Я открыла сезон в Гамбурге, открыла сезон в Москве, а теперь наконец-то открыла сезон и в Копенгагене. И везде радовалась увиденному, прекрасный сезон получается, прям не ожидала. В Копенгаген я отправилась, чтобы увидеть два представления балета "Пиковая дама" - это относительно свежее сочинение Лиама Скарлетта, впервые поставленное для КДБ в позапрошлом сезоне. Тогда я на него не попала, но читала очень хвалебные рецензии моей любимой Евы Киструп (да, я ее очень люблю, хоть мы с ней не сходимся касательно "Сильфиды" Хюббе, но она о несовпадении наших взглядов даже не знает). И вот в этом сезоне "Пиковую даму" вернули в репертуар, и я решила, что надо ехать. Правда, Германн из оригинального состава - Андреас Кос - все еще восстанавливается после травмы, и поэтому его в первом составе заменил Александр Бозинов, которого я очень люблю. И мне очень хотелось увидеть, как в этом балете он станцует с Киззи Матиакис - старой (на деле совсем не старой) графиней. У меня в памяти еще свежа была майская "Дама с камелиями", где Матиакис была Маргаритой, а Бозинов - Арманом, и тогда они станцевали так изумительно, что затмили всех виденных мною "Дам". И тогда уже стало ясно, что у них потрясающая сценическая химия, и можно было ожидать, что и в другой "Даме" - без камелий, но с картами, - они тоже будут прекрасно смотреться вместе. И ожидания полностью оправдались. Более того - сам балет оказался очень свежим, динамичным, увлекательным, с интересной хореографией, с очень умной сценографией, а еще - несмотря на некоторые расхождения с повестью, - он все-таки здорово сохранил и передал что-то такое очень пушкинское. Хотя, конечно, почти невозможно перевести на язык балета ни с чем не сравнимую пушкинскую иронию, но все же Скарлетт удержался от соскальзывания в звериную серьезность и в раздирание страстей в клочья. Он тоже по-своему ироничен, рассказывая эту историю, и я не знаю, как это воспринимают датские зрители, едва ли читавшие "Пиковую" (хотя кто знает?), но я получала огромное удовольствие, глядя на то, как Скарлетт обалечивает пушкинский текст.
В первый вечер танцевал второй состав, во второй вечер - первый состав, крест-накрест получилось. Пожалуй, это был хороший расклад: в первый вечер я могла познакомиться с балетом, во второй вечер - присмотреться к деталям и нюансам. Конечно, первый состав на голову выше второго. И то, что мне казалось слабоватым в исполнении второго состава, - так что я даже ворчала, что Скарлетт хорошо ставит ансамбли и дуэты, а вот сольные вариации ему не очень удаются, они какие-то ниочёмные, - выглядело совсем иначе, когда танцевал первый состав: дуэты и ансамбли казались еще лучше, а вариации, как выяснилось, прекрасно Скарлетту удались, они были очень осмысленные и на своем месте. И если финал - вариация сошедшего с ума Германна в семнадцатом нумере Обуховской больницы - в исполнении Тобиаса Преториуса (Германн второго состава) показалась мне скорее антиклимаксом - после очень динамичной и напряженной сцены игры, - то Александр Бозинов станцевал ее так, что дух захватывало: казалось, что он и вправду бормочет, танцуя: "Тройка, семерка, туз, тройка, семерка, дама". Скарлетт в этой вариации применил, мне кажется, довольно расхожий прием для изображения сумасшествия: классические па постепенно становятся угловатыми, ломкими, резкими, контемпорари врывается в хрустально-холодный балет. Бозинов здорово показал, как безумие Германна нарастает с каждым мгновением, - и в финале, когда он уже обессилен и сломлен, его безумие является к нему в обличье графини и протягивает ему карту - карту, на которой изображена она сама. Все для него кончено, он навеки заперт в семнадцатом нумере вместе с тенью графини, в окружении ее портретов.
Многобуков в основном про первый состав, но и про второй тоже