Театральный оффлайн-сезон 2019/2020 давно закончился, а я так и не подвела его итоги. У меня накрылось очень много планов, и хоть кое-что мне компенсировали видеопоказом ("Смерть в Венеции" штутгартская), но, например, отмененные спектакли Золотой маски или "Танцеманию" Самодурова мне никто не покажет онлайн. В общем, ладно, что говорить, все мы в одной лодке, всем плохо. Но сезон - хотя бы в первой своей половине, - был хорош.
1) "Shakespeare - Sonette" - открытие сезона для меня: вечер Гамбургского балета, спектакль трех хореографов (и танцовщиков) - Эдвина Ревазова, Алеикша Мартинеза, Марка Жюбета. Пусть не безупречный, но очень интересный спектакль, в котором нет места удручающей гетеронормативности, и это уже очень радует (и нашим бы "молодым хореографам" поучиться этой свободе, но я понимаю, условия не те, шаг влево, шаг вправо - объявят гендерным предателем). Одна из вершин этого балета - изумительный женский дуэт, поставленный Мартинезом: Сильвия Аццони и Патриция Фриза невероятно прекрасны вместе. А другая вершина - номер Forced March в хореографии Эдвина Ревазова: очень динамичный, изобретательный, в котором музыка Дэвида Ланга сплетается с текстом двадцать третьего сонета Шекспира. И Флориан Поль становится воплощением любви - той самой, о которой строчка: "на мои уста кладет печать моя любовь, которой нет предела", а Мариа Юге - онемевшим возлюбленным, говорящим на языке жестов, на языке танца. И Поль, сама любовь, передает его любовнику - пластичному и очень выразительному Илье Закревскому. Все пересказывать не буду, я уже писала об этом вечере по свежим следам. И страшно жалею, что не смогла увидеть его во второй раз. Хотела поехать в мае, но сами понимаете.
2) "Пиковая дама" - балет Лиама Скарлетта в Королевском Датском балете. Посмотрела три раза - и хочу еще, но увы, больше не будет. Ну да, мои датчане мне всегда милы, но тут и сам балет хорош, даже очень хорош: Скарлетт здорово передал ироничную прелесть пушкинского текста, не допустил в балет оперную мелодраматичность, припудрил свою "даму" чертовщинкой и легчайшей квирностью. И получилось потрясающе. Я видела два состава, первый мне пришелся больше по душе - ведь там была моя любимая пара Александр Бозинов (Германн) и Киззи Матиакис (Графиня), там же танцевала и Ида Преториус (Лиза) - мое чудо, моя прелесть, там был замечательный Бенджамин Буза (Нарумов), там был таинственный, с этакой дьявольщинкой Джонатан Хмеленски (Чекалинский), там, наконец, был солнышко Йон Аксель Франссон (Томский). Но и во втором составе все были очень милы, особенно Тобиас Преториус - Германн. И просто я лишний раз убедилась, как нежно люблю Королевский Датский балет.
3) В БТ я была в этом сезоне очень мало. "Дидона и Эней" + генрепа "Жизели". Вот, кажется, и все. В "Дидоне" был чудесный Жак Имбрайло, да и все были чудесны, и я честно порыдала на "When I am laid in earth". Кстати, эта ария меня в этом сезоне прямо преследовала: сначала на нее было поставлено потрясающее соло для Патриции Фриза в "Сонетах Шекспира", потом - ну да, "Дидона и Эней", а потом - ее исполнил в своем концерте Андреас Шолль. И вот это было самое прекрасное, совершенно потустороннее исполнение. Вспоминаю - и мурашки по спине. Что же касается БТшной "Дидоны" - музыкально оно доставило удовольствие, а сценически... ну так. Один раз постановку можно посмотреть, а потом уже неинтересно. И хоть я собиралась пойти на второй блок, да так и не собралась.
Генрепа "Жизели" Ратманского - это было прекрасно. Мне очень повезло с составом: Екатерина Крысанова, имхо, гораздо лучше выглядела в этой постановке, чем Ольга Смирнова, появившаяся потом в трансляции. Крысанова потрясающе играла/танцевала эту совершенно непривычную для современного зрителя Жизель, Жизель Жюстамана, Жизель Ратманского - лукавую, бойкую, жизнерадостную, умирающую не от больного, а от разбитого сердца. И как органично выглядел здесь классический финал: когда Жизель, исчезая на рассвете, просит Альберта жениться на Батильде (и Батильда в этой постановке тоже классическая - жюстамановская: добрая, нежная, плачущая над судьбой Жизели). Слышалось в этом травиатовское:
Se una pudica vergine
degli anni suoi sul fiore,
a te donasse il core -
sposa ti sia - lo vo'.
И было это очень, очень хорошо. Хочу еще очень. Хотя думаю, что если б эту "Жизель" танцевали не в БТ, а в том же КДБ, это выглядело бы еще лучше. Потому что - простите, но что поделать: в КДБ гораздо лучше играют, чем в БТ. Причем не только солисты, но и кордебалет.
4) "Смерть в Венеции" Грэма Вика в Берлине с Иэном Бостриджем. Не могу сказать, что вот прям все безумно понравилось, но было очень интересно и местами прям очень хорошо. И Бостридж был очень в голосе. И внешне он иногда пугающе напоминал другого сценического Ашенбаха - Ллойда Риггинса из ноймайеровского балета. Это была совершенно неожиданная и очень приятная параллель. Ну и просто я въехала наконец в "Смерть в Венеции" (поняла, что "Билли Бадда" люблю больше, ахаха), хочется теперь смотреть ее еще и еще, смотреть разные постановки. Ну вот штутгартскую мне все-таки показали - я-то хотела на нее ехать в мае, но сами понимаете, что из этого хотения вышло. И штутгартская как постановка мне понравилась больше берлинской. Жду теперь еще запись ENO, скоро на operavision покажут.
5) То была смерть в Венеции, а теперь просто Венеция: A Hand of Bridge и "Замок герцога Синяя Борода" в Ла Фениче. Одна из вершин моего сезона. Потому что и Венеция, и опера, и Гидон Сакс, без которого мой сезон - ну вообще не сезон. И дивная Аушрине Стундите - Юдит. И Барток, в которого я тоже наконец-то врубилась, и он мне очень зашел. И пусть не все мне понравилось именно в постановке "Синей Бороды" (а вот A Hand of Bridge поставили безупречно, это была прелесть от начала до конца), но там были очень сильные и выразительные моменты, а главное - там были Сакс и Стундите. Совершенно потрясающие оба. И я жалела, что попала лишь на два спектакля, надо было больше, надо было на три.
6) Опять Королевский Датский балет: тройчатка из Ballo della Regina, August 2.0 и третьего акта "Раймонды". Посмотрела дважды, в первый раз безусловно понравился только баланчинский Ballo (ах, как дивно датчане танцуют Баланчина!), во второй раз понравилось всё. August 2.0 - своеобразная фантазия на тему бурнонвильской хореографии, поставленная для мужского ансамбля (компенсация за почти что полностью женский Ballo). При первом просмотре мне как-то не зашло, но во второй раз я поняла, что оно очаровательно. И там я открыла для себя дивно талантливого Эмерсона Муса из кордебалета. И Мейрамбек Назаргожаев тоже мне очень понравился. Ну, а о Йоне Акселе Франссоне и вовсе молчу - он всегда изумителен. В Ballo della Regina сияли Холли Доргер и Джонатан Хмеленски. А в третьем акте "Раймонды" я, увы, не попала ни разу на Александра Бозинова и Киззи Матиакис, и очень об этом жалела. Грегори Дин и Кэролайн Балдуин, конечно, были хороши, но не могли полностью заменить мне мою любимую пару.
7) "Альцина" в постановке Кристофа Лоя в Гамбургской опере. Четыре часа чистого наслаждения. Постановка Лоя - это деконструкция магического мира: современность входит на зачарованный остров, застывший в прошлом, и уничтожает его, разбивает хрупкое волшебство Альцины. В первом акте декорации безмятежны: слева и справа - две стены с дверьми (и еще двери по обеим сторонам сцены, ведущие прямо за кулисы), между стенами - задник со стилизованным пейзажем, ступеньки на авансцене. Во втором акте пространство между стенами изменяется, по бокам появляются стеклянные витрины (и Альцина до крови режет себе руку, разбивая одну из витрин в Ombre pallide), вместо пейзажа - застекленные шкафы, а в шкафах - разные предметы: деревянная лошадь, фламинго, манекен в фижмах, чучела птиц. В третьем акте остаются одни стены - ободранные, все внутренности наружу, задника больше нет, только черное страшное пространство сцены. Волшебство разрушено, мир холоден и враждебен, мир опасен не только для Альцины, но и для тех, кто загнал ее в угол, содрал эту невинную мишуру восемнадцатого века, подслащающую ложь, кружева и пудру, и оставил разложение, ненависть и смерть. Изумительная Лейла Клейр - Альцина, потрясающая Маите Бомон - Руджеро, прекрасные Катарина Брадич и Фабио Трумпи - Брадаманта и Оронт. И изумительный Кристофер Мулдс. Слушая его интерпретацию "Альцины", я вдруг поняла, почему люди знающие говорили, что Андреа Маркон в БТ махал так, что музыка "Альцины" становилась скучной. Когда же Мулдс машет "Альциной", можно устать в конце концов - но не заскучать, ни секунды не скучно, ты погружаешься в музыку и блаженствуешь, и не хочешь выныривать. Помню, я потом возвращалась в гостиницу как пьяная. И понятия не имела, что это мой последний вечер в Гамбурге и за границей перед долгим, до сих пор длящимся перерывом. В общем-то, "Альциной" и закончился мой короткий сезон. Были еще потом "Похождения повесы" в Стасике, но от них я не получила удовольствия, поэтому их не упоминаю.
8) И еще были два концерта - Андреас Шолль и Томас Хэмпсон. У Шолля мне безумно понравилось первое отделение - Пёрселл, а вот до Баха я еще не доросла. Что же касается Хэмпсона... боже, ну что тут сказать? Он был божественен. Вот его я слушала и хотела одного: чтобы это никогда не заканчивалось, а длилось вечно. Моя мечта - чтобы он снова приехал в Москву с чем угодно. И еще одна мечта: в следующем году поехать в Вильнюс на его малеровский концерт. Он должен был состояться в этом году, но отменился из-за сами знаете чего. То есть, не отменился, а отложился. И я страшно на него хочу. Потому что Хэмпсон. Потому что Малер. Потому что Адажиетто из Пятой симфонии ("Эпилог" для Эрика Бруна и Наталии Макаровой!). Короче, мироздание, давай ты сделаешь сезон 2020/2021 лучше предыдущего. И длиннее. А я тебе буду очень благодарна.
m-lle-lucille
| понедельник, 22 июня 2020