Второй день балетного фестиваля начала с просмотра фильма
Bournonville Today - и с внезапного, но очень приятного развирта с
Олерль. Рада была встретиться и познакомиться еще и в офлайне, вот уж воистину - балетный фестиваль объединяет. А еще видела после того фильма очень интересного юзера Syrene Hvid - не стала подходить и знакомиться, но отметила для себя ее появление. Когда-то она писала ужасно интересные отзывы на спектакли КДБ на форуме balletalert, жаль, что в этом сезоне почему-то перестала. Ее отзывы на мою любимую "Сильфиду" я до сих пор иногда перечитываю с огромным удовольствием - это как еще раз спектакль посмотреть, да еще и с разными составами. И вечером на "Бурнонвилиане" я ее тоже видела - может, если б была похрабрее, подошла бы познакомиться, но я не храбрая, мне неловко.
Ну, что касается фильма - честно признаюсь, что ожидала большего: он оказался коротким, минут 35-40 всего лишь, о Бурнонвиле и балетах Бурнонвиля там было довольно много общих слов. Впрочем, я хотела посмотреть этот фильм не столько ради текста, сколько ради видеоряда: мне обещали "Фестиваль цветов в Дженцано" в исполнении Иды Преториус и Андреаса Коса, "Жокейский танец" (из балета "От Сибири до Москвы") - с Марсином Купински и Себастьяном Хейнсом, и, наконец, отрывки из "Сильфиды" с Сюзанной Гриндер, Ульриком Бирккьяром и Сореллой Энглунд. Все это я и получила, но полученное меня все равно несколько разочаровало. Я рассчитывала, что "Фестиваль" и "Жокейский танец" мне покажут целиком - номера это небольшие, при желании их вполне можно было бы уложить в отведенное время, но нет, из них нарезали отрывочков, да еще и сняли их так, как в хорошем обществе танец не снимают, то есть "художественно", с обрезанием стоп, под дурацкими углами, так, что половина очарования пропала. В "Жокейском танце" камера предпочитала фиксироваться на Марсине Купински - я люблю Купински, но мне бы хотелось и на Хейнса посмотреть, а Хейнса мне откровенно недодали. А от "Фестиваля цветов" и вовсе осталось несколько лепесточков, да еще и закадровые комментарии отвлекали от танца, мешали любоваться Преториус и Косом. Но какие же они все равно прелестные, несмотря ни на что. И как им идут все эти жизнерадостные бурнонвильские па-де-де типа "Фестиваля цветов" или дуэта Карелиса и Элеоноры из "Ярмарки в Брюгге".
Только сильфидные отрывки в этом фильме порадовали меня по-настоящему. Более того - я смотрела и думала: бог ты мой, да это же готовая концепция для интереснейшей постановки, вот бы кто-нибудь взялся за нее всерьез. Декорации заменены светом: танец сильфиды вокруг стоящего с закрытыми глазами Джеймса - в круге света, лес - это столбы света от прожекторов, и между этими столбами бегают и танцуют сильфида и Джеймс, и в финале снова остается один, последний круг света, и умирающая сильфида, попрощавшись с Джеймсом, уходит в па-де-бурре за пределы этого круга, и точно так же уходит потом и Мэдж, сливается с тьмой, так что в круге света остается один отчаявшийся Джеймс. Лишь сильфида здесь "при полном параде": в тюнике, в веночке, с крылышками; Джеймс не в килте, а в брюках и рубашке, Мэдж в черном платье, танцуют они под репетиционный фортепианный аккомпанемент - и выглядит это потрясающе, намного сильнее, чем иные полноценные постановки. Сюзанна Гриндер прелестна и хрупка, но при этом не слащава, не наивна, ее сильфида - это действительно "темный ангел", как характеризовал сильфиду сам Бурнонвиль, легкое, беспечное, неуловимо-опасное существо. Ульрик Бирккьяр встрепан и очень хорош Джеймсом - романтичный, порывистый, с едва заметной червоточинкой в душе. И наконец, Сорелла Энглунд, гениальная Сорелла, великая и великолепная Мэдж. Какие у нее руки - в сцене колдовства, когда она сотворяет магический шарф, и сколько в ней подавленной страсти, когда она опутывает шарфом Джеймса, наклоняется к нему так близко, что кажется - сейчас поцелует, и сколько в ней горечи и нежности в самом конце, когда она приходит в круг света к уничтоженному, опустошенному Джеймсу и не торжествует, а жалеет его, протягивает ему руку, а он прижимается лицом к ее ладони, и она склоняется над ним и почти прикасается губами к его волосам, будто прощает его - так же, как простила его сильфида. Невозможно смотреть это спокойно. И мне кажется все-таки, что Хюббе, создавая господина Мэджа в своей "Сильфиде", очень сильно вдохновлялся влюбленной в Джеймса Мэдж Сореллы Энглунд. Конечно, в отношениях господина Мэджа и Джеймса больше сексуальной страсти, да и вообще - там явная предыстория прослеживается, с взаимным влечением, а не просто с односторонней влюбленностью Мэджа. Но все-таки без влюбленной Мэдж-Энглунд, может быть, не было бы и влюбленного Мэджа-Хюббе/Хейнса/Клоборга.
Ну, чтобы не забыть - давайте сразу перейду от фильма к фильму. Очень ругаю себя за то, что не пошла в тот же день на показ документалки
August Bournonville - ballettens digter. Думала, что будет неинтересно, ну, биографический фильм, да лучше я по солнышку погуляю. Как выяснилось: солнышко бы никуда не делось, а сходить на фильм очень бы стоило. Дело в том, что отрывки из него показывали вечером в рамках "Бурнонвилианы" - и увиденное мне очень понравилось, понравилось даже больше, чем
Bournonville Today. Там были не только монологи интересных людей типа Эрика Ашенгрина или того же Хюббе, не только игровые вставки с самим Бурнонвилем в исполнении Поуля-Эрика Хесселькильде (который и в "Бурнонвилиане" появился в образе Бурнонвиля и был прелесть как хорош), не только интересные исторические подробности о жизни и работе Бурнонвиля - там еще были видеоотрывки из разных балетов. Там был кусочек "Консерватории" с молодым Хюббе, дивно прекрасным. Там был отрывок из телеверсии балета
Livjægerne på Amager (традиционный английский перевод:
The King's Volunteers on Amager) - с Хеннингом Кронстамом в роли Эдуарда, ветреного и очаровательного офицера, ухлестывающего за красивыми барышнями: всего несколько секунд, но у меня, честное слово, сердце защемило, когда я увидела Кронстама. Он так хорош, все бы отдала за то, чтобы увидеть этот балет с ним целиком. Там были коротенькие отрывки из "Сильфиды" с Хюббе - по-моему, как раз из прощального его спектакля, где в конце его Джеймс действительно сходил с ума, и выглядело это пугающе, но по-своему и прекрасно. Но добила меня и размазала коротенькая нарезка из моей самой любимой на свете "Сильфиды" - разумеется, "Сильфиды" Хюббе с самим Хюббе в роли Мэджа, с Хюббе-Мэджем, вручающим волшебный шарф Бирккьяру-Джеймсу. В общей сложности это длилось, наверно, не больше минуты, но я за эту минуту пережила сильнейшее потрясение и огромный восторг. И разочарование, потому что все закончилось слишком быстро. Господи, какой Мэдж у Хюббе. Совсем не такой, как у Хейнса и Клоборга, нет, это жуткое, безжалостное существо, настоящий демон. Как он в этих отрывках показывал Джеймсу, что при помощи шарфа тот поймает сильфиду, как обнимал себя и даже ласкал так, что было ясно: это еще и намек на то, как он сам ловил, обнимал и ласкал Джеймса. Знакомые жесты вдруг обрели новую чувственность: в них смешались страсть, желание, горечь, ожесточенность, снова страсть - всего за несколько мгновений. Такой Мэдж, простите меня, мог бы просто опутать Джеймса шарфом и взять силой в наказание за измену, но ему этого мало, он хочет растоптать Джеймса, причинить ему сильнейшую боль. И он своего добьется, вот только и сам не избавится от боли. Как безумно жаль, что не показали самый-самый финал - со смертельным поцелуем. И вообще как безумно жаль, что есть запись этого спектакля - но никак ее не раздобудешь. Очень хочется стать властелином мира и изъять эту запись (и еще много-много других рабочих записей, недоступных простым смертным, но запись этой "Сильфиды" - в первую очередь).
Дальше сколько-то букв о "Бурнонвилиане"Ну, в общем, можно не объяснять, что вот эта "минута сильфиды" стала для меня одним из сильнейших впечатлений всего вечера. Но надо сказать, что мне в целом понравилась и вся "Бурнонвилиана", хотя компоновка вечера вызвала у меня определенные вопросы. И я по-прежнему считаю, что "Сильфиду" надо было все-таки дать целиком, а не распихивать по кусочкам в два отделения. Тогда бы сразу освободилось много места - и можно было бы дать целиком и "Фестиваль цветов", и па-де-де из "Вильгельма Телля", и тот же "Жокейский танец", например. А так получилось немного странно: от "Фестиваля" осталась одна мужская вариация в исполнении Джонатана Хмеленски. Вот ничего не могу с собой поделать: я его очень уважаю, но в классике он всегда мне нравится намного меньше, чем в модерне или, скажем так, в "характерной" хореографии. Так и здесь: вроде бы все сделал чисто, а не впечатлил. Впрочем, непросто станцевать одну вариацию в отрыве от всего па-де-де так, чтобы это произвело впечатление. Йону Акселю Франссону, станцевавшему мужскую вариацию из вильгельм-теллевского па-де-де, тоже не совсем это удалось, хотя он мне и понравился больше, чем Хмеленски. Но я смотрела на Франссона и ностальгически вздыхала, вспоминая, как в прошлом году он исполнил это па-де-де целиком с Киззи Матиакис - и как же это было круто.
Это все было в первом отделении, а началось оно с увертюры к "Сильфиде" (тут, как обычно, мои приглушенные рыдания: жестоко давать увертюру и не давать потом спектакль целиком!) и с шотландской пляски из первого акта - с Фемке Мёльбах Слот и Андреасом Косом. Слот была хороша, кордебалет был хорош, Кос был больше, чем хорош, - Кос был прекрасен. Ему дивно к лицу партия Джеймса, костюм Джеймса, он мог бы стать таким прекрасным Джеймсом в постановке Хюббе - но черт возьми, ему пока удалось станцевать Джеймса только в Мариинке, а это - простите, я саму себя повторяю - все равно что забивать гвозди микроскопом. Просто расточительство. А как он станцевал вариацию Джеймса из первого акта! Вот здесь не было никаких вопросов, вариация нисколько не проиграла в отрыве от всего остального спектакля, и Кос не просто танцевал - Кос летал, сам как сильфида, легкий, солнечный, изумительно музыкальный мальчик с дивными стопами, с дивными ногами. Он потрясающий, нельзя его не любить. А теперь, когда Хейнс ушел из КДБ, что мне еще остается - только полюбить Коса и следить за ним, и надеяться, что он из КДБ не уйдет (ну, я думаю, теперь, когда он стал премьером, какое-то время он еще с КДБ проведет). И пусть восстановят "Сильфиду" и дадут ему станцевать Джеймса, в конце концов.
Надо сказать, что сильфидное па-де-де из второго акта в исполнении Бирккьяра и Гриндер не слишком выгодно смотрелось после вариации Коса. Чувствовалась недорепетированность: как будто хореография была "не в ногах" и у солистов, и у кордебалета. Гриндер была очаровательна, но словно не в настроении, что ли: ее сильфида порой не столько порхала, сколько намечала движения, и хоть это было сделано со вкусом, но казалось, что чего-то не хватает. Бирккьяр местами был небрежен: вроде бы и в образе, а вроде бы и нет, и в результате получалось ни то, ни се: не совсем концертное исполнение, но и не совсем отрывок из спектакля, а что-то среднее. Кордебалет местами отчаянно рассинхронивал движения, хотя несмотря на рассинхрон - все равно смотрелся лучше, чем кордебалет в БТшной "Сильфиде": стиль был при нем, сильфиды были все же сильфидами, а не хмурыми девицами в тюниках с крылышками. Но я рассчитывала на большее, честно признаюсь. И может быть, я бы и получила большее - если б это был спектакль целиком, а не вырванное па-де-де.
Еще в первом отделении должно было быть па-де-труа из "Консерватории" - но увы, насколько я поняла, Александр Бозинов получил травму, и поэтому па-де-труа выпало из программы. Очень жаль, я давно его не видела, соскучилась и по нему, и по Лене-Марии Грубер, тоже заявленной в этом па-де-труа (вместе с Александрой Ло Сардо). Наконец, в первом отделении было показано сложнейшее Pas de la Vestale из "субботнего класса" Бурнонвиля - в исполнении Джейми Крэндалл и Марсина Купински. Это действительно очень сложный дуэт (если интересно - можно посмотреть его вот здесь: танцуют Тони Ландер и Флемминг Флиндт), и я не могу сказать, что Крэндалл и Купински справились с ним безукоризненно. Но смотреть на них было интересно: Крэндалл всегда очаровательна, несмотря на помарки, а у Купински все-таки изумительные ноги, произведение искусства, а не ноги.
Второе отделение пошло бодрее - и началось с очаровательной безделушки Polka Militaire в исполнении Альбы Надаль и Николая Хансена. Хансен чудесно здесь раскрылся (впрочем, чего там, он ведь накануне был прекрасным Джиакомо в "Неаполе" - так что можно было ожидать, что он окажется хорош), особенно меня порадовали в его исполнении воздушные туры с отданием чести: это было изящно и очень весело. Альба Надаль тоже была мила, и вся эта военная полечка - такая славная штучка, по-бурнонвильски жизнерадостная. Па-де-де из "Ярмарки в Брюгге" я ждала с некоторым напряжением: его опять должны были танцевать Сильвия Сельвини и Маттео Сантини, а я их видела не так давно в этом па-де-де и была очень разочарована. И думала, что они опять меня расстроят, ан нет, ошиблась, да так приятно ошиблась. Они очень выросли за две с небольшим недели, отлично взаимодействовали и прелестно танцевали, молодцы оба. И мне понравилось, что в том же номере принял некоторое участие сам Бурнонвиль - недвусмысленно сводивший Карелиса-Сантини и Элеонору-Сельвини. Все это было очаровательно. И очаровательным оказался следующий номер - па-де-сет из "Народного сказания". Я его не очень-то распробовала весной, а теперь то ли его танцевали лучше, то ли у меня было настроение лучше, а только мне очень понравилось. Йон Аксель Франссон и Андреас Кос были небесно прекрасны - и в своих вариациях, и в дуэтах с Киззи Матиакис и с Холли Доргер соответственно. Но и все были хороши: Джонатан Хмеленски, Эми Уотсон, Астрид Эльбо - на всех было приятно смотреть.
После па-де-сет мне снова выдали большую редкость: па-де-труа из Livjægerne på Amager. Оказалось, это тоже прелесть (господи, да я иногда думаю: а что у Бурнонвиля не прелесть? вот казалось бы - ты уже примерно знаешь, чего от него ждать, ты узнаешь элементы и комбинации элементов, ты можешь даже примерно предугадать, как они будут связаны между собой, но Бурнонвиль вдруг меняет что-то в привычном порядке - и это смотрится ошеломительно прекрасно, дыхание перехватывает оттого, как это прекрасно). И меня снова приятно потряс Лиам Редхед. Он так развился за те несколько лет, что я слежу за КДБ и за ним, он вырос в чудесного танцовщика: легкого, тонкого, изящного, с прекрасными руками, с прекрасными линиями. И в бурнонвильской хореографии он смотрится очень органично, так хочется, чтобы ему выпадало больше возможностей танцевать Бурнонвиля. И то же самое касается Иды Преториус - впрочем, ладно, чего там, эта душенька во всех нарядах и в любой хореографии хороша. Такое счастье смотреть на нее: она тоже легка, лукава, изящна, и когда она танцует, кажется, что она светится от радости. Джи Мин Хон слегка уступала ей и Редхеду, не было в ней такой потрясающей легкости и такого изящества, но в целом она тоже была мила. И я хочу не только запись Livjægerne på Amager с Кронстамом, я хочу еще и этот балет "живьем" - да увы, на это мало надежд: его не исполняли с 2005 года, пока непохоже на то, что он может в каком-либо виде вернуться в репертуар.
Завершилось второе отделение финалом "Сильфиды" - увы, увы, без Мэджа. А жаль, можно было бы провести параллель с Bournonville Today - и все-таки позвать Мэджа на пару минут, чтобы поцеловал Джеймса и утешил... ну, или убил. Ладно, если б я составляла программу "Бурнонвилианы", а еще лучше - программу всего фестиваля, - все бы смотрели "Сильфиду" целиком, как миленькие, и может быть, даже два раза с разными составами. То-то страдали бы критики, которые эту постановку ненавидят. А так, я думаю, они не страдали. Да и я тоже не слишком страдала, потому что в финале "Сильфиды", в отличие от па-де-де, Гриндер и Бирккьяр были превосходны. Бирккьяру идет играть трагедию: как он потрясенно смотрел в зал, когда сильфида опускалась на пол, словно сломанный цветок. И Гриндер тоже трагедия к лицу: она очень трогательно умирала. Хотя самый пронзительный момент для меня - и в этот раз, и вообще всегда в сцене смерти сильфиды - когда ослепшая сильфида идет вперед, пошатываясь, и протягивает руки, ища Джеймса во внезапно наступившей темноте.
Но завершили вечер, разумеется, не сильфидной трагедией, а неаполитанским весельем: третьим актом "Неаполя". И хоть это было не так бешено круто, как накануне, в полном спектакле, но все-таки очень хорошо. Дженнаро в этот раз был Джонатан Хмеленски, а Терезиной - Александра Ло Сардо, и надо сказать, что Хмеленски выглядел для меня интереснее в этой роли, чем Бирккьяр: у него получился очень горячий и разбитной Дженнаро. И это притом, что Терезина ему досталась не самая лучшая: я знаю, что Ло Сардо не новичок в этой роли (именно она танцует Терезину в видеоверсии "Неаполя"), но в тот вечер она была слишком сосредоточена и погружена в себя, в ней не было легкости и контакта с партнером, да и вообще со всеми окружающими - вроде того же Эггерта-Пеппо, снова станцевавшего с ней в тарантелле. Причем Хмеленски-Дженнаро очень выразительно хмурился, когда его задвинули, а Терезина танцевала с каменным лицом - но она и с Дженнаро потом танцевала с тем же напряжением, и ему приходилось жечь за двоих. Он и отжигал, и светился от счастья, и очень мне понравился. Хотя опять же - в классических выходах в па-де-сис Хмеленски-Дженнаро мне не очень понравился. Но я об этом уже вчера писала: мне кажется, это не проблема исполнителя, просто ну не подходят Дженнаро эти классические вариации, вот что ты хочешь делай. А тарантелла ему подходит, в тарантелле он на своем месте. Еще в тарантелле были безумно хороши Марсин Купински и Киззи Матиакис - в дуэте с красным шарфом. И Матиакис еще божественно провела свою вариацию - вторую женскую вариацию - в па-де-сис, а Ида Преториус не просто танцевала, а прямо-таки летала в третьей вариации. И еще Киззи Матиакис и Сюзанна Гриндер очаровательно танцевали вдвоем в па-де-сис и улыбались друг другу, и тоже сияли так, что просто нельзя было глаз от них отвести. И Йон Аксель Франссон был изумителен в третьей мужской вариации, и боже мой, да все там были изумительны, что и говорить. Ничего я не могу и не хочу с собой поделать, я люблю датчан - и от любви могу быть пристрастна, но они вправду были превосходны. И я надеюсь, девятого июня на заключительном гала-концерте они меня тоже порадуют.