14:39

Живи, а то хуже будет
"Балет Дягилева" Сергея Григорьева - ужасно интересная книга. Григорьев очень мало пишет о своих личных отношениях с Дягилевым и очень много - о поставленных балетах, с кучей занятных подробностей: как репетировали, как кто танцевал, как прошла премьера, как принимала балет публика в разных городах и странах. Правда, тут же начинаешь рвать на себе волосы из-за того, что невозможно увидеть описанные постановки на видео - а так хочется. Вот, например, "Докучные" - балет по мотивам комедии Мольера, либретто Бориса Кохно, музыка Жоржа Орика, хореография Брониславы Нижинской. Григорьев пишет, что Дягилев и Кохно активно вмешивались в репетиции и донимали Брониславу непрошеными советами: "вмешательство Дягилева и Кохно отнюдь не всегда оказывалось разумным. Например, они предлагали, чтобы Долин танцевал вариацию на пальцах, как балерина, считая, что это произведет впечатление. Но когда дело дошло до спектакля, публика восприняла его танец лишь как трюкачество".
Хочу, черт возьми, увидеть Долина на пальцах! А нет даже фотографий его в "Докучных", я и в книгу Кохно заглянула, и книги самого Долина перерыла (там же есть его снимки в разных ролях) - и нигде ничего. Вот черт побери. Причем надо отметить, что сам Долин не считал мужской танец на пальцах - трюкачеством, и с удовольствием вспоминал, как уже в сороковых годах в Нью-Йорке танцевал на пальцах партию Черта в "Сорочинской ярмарке" (балет Давида Лишина на основе "Ночи на Лысой горе" Мусоргского). Более того - сейчас залезла в его "Автобиографию" 1960 года, чтобы освежить впечатления: так он пишет, что при постановке "Докучных" именно он подал Дягилеву эту идею - создать для его персонажа вариацию на пальцах. Ну, а Дягилев идею оценил и добился ее исполнения.
Но Григорьев, похоже, все эти новаторские находки не очень любил. Тем не менее, в целом он к Долину благосклонен. Выберу несколько характеристик, просто так, чтобы самой порадоваться. Вот что Григорьев говорил о Долине в роли Дафниса ("Дафнис и Хлоя", музыка Равеля): "За два месяца пребывания в труппе Долин сделал большие успехи, и, хотя мы считали, что он вряд ли готов исполнить столь ответственную роль, Дягилев стремился как можно скорее показать свои последние находки. В результате Долин отлично выступил. У него была привлекательная внешность, а движения изящны и отточенны. Его недостатком оставалась склонность к манерности, что Дягилев видел и, как мог, старался исправить".
О Долине в "Голубом экспрессе" (музыка Дариуса Мийо, либретто Жана Кокто, хореография Брониславы Нижинской): "Главную роль Красавчика прекрасно танцевал Долин, которому британское происхождение помогло наделить своего героя повышенным уважением к самому себе. Его исполнение отличалось большим совершенством и удостоилось заслуженных аплодисментов. Дягилев осуществил свой замысел по превращению Долина в первоклассного танцовщика".
Об отношении Дягилева к Долину в 1925 году: "От надежд, которые он возлагал на Долина как на хореографа, Дягилев вскоре отказался. Он часто говорил мне, что эстетические принципы Долина совершенно расходятся с нашими, русскими, его сознание и темперамент были отчетливо британскими".
О Долине в "Призраке розы" в 1929 году: "Теперь он танцевал этот балет с Чернышевой и, хотя немного манерничал, был все же в нем хорош".
Интересно, что сам Долин ни разу ни словом не упоминал о том, что Дягилев надеялся воспитать из него еще и хореографа. Впрочем, вполне может быть, что Дягилев просто не посвящал его в эти замыслы.
А еще интересно вот такое замечание об отношении Дягилева уже не к Долину, но к Лифарю в 1928 году: "Лифарь как танцовщик к этому времени достиг высокого совершенства. Но Дягилев разочаровался в нем как в личности. Теперь от общения с Лифарем он часто терял самообладание, считал, что он лицемер, интриган, крайне амбициозен и склонен к саморекламе. Не то, чтобы Дягилев презирал честолюбие как таковое, но полагал, что оно должно быть иного качества".
Что тут скажешь? Бедненький Лифарь.:) Не знаю, не преувеличил ли Григорьев, но, возможно, Дягилев и вправду начинал разочаровываться в Лифаре - даже не потому, что Лифарь был прям уж вот такой плохой, а потому, что Дягилев уже не был в него так влюблен, как раньше. Очарование улетучивалось. Но едва ли сам Лифарь был так уж в этом виноват.
Вот такие интересные факты-интриги-расследования. Надо еще сказать, что, к сожалению, переведена книга не очень гладко (ну, это видно даже в приведенных отрывках). Хуже всего, что переведена она дважды: изначально существовавшая рукопись Григорьева на русском языке была сокращена, переведена на английский и издана в 1953 году, а сорок лет спустя, в 1993 году, книга вышла в обратном русском переводе. Куда делась первоначальная рукопись - поди узнай! Впрочем, насколько я поняла, в национальном музее Монако хранится архив Григорьева. Так что, возможно, рукопись преспокойно лежит там - в ожидании лучших времен. Точно так же, как в ожидании тех же лучших времен лежит в архивах рукопись Вальтера Нувеля.

@темы: Дягилев и все-все-все, Антон Долин

Комментарии
21.03.2014 в 17:31

Спасибо, друг, за то что ты пишешь такие интересные (мне лично) факты из редких книг! Читаю, впитываю, хочется еще - но понимаю, что сколько ж можно бить по клавиатуре. Какой все-таки Дягилев был скрытный: никогда ведь в лицо не говорил своим мальчикам ни хвалебное ("Я из тебя хореографа хочу сделать!", ни ругательное: ("Лицемер и интригант"). А вот Григорьеву пересказывал, доверяя, что тот не разнесет информацию.
А насчет Лифаря и его оценки разочарованным Дягилевым... многое ведь и верно. Как мимнимум любовь к саморекламе и амбиции там видны и без лупы. Насчет интриганства сомневаюсь - просто не верю, что у Лифаря могло хватить скрытности и хитроумия на настоящую интригу )))
21.03.2014 в 19:57

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, так я только рада, что тебе это интересно, и сама с удовольствием все эти посты сочиняю - охота же поделиться с миром всякими любопытными фактами.)) Если б тебя не было, пришлось бы мне рассказывать все самой себе, а это скучно.)
Дягилев, конечно, был тонкий дипломат и поступал, как мне кажется, правильно: ну зачем рассказывать тому же Лифарю все, что о нем думаешь? Этак он еще обидится и из труппы уйдет, а оно Дягилеву надо? Что же касается похвал в лицо - а помнишь, у Брони в воспоминаниях Дягилев тоже говорит, что никогда не хвалит артистов, чтобы не разбаловать их. И сама Броня с этим не соглашается и считает, что похвала, наоборот, нужна - потому что мотивирует и вдохновляет.
И такое чувство, что Дягилев даже своих мальчиков типа Лифаря предпочитал ругать не за личные, а только за профессиональные промахи и недостатки. Но уж тогда не стеснялся и ругал от души. Григорьев рассказывает, как в 1927 году в Турине с ними работал дирижер Ингельбрехт. Он поссорился с Дягилевым - и они перестали разговаривать друг с другом. В результате Ингельбрехт спросил у Мясина, в каком темпе надо играть некоторые места партитуры "Лебединого озера" (не желая спрашивать об этом у самого Дягилева, определявшего темпы). Мясин сам не знал и сделал несколько неверных предположений. В результате оркестр играл слишком медленно, Спесивцева растерялась, Лифарь тоже, и, как пишет Григорьев, "спектакль превратился в хаос". Дягилев, конечно, пришел в ярость, после спектакля собрал Григорьева, Лифаря, Кохно и Нувеля в ресторане и устроил Лифарю публичную головомойку. Вот что пишет Григорьев:

"- Ну, что вы скажете о "Лебедином", точнее, о том, как наши премьеры сегодня его танцевали? - спросил Дягилев, предлагая мне кофе.
- Не очень удачно, - ответил я.
- "Не очень удачно"! - возмутился он. - Это был позор! Как бы плохо ни вел спектакль дирижер, его всегда можно станцевать в музыку. Но мадемуазель Спесивцева, с вашего позволения, умудрилась закончить свою вариацию не менее чем на два такта позже! Что же касается мсье Лифаря, то, видя его, я умирал от стыда! За все время существования нашего балета так не танцевали никогда! Я попросил вас собраться для того, чтобы сказать все это Лифарю...
И так далее, и так далее в течение почти сорока минут! Лифарь слушал, не произнося ни слова".

Интересно, что Спесивцеву Дягилев не стал "полоскать" вот так прилюдно. Джентльмен.:)
21.03.2014 в 21:08

М-ль Люсиль, да, я помню, как Броня писала о скупости Дягилева на похвалы и не соглашалась. Тем любопытнее, что о ней самой вспоминают как об очень строгом, придирчивом и "нехвалящем" хореографе. Критиковала-критиковала, да сама тому же и научилась? )
Ага, я помню этот случай с темпами в "Лебедином" ) Но про разбор полетов этих лебедей - это совсем новая информация!

Бедняжка Лифарь - его ругали в течение времени, сравнимое со временем его злосчастного выступления ) А дам Дягилев полоскал меньше, факт. Вообще, хорошо было быть балериной в дягилевской труппе: никаких домогательств со стороны импрессарио, обращение вежливое, таланты продвигают, матерят только мальчиков... Правда, приходится много работать... ну, балетные к этому привыкли! Зато танцешь в лучшей труппе мира! )
21.03.2014 в 21:25

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да-да, выходит, Броня переняла дягилевские замашки.) Но я думаю, там еще и ее характер имел значение: она по жизни была очень требовательна, придирчива и упряма. И немудрено, что со своих учеников она по три шкуры драла... а ученики - тот же Долин, например, - радовались и поминали ее добрым словом.)

Да, балеринам у Дягилева хорошо, а вот каково бедным мальчикам? К ним импрессарио пристает, авансы делает, а ошибки все равно не прощает, наоборот - придирается больше, чем к тему, к кому не пристает.))) Но вот об этом инциденте с "Лебединым" Лифарь же ни словом не обмолвился в своих мемуарах, а жаль. Интересно, как бы он описал эту головомойку (и непременное примирение потом, наедине).)
21.03.2014 в 21:38

М-ль Люсиль, это Долин добрым - а Лифарь, наоборот, сердитым, и неоднократно. Видно, немалый зуб заточил он на Бронюшку...

А Лифарь, видишь, не хотел писать о ссорах на профессиональной почве, по его мемуарам там все выглядит довольно безоблачно. А все ссоры только частные, и все больше из-за Дягилевской ревности... В общем, избирательная память работала у Сержиньк вовсю, и был он и впрямь не дурак подать себя в наилучшем виде. ) А мальчикам, конечно, солоно - но зато есть шанс выйти в первые танцоры и хореографы мира.
21.03.2014 в 21:51

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, если верить Лифарю, Бронюшка обзывала его горбатым, не хотела брать с собой в Париж и не верила в его таланты.) К Долину она не относилась так предвзято, хотя тоже поначалу посматривала на него косо, но быстро сменила гнев на милость. Что же касается Лифаря, то и Григорьев писал, что Лифарь "поначалу огорчал нас своей крайней неопытностью". И это, я думаю, было очень близко к истине.)

Да уж, в мемуарах Сержинька себя подает с самой выгодной стороны: он-де танцует так, что все только качаются от восторга, и сам Дягилев то и дело смахивает умиленную слезу. "Обнял и пошел по коридору", классический случай.)) Тем интереснее читать о том, что Дягилев мог устроить и Лифарю выволочку за дело, если тот станцевал плохо. Никакого снисхождения - будь ты хоть трижды любовник, а если станцевал плохо, то получи все, что тебе за это причитается.)
21.03.2014 в 23:04

М-ль Люсиль, Бронюшка, что бы ни бурчал Лифарь, сделала главное - вытащила его к Дягилеву в числе прочих своих учеников. А уж дальше - судьба )) Не заладились у них отношения с Лифарем дальнейшие. Но вот с Долиным трудно было испортить отношения, он был, может, и не русский душою, но истинный джентльмен и культурный британец ) И просто милый человек.

Да, и этот подход ведь и отличает Дягилева от прочих любителей сочетать руководство искусством и личную жизнь. Большинство продвигает своих любовников-любовниц и думает, что при деньгах и рекламе и бездарность станет звездой. А Дягилев действительно искал людей с задатками, а потом принимался со страстью лепить из них звезд. Да настоящих, не однодневок. Сам умер, а они на его выучке потом еще больше полувека снимали сливки.
22.03.2014 в 00:49

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, про эстетические принципы, темперамент и сознание Долина мне Григорьев недодал информации, я хочу подробностей, подробностей.) В чем конкретно заключались все эти национальные различия?) А ведь сам Долин, черт его дери, писал, что в прошлой жизни был русским, не иначе. И, судя по всему, не чувствовал себя таким уж разбританским британцем, каким казался Дягилеву (ну, если верить словам Григорьева).

Ну, а о педагогических талантах Дягилева и о его умении пестовать звезд (да и не только звезд, но и просто крепких профессионалов) мы уже говорили, но грех не повторить: в этом деле он знал толк. И мальчики, которые шли к нему под крылышко (начиная, пожалуй, даже не с Вацы, а с Мясина), тоже знали, что в конце концов он их выведет в жизнь, и согласны были за это платить. Все было по-честному.
Я вот теперь думаю - не прикупить ли все-таки книгу Хаскелла? Ну, вот ту, что он писал в соавторстве с Нувелем и по его заметкам. Там все-таки, как мне кажется, попадаются всякие любопытные факты и свидетельства.
22.03.2014 в 09:39

М-ль Люсиль, ну, с разными мнениями Долина и о Долине все ясно: сам он чувствовал "русскость" так, как чувствовал (в подробности ведь тоже не вдается?), но Дягилеву было, конечно, видней... А деталей, конечно, хотелось бы. Что было не так с Патриком? Не пил водку и не закатывал скандалы по пустякам? Держал незримую духовную дистанцию, привычную ему, но не свойственную русскому панибратству? Иначе реагировал на события?.. Поди, узнай теперь!

Мальчики, конечно, знали, зачем шли и смело продавали нечто, не имеющее большого сходства с небесным глобусом )) Просто потом, получив желаемое, они так же естественно начинали смотреть в сторону. Профессиональная карьера удачно развивается, пора подумать и о личном обустройстве: жена, дети, семейные комплексные обеды... Тут-то и начинался скандаль. )
Хаскелла? Ну... если есть, почему не купить, он не миллионы ведь стоит )
22.03.2014 в 13:01

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну да, там, где Лифарь, непосредственная русская душа, восторгался так громогласно, что (если верить Дукельскому) оглушал всех вокруг и заглушал Дягилева, - там Патрик, сдержанная британская душа, выражал свои восторги вполголоса, тщательно подбирая русские слова.)) Ах, черт, вот мне теперь хочется больше, больше свидетельств со стороны об отношениях Дягилева и Долина. Так что пора осваивать следующую партию книг.)

Это я к тому, что я вчера прогулялась перед сном по Амазону, засунула в виш-лист в придачу к Хаскеллу еще Лидию Соколову (она же Хильда Маннингс) с ее Dancing for Diaghilev и книгу Линн Гарафолы о Русских балетах. Ну а что, а вдруг все-таки нам перекроют кислород? Так надо скорее покупать (хотя мне еще не пришла Квир-история балета, и я немножко нервничаю уже: ведь больше месяца идет, пешком, что ли?). А что касается Хаскелла - с ним интересно, первое издание его книги (1935 год) можно раздобыть гораздо дешевле, чем издание относительно недавнее. Мне как библиофилу это приятно.))
22.03.2014 в 17:24

М-ль Люсиль, ну все, ты погряз и нет тебе спасения. ) Маннингсова-Соколова, помню ее смутно - но, кажется, он как раз в 20-х была в труппе, так что, может, что и про Долина пишет. А кто такая Линн гарафола, я не знаю...
22.03.2014 в 17:36

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну знаешь, я так залюблена жизнью, что мне только одно и остается - покупать книги и в них топить горе.)) Да, Маннингс-Соколова работала у Дягилева до конца и, судя по попавшейся мне информации, довольно подробно рассказывает в книге и о нем, и о своей работе в труппе. Глядишь, и про Долина что-нибудь интересное написала, все ж таки соотечественник.)) А Линн Гарафола - это американская исследовательница "Русских балетов", она написала большое исследование "Diaghilev's Ballets Russes". И вот сейчас я посмотрела в сеть и выяснила, что, оказывается, в 2009 году эту книгу уже перевели на русский и выпустили в Перми. Только ее же не достанешь, проще на английском заказать.
22.03.2014 в 18:07

Внезапно захотелось съездить в Пермь ))
22.03.2014 в 18:08

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а как же Венеция?))) Все, прости, ухожу гулять. Закончила перевод, срочно надо проветрить голову. Даже "Ганнибала" не посмотрела еще, вот до чего дошло!
22.03.2014 в 18:16

М-ль Люсиль, В Пермь, в Париж и в Венецию! Такой тур я бы купила. Да, и Монте-Карло еще )))
Нужное дело! Удачной прогулки ) А я посмотрела и все бы хорошо, но они убили Кенни! В смысле спойлер
22.03.2014 в 21:59

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, тур "По дягилевским местам", о да, да, пожалуйста!) Но вот видишь, не знаю, как там в Венеции, а в Перми, оказывается, ценные книжки издают. Жаль только, что уже в Москве их днем с огнем не сыщешь.))
Ну, а Ганнибала мы с тобой уже обсудили, хоть я его еще и не посмотрела. Фуллер временно отставил лирику и погнал чернуху. Но в общем, он мне все равно напоминает автора из того блестящего хеллсинговского фика-пьесы: "Просто любовь у меня такая - губительная! ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫ-ГЫ!" ))