Ох, надо все же написать хоть коротенький отзыв на "Неаполь" 10 ноября, потому что если я его сейчас не напишу, то никогда уже не напишу: у меня сегодня "Чайка", завтра "Артефакт-сюита" и "Петрушка", они мне точно все неапольское настроение перебьют. Хотя я уже и не знаю, что писать, надо было, конечно, по свежим следам отзываться. Ну, я как обычно, расхожусь с Евой Киструп в оценке балетов Бурнонвиля в постановке Хюббе: она не только на "Сильфиду", она и на "Неаполь" ворчит в стиле "Данилова прет на рампу, и линиев никаких". "Неаполь" она осуждает за то, что Хюббе, осовременив этот балет (ну, относительно осовременив: он перенес действие в Неаполь пятидесятых годов прошлого века, у него это неореалистичный балет-фильм - не путать с фильмом-балетом!), выкинул из него религиозную составляющую: ведь в оригинальном "Неаполе" Дженнаро спасал Терезину из грота Гольфо при помощи образка с Девой Марией. А тут, понимаешь, образка нет, а есть какой-то кулончик, непорядок же. И вместо фра Амброзио, местного монаха, который и дает Дженнаро этот образок, появляется какая-то босоногая Странница, это что вообще такое? А я вот со своей стороны не понимаю, как Ева Киструп - безусловно, умный человек, насмотренный и интеллигентный, - не просекает вполне очевидную фишку: Странница - это и есть Дева Мария. Ну хорошо, если посмотреть балет один раз, это можно не понять (хотя я это поняла и при первом просмотре), но Киструп-то видела "Неаполь" Хюббе не один раз. И все равно продолжает упорно сетовать на то, что религиозные элементы из "Неаполя" выкинули, а без них "Неаполь" уже не торт и даже не пицца "Маргарита". Прям и не знаю, как тут быть и что ей посоветовать. Впрочем, ей и без моих советов хорошо.
А "Неаполь" - это все-таки чистейший позитив и прелесть, прекрасный антидепрессант в балетной упаковке. Правда, я думаю, наш средний балетный зритель, привыкший к тому, что раз балет - значит, все должны плясать без остановки (и даже герольды должны приплясывать и тянуть носочки, привет тебе, "Жизель" в постановке Григоровича), - возмущался бы: почему в первом акте пантомимы много, а танца мало? Но фиг с ним, со средним балетным зрителем, пусть Григоровича смотрит, а нам больше Бурнонвиля достанется. Какое наслаждение смотреть на четко, внятно и с нескрываемым наслаждением мимирующих балетных. Действительно чувствуешь, что жизнь в Неаполе кипит, разновозрастной народ занимается кто чем: старухи вяжут и сплетничают, детишки бегают и хулиганят, матросы ухлестывают за девицами, проститутки ловят клиентов, продажный полицейский собирает мзду, торговец лимонадом... нет, не торгует лимонадом, а соперничает с торговцем макаронами за благосклонность прекрасной Терезины, рыбаки делят улов, влюбленные воркуют, мамаша Терезины мечтает выдать дочку замуж за приличного человека, а не за рыбака, всем весело, в том числе зрителям. Ну по крайней мере, лично мне было очень весело. Хотя надо признать, что по сравнению с летним фестивальным спектаклем состав был не такой потрясающе сильный - хотя кое-кто мне понравился даже сильнее, чем летом. Об уличном певце Паскарильо в исполнении Оливера Старпова я уже писала, но не могу не повторить: потрясающая красавица у него получилась, и маленький флирт Паскарильо с матросом порадовал мое сердце. Но очень жаль, что в третьем акте Паскарильо не принял участие в тарантелле - а вот в фестивальном спектакле Паскарильо в исполнении Поуля-Эрика Хесселькильде отплясывал в тарантелле так, что любо-дорого было смотреть. Обидно, что Старпова почему-то лишили этого выхода, мне бы хотелось увидеть, как он тарантеллит со всей честной компанией. Ну ладно, даже когда он просто сидел и смотрел, как танцуют другие, - он все равно был прелестен.
Вдову Веронику, честолюбивую мамашу Терезины, в этот раз играла Луиза Мидйорд, а Метте Бёдтчер, фестивальная Вероника, в ноябрьском спектакле исполнила роль Карлы, содержательницы пансиона. И хоть в этой менее важной роли она была потрясающе выразительна, но мне бы хотелось снова увидеть ее Вероникой. Мидйорд играла хорошо, Вероника у нее получилась такой горластой и очень итальянистой маменькой, но все же чисто по исполнительскому классу она пока что уступает Бёдтчер. С другой стороны, по манерам и сложению она лучше сочетается с Холли Доргер - Терезиной, чем Бёдтчер: сразу становится видно, что дочь во многом пошла в мамашу. И это, пожалуй, хорошо - для цельности и верибельности спектакля.
Пеппо и Джиакомо снова порадовали: Джиакомо, как и летом, играл Николай Хансен - и у него получается ну очень колоритный торговец макаронами. А Пеппо, торговца лимонадом, сыграл Бенджамин Буза - и ух, у него вышел прямо-таки сексуальный Пеппо с голым торсом, такой красавец, что право, Дженнаро есть чего опасаться (впрочем, он не опасается: пусть у Пеппо голый торс, зато у Дженнаро - голые ноги в коротких шортах! и гитара! он самый неотразимый кавалер). Но вот честное слово, я б на месте неапольских девиц открыла охоту на такого завидного жениха. Пусть он знает, что в Неаполе не одна Терезина живет, есть и другие незамужние и очень симпатичные барышни. И Буза тоже очень здорово играл - пожалуй, у него получился менее пройдошистый Пеппо, чем у Мортена Эггерта в летнем спектакле, но зато не лишенный положительного обаяния. И в третьем акте он очень лихо оттеснял плечом Дженнаро и принимался тарантеллить с Терезиной (пока Дженнаро очень выразительно ревновал и выражал свое негодование: мол, меня, законного жениха, от невесты оттесняют!).
Но вот что касается Дженнаро и Терезины - тут, увы, ждала большего. В этом сезоне, как я посмотрю, Хюббе активно раскручивает пару Холли Доргер - Джонатан Хмеленски, и я даже понимаю, почему: они физически хорошо подходят друг другу, они танцуют в одном стиле, они явно друг друга хорошо чувствуют, в общем - вполне сложившаяся пара. Но мне на них смотреть не очень интересно. Или скажем так: я их обоих не слишком люблю в классике. Нет, я помню, как два года назад Доргер потрясла меня в "Жизели" - но там с ней танцевал Ульрик Бирккьяр, тонкий и "глубокий" танцовщик, и возможно, благодаря партнерству с ним Доргер и смогла так просиять Жизелью. Но с тех пор таких откровений - именно в классике - лично для меня больше не случалось: по-моему, атлетичная, напористая Доргер лучше смотрится в модерновой хореографии (и один из прекрасных примеров - Дженни в "Веймаре" Хюббе: идеально подходящий для нее номер). То же самое и с Хмеленски - я уже говорила когда-то в шутку, что он мне не нравится в "париковых" ролях, то есть, в классике, где он надевает парик, прикрывая бритую голову. А в модерне, где можно танцевать без парика, он выглядит изумительно - и на своем месте. Тоже бывают исключения, и вот, даже летом в "Бурнонвилиане", где в последнем отделении давали третий акт "Неаполя", и Хмеленски был Дженнаро, - он мне понравился больше, чем увиденный накануне в полном спектакле Ульрик Бирккьяр. Мне показалось тогда, что Хмеленски лучше подходит роль Дженнаро, чем Бирккьяру - Бирккьяр как раз показался мне чуточку слишком тонким и интеллигентным для рыбака. Но вот, вероятно, все еще зависит от партнерши. В "Бурнонвилиане" Терезиной при Дженнаро-Хмеленски была Александра Ло Сардо - и пусть она мне не очень понравилась (она была заметно бледнее Эми Уотсон - Терезины при Дженнаро-Бирккьяре), но теперь я понимаю, что как пара они со Хмеленски смотрелись лучше, чем Хмеленски и Доргер. Я не могу придраться к танцу Хмеленски и Доргер, не могу придраться к игре: они очень стараются, они танцуют живо и горячо, играют тоже от души, они явно нравятся зрителям - судя по овациям на поклонах. Но мне на них не очень интересно смотреть, а порой меня даже раздражает то, как напористо и "спортивно" они танцуют Бурнонвиля - нет легкости, нет настоящего изящества и веселья. Они оба чуть-чуть грубоваты. И я надеялась поначалу, что мои ощущения изменятся во втором и в третьем акте, но нет, они так и остались "не моей" парой.
Очень славно станцевали балабиле в первом акте: как и в прошлом сезоне, я с наслаждением следила за Лиамом Редхедом. Он очаровательный мальчик: музыкальный, тонкий, грациозный, у него прелестные руки и прелестные ноги, и он весь прелестный, он выделяется и в кордебалете (и вовсе не из-за цвета кожи). И вот ему хореография Бурнонвиля - дивно к лицу и к телу, если можно так выразиться (ах, как летом в "Бурнонвилиане" он танцевал в па-де-труа из Livjægerne på Amager!). И не только Бурнонвиль - он вообще мне очень нравится в классике, хочу его там чаще видеть. Порадовал меня в балабиле и Александр Бозинов - я его не видела с прошлого сезона и соскучилась, он не участвовал в летнем фестивале из-за травмы, и мне его там не хватало. И как всегда, обращала на себя внимание Каледора Фонтана - обожаю ее, она страшно обаятельна.
Второй акт произвел на меня большее впечатление, чем в фестивальном спектакле. Вернее, я лучше его рассмотрела и прочувствовала: в первый раз он меня слегка смутил - слишком уж резко он отличался музыкально (для него была использована новая музыка, написанная Луизой Алениус) и хореографически от первого и третьего актов. А при повторном просмотре уже видишь, как сильно он сделан и как хорош: и наяды дивные, и Гольфо прекрасен, и Корелла и Архентина обворожительны. Гольфо меня и вправду очень порадовал: его танцевал молодой Райан Томаш, и он был намного лучше фестивального Хмеленски. У Хмеленски, собственно говоря, образа не получилось: ну, танцовщик в странном гриме, по долгу службы танцующий дуэты с Терезиной. А вот у Томаша, несмотря на некоторые помарки в танце, получился цельный и очень выразительный, гибкий, пластичный Гольфо, не на шутку заинтересованный в Терезине. Он не просто "танцевал с ней дуэты", он ее обнимал и ласкал без стыда и совести. И наяды его были ему подстать: опасные, чувственные и прелестные. И разница между ними и Терезиной была очень заметна: Терезина, даже "обнаядившись", осталась земной и живой, рядом с хрупкими наядами и довольно-таки хрупким Гольфо она казалась такой крепко сбитой и сильной: она и Гольфо сдачи даст, и Кореллу с Архентиной расшвыряет, как пушинки. Не было такой завораживающей силы в сцене, где Терезина постепенно подчинялась магии Гольфо, становилась наядой и копировала движения остальных наяд. Не верилось в то, что Терезина поддается Гольфо и наядам, - а вот когда Эми Уотсон танцевала летом, в это верилось, она и вправду превращалась в наяду, и Дженнаро следовало потрудиться, чтобы развеять это магическое наваждение и вернуть ей память.
Ну и Доргер-Терезина все же великовата для Томаша-Гольфо. И хоть он поддерживал ее без видимых усилий, но все-таки было страшновато за него и за его спину. Но он справился очень хорошо. Теперь запомню его имя и буду за ним следить.
Ну, и третий акт - он в "Неаполе" всегда самый мощный и жизнерадостный, и тут уж додают зрителям танца вдоволь. Было хорошо, но не так бешено круто, как летом - что в полном спектакле, что в третьем акте в рамках "Бурнонвилианы". В па-де-сис Марсин Купински и Андреас Кос были лучше по отдельности, чем вместе: когда они танцевали вдвоем, у них шел очень сильный рассинхрон. А в отдельных вариациях они были прелестны, особенно Кос. Вот по кому я еще бешено скучаю и хочу видеть его чаще: он всегда так сияет на сцене, так легко и грациозно танцует, что наслаждаешься каждой секундой его танца (верните "Сильфиду" в репертуар! верните, вам говорят, поставьте Коса Джеймсом, а Хюббе пусть будет при нем Мэджем! и Иду Преториус - Сильфидой!). И Купински тоже прекрасен, хоть мне и показалось, что в его исполнении не было привычной безупречной чистоты и отточенности: все было хорошо, но чуть-чуть смазанно, летом было лучше. Что касается девушек - ну, Астрид Эльбо, Вильма Джиглио и Эмма Рис-Кофёд были очаровательны, но слишком заметно уступали Иде Преториус. Она их затмевала в два счета, она тоже, как Кос, сияла на сцене, порхала и летала, и так хотелось, чтобы ее танец никогда не заканчивался. Ну вот тот случай, когда разница видна невооруженным глазом: Эльбо, Джиглио и Рис-Кофёд - очень хорошие, талантливые, милые танцовщицы, но Преториус - гениальна, она в танцевальной стихии существует, как наяда в воде, она так легка, изящна и музыкальна, она излучает эту бурнонвильскую радость танца, ну чудо же, что за девочка. И как не хватало рядом с ней Эми Уотсон, Киззи Матиакис, Джейми Крэндалл, Сюзанны Гриндер - таких же изумительных балерин.
В тарантелле Ида Преториус еще и зажгла со своим братом Тобиасом - в выходе с кастаньетами. И все второстепенные пары в тарантелле затмили для меня пару главную - хоть я и признаю, что именно в тарантелле Доргер и Хмеленски смотрелись лучше всего. Но вот мне как будто чего-то не хватило, оба раза летом тарантелла была без преувеличения феерична, надо было крепко держаться за ручки кресла, потому что хотелось самой пуститься в пляс. А в этом спектакле тарантелла была хороша, но не так умопомрачительна. И под конец даже показалось, что главной пары в ней слишком много - хотя ее и должно быть много, и вообще изначально тарантелла - это танец Дженнаро и Терезины, они и должны там вести. Скорее всего, это просто был еще один признак того, что Доргер и Хмеленски - not my c(o)up(le) of tea. А общий финал удался, и кордебалет очень порадовал, все были молодцы.
Что в итоге? В итоге я очень хотела бы еще разок увидеть "Неаполь" в этом сезоне (кажется, весной покажут еще несколько спектаклей), но только надо будет извернуться так, чтобы попасть на другой состав - не на Хмеленски и Доргер. Хочу посмотреть Йона Акселя Франссона и Стефани Чен Гундорф, они были в дневном спектакле 11 ноября, но у меня на этот день уже были другие планы. Я надеюсь, что мне удастся их поймать весной. Франссон - это всегда радость, он потрясающе интересный актер и танцовщик. А Стефани Чен Гундорф я видела реже, чем мне бы хотелось, и все надеюсь рассмотреть ее поподробнее. Помню, она была заявлена в моей последней "Сильфиде" - с Дином-Джеймсом, Уотсон-Сильфидой и Хейнсом-Мэджем, - но в последний момент ее сменили, и в роли Эффи снова вышла тогда Киззи Матиакис. Не то чтобы я была тогда разочарована - наоборот, я была рада, потому что Матиакис-Эффи мне хотелось видеть снова и снова (как и Хейнса-Мэджа). Но все-таки мне немножко жаль, что я не увидела Чен Гундорф в роли Эффи, и теперь я рассчитываю увидеть ее - в роли Терезины.