Закрыла вчера сезон балетным гала-концертом в Стасике. О сезоне нужно еще будет написать подробнее, там есть что вспомнить. Финал же вышел - ну, как всегда в гала-концертах: немного хорошего, много ерунды и скуки. Сразу попытались усыпить, показав новый балет Максима Севагина на музыку Дворжака. Что сказать? Вот в прошлом году в БТ был вечер "Пьеса для него", и он открывался балетом Антона Пимонова "Обручение ради смеха". И это обручение было голубой манной кашей, жидкой и безвкусной, и даже хорошие танцовщики не могли превратить эту больничную кашу в гурьевскую. А балет Севагина - розовая манная кашка на сахарине, сладковатая, тоже жиденькая и бесконечно растекающаяся по тарелке. В самом начале еще были какие-то проблески чего-то вроде бы интересного, но они быстро увяли. Все комбинации, все хореографические решения - безумно банальны и предсказуемы, отовсюду торчат уши классиков: вот Баланчин, вот Ноймайер, вот Ландер, и наверняка еще были, просто мне я уже поленилась считывать цитаты. И опять эта невероятно унылая балетная гетеронормативность. Она и в целом мне поднадоела давно, а в таких слабых балетах и вовсе ужасно раздражает. И затянут балет был безбожно, его бы урезать вдвое, он ничего бы не потерял. В общем, на один просмотр - да и одного просмотра многовато.
После такого балета хорошо бы посмотреть что-нибудь пожестче, но пришлось съесть засахаренного варенья - дуэт из первого акта "Манон". Макмиллан, какой же ты Макмиллан. И это притом, что первый акт "Манон" я считаю самым удачным в этом балете, и дуэт этот я именно в спектакле смотрю не без удовольствия - ну, если его танцуют хорошо. А вчера то ли подвела вырванность из контекста, то ли Наталия Сомова и Мэтью Голдинг меня не убедили, не знаю. Но было приторно до оскомины. Какой же он все-таки дурновкусный, этот Макмиллан. Одно только хорошо - от него не шибает такой мертвечиной, как от Григоровича. Есть в нем что-то живое. Но этого живого недостаточно для того, чтоб я получала от него удовольствие.
Кстати о мертвечине. Дальше была сцена из "Раймонды" в постановке Григоровича - ну, собственно говоря, урезанное и разложенное на двоих гран па из третьего акта. Смотрела и вспоминала сцену "Цирк" из экмановского "Тюля". Даже костюмы подходят - блестки и мишура, все вырвиглазно-безвкусное. Что касается танца - ну вот удивительный талант у Григоровича, в стиле героя пирожка "олег за все берется смело все превращается в говно". Вот казалось бы - ну что можно сделать с классической-преклассической хореографией в этом дуэте? А что-то он делает, и смотреть становится невозможно. Ну и танцевали Эрика Микиртичева и Денис Дмитриев очень кисло. Дмитриев вроде получше, а Микиртичева совсем мне не понравилась.
После "Раймонды" сцена из "Радио и Джульетты" Клюга смотрелась прямо-таки освежающе. Бог знает, как выглядит весь балет целиком, но коротенький отрывок в исполнении Оксаны Кардаш и Ивана Михалева перебил трупный запах от "Раймонды" и сладкое послевкусие от Севагина и Макмиллана. Получилось очень славно. Что касается "Вальса" Вайнонена - ну, Жанна Губанова и Сергей Мануйлов очень милы, но вся эта советская акробатика меня всегда оставляет равнодушной. Ну прыгают и прыгают. Ну поддержки и поддержки. Ну пахнет тридцатыми годами и парками культуры. Спасибо, я по этому времени ностальгии не испытываю.
Я испытываю ностальгию по недавнему прошлому - когда в Стасике шла "Татьяна" Ноймайера. Завершили первое отделение финалом "Татьяны". Я очень люблю этот мощный финальный дуэт - и ради него, в общем-то, и отправилась на гала-концерт. Не отпугнуло меня даже то, что танцевали его Диана Вишнёва и Дмитрий Соболевский - первый стасиковский состав "Татьяны", который, по моим прежним ощущениям, сильно уступал второму составу - Валерии Мухановой и Алексею Любимову (не говоря уж об оригинальных Элен Буше и Эдвине Ревазове). Потому что "Татьяна" есть "Татьяна", даже в среднем исполнении, и когда еще мне удастся увидеть хотя бы этот дуэт вживую! Ни в Гамбурге, ни в Москве "Татьяна" больше не идет. Ну, так и получилось - исполнение было очень средним. Вишнёва бешено переигрывала и хлопотала всем телом, а хореографию размазывала - постоянно мелькали неточности, ляпы, неверно расставленные акценты. Соболевский, напротив, почти не пытался играть, а все силы явно отдавал на то, чтобы ничего не перепутать и продраться сквозь дуэт без потерь. И поразительно, что даже в таком слабом исполнении дуэт из "Татьяны" все равно производит огромное впечатление. Он прекрасный и трагический, и здорово все же, что его вспомнили и показали. Жаль только, что выбрали для показа не лучших исполнителей.
Второе отделение началось с фанданго из "Дон Кихота" в нуреевской хореографии. Ничего, мило, а главное - не затянуто. Надо будет, конечно, в следующем сезоне сходить на ДК, хоть не люблю я этот балет. Но тут уж дело не в любви, а в принципе: надо посмотреть, как впервые в России поставят и станцуют балет Нуреева.
Потом вывели old warhorse всех гала-концертов - па-де-де Дианы и Актеона. Ненавижу. И это притом, что готова признать - Анастасия Лименько и Бруклин Мак станцевали первую часть прямо-таки мило. Но все равно ненавижу. И когда Мак пошел выделывать акробатические кренделя в вариациях, а зал пошел реветь, как на футболе, - вот тут стало вообще уныло, глаза б мои на все это не глядели. Терпеть не могу трюкачество в балете. Хотя надо отдать Маку должное - он все же трюкачил чуть приличнее, чем это делает, допустим, Иван Васильев. Но лучше бы не трюкачил вообще. Хотя народу нравится, народ визжит и ладоши отбивает.
Слава богу, после этой лошадиной дозы цирка можно было немножко отдохнуть на трио из "В лесу" Дуато. Валерия Муханова, Дмитриев и Мануйлов были очаровательны. И совершенно неожиданно меня порадовала сцена из "Кармен" - в исполнении Микеле Сатриано и Ксении Шевцовой. Это притом, что Пети я не люблю (хотя "Кармен" как раз, пожалуй, из наименее нелюбимого у него). И Сатриано был очень мил - несмотря на помарку в финале своей вариации, и Шевцова прелесть. Кармен у нее получилась этаким мальчишкой-сорванцом, чем-то напомнила Бьондетту из "Влюбленного дьявола" все того же Пети - помесь девушки и юноши. И мне это понравилось, это придало "Кармен" неожиданно квирный оттенок. Так что это вышло прямо-таки хорошо. Для меня, пожалуй, один из самых удачных номеров в этом гала-концерте, а может, и самый удачный.
Ну и гран па из "Пахиты" в финале. Что сказать? После екатеринбургской "Пахиты" классическая для меня уже не смотрится. Конечно, Кардаш хороша, но Соболевский и тут невыразителен, кордебалет заметно устал, и в целом оно выглядит как-то старомодно. Хотя бы потому, что вспоминаешь, как свежо, остроумно и весело поставлено и станцовано это гран па в вихаревско-самодуровской "Пахите", и от такого сравнения стасиковское гран па кажется еще нафталиннее. Одно приятно - оно заметно подрезано и поэтому не успевает сильно надоесть. Но пересматривать его совсем не хочется, хоть я не раз и не два встречала требования балетоманов о его возвращении в постоянный репертуар.
Уф, ну вот. Всех обругала, как обычно, кое-кого похвалила, сезон закрыт, пойду я, пожалуй. Судя по всему, открывать сезон тоже буду в "Стасике", только оперой - "Похождениями повесы" с Богданом Волковым. Но до этого еще надо дожить.
m-lle-lucille
| вторник, 30 июля 2019