Кто меня читает в фейсбуке - тот, наверно, знает, что я хожу сейчас на золотомасочные спектакли, только ленюсь подробно о них писать. Даром что и спектаклей-то отсмотрено всего ничего, но приходится по финансовым соображениям выбирать, что я хочу увидеть всерьез, что хочу увидеть не всерьез, от чего могу отказаться совсем, что могу отложить на потом - это касается спектаклей московских театров. И выходит так, что на этой Золотой маске я смотрю сплошь реставрации-реконструкции-вариации на тему классических балетных спектаклей: позади остались самарская "Эсмеральда", воронежский "Корсар", екатеринбургская "Пахита", впереди петербургско-кобборговский "Дон Кихот". Самарская "Эсмеральда" была лучше, чем я ожидала, хотя классический танец с корзинками во втором акте был станцован очень слабо (Феб и Флер де Лис, да и кордебалет тоже выглядели очень неуверенно и с трудом пробирались сквозь трудную хореографию), зато па-де-сис сошел блестяще, Эсмеральда (Ксения Овчинникова), ее подружки и Гренгуар (Сергей Гаген - виденный мною король Юлий в "Трех масках короля") станцевали великолепно. И в первом, и в третьем акте они тоже были очень хороши, и цыганско-бродяче-дворно-чудесный кордебалет тоже меня радовал (Никита Чебаков! я его еще в "Трех масках" приметила, он прелесть). Несколько подпортил удовольствие хеппи-энд - вернее, не сам по себе хеппи-энд, а неправильный пейринг в хеппи-энде. Эсмеральде надо было выбрать Гренгуара, он был такой милый, он так за нее переживал, так прекрасно танцевал и вообще был очень обаятельный. А Эсмеральда выбрала пусть и красивого, но деревянного и не очень хорошо станцевавшего Феба, и это было пусть и так, как Петипа поставил, а все-таки зря.
Воронежский "Корсар" тоже доставил мне много удовольствия (хотя если кто читает рецензии Кузнецовой в "Коммерсанте", тот наверняка отметил, что об "Эсмеральде" она отозвалась намного мягче, чем о "Корсаре": бедных воронежцев она просто размазала по земле - и совершенно напрасно, они - при всей моей симпатии к самарцам - танцевали намного лучше). Пестрый, лихой, веселый, китчевый балет - но это очень качественный и бодрящий китч, в котором персонажи чрезвычайно жизнерадостно любят, злодействуют, сражаются, предают, похищают и становятся жертвами похищений, выясняют отношения, а главное - танцуют, танцуют, танцуют. И терпят кораблекрушение, разумеется. Конрад (Иван Негробов) и Медора (Марта Луцко) провели первый дуэт несколько скованно, но потом растанцевались и разошлись. Луцко была очаровательной Медорой - лукавой, кокетливой, бойкой, решительной, с характером. В ее танце иногда были некоторые помарки, но в целом она справилась со своей ролью очень хорошо. На нее всегда было радостно смотреть. И с Конрадом у нее была отличная химия (и с Гюльнарой тоже!). У Негробова получился очень юный и хорошенький, очень интеллигентный Конрад - но эта интеллигентность была ему очень к лицу. И он тоже прелестно танцевал и здорово играл, и надо отметить, что хрестоматийное па-де-де, помещенное в этой постановке во второй акт, они с Луцко станцевали прекрасно. Оно не выглядело - как часто выглядят заезженные на концертах па-де-де - вставным цирковым номером, нет, оно было очень органично вплетено в ткань спектакля. Хороша была и Гюльнара (Елизавета Корнеева, зверски обруганная Кузнецовой): тоже девушка с характером, бойкая и цепкая, себе на уме. В первом акте она очень недурно справилась с pas d'esclaves (ей отлично партнировал Михаил Ветров), а в третьем акте выглядела еще лучше и увереннее. И они с Медорой были очаровательны в Оживленном саду (кордебалет, кстати, тоже старался и танцевал очень достойно): нежно люблю взаимодействие Медоры и Гюльнары в этой сцене. И нельзя не отметить пашу Сеида (Олег Рудометкин), который отжигал при каждом своем появлении - и Рудометкин не переигрывал, а создавал совершенно прелестный и трогательный образ веселого и беззлобного паши. Но лучше всех был Бирбанто (Максим Данилов) - пусть и отрицательный, но зверски обаятельный, "неправильный, а хороший". Как он танцевал! Искры летели из-под ног, он летал, он не давал зрителю перевести дух, оставалось только смотреть и ахать без перерыва: до чего хорош! Негробов-Конрад, конечно, заслужил свою золотомасочную номинацию, но мне, право, жаль, что не номинировали Данилова-Бирбанто - потому что он, кажется, танцовщик от бога, он живет в танцевальной стихии, дышит танцем.
Но ни "Корсар", ни "Эсмеральда" не стали для меня таким наслаждением, как вчерашняя екатеринбургская "Пахита". Я готова теперь махать помпонами, прыгать и кричать, что если вы этого не видели - поезжайте в Екатеринбург и смотрите, оно того стоит. Это удивительный спектакль, задуманный и начатый покойным Сергеем Вихаревым, доведенный до конца Вячеславом Самодуровым - уже после смерти Вихарева. Это полноценная трехактная "Пахита", но не просто реставрация-реконструкция, нет, это постмодерн, бесшабашное и остроумное почти-хулиганство, великолепное обыгрывание либретто и самой сущности балета, сцепка балета минувшего и балета нынешнего. Первый акт - в очень исторических декорациях и в очень исторических костюмах (ну хорошо, не очень исторических), с богатой пантомимой, страстями в клочья, в общем, хотели реконструкцию? вот вам реконструкция, получайте на здоровье, воображайте, что все как при покойном дедушке Петипа. Но в финале первого акта на сцену выносят картонные куклы в полный рост - и сценическая коробка превращается в кукольный театр с бумажными фигурками. Почтеннейшая публика выдыхает и, может быть, ждет, что и дальше все будет так же (псевдо)исторично и пышно, но не тут-то было: во втором акте мы с места в карьер попадаем в немой фильм двадцатых годов. Тапер садится за пианино и начинает играть, а в сценической коробке - уже не в кукольном театре, а в притоне с косыми стенами, косыми окнами, белой мебелью и камином с гордой надписью "der Kamin", в декорациях к этакому "Кабинету доктора Калигари" ("Как молния мелькнуло – «Калигари!»"). И второй акт - почти полностью пантомимный, с редкими вкраплениями танца, - становится фильмом в театре, гротескным, смешным и прелестным, с роковой героиней Пахитой (о, эти туфельки! о, эта стрижка! о, этот мундштук!), с наивным, но отважным Люсьеном в шинели и с револьвером, с низким злодеем Иниго (с двумя револьверами!), с лохматыми убийцами, которые зарежут не того, кого надо. Титры помогут разобраться, что происходит, - хотя и без титров все ясно, и это такая прелесть, что нельзя смотреть и не улыбаться. А третий акт рассечен на две части - тоже стилистически отличающиеся друг от друга: в первой картине - в современной артистической столовке балетные едят, сплетничают, смотрят телик, отрабатывают па, красуются друг перед другом, и тут врываются Люсьен и Пахита, и происходит окончательное выяснение, кто кому друг, враг, похищенный ребенок, порок наказан, добродетель торжествует, и все бегут танцевать. И вторая картина - в белой сценической коробке, пересеченной черной "молнией", с шекспировско-макбетовской надписью на заднике "It is a tale / Told by an idiot, full of sound and fury / Signifying nothing" кордебалет, Пахита и Люсьен в желтом и черном танцуют гран па. И это чистый танец, совершенное, хрустальное и шампанское наслаждение, танец, освобожденный от сюжетных наслоений: ничего нет, есть только стеклышки-па в калейдоскопе, складывающиеся в безупречно четкие узоры, рассыпающиеся и складывающиеся снова, только черно-желтые пачки, черные острые пуанты, ножки в черных чулках (ну хорошо, в черных трико), желто-черный мундирчик Люсьена, только черные бархатки на шейках и черные шляпки на головах, легкомысленное, канканистое, вычерченное острым грифелем чудо балета. Смотришь и хочешь, чтобы это никогда не заканчивалось, и понимаешь, что когда-нибудь оно закончится, на то оно и чудо, чтобы вспыхнуть и исчезнуть. И выходишь из зала с ощущением счастья, потому что это и есть счастье - видеть такой спектакль.
Все были прекрасны. Всё было прекрасно. Мики Нисигути - Пахита - сама ослепительное чудо: свободолюбивая и решительная цыганочка в первом акте, которая себя всяким инигам в обиду не даст, роковая барышня-наводчица во втором акте - сексуальная, темпераментная, хитрая, пройдошистая; испуганная девочка в репетиционных чунях в третьем акте - как смешно узнавание покойного папы в телевизоре и знакомство с дядюшкой и тетушкой, и блестящая, очаровательная, но не королевистая, а прелестно-кабареточная балерина в последней картине. Танцует изумительно - и есть в ее танце уверенность человека, двигающегося в своей родной стихии: птица не может упасть, Мики Нисигути не может вдруг что-то сорвать, что-то не станцевать. Ты не боишься за нее, не думаешь: станцует она, не сойдет ли с пуантов, сделает ли то-то и то-то, нет, ты просто наслаждаешься, ты уже сам дышишь ее танцем. Чудо. Маску ей. Впрочем, я бы всем номинированным участникам "Пахиты" дала бы маски. Все заслужили, все молодцы. Люсьен - если я правильно поняла, это был Алексей Селиверстов (мне не хватило программки, поэтому вычисляю участников немного наугад), - мимировал и играл от души, а танцевал в третьем акте так, что душу у зрителей похищал. Изумительно чисто и четко, легко, музыкально, безусильно, глаз не оторвать. Иниго (Глеб Сагеев?) в первом акте был просто хорош, а во втором оторвался от души. Кордебалет был прекрасен в pas de manteau в первом акте (с совершенно захватывающими перестроениями), очень достойно было станцовано па-де-труа (хоть с легкими помарочками), а в гран па в третьем акте все танцевали идеально. Я жалею, что не узнала имен солисток, исполнявших вариации, мне очень, очень понравилась девушка, станцевавшая четвертую, прыжковую вариацию - у нее был такой мягкий прыжок, и сама она была очаровательна, и очень стильно выглядела в черной шляпке (узнала, как ее зовут! это Елена Кабанова, она прекрасна); и девушки, танцевавшие третью и пятую вариацию, были прелестны (Екатерина Сапогова и Елена Воробьева соответственно), и все, собственно говоря, были чудесны - каждая по-своему.
А теперь - слайды. То есть, видео. Не могу же я просто так закончить этот длиннопост и не поделиться хоть маленькими отрывками "Пахиты". Во-первых, вот вариация Пахиты из гран па (ну смотрите же, смотрите, какая прекрасная Мики Нисигути):



Вариация Люсьена:



Кода:



Ладно, остальное будет под катом. Обязательно идите под кат и смотрите!

Смотрите, вам говорят