Живи, а то хуже будет
Чем больше читаешь Долина, тем больше хочется еще. Вот придут мне его "Friends and Memories" - и буду я совершенно счастлива. Очень забавно сравнивать автобиографию 1960 года (которую я сейчас читаю) с предсмертной автобиографией (опубликована в 1985 году). В варианте 1960 года Дягилев везде пишется как "Diaghileff" (в 1985 году - уже привычнее: "Diaghilev"), а сам Долин предпочитает свой сценический псевдоним - своему имени. Поэтому в диалогах, приведенных в варианте 1960 года, все друзья и родственники кролика называют его почти всегда Антоном. Но в "последней автобиографии" Долин снова возвращается к своему имени - и там его почти все близкие называют Патриком (а кое-кто называет "бэби", но мы не будем пока показывать на этого человека пальцем). Доходит до смешного: так, в обоих вариантах Долин приводит эпизод с вечеринкой, на которую он пригласил Дягилева - это было в финале сезона 1929 года, незадолго до смерти Дягилева. Долин пересказывает этот эпизод буквально одними и теми же словами, но допускает одно крохотное расхождение: в варианте 1960 года Дягилев обращается к Долину: "Mon cher Антон", а в варианте 1985 года - "Mon cher Патрик". Верю безусловно, что в жизни Дягилев звал Долина Патриком. А в варианте 1960 года Долин вообще старался говорить как можно меньше на слишком личные темы, и использование псевдонима, как мне кажется, помогало ему создать дистанцию между собою и любопытными читателями. Когда он писал последнюю автобиографию, он уже ничего не боялся и смело рассказывал о своих увлечениях, о своей бисексуальности и - last not least - о своих интимных отношениях с Дягилевым.
Впрочем, он и в варианте 1960 года пусть и не рассказывает открыто о том, что был любовником Дягилева, но пишет о нем очень увлеченно. И, говоря об уходе из "Русских балетов" в 1925 году, признается, что "был искренне привязан к Дягилеву и глубоко восхищался им. Он отвечал мне тем же..." - но добавляет, что уже не мог существовать под постоянным дягилевским контролем. И еще замечает, что осложнению ситуации способствовал Борис Кохно, чрезвычайно беспокоившийся из-за возможного влияния Долина на Дягилева. В общем, ужас, чистые джунгли и зверь на звере.
А в 1928 году Долин вернулся к Дягилеву, который принял его с распростертыми объятиями и делился с ним своими планами постановки "Жизели". Жизелью должна была стать Спесивцева, а роль Альберта Дягилев хотел отдать Долину. Но к сожалению, эта постановка так и не была осуществлена.
Ого, как я заболталась. А ведь хотела написать всего-навсего маленькое вступление к пикспамному посту. Да, я наконец-то решила устроить небольшой пикспам, посвященный Долину. К сожалению, мне удалось раздобыть в сети только несколько интересных фотографий с ним. Может быть, когда-нибудь я соберусь с духом и отсканирую кое-какие снимки, приложенные к его автобиографии 1960 года - на них, пожалуй, стоит взглянуть. К сожалению, нигде, нигде мне не удалось найти фотографий Долина вместе с Дягилевым. Есть только прекрасный снимок 1954 года - как раз перепечатанный в "Автобиографии" - Долин на могиле Дягилева: он стоит перед памятником, прикасаясь рукой к колонне, и смотрит печально и неотрывно. Вот его, конечно, стоит отсканировать.
Ну, а пока - будет один Долин, просто Долин. Надо заметить, что с возрастом он становился все интереснее и интереснее. А в юности казался просто милым мальчиком - и я так и вижу (и слышу), как Дягилев, соблазняя его, бормотал ему на ухо из песенки "Несчастного случая" (анахронизм, ну и черт с ним!): "Бэби, идем со мною, пока я жив, я чего-то стою".
Осторожно - там целый столбик фотографий
Впрочем, он и в варианте 1960 года пусть и не рассказывает открыто о том, что был любовником Дягилева, но пишет о нем очень увлеченно. И, говоря об уходе из "Русских балетов" в 1925 году, признается, что "был искренне привязан к Дягилеву и глубоко восхищался им. Он отвечал мне тем же..." - но добавляет, что уже не мог существовать под постоянным дягилевским контролем. И еще замечает, что осложнению ситуации способствовал Борис Кохно, чрезвычайно беспокоившийся из-за возможного влияния Долина на Дягилева. В общем, ужас, чистые джунгли и зверь на звере.

А в 1928 году Долин вернулся к Дягилеву, который принял его с распростертыми объятиями и делился с ним своими планами постановки "Жизели". Жизелью должна была стать Спесивцева, а роль Альберта Дягилев хотел отдать Долину. Но к сожалению, эта постановка так и не была осуществлена.
Ого, как я заболталась. А ведь хотела написать всего-навсего маленькое вступление к пикспамному посту. Да, я наконец-то решила устроить небольшой пикспам, посвященный Долину. К сожалению, мне удалось раздобыть в сети только несколько интересных фотографий с ним. Может быть, когда-нибудь я соберусь с духом и отсканирую кое-какие снимки, приложенные к его автобиографии 1960 года - на них, пожалуй, стоит взглянуть. К сожалению, нигде, нигде мне не удалось найти фотографий Долина вместе с Дягилевым. Есть только прекрасный снимок 1954 года - как раз перепечатанный в "Автобиографии" - Долин на могиле Дягилева: он стоит перед памятником, прикасаясь рукой к колонне, и смотрит печально и неотрывно. Вот его, конечно, стоит отсканировать.
Ну, а пока - будет один Долин, просто Долин. Надо заметить, что с возрастом он становился все интереснее и интереснее. А в юности казался просто милым мальчиком - и я так и вижу (и слышу), как Дягилев, соблазняя его, бормотал ему на ухо из песенки "Несчастного случая" (анахронизм, ну и черт с ним!): "Бэби, идем со мною, пока я жив, я чего-то стою".
Осторожно - там целый столбик фотографий
А лучше всего - старичком Чекетти )И такая, господи прости, чисто английская физиономия...Экие Антоны Долины на свете бывают интересные! )))Эхо-хо, а ведь явно они с Дягилевым опять сближались (пускай и чисто профессионально) в конце двадцатых, и жаль, что не было еще пары лет - наверняка бы что-то поставили вместе. Ну, конечно, ставил бы Дягилев, а Долин танцевал ))
Классный пикспам!
Ну да, во время второго "русско-балетного" периода Долина у него с Дягилевым явно начинали складываться интересные творческие отношения. Ужасно жаль, что Дягилев тогда так и не поставил "Жизель" - я думаю, в его интерпретации, да еще с такими актерами, как Спесивцева и Долин, могло получиться нечто потрясающее. Вот и Долин ужасно жалел, что ничего не вышло.
Рада, что тебе пикспам понравился.)
А у Дягилева было нечто роковое в отношении с балетной классикой: пока ставил эксперименты и модерн, все у него шло прекрасно (порой скандально, но шло!), а все попытки вернуться к Жизели, Спящей красавице, к старым композиторам... увы. Ни то, ни се, успеха нет, и сам недоволен. А ведь ему иногда ужасно хотелось поставить эту самую классику!
Ну, Дягилев на своих ошибках учился - и ту же "Жизель", если верить Долину, он планировал "осовременить", внести кое-какие изменения, сделать купюры, выкинуть к черту старомодные сценические решения и громоздкую машинерию. Так что, чем черт ни шутит, в результате все могло сойти удачнее, чем со "Спящей красавицей". Хотя, конечно, тут остается только гадать на кофейной гуще.)
В одном я почти уверена: если бы Дягилев и вправду поставил "Жизель", на премьеру примчался бы Бенуа и раскритиковал Сереженьку в пух и прах. Патаму шта тот ничего не понимает в классике и все испортил!)))
Но вот чедь: поднимешь такую тему и сразу начинаешь жалеть обо всем, что Дягилев недоставил в этой жизни (
Бенуа захлебывался и краснел, как помидор, - тоже как в старые добрые времена.))
поднимешь такую тему и сразу начинаешь жалеть обо всем, что Дягилев недоставил в этой жизни
Ой, не говори!( Ну, тут еще Долин подливает масла в огонь, он тоже об этом жалеет, и невозможно с ним не согласиться.
Долин ностальгирует так, что даже несклонный к ностльгии читатель проникается. А уж склонный готов рыдать и выпрашивать машину времени )
Ну да, Долин в своих мемуарах сам невольно обыгрывает великую идею: "Ящик водки, и всех обратно!". И в варианте 1960 года очень уважительно и по-доброму пишет о Корибут-Кубитовиче: мол, это был очень милый и добрый человек, помогавший Долину устроиться в первые дни в Монте-Карло (ведь Дягилев-то после той самой великой ночи в спальном вагоне забросил Долина на несколько дней).
"Зачем вам водка, cher Патрик, вы же ее не пьете?" - "Зато вы пьете, Серж Павлович, и кузен ваш пьет, и Нувель, и даже противный Борька Кохно". Меньше ящика никак нельзя )) Ты знаешь, Павку все хвалят - по-моему, он вообще помогал всем и во всем. Тоже удивительный )
Эх, сдается мне, мы сейчас просто описываем постановку дягилевского небесного балета. Ведь там уже все собрались.))
Мне теперь ужасно интересно скорее получить Дукельского - ведь он писал о Валичке (вот и Схейен его цитировал), да и Пафку наверняка не обошел стороной. Вот действительно - удивительный человек, такие редко бывают. По описаниям кажется не только добрым, но и поразительно уютным, что ли. И я воображаю, как он старательно обучал Патрика русскому языку - нормальному русскому языку, а не такому, которому Дягилев научит.))
"Нет, "блядь" - это не артикль, Патрик, не надо это слово повторять. Оно неприличное. It's obscene, понимаешь?.. Нет, "утенька" - это не существительное... и не глагол. Это, как бы тебе сказать..." Бедный Пафка! )))
Да, тяжело приходилось милому, воспитанному Пафке! Он вытирал пот и потом смущенно просил Дягилева не учить Патрика таким нехорошим словам. "А я и не учу! - невозмутимо заявлял Дягилев. - Он сам запоминает, не могу же я вообще при нем молчать!"
А патрик, как на грех, обладал прекрасной языковой памятью, слова ловил моментально, верно отграничивал их во фразе друг от друга - и все норовил попрактиковаться, чтобы запомнить и вернее говорить... или правильнее говорить? Или надо: "говорить правильнее"? ))
Все были счастливы.
А некоторые личности - да, Боря, это вы! - норовили подшутить над Патриком и научить его чему-нибудь непозволительному. Но Патрик тоже был не прост и всегда заранее консультировался с Пафкой или хотя бы с самим Дягилевым, прежде чем ввести новое выражение в свой активный словарь. А то мало ли что... вдруг он еще кого-нибудь ненароком обидит? Нехорошо получится.)
Так что потом литературно образованному и душевно бессовестному Бореньке от Дягилева довольно часто влетало: не учи плохому, не учи! Пиши вот, либретто, пока Прокофьев ничего не знает и думает, что будет так себе сочинять балет о чем сам захочет. А мы, Патрик, пойдем в кафе, обедать пора. О-бе-дать. Неопределенная форма глагола. )
А бессовестного Борю обедать не взяли - будет знать, как обижать бедного Патрика. Хотя Патрик не чувствовал себя особенно обиженным и продолжал постигать великий и могучий русский язык везде, где только мог: и на репетициях, и за обедом, и в постели.))
И в конце концов стал говорить на нем чище, чем некоторые эмигранты позднего поколения. Поправлял иногда Баланчина - и сам же смущался )
Я тут перелистывала Лифаря перед сном - выяснилось, что очень много забыла (ну да, читала-то один раз и давно). Ох, как он забавно рассказывает, как ревновал Дягилева к Долину - пусть и отдает при этом Долину должное, но все равно, прям видно, как он тогда обижался и скрежетал зубами, да и когда писал, тоже переживал эту ревность заново. Смешной такой.))
Черт, я ж тоже один раз читала - да отчасти еще и в самолете. Надо пойти, перелистать )
Перелистай-перелистай, там много интересного. Например, по Лифарю выходит, что летом 1924 года Дягилев все чаще обращал на него благосклонный взор и уделял ему очень много внимания. Хотя если верить Долину - то ни фига подобного, летом 1924 года Долин ходил у Дягилева в главных фаворитах.)
А еще уморителен эпизод в Амстердаме весной 1924 года: Лифарь рассказывает, как он-де по собственному побуждению пошел в музей смотреть Рембрандта и столкнулся там с Дягилевым, Долиным и Кохно. "Дягилев недоумевал: Кохно и Долина привел в музей он, а этот мальчик из кордебалета сам, по собственному побуждению, один ходит по музеям и старается что-то понять..."
Сержинька был поразительно скромен, ага.)))
Ага, конечно, прямо-таки воскликнул на весь музей: "Боже мой, какой хороший мальчик! Я вас, Боря и Патрик, на аркане вечно в музеи тащу, а он сам ходит! Ну вас всех к чертовой матери, зачем я на вас трачу свои силы! Пойдем со мною, мальчик, я тебя научу жить, а эти пусть сами, как хотят, из музея выбираются, неучи и дураки!" - и Лифарь стоял, опустив глазки, и внимал, весь такой скромный и замечательный.)))
В общем, удивительно, что Лифарь все это не изложил вот так в своих мемуарах. Это было бы в его духе.)))
Но - смотри какой он не-сплетник: нет бы хоть намекнуть, о чем болтали беспечные Фокины! )
Удивительно также и насколько был Патрик не ревнив - кажется, ни к кому не ревновал, по крайнейе мере, Дягилева и звездную роль в Русских балетах.
Но - смотри какой он не-сплетник: нет бы хоть намекнуть, о чем болтали беспечные Фокины! )
Ну, он приводит буквально несколько вполне невинных фраз, типа: "Мишенька, успокойся... Душка... Верушка, что ты делаешь?" - но в общем говорит, что наслушался вдоволь всего. Бедненький!))
А Патрик и вправду ни к кому не ревновал ни Дягилева, ни свой статус первого танцовщика в Русских балетах. Удивительный человек.) Хех, вот только что вычитала очередную историю: после его триумфа в "Голубом экспрессе" в 1924 году одна дама пригласила его танцевать в Чикаго, пообещав очень большое жалование. А Дягилев пришел в дикую ярость и, судя по всему, закатил Патрику грандиозную сцену, так что пришлось ему отказать щедрой даме.) Это все очень в духе Дягилева, но ужасно мило.)
Дягилев был Отеллушка. Можно не соглашаться с названием, выдуманным Лифарем, но факт, увы, никуда от этого не денется ))
Еще вычитала у него душераздирающую историю о том, как он в 42 году, в свой день рождения, будучи в совершенно расстроенных и раздерганных чувствах, решил покончить с собой и напился снотворного. Причем, как сам потом писал, мог бы и вовсе не проснуться, а мог и проснуться - но с дикой мигренью. Но к счастью, к нему домой, как добрые феи, явились две его приятельницы, привели его в чувство, отпоили молоком и утащили с собой - прогуливать и проветривать. И так Патрик был спасен.))
Нет, ну почему же, Лифарь все правильно написал: Отеллушка и есть.) Тут уж не поспоришь.)
А еще забавно, что Долин уверяет, будто сам тоже всегда был страшно темпераментным и легко раздражался. А по нему и не скажешь...))
Господи, а что же так расстроило бедного бэби в его день рождения?!. Хорошие у него приятельницы, слава богу. И-таки по таким эскападам понимаешь, что темпераментный и нервный, но... "Не верю!", как говорил Станиславский )
Ну, судя по всему, у бедняжки просто сдали нервы. И не в последнюю очередь - благодаря любезным Фокину и Мясину, с которыми Долин как раз в это время репетировал: у Фокина - в "Елене Троянской", а у Мясина - в "Алеко". Он не рассказывает подробно, но дает понять, что обстановка на репетициях была безумно нервная и напряженная. В конце концов, уже после этой попытки самоубийства Долин отказался от роли в "Алеко" и сосредоточился на репетициях "Елены Троянской", где он танцевал партию Париса.
Только все равно ему пришлось станцевать и в "Алеко", потому что танцовщик, которому перешла эта роль, получил травму на премьере, и Мясин обратился к Долину с просьбой станцевать в "Алеко" на оставшихся трех представлениях.
"- Ты же знаешь эту роль, Антон, - сказал он мне. - Ты ее репетировал.
- Ну да, - ответил я, - но это было несколько недель назад. И я репетировал всего несколько часов.
- Это неважно. Придумай что-нибудь, сымпровизируй. Представление должно состояться".