Нет, ну а вдруг я тут кого-то все же заинтересовала "Дон Карлосом", а тут как раз есть и возможность припасть к нему, не делая никаких лишних телодвижений. Сегодня вечером - в семь по среднеевропейскому, в восемь по мск - Нидерландская опера будет транслировать "Дон Карлоса" в постановке Вилли Декера. Вот с этой постановки, мне кажется, вполне можно начинать знакомство с оперным Карлосом. Декер сделал цельный, тонкий, мрачный, многослойный спектакль и собрал потрясающий состав: молодой Роландо Вильясон - хрупкий, нервный, отчаянно ищущий любви Карлос; Аманда Рукрофт - тоже очень хрупкая, очень печальная, но порою и сильная Елизавета (их финальный дуэт с Карлосом - это просто вершина, я его слушала тысячу раз, но каждый раз плачу, как в первый); Роберт Ллойд - гениальный Филипп, поначалу кажущийся мрачным и несгибаемым, отрицательным таким персонажем, но потом становящийся таким же хрупким и перекрученным внутри, как и его сын (и вообще в центре этой постановки - отношения отца и сына, Филиппа и Карлоса); Дуэйн Крофт - идеалистичный и порывистый Родриго, лучше чувствующий идеи, чем людей, но ближе к концу постановки - и собственной жизни - осознающий свою привязанность к Карлосу; Виолетта Урмана - абсолютно прекрасная принцесса Эболи, в два счета заставляющая забыть о своей, казалось бы, не самой подходящей внешности для этой роли; Яакко Рихенен (дай бог, чтоб я правильно транскрибировала это имя) - главный и единственный отрицательный персонаж этой истории: Великий Инквизитор, гнусный, опасный и с распятием выше человеческого роста; и наконец - хор, тоже важный герой этой истории: Декер изумительно ввел хор в общее действие, надо просто видеть, какие живые, какие "выгранные" лица у всех участников массовых сцен, ни одного человека с пустым или скучающим лицом, ни одного хориста, который просто поет, а все остальное его не касается. Нет, они все принимают участие в действии, реагируют, живут, и поэтому хор - это тоже одна из несомненных удач этой постановки. Вот. Всем смотреть, короче. А там уже, глядишь, втянетесь, и откроются перед вами бездны: и пятиактный Зальцбург, и французская парижская постановка Бонди, и Мюнхен, и Лондон (он же Мет, но с Аланьей, а в Лондоне все тот же Вильясон, но постарше, а на Аланью лучше у Бонди смотреть, а на Йони Кауфманна лучше смотреть в Зальцбурге, хотя в Мюнхене он тоже хорош, но в Мюнхене намного лучше Аня Хартерос, а Томас Хэмпсон прекрасен и в Зальцбурге, и в Париже, и везде, и вообще остановите меня, а то я никогда не закрою скобки), и бог знает что еще. В общем, айда тонуть в бескрайнем море.