Я еще раз хочу повторить то, что в общих чертах уже сказала в комментах: театр здорово спасает от депрессии. Вчера я была в полном упадке, в состоянии "здесь все двери черные" (спорим, что никто цитату не узнает). Пошла в Стасик на премьеру одноактников, там меня еще хорошо приложило для начала "Призрачным балом" Брянцева. Это лютый, вырвиглазный, устаревший тюлевый пиздец с невозможными претензиями. Его нельзя возрождать, его надо закопать навсегда, а к услугам некрофилов-балетоманов, любящих что-то припахивающее трупом и подделывающееся под (нео)классику, есть видеоверсия 2001 года: она тоже кошмарная, то есть дух балета в ней передан верно. Но выдерживать пятьдесят минут тоскливой, пошлой, унылой гетеронормативной жвачки - это очень трудно, это здорово отвращает от похода на ту же программу в следующий раз. Вернее, пойти можно, но надо опоздать к первому действию. Или прийти вовремя, но провести первое действие в буфете. Потому что реально это невозможно, я пятьдесят минут сидела и колола себе руку острой бусиной браслета, чтоб не заорать от скуки.
К счастью, кто выдержал Брянцева - потом может рассказывать, как было весело. Потому что потом идут Марко Гёке и Охад Нахарин. "Одинокий Джордж" Гёке - замечательно компактный балет, как по сравнению с Брянцевым, так и по сравнению с неимоверно растянутым и безвкусным "Нижинским" того же Гёке. Что в "Нижинском" страшно раздражало, в "Одиноком Джордже" смотрелось отлично: и фирменная хореография Гёке, где много движений рук и корпуса, но мало, хе-хе, движений ног, и узнаваемая пластика, и даже звуки, издаваемые танцовщиками - вздохи, пыхтение, бормотание. В "Нижинском" я от этих звуков готова была лезть на стенку и бить кому-нибудь морду, просто чтоб сорвать раздражение. В "Одиноком Джордже" - ничего подобного, все нормально сходит (хотя я бы предпочла, чтобы звуков не было вообще, без них лучше). И Шостакович прекрасно сочетается с хореографией. Хотя, как выясняется, некоторые пеняют Гёке за то, что он использовал Струнный квартет №8 для балета про одинокую черепаху. Но и балет не совсем про черепаху, чего уж там, и даже если б он был только про черепаху - все равно я не знаю, почему бы и не использовать для него эту музыку Шостаковича. Но у меня просто никаких запретных ассоциаций нет, хорошо иногда быть музыкально неразвитым человеком.
Ну и наконец - "Минус 16" Охада Нахарина. Это абсолютный улет. Вот как в первой программе Илера надо было выдерживать скучную "Сюиту в белом" и не всегда хорошо станцованную "Маленькую смерть", чтобы в конце получить сумасшедше прекрасную "Вторую деталь". Так и здесь нужно дождаться последнего акта, чтобы получить мощнейший приход. Максим Севагин начал вчера зажигать еще в антракте, пока "гости съезжались на дачу", в смысле - зрители собирались в зал. А когда все собрались, и к Севагину присоединись все остальные участники - то началось такое, что описывать не хочется, это видеть надо, причем видеть именно вживую, ни одна запись не передаст этого драйва. Круче всех для меня оказался номер под "Echad Mi Yode’a", песню из Пасхальной Агады: танцовщики, сидя на поставленных полукругом стульях, танцевали, постепенно сбрасывая с себя строгие костюмы и шляпы (вообще костюмы в этом балете - это дополнительное очарование: женщины и мужчины в андрогинных брючных костюмах и шляпах смотрятся умопомрачительно прекрасно). И когда они вскакивали, выкрикивая припев: "Shebashamaim uva'aretz" - полностью эта строка звучит как "echad elokeinu shebashamaim uva'aretz" - "один у нас Бог на небе и земле" - ну, вот это было для меня сильнее всего. Наверно, тут еще мое глубоко запрятанное еврейство как-то дало о себе знать. Ну и просто это очень, очень сильный номер. Но там все хорошо - и дуэт под Вивальди, и внезапная вспышка иммерсивного театра - с вовлечением зрителей в танцы на сцене. Само собой, одна девушка там точно была "подсадкой", но все остальные или большая часть - явно были случайно выбранными зрителями. И они отрывались, танцуя, и зал отрывался вместе с ними. Хоть у меня на миг и возникло чуточку странное ощущение: как будто ты на дискотеке, а тебя не пригласили танцевать.
Ну и заключительные импровизации - так сказать, вместо поклонов - тоже были улетные. И как же радостно смотреть на стасиковцев, с наслаждением отрывающихся и в "Минус 16", и в "Одиноком Джордже", и во "Второй детали", и в "Тюле" Экмана. Видно, что им все это доставляет бешеный кайф (а в "Призрачном бале", простите меня, никакого кайфа не чувствуется). И вспоминаешь, какими засушенными они были несколько лет назад при Зеленском - и сам репертуар был засушенным, несмотря на проблески типа "Татьяны", - и начинаешь лишний раз любить и ценить Илера, и желать, чтоб он продолжал и дальше расширять художественные горизонты и труппы, и зрителей Стасика. Но "Призрачный бал" все-таки лучше убрать.
Выложу здесь "Echad Mi Yode’a". Вот так оно и в Стасике выглядит, но повторяю: вживую оно смотрится вообще улетно. 23 и 24 июня в Стасике повторяют эту программу, и если у вас будет возможность - сходите. Ну надо это видеть, честное слово.