воскресенье, 31 марта 2013
Я у себя в ЖЖ пишу маленькие заметочки про Аннемари. Вот дочитаю ее биографию и, может быть, напишу какой-нибудь большой и вдумчивый пост - хотя лучше не пересказывать все подряд, а просто книгу перевести. Но я на такие подвиги не способна. А пока просто продублирую здесь записи из ЖЖ - вдруг кому-нибудь будет интересно? Очень жалею, что не могу отсканировать фотографии из книги, там уйма восхитительных снимков, которых нет в сети.
Три маленьких кусочка из ЖЖ; может быть, буду дополнять и поднимать записьРене Шварценбах, мать Аннемари, была заядлым фотографом. Свою дочь она фотографировала всю жизнь: первый снимок - четырехмесячная Аннемари лежит на подушке, подняв голову, и смотрит вперед, мимо объектива; последний снимок - посмертный: тридцатичетырехлетняя Аннемари лежит на подушках с перевязанной головой и закрытыми глазами.
Две фотографии из долины Лар: Клод Кларак в плавках, в тропическом шлеме, с пером в руке, - действительно, очень похож на молодого Клауса Манна, худощавый, узкоплечий, женственный; и Аннемари, обнаженная по пояс, по колено в ледяной воде, стройная, гибкая, сильная - а она редко кажется сильной. Интересная пара, у них был, без сомнения, классический lavender marriage. Фотографии сделаны в тридцать пятом году, а в начале тридцать шестого года Клаус Манн писал: "Вновь беседовал с Миро (Аннемари) - она сегодня выглядит особенно дурно - о ее Клоде. Я могу ясно представить его: он очень гомосексуален; очень "француз". Его отношения с Миро похожи на отношения Густава (Грюндгенса) и Э. (Эрики). Трудные; не трагичные".
Название для какой-нибудь статьи, претендующей на сенсационность: "Мужчины в жизни Аннемари Шварценбах". Пастор Эрнст Мерц, с которым она познакомилась в 25м году; Клаус Манн; Клод Кларак. Все трое, как и сама Аннемари, machten kein Geheimis aus ihrer eigenen Homosexualität.
Когда в 39м году Аннемари и Элла Майар путешествовали по Афганистану, то иногда притворялись даже не замужними женщинами, а попросту супружеской парой. Как писала Элла Майар, "чем дальше к востоку, тем чаще ее принимали за мальчика. И не только азиаты: в Дели рассудительный майор Гастрелл беседовал с нею четверть часа, прежде чем окончательно убедился, что перед ним женщина".
Вот, пожалуй, фраза, лучше всего характеризующая Аннемари: "Ich will nicht vom Schmerz befreit sein!".UPD. Несколько фотографий - просто чтоб вы знали лица тех, о ком я пишу здесь.
Эрнст Мерц
Аннемари и Клод Кларак (осень 1935 г.)
Аннемари и Элла Майар (1939 г.)
@темы:
антисоветский роман,
Аннемари Шварценбах