14:44

Живи, а то хуже будет
Я все-таки сочинила довольно длинный пост, посвященный мемуарам Мясина. Это не то чтобы рецензия, а взгляд и нечто, четкой структуры нет, я писала все, что приходило в голову. Но может быть, кому-нибудь будет интересно.  gr_gorinich, ну тебе-то уж точно.:)
Там много цитат не только из Мясина, но еще и из других мемуаристов. И каюсь, я все же не могу относиться к Мясину совсем беспристрастно. Хотя и стараюсь не придираться по пустякам.
И конечно, начну с картинок, чтобы все знали, на кого похож наш герой.

- Мясин в "Легенде о Прекрасном Иосифе", это его первая крупная роль у Дягилева.

- а эта фотография мне просто очень нравится: Мясин в роли Китайского фокусника в балете "Парад", 1917 год.

А теперь - очень много букв

@темы: Дягилев и все-все-все

Комментарии
25.03.2014 в 18:19

I look inside myself and see my heart is black.
Интересно.
И Мясин кажется довольно интересным человеком. В смысле, такой типаж!
25.03.2014 в 19:06

Живи, а то хуже будет
stigies, ну, на лицо он был действительно настоящий Прекрасный Иосиф.:) И очень фотогеничен, существует груда его фотографий в разных ролях и вне ролей, и везде он очарователен или по крайней мере интересен.
25.03.2014 в 19:25

М-ль Люсиль, настоящий пост моей мечты: про дягилевские балеты, про малоизвестного мне пока Мясина, пост длинный, переложенный разными историями и репликами. И главное, очень убедительно выражено твое ощущение от героя поста - теперь, после него, боюсь, мне тоже не быть объективной по отношению к Мясину... И ведь действительно странно: он, говорят, прекрасно ставил комические балеты и лихо играл комические роли (крохотные кусочки я даже видела в фильме про Русские балеты пост-Дягилевской эпохи). Почему же он так сух в роли мемуариста?.. То ли возраст изменил его, то ли рассудочное желание войти в историю в парадном костюме сыграло злую шутку, то ли еще что?..

И все-таки, насколько сложнее собирать истории личной жизни и отношений Дягилева и его окружения в пост-Вацлавскую эпоху. Вроде бы, и много свидетелей, а разнобой в показаниях больше, да и все как-то сумбурнее (не в последнюю очередь, конечно, потому что вообще история жизни труппы в те годы сумбурна, но не только потому). Вот тот же Мясин: нет бы ему сделать лицо попроще и написать о Дягилеве тех лет, вместо того, чтобы писать, как они с Дягилевым друг друга уважали и понимали. Никто ж с него не просит интимных подробностей жизни, если на то пошло. Ты напиши, собака, о человеке, рядом с которым семь лет прожил: мысли, привычки, поступки, анекдотцы... как было бы интересно! Вот ранний период: можно не любить Бенуа за нытье, но у него-то Сережа вполне себе самостоятельная фигура, такая, убедительная очень. И у Брони тоже самое, и у Тамары Карсавиной... а позже - нет. Позже пишут больше о себе, любимых - именно те, кто знал Дягилева достаточно близко, чтоб можно было надеяться на интересный рассказ.
25.03.2014 в 19:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, бедный Ленечка, мы его теперь вдвоем не любим и не ценим. Впрочем, нет, это я перегнула палку: ценим, конечно. Но любить его тяжеловато, очень уж сух и уклончив. Если б, например, не свидетельство Прокофьева, никогда бы не поверила, что он мог ворковать с Дягилевым, как голубок.)

Ну, я не соглашусь, что в воспоминаниях о пост-Вацлавской эпохе больше сумбура, чем в воспоминаниях о "Вацлавской" и "пре-Вацлавской" эпохах.) Вполне сопоставимые масштабы, просто, может быть, просто свидетельств осталось больше, вот и кажется, что они различаются сильнее, чем свидетельства о начале Русских балетов. И "яканья" в них не меньше - тот же Бенуа себя-любимого не забывал и писал Дягилева на фоне великолепного себя. Конечно, это не мешало Дягилеву быть самостоятельной фигурой - но и в других мемуарах (и у Григорьева, и у Дукельского, и у Долина, и у Лифаря, наконец) он тоже вполне самостоятелен. Мясин тут скорее - исключение из правил. К тому же, у него в воспоминаниях все довольно бледны, не только Дягилев.
25.03.2014 в 19:53

М-ль Люсиль, вот блин! надо было Мясину в те, ранние, годы вести дневник, а потом забыть его в театре. Дневник подобрал бы слуга Василий и отнес барину, барин с интересом прочитал и спрятал... а потом дневник нашли бы и опубликовали. (Мечты-мечты, чо! ) ) А так - ну, ворковали. Ну и куда оно потом делось?..

А может, ты и права, а у меня такое ощущение потому, что я менее плотно знакома с мемуарами позднего периода - один Лифарь у меня в запасе, да Прокофьев. Долина сильно не хватает....
А твои посты, пускай только отчасти, закрывают потихоньку белые пятна, спасибо, что ты их пишешь!
25.03.2014 в 19:59

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, дневники при Дягилеве было затруднительно вести. Вот Боренька Кохно пытался, но быстро бросил это занятие, потому что Дягилев об этом прознал и велел ему прекратить заниматься ерундой.)) А у Мясина и времени бы не было - то репетиция, то спектакль, то с Дягилевым в картинную галерею, а там уже и спать пора... Не до дневников тут!)
И потом, если б барин прочитал дневник Мясина (ну, если б дневник существовал), то еще неизвестно, что бы он там нашел. И неизвестно, не вылетел бы Мясин из труппы несколько раньше, чем в 1921 году.))

Да я только рада, что эти посты развлекают кого-то, кроме меня.) Спасибо, что отзываешься.
25.03.2014 в 20:24

М-ль Люсиль, мда... печально получилось бы с дневником, как ни крути. А могло быть как с женой Самюэля Пипса, тоже известного мемуариста. Сам-то он дневники вел, но как прознал, что жена тоже пишет, так ее дневник отобрал и сжег нафиг. Не ее ума дело. Также и Мясину не дали бы мемуарить о чем попало )
А что Мясин записал бы в дневник? Про милую старую леди? )

Тю! Еще б я не отзывалась! За неимением всех этих прекрасных мемуаров только и кормлюсь, что твоими о них рассказами )
25.03.2014 в 20:34

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, эту историю о жене Пипса я знаю. Да и вообще, Пипс был человек остроумный, но мужская шовинистическая свинья в полный рост и с пятачком. Хотя дневник его интересный - я, правда, читала не все, только выдержки, но и то хлеб.)
А Мясин бы записал и про "милую старую леди", и про то, что балеты надо ставить не так, как хочет Дягилев, а совсем по-другому, но главное - писал бы без конца про всех красивых, милых, хорошеньких или просто смазливых балерин в труппе. И за это бы и вылетел, потому что Дягилев его предупреждал, чтоб никаких шашней с балеринами!))

Эх, а я, конечно, пишу о всех этих прекрасных мемуарах ужасно бестолково. Но что поделать - промолчать тоже не могу, ибо прет.)
25.03.2014 в 22:59

М-ль Люсиль, бедный Мясин! Но он не вел дневника и продержался поэтому в труппе... сколько? Семь лет или около того. А потом все-таки вылетел )

"Не могу молчать!" И очень хорошо, что прет и что не молчишь. Афтар, пеши исчо, лады? :)
25.03.2014 в 23:41

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, если подряд - то больше семи лет, да и потом еще годика два наберется за счет возвращений в труппу. Так что да, Мясин получается одним из долгожителей "Русских балетов". Но в конечном счете от начала до конца там продержался только Григорьев. Рекордсмен.:)

Аффтар готов писать исчо, было бы о чем писать. Буду теперь изучать Гарафолу, авось что-нибудь и выизучу.)
26.03.2014 в 09:10

М-ль Люсиль, ну да, мы помним, что еще Валичка нувель ходил с плакатиком: "Был с Дягилевым дольше всех" - а балетные мальчики завидовали. Но Григорьев и Нувеля перещеголял в этом отношении ) Кстати, а Дукельский пишет что-нибудь о Нувеле? Спрашиваю потому, что Прокофьев повторял слушок о том, что именно Валичка ухлестывал за Дукельским.
Даешь и Гарафлоу! Хотя любое возвращение к Дольскому или Григорьеву тоже будет приятно прочитать )
26.03.2014 в 13:23

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, Валичка, может быть, по совокупности и был с Дягилевым дольше всех, поэтому плакатик держал не только ради красного словца.) Дукельский, конечно, о Валичке пишет, неужели ты забыла ту цитату, которую Схейен приводил? Про то, что "Валичка был одним из милейших созданий божьих". Ну, и еще кое-что попадается, я, если хочешь, почитаю и перескажу (только кофе допью, я сегодня поздно встала).
Да, слушок про то, что Валичка якобы ухлестывал за Дукельским, я прекрасно помню, хороший слушок, ничего не скажешь. Но у Валички не было шансов. Уж лучше бы он ухлестывал, допустим, за Боренькой Кохно. Но, как писал сам Боренька в дневниках, Валичка с ним был язвителен и насмешлив, и только придирался по пустякам (так, как даже Дягилев не придирался).)
26.03.2014 в 17:56

М-ль Люсиль, милейшее создание божье, которое ко всем придирается - дивное сочетание! ) И все равно, Валичка почему-то ужасно обаятелен. Может, не так, как Дягилев, но все же, все же... )
26.03.2014 в 20:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, Валичка по-своему обаятелен - не так, как Дягилев.) Такое маленькое, щуплое, ехидное создание, но при этом довольно добродушное и готовое помогать знакомым - пусть и с ворчанием, но все же.) А Бореньке Кохно он явно любил читать нравоучения. Но ведь должен же кто-то читать нравоучения Бореньке, в конце концов!
27.03.2014 в 08:21

М-ль Люсиль, ну да, еще как должен! А то Боренька всем нотации читает - а ему уж так и нельзя? :)
27.03.2014 в 12:47

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да разве ж Боренька кому-нибудь читает нотации? Клевета! Он тихий, воспитанный мальчик, он никого не учит жить, он пишет либретто и надеется получить за него хорошие деньги. Бедное наивное дитя!:)
27.03.2014 в 13:31

М-ль Люсиль, Прокофьев ведь уже решил: никакого Кохна и близко к своему балету не подпустит! Бедный Боря... )
27.03.2014 в 13:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да, Бореньку жалко. Его все-таки не любили в окружении Дягилева. А вот сам Дягилев был к нему весьма благосклонен.