заигрывала с Мясиным, и все было прекрасно до тех пор, пока не отворилась дверь. На пороге стоял Дягилев с бутылкой шампанского подмышкой и бокалами в руках (вероятно, он искал Мясина). Все похолодели, Дягилев же молча развернулся и ушел. А на следующий день по "сарафанному радио" - то бишь, через слугу Василия, - был обнародован приказ: участникам Русских балетов (читай: особам женского пола) строго запрещается отвлекать Мясина от работы (читай: флиртовать и строить ему глазки). Неповинующихся уволят без снисхождения (и, вероятно, без выходного пособия). Соколова вспоминает, что с тех пор девушки, дорожившие своим положением в Русских балетах, старались держаться подальше от Мясина.

@темы: Дягилев и все-все-все

Комментарии
28.04.2014 в 16:13

Слушай, ну вот что ты делаешь? Я теперь тоже хочу Соколову, там столько интересного!.. Бедный Ваца - никогда он особенно не умел сходиться с людьми, а после того, как его Дягилев, будто репку из грядки, выдернул из среды сверстников-коллег, и совсем разучился. Жалко его, для него режим дягилевского воспитания был, пускай полезен в плане развития как танцовщика и хореографа, но безумно вреден в плане социализации. И если при самом Дягилеве это было еще не так ужасно, то когда он остался один, наверное, стало просто невыносимо. Хорошо еще, что он тогда женился на все-таки влюбленной в него и порядочной Ромоле, а не выбрал кого-нибудь похуже.
И про Мясина интересно - ишь какой фрукт с глазами он оказался! ) Ну, а Дягилев в своем репертуаре: всех разогнать, избранника изолировать, труппу запугать. Тоже бедняга... то ли от сильной своей привязчивости, то ли еще почему, просто маниакально боялся потерять своего (каждого из) любовника. И так беспомощно пытался строить стены, которые, конечно, мало помогали.
28.04.2014 в 16:24

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Соколова классная, мне она очень нравится. Читаю ее с огромным удовольствием и оторваться не могу.) И она считает, что Ваце женитьба не то что не пошла на пользу, а прямо-таки доконала и ускорила его безумие. По ее мнению, он был просто не готов к обязанностям главы семьи - не говоря уж о то, что он был еще и не готов к тому, чтобы самостоятельно организовывать выступления. Без Дягилева он просто не мог нормально существовать. Хотя и с Дягилевым ему, понятное дело, было несладко.
В общем, бедный Ваца, что тут еще скажешь. И бедный Леля Мясин - его Дягилев, напуганный изменой Нижинского, по-моему, тиранил больше всех остальных мальчиков. И жаль его, конечно: чем больше он старался привязать к себе мальчика, тем больше мальчик мечтал о свободе; но и Мясина тоже жаль. Забавно, что они с Соколовой в чем-то были схожи: ей Кремнев тоже закатывал в Америке страшные сцены ревности. Хотя эти сцены, по-видимому, были милыми пустяками рядом со скандалами Дягилева.
А мне пришла Квир-история балета! Ее подсунули прямо в почтовый ящик. Уф.)))
28.04.2014 в 16:54

М-ль Люсиль, насчет того, что ускорила безумие - не знаю... Трудно не соглашаться со свидетелями, но ведь он вполне себе нормальным прожил несколько лет. Его, мне кажется, сильно доконала попытка организовывать труппу и рулить ею - и даже не той, своей, первой, - а дягилевской. (Как у Григорьева малословно, но трогательно описано, как страшно расстроился Дягилев, когдаГригорьев привезл ему новости про впадающего в неадекват Вацлава!). Ваце нужны были тормоза, но у него была слишком сильна потребность из ломать...что тут поделаешь? Заколдованный круг просто.
Лелю, думаю, тиранили особенно сильно - он ведь попал к Дягилеву даже не звездой, а никем и звать никак. Ваца мог хоть утешать себя тем, что он главная звезда и без него Русские балеты были бы уже не те, а Мясин... глазастый кривоногий мальчик, на которого все поначалу смотрели, небось, еще хуже, чем на Лифаря ("Привез Серж из России игрушку").
Соколова, выходит, хорошо понимает, что такое азиатская ревность )))
Ага, и мне так Вилтенбург принесли в прошлый раз, а когда в ящик не влезла, через соседей передали ))
28.04.2014 в 17:06

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, Соколова описывает первое североамериканское турне (куда Нижинский приехал после того, как его выпустили из-под домашнего ареста в Венгрии) и вполне ясно дает понять, что первые звоночки начались уже как минимум тогда. Да что там - а вспомни, как Броня описывала еще репетиции "Весны священной", когда Вацлав иногда впадал в дикий неадекват и срывался на окружающих. А когда из его жизни исчез основной амортизатор - Дягилев - то все уже пошло по нарастающей. И все эти попытки наладить самостоятельную жизнь и выступления только сильнее расшатывали его нервную систему.
Ну, что касается Лели - то в труппе-то к нему относились нормально, его сам Дягилев тиранил и жучил без зазрения совести. И сильно перегибал палку, как мне кажется. Можно было бы и помягче с ним... хотя чего это я? Чтоб Дягилев - да с кем-то был помягче? Не в этой жизни!)
Ну да, вот я помню эту историю с книгой, которую тебе тоже передавали черт знает как. Ох уж эта наша почта России! Ну, хоть все принесли, и то слава богу. Хочу теперь Нинетт де Валуа и Бакла.)
28.04.2014 в 17:15

М-ль Люсиль, ну да, в Америке все и началось. Он же там - это и по Григорьеву видно - совсем выпал из труппы, и публика как-то вяло велась: Нижинский там или нет, подумаешь!.. Тут у него и поплыло... Сама идея рулить турне, без опыта, без помощников, выгнав Дягилева и Григорьева в Европу - уже неадекватная. А дальше стало только хуже.

Да я даже не про труппу. Я про туттусовку, кудя Дягилев его предсказуемо потащил: все эти проклятые поэты, композиторы и художники, вся эта богема, в которой Дягилев плескался, как карась в пруду. Каково мальчишке в этом бонтоне было - даже не хочу себе представлять, это ужасно. Ну и сам Дягилев, конечно...видно, и вправду сильно увлекся Мясиным и ни за что не хотел упустить.
О эта почта России!.. Поздравляю - все же ты его выцепила, этот квир-балет! )
28.04.2014 в 17:20

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хм, да сдается мне, Мясин-то как раз в этой тусовке чувствовал себя лучше, чем Вацлав. У него-то как раз не было таких проблем с социализацией, он был мальчик очень умный и с чувством собственного достоинства. Да и к тому же, расцвет Мясина пришелся на военные годы, когда Дягилев больше вращался не в великосветском, а в богемном кругу. А Мясин среди богемы, судя по всему, не терялся.
28.04.2014 в 17:24

М-ль Люсиль, но ты представь первое время! Потом он, конечно, освоился - мальчик был умный и хитромудрый ) Как его Долин не любит все-таки... И как смешно Долин пишет о Фокине, я умирала просто )
28.04.2014 в 17:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, я тебе уж рассказывала, как в 42 году эта парочка - Фокин и Мясин - почти довели Долина до попытки самоубийства. Так что можно понять, что относился он и к тому, и к другому специфически.) Про встречу Долина с Фокиным в Австралии, я так поняла, ты уже прочитала.
28.04.2014 в 19:52

М-ль Люсиль, прочитала и посмеялась. Все-таки Фокин был чудовищно мелочным человеком - так неудобно, все абсолютно это за ним замечают. И жалко его, и смешно )
28.04.2014 в 20:55

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, и еще он был безумно высокого о себе мнения. Причем у меня такое чувство создается, что занесся и зазнался он во многом благодаря успеху Русских балетов. Почувствовал себя мировой знаменитостью и стал вести себя соответственно.)
Кстати о Фокине - Соколова видела его в роли Призрака розы после того, как Нижинский покинул труппу. И она пишет, что если Призрак розы в исполнении Нижинского был бесполым существом, действительно "духом розы", то у Фокина он получился вполне плотским и мужественным любовником. И еще Соколова хвалит фигуру Фокина и говорит, что он был очень хорошо сложен. А вот Нижинского не хвалит.))
28.04.2014 в 21:15

М-ль Люсиль, ну, а где ему еще было зазнаваться? В Императорских театрах он считался молодым и прогрессивным - читай: "молодо-зелено, а туда же лезет - в хореографы! Ишь, выискался!". Париж ему в голову ударил...да он им всем ударил, чего там. Григорьев правильно пишет: они зазнались. Поэтому потом, когда все не ходило ходуном вокруг их спектаклей, всем казалось, что им не додали.
Ну, что Фокин был мачо своего века, несложно догадаться ) А бедный Вацлав и ноги имел слишком мощные, и сам был маленький, и шея толстая ("и башка мышами прогрызена" ) ). Однако, судя по этому описанию Соколовой, Нижинский знал, что нужно танцевать в балете Фокина, а сам Фокин этого не знал, и это забавно )
28.04.2014 в 21:22

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну и к тому же, на долю балетов Фокина действительно выпал оглушительный успех - вспомнить хотя бы, как сходили с ума по "Шахерезаде", например. Другое дело, что если вдуматься, сходили-то с ума не столько по хореографии, сколько по оформлению, так что у Левушки Бакста было больше поводов для гордости.) Но все равно... Фокин считал себя самым крутым и требовал соответствующего отношения. Хотя кто бы его знал в Европе и в мире, если б не было дягилевских Русских сезонов?..
Хех, но что касается внешности - в молодости Фокин был действительно классически красив, куда там фавну Ваце.) А что Фокин сам иногда был удивительно нечуток к ролям в собственных балетах - ну, тут тоже ничего нового нет, вспомнить хотя бы ту историю с "Петрушкой", где, по его мнению, Балерина должна была быть вполне живой кокеткой, а не куклой.
28.04.2014 в 21:34

М-ль Люсиль, да еще как сходили с ума! И, думаю, даже не только потому, что Бакст там или Фокин. Действовал коктейль из русской экзотики плюс вот то новое, чего в балетах раньше не хватало: единый замысел в музыке-хореографии-оформлении-настроении исполнитетей. А там был драйв, бешеный драйв этой компании, которая с круглыми глазами, впервые в Европах, приехала с Дягилевым покорять Париж и готова была репетировать целыми днями, питаться чем попало и своими руками таскать декорации перед спектаклем. От такого драйва те из публики, кто почувствительней, улетали без кокаина в небеса )
Зато фавн Ваца был не от мира сего и прыгал, и в воздухе зависал ) А Фокин, увы, судя по его собственным либретто, был ужасно слащав и провинциален, ничего удивительного, что он не добирал в понимании.
28.04.2014 в 21:46

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да что публика - сами актеры и вообще все участники улетали и зависали в воздухе (чтоб не сказать - "кончали"), и тоже без кокаина, только от ощущения своей причастности к настоящему искусству (ну, об этом и Броня писала).) Так что да, драйв был сумасшедший, и все известные раньше элементы, соединенные вместе, вдруг стали восхитительно, упоительно новы. Ах, эти первые сезоны!.. Наверно, они были самыми романтичными - и "снаружи", и "изнутри". Потом, когда труппа встала на постоянные рельсы, романтика сменилась не то чтобы рутиной - у Дягилева не было рутины - но выработался какой-то определенный профессиональный подход. Драйв не исчез, но стал немного другим.
А Фокин - ну, что с него взять! Он устарел еще при жизни. Нижинская, Мясин, Баланчин ушли далеко вперед, а он практически не развивался. Воображаю, как страшился Дягилев стать таким же.)
28.04.2014 в 21:53

М-ль Люсиль, да, потом романтика сильно изменилась и вообще - осталась ли? Может быть, неожиданно, в Испании-Португалии, проскользнуло что-то от романтики Бременских музыкантов: им там было голодно, бедно и без будущего, но они ведь вспоминают об этом меньше, чем о том, как слушали испанские песни и учились местным танцам - и на ходу рождали идеи новых балетов, хотя тогда и вовсе неясно было: будут у них еще балеты, или все рухнет и надо будет разбредаться кто куда. После, уже когда появилось пристанище в Монте-Карло, Дягилев все-таки отдалился от труппы в свой кружок, там-то и драйв еще был, и идеи летали, но до кордебалета это все не доходило, у тех стало больше рутины, чем вдохновения. Но первые сезоны, ах... "я хотел бы быть на этом корабле последним юнгой" )
Дягилев этого так страшился, что иногда забегал со своими экспериментами вперед паровоза )
28.04.2014 в 22:04

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, народ еще ностальгически вспоминал первые военные годы, когда они базировались в Швейцарии, и Мясин репетировал так и не поставленную "Литургию". Тогда все ждали, что война скоро кончится, Дягилев тоже надеялся на лучшее (а еще, я думаю, отношения с Мясиным у него тогда были совсем безоблачные), и в труппе царило подлинное равенство - даже зарплаты у всех были одинаковые (я об этом у Гарафолы прочитала). И Соколова тоже пишет, что это было едва ли не лучшее время, проведенное ею в Русских балетах.
Ну да, в двадцатых годах уже отношения между Дягилевым и его труппой изменились: снова появилась четкая, ярко выраженная иерархия, и народ уже работал не столько ради искусства, сколько за зарплату. Но все-таки было и увлечение, и вдохновение... не всегда, не в каждом балете, но было.
Хех, но зато Дягилев со своими экспериментами не давал скучать ни себе, ни зрителям. Все время огорашивал их и заставлял смотреть что-то новое.)
28.04.2014 в 22:49

М-ль Люсиль, о, про швейцарские времена ты мне потом еще расскажешь, ладно? Одинаковая у всех зарплата меня потрясает )) Ну и вообще... тогда еще можно было надеяться на лучшее, действительно.
А зрители плевались и кричали, что вот это они смотреть не будут...но почему-то все равно приходили, как миленькие и смотрели. А все потому, что интересного всегда ставят мало - и, если уж подсел на новинки и перчинки, черта с два потом слезешь. Меня еще Григорьев посмешил: как он раздумывал между Петербургской зарплатой и пенсией и дягилевским шатким предприятием и совсем было решил в пользу стабильности, но ему стало так невыразимо скучно от рутинной жизни в императорских театрах, что он запросился обратно к Сергею Павловичу )
28.04.2014 в 23:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, что ж рассказывать - все уже сказано: в Швейцарии было хорошо, репетировали сначала "Литургию", а потом "Полночное солнце" (как раз Ларионов с Гончаровой присоединились к труппе), и Дягилев регулярно уезжал в Париж, чтобы добыть денег, и все понимали, что дела идут нормально, когда после его приезда на пальце у Мясина появлялось новое кольцо.)
О да, мне тоже ужасно понравилось, как спокойный и рассудительный Григорьев не вынес спокойной жизни и вернулся к беспокойному Дягилеву. И ведь, кажется, не пожалел о своем выборе, хотя там всякое бывало.)
29.04.2014 в 08:56

М-ль Люсиль, представляю себе Мясина - все пальцы в кольцах ) Зато потом он мог жить на них, как жена богатого араба из Эмиратов: когда с ней разводятся, оа уходит из дома, в чем была...а была она в пяти-десяти килограммах золотых украшений )
А Григорьев, кажется, и правда не жалел - сперва все шло очень хорошо, а потом началась война и революция - и стало ясно, что пенсия императорских театров в любом случае никого не ждет. Так что, как ни парадоксально, его безоглядное решение оказалось самым разумным )
29.04.2014 в 11:40

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, интересно, Ваца тоже прибрал свою коллекцию колец, расставаясь с Дягилевым? И вообще, в голову лезут всякие мысли о разделе имущества: ну ладно, уехал Ваца в южноамериканский тур, не думая, что не вернется... наверняка какие-то вещи не взял с собой, а оставил. Что потом Дягилев делал с этими вещами? Выкинул, отправил владельцу, оставил себе и обливал слезами?..)))

Так что, как ни парадоксально, его безоглядное решение оказалось самым разумным )

Да, это как Элеонора Нижинская горевала из-за того, что ее дети ушли из императорских театров... и даже представить себе не могла, что пройдет несколько лет, и рухнет вся система, и никакого профита не получат те, кто входил в эту систему.
29.04.2014 в 13:35

М-ль Люсиль, а кстати, вот правда: никто не говорит о таких житейских мелочах, а ведь были же какие-то вещи у него! Может, конечно, уезжая, он все сдал на хранение, как мамуся в Петербурге сдавала на хранение мебель, когда уезжала с детьми на дачу... Но не верится мне в такого хозяйственного Вацу. Пожалуй, что-то точно осталось брошенным у Дягилева. Не очень верю в "обливал слезами", но, блин, какая картина! )

Да, хотя пани Нижинской все равно досталось по-черному, и хорошо еще, что хоть с дочерью и внучками удрать удалось из Киева.
29.04.2014 в 14:15

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, картина - ну, житейская: жена удрала с другим (другой), муж остался с вещами. И теперь жена пишет ему письма: "Сергей Павлович, верните мне мои галстуки, воротнички, книжки по искусству... и вообще - все верните, в конце концов!" :)

О, вспомнила кое-какую информацию - правда, уже не о пани Нижинской, а о Брониславе. У Гарафолы вычитала, что Броня не просто развелась с Кочетовским, а выставила его из дома, узнав, что он завел себе любовницу - и что любовница от него забеременела. Молодец Броня. Характер у нее был железный.
29.04.2014 в 14:58

М-ль Люсиль, "Верните мне мои колготки, тапочки, шелковые платочки и Русские балеты" )))

Ого! Ну, ее можно понять, этот Кочетовский за ней столько ухлестывал и клялся в любви до гроба - в то время как она-то его не так уж и любила, у нее был Шаляпин-бох ) И если он после всех клятв и танцев с розою в зубах начал бегать по любовницам - тьфу, гнать его. К тому же он, увы, повторил историю Томаша Нижинского, и это придало Броне дополнительной решимости.
29.04.2014 в 15:07

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, получив вот такое наглое послание, Дягилев не выдержал, приехал в Лондон, пришел в мюзик-холл, где выступал Нижинский, и не только высидел все представление, но потом еще пришел за кулисы и все высказал Ваце - и о колготках, и о тапочках, и о его месте в Русских балетах. Бедненький Ваца!))

Да-да, к сожалению, сходство с Томашем Нижинским было налицо - и это было совсем не то сходство, которым стоило бы гордиться. Да ну его, этого Кочетовского. Какой-то он все-таки был неприятный тип... хотя и понятно, что знаем мы его только по мемуарам Брони, так что там между строк чувствовалось негативное отношение к нему.
29.04.2014 в 15:28

М-ль Люсиль, Бедный Ваца! Зато, после такой встряски, кто знает - может быть, он и вернулся бы скромненько на свое место в Русских балетах? ))

"А если бы я о ней мемуары написал?!" - кричал в обиде изгнанный супруг. Но никто его не слушал - ведь он ничего не мог рассказать толкового ни о Дягилеве, ни о Нижинском...
29.04.2014 в 15:34

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, "вот верно говорила пани Нижинская, - приговаривал Дягилев, возвращая блудного Вацу в лоно семьи, - после хорошей взбучки ты, Ваца, сразу становишься шелковый", - и еще дворника поминал, вредный, злой человек.))
29.04.2014 в 15:38

М-ль Люсиль, а ремнем он там не поигрывал при этом? :)
29.04.2014 в 15:46

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, все может быть! Ох, жестокий он был, этот Сергей Павлович, знал, как напугать бедного Вацу. Вон тот уже голову повесил и шел, как овечка на заклание.))
29.04.2014 в 16:04

М-ль Люсиль, Только что "Бееее" не говорил )
29.04.2014 в 16:06

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, слава богу, что не говорил!))) Иначе бы точно огреб ремнем за дурацкое блеяние.))