Либо настоящему юристу ноосфера начинает посылать подарочки в немеряных количествах, либо он сам окончательно с ума сходит и начинает воспринимать все в розовом свете (и цвете). Нежданно-негаданно я увидела легко, но пикантно поданную лесби-тему в - кто бы мог подумать - мюзикле "Рудольф". Уж казалось бы, последнее место, где можно было бы разглядеть что-нибудь этакое, ан нет, напротив - особенно на фоне до того просмотренных мюзиклов, не баловавших зрителя героинями, которые западали на героинь.
Надо прежде отметить, что сам по себе мюзикл оказался приятным потрясением: аудио-версия в целом большого впечатления не произвела (нет, конечно, арии вредного графа Тааффе и столь же вредной жены Рудольфа оказались очень хороши, хотя музыкальные автоцитаты так и лезли в уши - ну, Уайлдхорн не стесняется воровать у самого себя; но вот практически все песни Рудольфа и Марии Вечеры - центральные вообще-то - были скучноваты), и на видео я больших надежд не возлагала. Ну, думала, хоть Крегером полюбуюсь, да и на Сэрича всегда посмотреть приятно, что бы он ни пел. А вышло-то иначе: два акта я просидела с открытым ртом, глаз от экрана не отрывая, потому что - восторг. Режиссер и актеры, честь им всем и хвала, сотворили из почти никакущего мюзикла потрясающую постановку, достойную преемницу "Элизабет". Все сценические решения, все хоры, все декорации были идеальны, плосковатые песни, спетые на сцене, стали выразительными и сильными номерами. Никакой излишней бутафории и машинерии, никаких танцующих толп массовки - только отличное обыгрывание минимальных декораций и предметов, только небольшая и слаженная, голосистая труппа, где все хороши - от Рудольфа и Марии до последней хористки. Как раз перед "Рудольфом" я посмотрела французскую мюзикловую новинку "Клеопатра" - и контраст был разителен: язык не поворачивается назвать французское убожество мюзиклом, там не было вообще ни одного прилично поющего и играющего актера, зато груды золота и бесконечные танцы-шманцы, поставленные на редкость бестолково. После такого даже средненький мюзикл, конечно, показался бы божественным, но прелесть в том, что "Рудольф" - гораздо выше среднего.
Что же касается промелькнувшей вдруг лесби-темы, то - следует еще одно краткое отступление - давно подмечено: в хорошем и популярном (или хотя бы на это претендующем) мюзикле непременно должен быть свой бордель. Да-да, либо бордель, либо хотя бы одна проститутка. Допустимо заменить бордель - кабаре, театральным закулисьем, балаганом, дамским магазином, главное - так или иначе поднять тему очень свободной любви и выпустить на сцену агрессивных сексуальных дам в скупых нарядах. Примеров можно приводить уйму, у того же Уайлдхорна - в самых популярных его мюзиклах - есть проститутка Люси ("Джекилл и Хайд" и развязный номер "Storybook" ("Алый первоцвет". А еще, конечно, никак нельзя забыть "Lovely ladies" в "Мизах" и салон фрау Вольф в "Элизабет". И нет ничего удивительного в том, что и в мюзикле "Рудольф" есть свой собственный бордель.
Бордель, надо заметить, вполне великосветский, это вам не клоака, куда - по необъяснимым причинам - приводит развеяться Генри Джекилла его лучший друг Аткинсон (ой, или Аттерсон? забыла фамилию) в "Джекилле и Хайде". Здесь - все изысканно и мило: закрытое общество, узкий круг клиентов, хорошенькие дамы. И, исполняя номер "Mein suesser Held" (текстуально - предельно свободную, но при этом не пошлую, а забавную песенку о прелестях секса), эти дамы дарят своим вниманием не только внимающих клиентов, но и друг друга.
Любопытно, что поначалу эти поцелуи и ласки кажутся только работой на публику (вернее, на клиентов - мужчины же любят смотреть на лесбиянок), но ближе к концу номера постепенно складывается впечатление, что постановщики пошли дальше и намекнули зрителям на то, что не все так просто. В конце концов, вполне серьезные лесбийские отношения между проститутками не были чем-то из ряда вон выходящим, и, как писал Дэн Хили, "на уровне реального опыта некоторые женщины использовали гомосоциальное пространство легальных публичных домов... для поддержания однополых отношений". По крайней мере, в мюзикле, когда заканчивается номер, и клиенты с девушками начинают постепенно расходиться, дольше всего у стойки бара задерживаются две девушки, не размыкающие объятий (хотя смотреть на них уже некому). В конце концов, и они покидают сцену, держась за руки.