Первая балетная премьера этого сезона - новая тройчатка в Стасике. Редкий случай: обычно все эти программы выстраиваются по восходящей - от худшего балета к лучшему (нежный привет "Призрачному балу": надо его пережить, чтоб добраться до "Минус 16"). Сегодня все было наоборот - по нисходящей: от лучшего к худшему. Открывали вечер Баланчиным - и боже мой, как это было прекрасно. "Кончерто барокко" - это сам по себе изумительный балет: легкий, чистый, ледяной и прозрачный, и стасиковцы станцевали его так, как нужно, - легко, хрустально, холодно. Ничего лишнего: Бах, Баланчин и белые балерины (и Георги Смилевски в черно-белом, выразительный, сдержанный и элегантный в скупой мужской партии). Двадцать минут абсолютного счастья - и плакать хочется оттого, что все так быстро заканчивается, а двадцать минут пролетают так быстро. Очень хочется больше Баланчина в Стасике, может быть, даже какой-нибудь чисто баланчинский вечер - чтобы это прекрасное длилось пару часов. Как же восхитителен этот танец, оголенный до костей, лишенный любых украшений.
После Баланчина Килиан уже смотрится, на мой взгляд, не очень выигрышно. Под конец становится несколько усыпительным, хотя по времени "Восковые крылья" длятся немногим дольше "Кончерто барокко". Не сказать, чтобы мне было совсем скучно, нет, я смотрела с интересом, потому что изрядно подзабыла этот балет - в последний раз видела его несколько лет назад, в стасиковской килиановской программе (там еще были "Бессонница", "Маленькая смерть" и "Шесть танцев", и я бы предпочла, чтоб восстановили либо "Бессонницу", либо "Шесть танцев", либо и то, и другое, "Восковые крылья" и тогда понравились мне меньше всех остальных балетов). Но приемы Килиана мне уже известны, пересмотрела я его, наверно, в последнее время. И в "Крыльях" все эти приемы очень узнаваемы - да, авторский язык, знакомый хореографический почерк, все нормально и логично. Но утомительно. И придраться не к чему, и похвалить нечего: да, стасиковцы молодцы, да, Килиан живой классик, да, "Восковые крылья" приятный балет. А все-таки после Баланчина его хореография кажется слегка... неряшливой, что ли. И слегка однообразной.
Впрочем, и Килиан, пусть я о нем и написала сейчас кисловато, хорош хотя бы тем, что в его балетах танцуют. А вот в последнем "балете" этого вечера - "Пижамной вечеринке" Кайдановского - танца как такового было минут пять, едва ли больше. А все остальное время на сцене попеременно творились ебаный стыд, унылый пиздец и претенциозная хуйня. Извините, ни слова не вычеркну. Кайдановский меня очень разочаровывает - я помню, как я воодушевилась в свое время, посмотрев его "Чай или кофе" в рамках первой "Точки пересечения" в Стасике. Это было хорошо - хотя бы по контрасту со всеми остальными балетами в той "Точке", - но потом все тоже пошло по нисходящей. Да и "Чай или кофе", как выяснилось, не выдерживал повторного пересмотра. И все же - что в "Чае", что в "Love Song" танца было больше, чем в "Пижамной вечеринке". И смысла было больше. Хотя я не сомневаюсь, что в "Пижамной вечеринке" тоже найдут глубокий смысл, потрясающую философию и, может быть, даже нефть. В сухом остатке - что? Есть Он в пижаме, у него детство в жопе еще не отыграло. Есть Она в халатике, она девочка взрослая, мажет лицо кремом, выщипывает брови, сушит волосы, приносит подушку, укладывает Его спать, включает ночничок с мерзкими звездочками (фирменная мизогиния Кайдановского: женский персонаж непременно должен быть карикатурной "зайкой"). В начале и в конце действа Она еще и танцует с Ним что-то вроде дуэтов (помним про пять минут танца, да). В промежутке между дуэтами с Ней - то есть, на протяжении почти всего "балета" - Он вместе с присоединившейся к нему толпой воображаемых приятелей в пижамах прыгает на матрасах, дерется подушками, играет в войнушку, цитирует балет "Нижинский". Я не шучу: Кайдановский то ли оммажик решил сделать мэтру, то ли подумал, что никто цитату/плагиат не заметит - и влепил в свое творение сцену, до боли напоминающую одну из сцен во втором акте "Нижинского" - с бегущими к рампе и дико хохочущими солдатами. Для полноты сходства эта сцена еще и исполняется под фрагмент из Симфонии №11 Шостаковича - именно на Симфонию №11 поставлен второй акт "Нижинского", ну так, между прочим. Я не поняла шутки юмора и могу сказать, что лучше я "Нижинского" пересмотрю, чем вот это все. Оно все такое беспомощное, такое плоское, такое жалкое, что диву даешься: как можно так надувать зрителей? Потом, правда, читаешь восторженные отзывы и понимаешь, что все нормально, народу нравится, народ не согласен, что его надувают. Что ж, тем лучше для народа. А мне остается лишь повторять вслед за мудрым Антони Бланшем: "We know, you and I, that this is all t-t-terrible t-t-tripe". И я думаю, на этом я могу спокойно перестать интересоваться дальнейшими работами хореографа Кайдановского. Может, он и надежда современной хореографии, но плохи тогда дела современной хореографии, если у нее остались только такие надежды.