После почти полуторагодовалого перерыва посмотрела "Сильфиду" в БТ. Пора завязывать с утренниками. Полный зал мерзких детей, а если дети вдруг молчат - то болтают их родственники, объясняя деточкам по ходу действия, что происходит на сцене. Пересказать содержание балета в антракте - это невыполнимая задача, я понимаю. Справа рядом со мной сидела вот такая мамаша, комментировавшая практически все, что видела. Слева - две мелких девицы, то и дело принимавшиеся болтать во весь голос. Как получать удовольствие от балета в таком окружении, а? Ну то есть, можно было бы и получить удовольствие, если б танцевали хорошо, но нет. Это было катастрофически печальное зрелище. Оркестр фальшивил немилосердно: вот как начал увертюру играть как попало, так и продолжал весь спектакль. Сильфида - Анастасия Горячева... ох, это было больно и грустно. У меня сложное отношение к этой балерине: она мне довольно долго "не заходила", зимой я ее в очередной раз увидела Аделиной в "Пламени Парижа" - и она меня вдруг приятно потрясла и очень понравилась, и я надеялась, что и сегодня это приятное потрясение повторится, но нет, не вышло. Боюсь, уже сказывается возраст. Такое чувство, что партия ей не по силам: она упрощала хореографию, многое смазывала, кое-что просто пропускала, мимировала очень небрежно; были проблески чего-то хорошего, да, но в целом смотреть на нее было грустно. Никакой химии с Джеймсом - Русланом Скворцовым - не чувствовалось вовсе. Да и скажем прямо, ничего сильфидного не было в этой сильфиде, она была откровенно тяжеловата. Скворцов же, напротив, в первом акте казался рядом с ней практически сильфом - так он был легок и изящен. Вот на него было сегодня приятно смотреть, даром что, чего скрывать, игрой он не заморачивался. Но заморачивался танцем - и единственный сегодня танцевал Бурнонвиля, а не лепил что-то типа под Бурнонвиля в стиле "и так сойдет". У него прекрасные стопы, прекрасная мелкая техника, он очень изящен - и свое соло в первом акте он вообще станцевал так, что я поняла: только ради Скворцова я не уйду в антракте, дождусь его в па-де-де. В па-де-де, кстати, он уже танцевал не так отточенно, чуть небрежнее, но опять же, на фоне Горячевой и кордебалета и это сходило. Любопытно, что вот тут он уже не казался таким сильфообразным, как в первом акте, и все три вариации Джеймса в его исполнении получились одинаково "земными" (я когда-то цитировала Хеннинга Кронстама, объяснявшего, что первая вариация Джеймса в па-де-де - земная, во второй вариации он уже направлен вверх, третья вариация - воздушная). Воздушности в них не хватало. Но все равно Скворцов был очарователен. А что переигрывал безбожно - видно, в качестве компенсации за почти полное отсутствие игры в первом акте, - ну, на это я глаза закрыла.
Александр Смольянинов - Гурн - станцевал свою вариацию в первом акте в стиле "размахнись, нога", Бурнонвилем там и не пахло. Гурн у него получился очень несимпатичным типом. Эффи - Екатерина Завадина - была не слишком выразительна (впрочем, Эффи в принципе в этой версии невыразительна), но ее хочется похвалить за четкое мимирование. Да и танцевала она хорошо. Кто там у нас еще? Анна Балукова - Мэдж - еще одна рыжая красотка-ведьма, на общем тусклом фоне она сначала просияла, но во втором акте ничего интересного не сыграла. Антонина Чапкина, очередное энергично продвигаемое юное дарование. Нет, с пуантов она не сходила, и на том спасибо. Но почему никто не объяснил этой первой сильфиде, что закладывать ногу за ухо - это дурной тон? Не везде, конечно, но у Бурнонвиля точно. Ну и что говорить, стиль она не чувствует. Да и почти никто уже не чувствует, кажется, впору приглашать Кобборга и чистить-чистить-чистить, приводить эту постановку в порядок. Но никто этим заниматься не станет.
А, забыла еще упомянуть "двух друзей" - Оскара Фрейма и Егора Геращенко. Эти мальчики обращали на себя внимание - но к сожалению, слишком уж часто заигрывались. Видно, что им все это нравится, что они с энтузиазмом мимируют и танцуют, но их время от времени ощутимо заносило. И по их вине произошла накладка: они так замимировались, что забыли убрать в сторону кресло, и появившиеся со свадебными подарками девушки в пляске натыкались на это кресло, и было это очень заметно. Но с другой стороны - ладно, они хотя бы получали удовольствие, а не тянули лямку, и это чувствовалось. Я думаю, обойдутся еще, станут совсем милы.
Но что-то после сегодняшнего спектакля на БТшную "Сильфиду" больше не тянет. Разве что поставят Сильфидой Маргариту Шрайнер, вот ее я бы хотела увидеть. Но сама постановка совсем мне разонравилась. Вернее, дело даже не в постановке, а в том, что она слишком уж "обрусела", надо переводить ее обратно на датский, да - см. выше - никто этим заниматься не станет. Печально все это.
Господи, хоть бы в КДБ вернули "Сильфиду", что ли.