16:06

Живи, а то хуже будет
Надо бы все-таки расправиться с дневниками Бенуа. Мне остался только 1914 год - но там огромные записи, замучаешься перепечатывать. А надо, потому что там много занятного и интересного. И ужасно не хватает хороших подробных комментариев. Вот за что терпеть не могу захаровские издания - так это за отсутствие нормального справочного аппарата. С другой стороны, выбирать не приходится, потому что никто больше, насколько я знаю, не издавал дневники Бенуа. Может быть, когда-нибудь они дождутся своего часа и нормального издания, а пока делать нечего, обойдемся тем, что есть.
Итак, 1914 год, весна, Париж - и до первой мировой войны остаются считанные недели. А "Русские балеты" ставят "Легенду об Иосифе", "Золотого петушка" (Бенуа его иногда называет "Кондором"), "Соловья" - и Бенуа за всем наблюдает, во всем принимает живейшее участие, все подмечает и брюзжит так, что сил никаких с ним уже нет.

Выдержки из дневников Александра Бенуа, 1914 год

@темы: Дягилев и все-все-все

Комментарии
19.02.2014 в 16:23

I look inside myself and see my heart is black.
поганое кощунствование в своем маргариновом мистицизме и в своем педерастическом эстетизме сюжет, и муру очень "театральную", но даже до удивления вульгарную и пошлую - как много в человеке, однако, любви к миру и доброжелательности :lol:
19.02.2014 в 16:30

Живи, а то хуже будет
stigies, так это же Бенуа! Ему было вместе с Дягилевым тесно, а врозь - скучно, поэтому в разлуке он тосковал, а чуть только встречался и начинал с Дягилевым работать - сразу разражался иеремиадами и завывал, как иерихонская труба, что все не так, не то и неправильно.)))
19.02.2014 в 17:12

I look inside myself and see my heart is black.
М-ль Люсиль, я так и понял, что он знатный кактусоед. И работали вместе, небось, долго?
19.02.2014 в 17:17

Живи, а то хуже будет
stigies, ну, это смотря над чем.) На самом деле, подружились они еще в юности, в начале 90-х годов, когда Дягилев переехал из Перми в Петербург и поступил в университет. Потом Бенуа принимал участие в издании "Мира искусств" (1899-1904 гг) и уже тогда периодически заламывал руки из-за того, что Дягилев все делает не так.) Когда начались "русские сезоны", Дягилев снова привлек Бенуа к работе, но это было уже нерегулярное сотрудничество. И в общем, Бенуа работал с Дягилевым меньше, чем, например, Бакст.
19.02.2014 в 17:51

I look inside myself and see my heart is black.
М-ль Люсиль, периодически, но на протяжении длительного времени, угу. Никак не мог перестать есть кактус.))
19.02.2014 в 19:37

Живи, а то хуже будет
stigies, конечно, не мог, он и сам признавался, что для него работать с Дягилевым - мука мученическая, но больше ни с кем он не может так реализовывать свои художественные замыслы.:) Вот только сам он довольно быстро для Дягилева устарел.)
19.02.2014 в 21:22

Бедный Бенуа так переживает из-за романов Дягилева, что начинаешь думать, не берег ли он его для себя ))) И, с одной стороны, Бенуа можно понять: ему неуютно и хочется работать в полном комфорте, а с другой - ну сколько можно ныть?! Иди, найди себе другого спонсора! А если не хочешь искать, смирись с тем, который есть и научись, наконец, психологически блокироваться от того. что тебя в нем сквикает. Я понимаю, когда непосредственно это касается работы, тут столкновения неизбежны. Но что Бенуа за дело до Мясина и Нижинского. и кто в каком фраке к кому в номер пошел? До кокаина ему какое дело и до болтовни? А, нет, он ездит к сплетнице Мисе (которая, чувствую, безумно наслаждалась любовными околобалетными драмами, пересказывая желающим слушать все происходящее в преувеличенно-романтическом ключе), а потом заламывает руки. Зачем?
И с чего он придумал про зависть Дягилева к себе да еще и к Стравинскому? Пфф!..
А если отрешиться от тона, дневники и правда очень интересные: послеразводные встречи с Нижинским, Мясин...и все ходы и рокировки этого периода.
19.02.2014 в 21:48

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, да просто Бенуа считал, что все должны его слушать, брать перед ним под козырек, а главное - работать так, как он считает нужным, и по всем вопросам с ним соглашаться. Самомнение у него было такое, что, по-моему, даже самому Дягилеву было до него далеко. Когда же выяснялось, что с мнениями и требованиями Бенуа Дягилев согласен считаться только до определенных пределов, начиналось нытье и чуть ли не истерики.) И на самом деле, мне кажется, не только Бенуа было нелегко работать с Дягилевым, но и Дягилеву было непросто - особенно после довольно длительных перерывов - мириться с претензиями и настроениями Бенуа, и с его любовью к "мозгологии" и "выяснениям".
А зачем он заламывает руки, выясняет, с кем у Дягилева роман и в какой стадии и сколько он сегодня кокаина принял, - это, право, выше моего понимания. Добро бы еще ему эти сплетни приносили удовольствие, как Мисе (и как, скажем прямо, нам самим), но ведь нет же.:) Бенуа все эти безобразия сурово осуждает! И осуждая - с наслаждением обсуждает и записывает в дневник. Хотя спасибо ему за это, если б не он, откуда бы мы узнали, как Нижинский во фраке в 1914 году ходил предлагаться Дягилеву задешево и безуспешно.)))

И с чего он придумал про зависть Дягилева к себе да еще и к Стравинскому?

Да потому что сам завидовал Дягилеву и старательно перекладывал все с больной головы на здоровую.)
19.02.2014 в 21:59

М-ль Люсиль, да, не иначе - перекладывал с больной на здоровую ))
Но, к черту Бенуа - а как же Дягилев дергался на все сравнения с Нижинским Мясина - вот, Кокто за это прогнал )
19.02.2014 в 22:01

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну, так еще бы не дергаться! Как смеет Кокто вообще напоминать ему об этом изменщике и предателе?)) Немудрено, что Дягилев вспылил.)
19.02.2014 в 22:04

М-ль Люсиль, Дягилев пылил там всю дорогу: то носился с Мясиным, то страдал, что напоминают про Вацлава (и сам он о себе напоминает, негодяй!) )
19.02.2014 в 22:07

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, а Вацлав еще и старательно напоминал о себе, билеты на спектакли требовал, хвост распускал (при этом уверял старательно таких, как Бенуа, что "я не такая, я жду трамвая", женился, понял смысл жизни, стал настоящим мужчиной).)
19.02.2014 в 22:10

М-ль Люсиль, ну да, а что? Всю ведь правду сказал, как на духу: женился, понял смысл жизни и... приехал в Париж, предлагаться Дягилеву. )))
19.02.2014 в 22:13

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну да, фрак надел, в номер вошел, весь такой сияющий и прекрасный. И с порога: "Сергей Павлович, вы должны мне сто двадцать тысяч, возьмите меня обратно в труппу, а то вам же хуже будет!".:)
19.02.2014 в 22:15

М-ль Люсиль, после такого начала он и вылетел из номера с ветерком, а на фрачной попе виднелся отпечаток дягилевской подошвы. При всех прежних чудесах элевации такого класса Нижинский раньше никогда не показывал )
19.02.2014 в 22:19

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, вовремя приданное ускорение творит чудеса.:) Меня очень забавляет, что даже брюзга Бенуа называет Нижинского "законной женой" Дягилева.)
19.02.2014 в 22:27

М-ль Люсиль, ну так привык! Сколько лет вместе - и развод мало что меняет. Потом... знаешь, может, мне кажется, но в тот год многие, наверное ждали еще какого-нибудь поворота: ждали, что, может, Нижинский опять сойдется с Дягилевым, тот бросит нового и "случайного" мальчика ради прежней жены )
19.02.2014 в 22:33

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, хех, поневоле закрадывается мысль: не оттого ли Бенуа еще и так возмущался Дягилевым, что тот фактически изменил "жене" ради какого-то Мясина?) (опустим тот факт, что "жена" первой изменила "мужу")
Ну и да, мне кажется, многие не могли поверить, что этот развод навсегда. Тем более, что и сам Дягилев сначала так убивался, что, наверно, казалось: если его поманить, он охотно возьмет Нижинского обратно.
19.02.2014 в 23:03

М-ль Люсиль, боже! Бенуа всегда был сторонником устойчивых семейных отношений. Даже в педерастии, Сережа! Если ты на нем женился, изволь теперь взять его обратно в дом, видишь, он обещает исправиться. Любовницу гони, кокаин выбрось, а главное... завтра же в театр и работать-работать-работать! по плану, а не наскоками! - Все это хотел сказать Дягилеву Бенуа, но "по лакейской своей натуре", не осмелился и только мямлил что-то...
Интересно только, что думал об этом сам Дягилев - но ведь его никто и не удосужился спросить... кроме Миси. а уж она потом наплетет )
20.02.2014 в 00:45

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, эх, Бенуа-Бенуа, а вот если бы он собрал волю в кулак и выложил бы Дягилеву все это единым духом, как знать, что бы из этого получилось. Может, Дягилев бы даже последовал этому совету - ну, когда опомнился и подобрал бы отвисшую челюсть.) Ну, то есть, любовницу бы не выгнал - еще чего, любовница Иосифа танцует; и кокаин бы не выбросил - за него деньги уплачены; и работать бы стал не по плану, а как всегда - потому что так оно привычней. Но жену бы, так и быть, ввел обратно в дом. Потому что... ах, все-таки это своя жена, не чужая!))
И Дягилев, может быть, вообще бы ничего об этом не думал, а думал, как бы удрать от одних кредиторов и ободрать, как липку, других. Это было важнее всего.:)
20.02.2014 в 09:09

М-ль Люсиль, ла, если подумать, то женами разбрасываться нельзя! Но как же быть, если у жены есть своя жена, да еще и дочка? Дочку, ладно, удочерить и переписать на свое имя - а жену жены куда? Не Бенуа же ее подсовывать, в нагрузку - и как "спасибо" за добрый совет? )))
Да, и вообще, отстаньте все! Дягилев. может, больше всего на свете хотел пропустить один годик, восстановиться, подлечиться, собрать потерянные азарт и вдохновение... а нельзя было. Вот он и перемогался тот сезон, как мог.
20.02.2014 в 13:03

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ну да, классическая промо-акция: "Берете одного Вацлава Нижинского в труппу и... и получаете Ромолу де Пульски бесплатно, в подарок!". Вот радость-то. Немудрено, что Дягилев посмотрел, прикинул и решил: нет уж, игра не стоит свеч, в кордебалете вакансий нет, и у него в постели - тоже. Гуляй отсюда, Вацлав, раньше надо было думать.)
Но знаешь, я бы не сказала, что тот сезон Дягилев делал без азарта и вдохновения. По-моему, он наоборот вкалывал изо всех сил - ну, конечно, в своем стиле, который был так против шерсти педанту Бенуа, - стараясь, наверно, и забыться в этой работе.)
20.02.2014 в 13:09

Да, Дягилев не любил покупать вещи в нагрузку, не было у него ни грамма советского менталитета - и откуда бы? :)

Ты знаешь, мне тоже раньше казалось, что тот сезон пролетел довольно лихо - но почитаешь Бенуа, и все покажется каким-то серо-зеленым )
20.02.2014 в 13:15

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, слово "советский" сработало как катализатор, я снова вспомнила про замечательное общение Дягилева с Маяковским и затащилась, как удав по стекловате.)

Я думаю, в "серо-зелености" виноват Бенуа, а не сезон. Да, возможно, та же "Легенда об Иосифе" не стала такой успешной постановкой, как ожидалось, и, возможно, "Соловей" тоже не был "вылизан" так, чтоб без сучка, без задоринки, но в целом, насколько я могу судить, сезон был вполне успешным и ярким.
20.02.2014 в 13:23

Хорошо общались! Все-таки Дягилев гораздо лучше и проще сходился с творческими людьми, а не с функционерами тпиа Луначарского, и дело было совсем не в том, кто коммунист, а кто буржуй )

Может, и правда, виноват Бенуа. Ты ж герой - чтобы столько выписать, надо было еще сколько подряд прочитать этого нытья ) Хотя - про сезон - все-таки наиболее памятным оказался, кажется, Золотой петушок.
20.02.2014 в 13:28

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ха-ха, это, кажется, у Прокофьева в дневниках было про то, что если не знать, кто есть кто, то по поведению можно было решить, что Дягилев - советский министр культуры (то бишь нарком), а Луначарский - буржуазный деятель искусства.))) Очень метко и, мне кажется, очень здорово подмечено.
И возможно, дело еще и в том, что и самому Маяковскому, судя по всему, Дягилев был интересен и нравился - а Луначарский к Дягилеву относился настороженно и несколько напряженно.)

А "Золотой петушок" - да, кажется, был самой большой удачей того сезона (и Бенуа, кстати, почти не скрывает зависти и снова пытается застолбить место и доказать, что это он, он все придумал).
20.02.2014 в 14:40

М-ль Люсиль, да, это Прокофьев писал. Хотя я и раньше уже встречала фразочку, то ли у Схейена, то ли еще где-то... Ну дык! Будешь тут осторожным - в ситуации Луначарского! )

Все придумал Бенуа. А что не придумал, то хотел придумать, его просто опередили )
20.02.2014 в 14:54

Живи, а то хуже будет
gr_gorinich, ха-ха, тут еще вспомнилось, что Долин - не знаю, с какой стати - обозвал Луначарского в своих воспоминаниях "биографом Дягилева".:) И даже привел цитату "из него" - которую я, правда, пока не смогла найти по-русски, в оригинале.
20.02.2014 в 17:10

I look inside myself and see my heart is black.
замечательное общение Дягилева с Маяковским - а можно подробностей?
20.02.2014 в 17:19

Живи, а то хуже будет
stigies, ох, простите, я сейчас не успеваю подробно рассказать, я вам кину только отрывок из дневников Прокофьева, там, в общем, все подробно рассказано.:)

Берлин, 1922 год: "Довольно интересной встречей в Берлине была встреча с Маяковским. Маяковский, который ужасный апаш (я всегда боюсь: а вдруг ударит? так, ни с того ни с сего), очень благоволил к Дягилеву, и они каждый вечер проводили вместе, яростно споря, главным образом о современных художниках. Маяковский, который, конечно, ничего не признаёт, кроме своей группы художников-футуристов, только что приехал из России и имел в виду заявить миру, что мир отстал, а что центр и будущее в руках московских художников. Их выставка как раз была открыта в Берлине. Но тут в Дягилеве он нашёл опасного оппонента, ибо Дягилев всю жизнь возился с новым искусством и знал, что за последнее время сделано заграницей; Маяковский же просидел все последние годы в Москве, а потому никакой его нахрап не мог переспорить веских доводов Дягилева. Дягилев под конец даже стучал руками по столу, наседая на Маяковского. Следить за этими спорами было очень любопытно.
Я держался с Маяковским очень сдержанно, но он ко мне явно благоволил и почему-то априорно не любил Стравинского. Его попытки доказать Дягилеву, что я настоящий композитор, а Стравинский ерунда, тоже оказались неубедительными, так как и тут для аргументаций Маяковский был недостаточно вооружён. Зато чем Маяковский одержал истинную победу, так это своими стихами, которые он прочёл по-маяковски, грубо, выразительно, с папироской в зубах. Они привели в восторг и Стравинского, и Сувчинского, и Дягилева; мне они тоже очень понравились. Вся группа нередко соединялась, чтобы ругать меня хором за то, что я пишу на Бальмонта и Брюсова. Я, чтобы подразнить Маяковского, скромно прибавил: «Вот я ещё на Ахматову написал», - на что Маяковский ответил, что иногда приятно похвастаться, что вот, мол, вы все говорите мне одно, а я делаю другое! Но мои поэты так плоски, что и хвастаться тут нечем. Дягилев вожделенно поддерживал Маяковского".